Преимущества и недостатки режима самоизоляции в период первой волны коронавирусной инфекции для пациентов с полиморбидной патологией

Обложка


Цитировать

Полный текст

Открытый доступ Открытый доступ
Доступ закрыт Доступ предоставлен
Доступ закрыт Доступ платный или только для подписчиков

Аннотация

Цель. Изучить летальность от всех причин и ее структуру, не связанную непосредственно с НКИ, у пациентов с ПМП в период самоизоляции.

Материал и методы. Изучены амбулаторные карты 2423 пациентов с ПМП (841 муж и 1582 жен, в возрасте от 18 до 99 лет). У пациентов определяли летальность и ее причины за последние три года; включая период самоизоляции.

Результаты. Летальность от всех причин среди больных с ПМП составила 10,2% без статистически значимых различий по гендерному признаку. Основные причины смерти больных с ПМП: болезни системы кровообращения — 50,8%, онкологические заболевания — 21,0%, заболевания нервной системы — 7,3%. В период самоизоляции зарегистрирован рост летальности от всех причин на 34,3% (p<0,05), при увеличении числа умерших среди больных с болезнями системы кровообращения (особенно, ишемической болезнью сердца) на 19,5% (p>0,05).

Заключение. Зарегистрировано увеличение числа умерших больных с ПМП в период самоизоляции, что может быть обусловлено ограничением физической активности, возможности обследования и консультирования профильными специалистами. Учитывая уязвимость этой группы пациентов, возникает настоятельная необходимость разработки профилактических мероприятий при повторении ситуации.

Полный текст

ОБСУЖДЕНИЕ

Пандемия новой коронавирусной инфекции (НКИ, COVID-19), охватившая все население земного шара, внесла свои коррективы практически во все сферы деятельности человечества. Здравоохранение всех стран столкнулось с проблемой отсутствия сведений о механизмах распространения, течения, диагностики, лечения и профилактики новой инфекции. В связи с быстрым распространением заболевания, развитием тяжелых форм, особенно среди пациентов с полиморбидной патологией, нехваткой ресурсов для обеспечения оптимального лечения больных во многих странах, в т.ч. в Российской Федерации (РФ) был введен режим самоизоляции, или т.н. локдаун (англ.: «lockdown»). Безусловно, в условиях отсутствия защиты населения вакцинацией эта мера обоснована и необходима, однако она имела и некоторые негативные последствия, которые отразились на состоянии здоровья пациентов с полиморбидной патологией (ПМП).

Введение режима самоизоляции позволила РФ с наименьшими потерями, по сравнению с другими странами, выстоять в первую волну НКИ — за короткий срок были построены новые стационары для пациентов с НКИ, созданы вакцины, разработаны методы лечения и профилактики. Вместе с тем, проявились и недостатки, заключающиеся в увеличении летальности, непосредственно не связанной с НКИ, наблюдающейся как РФ в целом, так и в Рязанской области (РО) в частности [1–3].

Полиморбидность повышает риск смерти [4–7], тем более в период пандемии; наиболее уязвимой частью населения являются пациенты с множественными хроническими заболеваниями. Данных о летальности среди этой группы в период самоизоляции недостаточно, что и определило основную цель исследования — изучить летальность от всех причин и ее структуру, не обусловленную новой коронавирусной инфекцией, в период самоизоляции (локдауна) у пациентов с полиморбидной патологией.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ

Для решения поставленной цели в проспективное когортное исследование методом случайной выборки было отобрано 2423 амбулаторные карты пациентов (34,7% мужчин, 65,3% женщин, в возрасте от 18 до 99 лет) с ПМП (два и более заболеваний у одного пациента).

В течение трех лет изучались летальность от всех причин и ее структура. Проанализированы свидетельства о смерти пациентов, умерших за трехлетний период наблюдения (2018–2020 гг.). При определении причин смерти учитывали наличие у больного болезней системы кровообращения (БСК); новообразований; болезней органов дыхания; болезней органов пищеварения; болезней эндокринной системы; болезней нервной системы; внешних причин, остальные причины рассматривались в графе «Другие» (в т.ч. заболевания почек; инфекция, не связанная с НКИ; случаи, когда причина смерти не установлена).

Индекс полиморбидности, разработанный нами, основывался на факторах, влияющих на летальность: возраст, сердечно-сосудистые заболевания, онкологические заболевания, сахарный диабет, другие заболевания (табл. 1).

 

Таблица 1. Индекс полиморбидности для определения прогноза

Баллы

Факторы

+5

Болезни системы кровообращения

+3

Новообразования

+2

Сахарный диабет

+1

Любое соматическое заболевание

+1

+ добавляется по 1 баллу за каждые 10 лет жизни

 

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Летальность от всех причин среди больных с ПМП за три года наблюдения составила 10,2% (248 больных из 2423: 87 мужчин и 161 женщина; средний возраст умерших — 76 лет). Статистических различий по гендерному признаку не зарегистрировано, однако средний возраст умерших женщин составил 78 лет, тогда как мужчин — 68 лет.

Структура причин смерти больных с ПМП мало отличается от аналогичных показателей общей популяции по РФ и РО [1, 2, 8] — основные причины смерти:

на первом месте — БСК (50,8%),
на втором — онкологические заболевания (21%),
на третьем — заболевания нервной системы (7,3%).

Изучение летальности от всех причин по годам показало некоторое увеличение ее за 2020 г.:

2018 г. — 77 человек (3,2%),
2019 г. — 73 человека (3,1%),
2020 г. — 98 человек (4,3%, p<0,05 при сравнении с предыдущими годами).

При этом, отмечался преимущественный рост пациентов с БСК (на 19,5% при сравнении с 2019 г.), однако сравнение их с показателями предыдущих лет не достигает статистически значимого различия (рис. 1).

Среди БСК именно ишемическая болезнь сердца, а не цереброваскулярная болезнь приводила к летальному исходу:

2018 г. — 14 больных,
2019 г. — 12,
2020 г. — 25 больных.

Следует подчеркнуть, что ни один из пациентов не скончался от НКИ.

 

Рис. 1. Сравнительная динамика причин смерти в абсолютных цифрах (количество пациентов) за три года наблюдения (2018–2020).

 

Анализ индекса полиморбидности свидетельствует о более высоких его показателях у умерших пациентов (p<0,001 при сравнении между живыми и умершими, табл. 2). У больных, умерших в год самоизоляции, индекс полиморбидности несколько ниже, чем у больных, умерших в предыдущие годы. Возраст больных, умерших в 2020 г. был на 4 года меньше, чем у умерших в 2019 г. (p>0,05).

 

Таблица 2. Сравнительный анализ индекса полиморбидности в зависимости от летального исхода за трехлетний период наблюдения (М±δ)

 

2018 г.

2019 г.

2020 г.

Умершие

14,5±3,7*

14,5±3,4*

13,4±3,6*

Живые

10,4±4,1

10,4±4,0

10,2±4,2

 Примечание: * — p<0,001 при сравнении между умершими и живыми пациентами

 

Таким образом, информация о причинах смерти пациентов с ПМП в условиях изоляции жизненно необходима для разработки и проведения профилактических мероприятий для снижения летальности и улучшения качества жизни [9, 10].

Анализ полученных результатов свидетельствуют о более высокой летальности среди больных с множественными хроническими заболеваниями по сравнению с популяцией в целом [1, 2], что может быть обусловлено именно полиморбидностью патологии. Структура причин смерти мало отличается от аналогичных показателей по РФ и РО.

Увеличение летальности от всех причин в период самоизоляции примерно на треть может быть связано с ограничением физической активности, нехваткой ресурсов, так как ряд специалистов были направлены на борьбу с новой коронавирусной инфекцией, перепрофилированием ряда стационаров для лечения больных с коронавирусной инфекцией, временного закрытия различных школ, дающих информацию пациентам по образу жизни пациентов с различной патологией и пр. Не исключается возможность бессимптомного течения коронавирусной инфекции, что могло спровоцировать ухудшение течения сопутствующей патологии и развитию летального исхода.

Снижение индекса полиморбидности у больных, умерших в период изоляции, может свидетельствовать как о снижении возраста смерти, так и «нагруженности» пациента болезнями, т.е. они умирали в более молодом возрасте, при меньшем количестве полиморбидных состояний.

Увеличение числа больных с БСК за период самоизоляции при сравнении с 2019 г. статистически не достоверно, что может быть обусловлено малочисленностью исследуемых групп. Однако, рост летальности на 19,5% от БСК среди больных с ПМП в период самоизоляции должно наводить на мысль о необходимости разработке нового подхода к профилактическим мероприятиям у этой категории пациентов в условиях развития аналогичной ситуации. Особо следует отметить, увеличение числа летальных исходов именно у пациентов с ишемической болезнью сердца (более чем в два раза). О повышении летальности от БСК в период самоизоляции свидетельствуют и другие авторы [11, 12], подчеркивая, что госпитальная летальность значительно не изменялась, что свидетельствует о важности своевременной госпитализации в этот период. Особый интерес вызывает тот факт, что летальность больных ХОБЛ при локдауне не повысилась, что может быть связано с меньшим контактом с инфекцией, поллютантами и пр. [13]. Нами также не отмечено увеличение летальности больных от бронхолегочной патологии.

Необходимость и обоснованность самоизоляции в период первой волны НКИ не вызывает сомнений: много вопросов вызывали эпидемиологическая составляющая новой инфекции, алгоритмы лечения больных, что нашло отражение во временных рекомендациях, посвященных теме, когда по мере получения информации становилось ясно, как и чем лечить больных с НКИ [14]. Создание препаратов на основе фавипиравира, а затем и вакцин, позволило несколько ослабить напряженную ситуацию и снизить ограничительные меры. Вместе с тем, больные с полиморбидной патологией остаются в группе риска и при возникновении любой угрозы для жизни, включая инфекцию должны иметь разработанный алгоритм защиты.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Введение периода самоизоляции в период первой волны новой коронавирусной инфекции, несомненно, позволило выстоять в борьбе с пандемией с наименьшими потерями. Вместе с тем, в период самоизоляции отмечалось увеличение летальности от всех причин и тенденция к увеличению числа больных погибших от болезней системы кровообращения среди больных с полиморбидной патологией.

Это может быть обусловлено ограничением физической активности, возможности обследования и консультирования профильными специалистами, а также отсутствием возможности участия в работе различных школ.

Учитывая уязвимость этой группы пациентов, возникает настоятельная необходимость разработки профилактических мероприятий при повторении ситуации. Особое внимание следует обратить именно больным с болезнями системы кровообращения.

ДОПОЛНИТЕЛЬНО

Источник финансирования. Бюджеты Рязанского государственного медицинского университета им. акад. И.П. Павлова, Клиники Зюд.

Конфликт интересов. Авторы заявляют отсутствие конфликта интересов.

Вклад авторов: Асфандиярова Н.С., Дашкевич О.В., Дорошина Н.В., Сучкова Е.И., Шехтместер Л.И. — сбор и обработка материала, написание текста, Филиппов Е.В. — концепция и дизайн исследования, редактирование.

×

Об авторах

Наиля Сайфуллаевна Асфандиярова

Рязанский государственный медицинский университет имени академика И.П. Павлова

Email: n.asfandiyarova2010@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0002-2025-8119
SPIN-код: 1095-4892

доктор медицинских наук, доцент кафедры внутренних болезней и поликлинической терапии

Россия, 390026, Рязань, ул. Высоковольтная, д. 9

Евгений Владимирович Филиппов

Рязанский государственный медицинский университет имени академика И.П. Павлова

Email: dr.philippov@gmail.com
ORCID iD: 0000-0002-7688-7176
SPIN-код: 2809-2781

доктор медицинских наук, доцент, зав. кафедрой поликлинической терапии и профилактической медицины

Россия, 390026, Рязань, ул. Высоковольтная, д. 9

Ольга Валентиновна Дашкевич

Рязанский государственный медицинский университет имени академика И.П. Павлова

Email: aprel4@live.ru
ORCID iD: 0000-0002-6383-5078
SPIN-код: 1123-3725

кандидат медицинских наук, участковый терапевт

Россия, 390026, Рязань, ул. Высоковольтная, д. 9

Наталья Владимировна Дорошина

Рязанский государственный медицинский университет имени академика И.П. Павлова

Email: ndoroshina@mail.ru
ORCID iD: 0000-0001-6246-0633
SPIN-код: 1142-0681

старший преподаватель кафедры математики, физики и медицинской информатики

Россия, 390026, Рязань, ул. Высоковольтная, д. 9

Екатерина Игоревна Cучкова

Рязанский государственный медицинский университет имени академика И.П. Павлова

Email: katya.suchkova.1990@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-7997-0338
SPIN-код: 7506-6232

кандидат медицинских наук

Россия, 390026, Рязань, ул. Высоковольтная, д. 9

Leonid Isaakovich Shehtmester

Klinikum Süd

Автор, ответственный за переписку.
Email: dr.shehtmester@yahoo.com
ORCID iD: 0000-0002-0309-0238
Германия, Nurenberg

Список литературы

  1. Демографическая ситуация в Рязанской области за январь– декабрь 2021 года. Доступно по: https://ryazan.gks.ru/folder/47978. Ссылка активна на 01 июля 2021.
  2. Статистика смертности по данным Росстат. Доступно по: https://rosinfostat.ru/smertnost//. Ссылка активна на 01 июля 2021.
  3. The top 10 causes of death. Доступно по: https://www.who.int/news-room/fact-sheets/detail/the-top-10-causes-of-death. Ссылка активна на 01 июля 2021.
  4. Fillenbaum G., Pieper C.F., Cohen H.J., et al. Comorbidity of five chronic health conditions in elderly community residents: determinants and impact on mortality // The Journals of Gerontology. Series A, Biological Sciences and Medical Sciences. 2000. Vol. 55, № 2. P. M84–M98. doi: 10.1093/gerona/55.2.m84
  5. Zekry D., Valle B.H.L., Lardi C., et al. Geriatrics index of comorbidity was the most accurate predictor of death in geriatric hospital among six comorbidity scores // Journal of Clinical Epidemiology. 2010. Vol. 63, № 9. P. 1036–1044. doi: 10.1016/j.jclinepi.2009.11.013
  6. Ларина В.Н., Барт Б.Я., Карпенко Д.Г., и др. Полиморбидность и ее связь с неблагоприятным течением хронической сердечной недостаточности у амбулаторных больных в возрасте 60 лет и старше // Кардиология. 2019. Т. 59, № 12S. С. 25–36. doi: 10.18087/cardio.n431
  7. Мальчикова С.В., Максимчук–Колобова Н.С., Казаковцева М.В. Влияние полиморбидности у пожилых больных с фибрилляцией предсердий на «стоимость болезни» // Фармакоэкономика. Современная фармакоэкономика и фармакоэпидемиология. 2019. Т. 12, № 3. С. 191–199. doi: 10.17749/2070-4909.2019.12.3.191-199
  8. Хоминец В.В. Общий анализ смертности в Рязанской области 12 месяцев 2019 года. Доступно по: https://tfoms-rzn.ru/images/files/koord_sovet/2020/3/1.pdf. Ссылка активна на 01 июля 2021.
  9. Якушин С.С., Филиппов Е.В. Основные направления первичной профилактики сердечно-сосудистых заболеваний // Наука молодых (Eruditio Juvenium). 2014. № 4. С. 55–68.
  10. Паршикова Е.Н., Филиппов Е.В. Смертность от всех причин у пациентов с инфарктом миокарда с подъемом сегмента st в зависимости от типа реперфузионной терапии (данные Рязанской области, 2018–2020 гг. // Российский медико-биологический вестник имени академика И.П. Павлова. 2020. Т. 28, № 4. С. 479–487. doi: 10.23888/PAVLOVJ2020284479-487
  11. Wu J., Mamas M.A., Mohamed M.O., et al. Place and causes of acute cardiovascular mortality during the COVID-19 pandemic // Heart. 2021. Vol. 107, № 2. P. 113–119. doi: 10.1136/heartjnl-2020-317912
  12. Butt J.H., Fosbøl E.L., Gerds T.A., et al. All-Cause Mortality and Location of Death in Patients With Established Cardiovascular Disease Before, During, and After the COVID-19 Lockdown: A Danish Nationwide Cohort Study // European Heart Journal. 2021. Vol. 42, № 15. P. 1516–1523. doi: 10.1093/eurheartj/ehab028
  13. Alsallakh M.A., Sivakumaran S., Kennedy S., et al. Impact of COVID-19 lockdown on the incidence and mortality of acute exacerbations of chronic obstructive pulmonary disease: national interrupted time series analyses for Scotland and Wales // BMC Medicine. 2021. Vol. 19, № 1. P. 124. doi: 10.1186/s12916-021-02000-w
  14. Временные методические рекомендации. Профилактика, диагностика и лечение новой коронавирусной инфекции (COVID-19). Версия 11 (07.05.2021). Доступно по: https://static-0.minzdrav.gov.ru/system/attachments/attaches/000/055/735/original/B%D0%9C%D0%A0_COVID-19.pdf. Ссылка активна на 01 июля 2021.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML
2. Рис. 1. Сравнительная динамика причин смерти в абсолютных цифрах (количество пациентов) за три года наблюдения (2018–2020).

Скачать (122KB)

© ООО "Эко-Вектор", 2021



СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации СМИ: серия ПИ № ФС77-76803 от 24 сентября 2019 года