Патоморфология гидроцефалии, связанной с аномалиями развития водопровода мозга

Обложка


Цитировать

Полный текст

Аннотация

Цель. Выявить структурные особенности вентрикулярной герминативной зоны и неокортекса при врожденной гидроцефалии, сопряженной с аномалиями развития водопровода мозга у новорожденных 22-40 недель гестации.

Материалы и методы. Основная группа (n=10) – головной мозг новорожденных 22-40 недель гестации с гидроцефалией, сформировавшейся на фоне аномалий развития водопровода мозга; группа сравнения (n=30) – головной мозг новорожденных без видимой патологии ЦНС c шириной просвета боковых желудочков, не превышающей 0,5 см. Проведено комплексное патоморфологическое исследование вентрикулярной герминативной зоны и неокортекса в проекции поля №6 (корковое представительство двигательного анализатора).

Результаты. Гидроцефалия, сопряженная с аномалиями развития водопровода мозга, характеризуется нарушением формирования борозд и извилин (микрополигирия, асимметрии и нарушение последовательности гирификации), отсутствием признаков ремоделирования вентрикулярной герминативной зоны и ретардацией дифференцировки III-VI цитоархитектонических слоев неокортекса на фоне увеличения экспрессии глиального белка S-100 в глиобластах белого вещества, снижения экспрессии виментина в сосудах перивентрикулярной области и отрицательной экспрессии металлопротеиназы-9 в глиобластах, рилина – в нейронах Кахаля-Ретциуса, десмина – в перивентрикулярных сосудах.

Заключение. Структурные особенности вентрикулярной герминативной зоны и неокортекса у новорожденных 22-40 недель гестации при гидроцефалии, связанной с аномалиями развития водопровода мозга, следует рассматривать в качестве морфологических дифференциально-диагностических критериев указанной патологии с внутренней водянкой головного мозга иной этиологии.

Полный текст

По литературным данным, 43% внутренней водянки головного мозга, или гидроцефалии (ГЦ), у новорожденных обусловлено аномалиями развития водопровода мозга (ВМ), этиологически связанными с рецессивным геном в X-хромосоме [1, 2]. Благоприятный исход ГЦ, по мнению ряда авторов [3, 4], определяют ранняя диагностика и своевременно начатое лечение с учетом структурных повреждений головного мозга.

Общеизвестно, что изменения мозговой паренхимы, обусловленные накоплением ликвора в вентрикулярной системе при врожденной ГЦ, проявляются атрофией больших полушарий, дегенеративными изменениями аксонов вплоть до исчезновения последних и демиелинизацией проводящих путей головного мозга [5]. Однако, до сих пор не существует однозначного представления о структурной основе патологического процесса в веществе головного мозга при наследуемой гидроцефалии, обусловленной хромосомной патологией.

В связи с вышеизложенным, целью настоящего исследования явилось изучение морфологических особенностей вентрикулярной герминативной зоны и неокортекса у новорожденных 22-40 недель гестации при гидроцефалии, сопряженной с аномалиями развития ВМ.

Материалы и методы

Проведено комплексное морфологическое исследование головного мозга 40 мертворожденных и погибших новорожденных детей гестационного возраста 22-40 недель, включающее обзорную гистологию и гистостереометрию вентрикулярной герминативной зоны (ВГЗ) и неокортекса, трансмиссионную электронную микроскопию и иммуногистохимическую (ИГХ) идентификацию глиального белка S-100, матриксной металлопротеиназы-9 (ММР-9), рилина, виментина и десмина в структурах мозга.

Основную группу составил головной мозг 10 умерших новорожденных с ГЦ, обусловленной аномалиями развития ВМ. Гидроцефалию, диагностированную при скрининговом ультразвуковом исследовании плода, подтверждали на аутопсии на основании сочетания дилатации боковых (БЖ) и III желудочков свыше 1,0 см с аномалией развития ВМ. Последнюю выявляли путем заполнения инъекционной тушь-желатиновой смесью вентрикулярной системы головного мозга [6]. Группу сравнения (n=30) составили образцы головного мозга новорожденных, погибших от асфиксии, без патологии ЦНС и с шириной просвета БЖ не более 0,5 см.

Материалом для исследования послужили фрагменты ткани головного мозга, включающие вентрикулярную герминативную зону и неокортекс, иссеченные в проекции цитоархитектонического поля №6, расположенного в передней трети прецентральной извилины (корковое представительство двигательного анализатора). Обработка гистологического материала предусматривала предварительную фиксацию ткани в нейтральном формалине с последующими проводкой и заливкой в парафин [7]. Тканевые срезы толщиной 3-4 мкм окрашивали по методу Ниссля, а также гематоксилином и эозином. Идентификацию антигенов нейроспецифического протеина S-100, рилина, ММР-9, виментина и десмина в паренхиме и сосудах головного мозга проводили по стандартной методике с термической демаскировкой антигенов, используя моноклональные мышиные антитела в рабочих разведениях («Dako», Дания). Визуализацию имму-нопозитивных комплексов осуществляли с помощью светового микроскопа «Micros», Австрия (МС 300Х), в 100 клетках 10 различных полей зрения при 400-кратном увеличении. Интенсивность ИГХ окрашивания ядер и цитоплазмы (слабое, умеренное, выраженное) оценивали в баллах от 0 до 3. Индекс экспрессии (ИЭ) рассчитывали по формуле:

ИЭ = ∑ P(i)∙i/100,

где i – показатель интенсивности окрашивания клеток, полученный путем сложения баллов, P(i) – процент позитивных клеток и структур, окрашенных с разной степенью интенсивности.

Исследуемый материал обеих групп с целью выявления динамики гестационных структурных преобразований вещества головного мозга разделили на подгруппы (22-27, 28-32, 33-37, 38-40 недель), которые с учетом массы и длины тела детей при рождении условно соответствуют новорожденным с экстремально низкой (ЭНМТ), очень низкой (ОНМТ), низкой (НМТ) и нормальной массой тела.

Статистическую обработку полученных результатов осуществляли при помощи пакета программного обеспечения «Statis-tica» с использованием непараметрического критерия Манна-Уитни с оценкой межквартильных интервалов. Статистически значимыми считались различия при р<0,05. Для определения корреляционной зависимости между переменными выполняли корреляционный анализ по методу Спирмена с оценкой силы связи по степеням [8].

Результаты и их обсуждение

Согласно результатам проведенного исследования, гидроцефалия, сопряженная с аномалиями развития ВМ, в 7 случаях из 10 была обусловлена расщеплением водопровода мозга, в 2 случаях из 10 – стенозом его дистального отдела, в 1 из 10 – агенезией ВМ на фоне генетически подтвержденного синдрома Патау с кариотипом 46, xy, add (16)(g24). Во всех наблюдениях (n=10) аномалия развития ВМ сочеталась с другими врожденными пороками развития ЦНС, такими как полный рахисхиз, гипоплазия мозолистого тела, цефалоцеле, голопрозэнцефалия, ариэнцефалия и премоксилярная агенезия в разных комбинациях, что позволило интерпретировать выявленную патологию головного мозга как наследственную [9].

Аномалии строения ВМ сопровождались нарушением оттока цереброспинальной жидкости и ее накоплением в проксимально расположенном отделе вентрикулярной системы, что послужило причиной равномерной дилатации полостей боковых и III желудочков свыше 1 см и истончения вещества головного мозга от 0,5 до 0,2 см.

По результатам световой микроскопии, ВГЗ, или герминативный матрикс, у мертворожденных и погибших живорожденных детей с ГЦ, обусловленной аномалиями ВМ, независимо от их гестационного возраста имеет мономорфную клеточную структуру и, в отличие от физиологической нормы [10], не сопровождается признаками его последовательной редукции с практически полным исчезновением к 38 неделе гестации. С 22 по 40 недели ВГЗ определяется в виде субэпендимально расположенной клеточной полосы неравномерной ширины из глио- и нейробластов с гипер- и эухромными ядрами. Полости БЖ выстланы однорядной, местами многорядной, эпендимой. На апикальном крае эпендимоцитов определяются микроворсинки в состоянии гидропической дистрофии, часть измененных ворсин десквамирована (рис. А).

Результаты гистометрии ВГЗ позволили подтвердить, что ремоделирование перивентрикулярной области при ГЦ, сопряженной с аномалиями развития ВМ, практически не происходит, поскольку нет достоверных различий между показателями ширины герминативного матрикса в различные сроки гестации.

Одной из причин нарушения гестационных преобразований перивентрикулярной области при наследственной ГЦ, вероятно, является отрицательная экспрессия в глиобластах ВГЗ матриксной металлопротеиназы-9. Последняя в условиях физиологической нормы отличается высокой инвазивной активностью, благодаря чему способствует миграции клеток и, таким образом, участвует в ремоделировании тканей [11], в том числе и головного мозга [12].

Неотъемлемой морфологической особенностью гидроцефалии является отек вещества головного мозга, нарушающий ликворный механизм трофики и способствующий повреждению нейроглии в виде набухания, некробиоза и некроза с последующим формированием зон клеточного опустошения и заместительного глиоза. Перечисленные изменения определяются не только в ВГЗ и интермедиарной зоне, но и в неокортексе (рис. Б). Об этом свидетельствуют динамика экспрессии глиального белка S-100 (маркера дифференцирующейся глии) в зонах повреждения мозговой паренхимы (рис. В), характеризующаяся увеличением индекса экспрессии (ИЭ) S-100 пропорционально гестационному возрасту новорожденных, и достоверность различий (p=0,006) между экспрессией глиального белка в мозговой паренхиме при ГЦ и в группе сравнения.

Прогрессированию отека вещества головного мозга при ГЦ способствуют структурные особенности сосудов перивентрикулярной области, характеризующиеся наличием эндотелиоцитов на базальной мембране и клеток, напоминающих перициты (рис. Г). Отсутствие гладкомышечных волокон в составе стенок сосудов, подтвержденное нулевыми значениями ИЭ десмина в разные сроки гестации, позволяет отнести таковые к капилляроподобным. Дефицит соединительнотканного компонента в базальных мембранах сосудов, подтвержденный пониженной (p=0,006) местной экспрессией виментина, в определенной мере способствует увеличению их проницаемости. Подтверждением служит умеренная отрицательная корреляционная связь (Rs=-0,6) между экспрессией виментина в сосудах и экспрессией глиального белка S-100 в глиобластах перивентрикулярной области.

Изменения в неокортексе при гидроцефалии, сопряженной с аномалиями развития ВМ, некоторые авторы трактуют как «клеточный хаос», или инверсию цитоархитектонических слоев [13], либо нарушение разделения коры на слои [14]. Завершенное нами исследование позволило выявить дисхронию развития нео-кортекса по ретардантному типу, проявившуюся нарушением подразделения молекулярного, или плексиморфного, слоя (I) на клеточный и редкоклеточный подслои и отсутствием дифференцировки II-VI слоев, которые до конца гестационного периода представлены единым мономорфным блоком клеток (рис. Д). На ультраструктурном уровне незрелость коры подтверждена гипоплазией органелл в цитоплазме нейронов: митохондрий, элементов гранулярного эндоплазматического ретикулума, фибрилл (рис. Е).

Кроме того, у всех живо- и мертворожденных детей с ГЦ, обусловленной аномалиями развития ВМ, на органном уровне выявлены нарушения гирификации коры больших полушарий: микрополигирия – 55,6% (n=9) и нарушения последовательности формирования рельефа коры в виде несвоевременного появления и асимметрии борозд первого порядка – 44,4% (n=4).

                                  

Рис. Патоморфология вентрикулярной герминативной зоны, неокортекса и иммунореактивность глиального белка S-100 в глиобластах при гидроцефалии, связанной с аномалией развития водопровода мозга

 

Выявленные нарушения дифференцировки и гирификации неокортекса, вероятно, в значительной мере обусловлены отрицательной экспрессией рилина (ИЭ рилина = 0) в нейронах Кахаля-Ретциуса, поскольку его функциональная активность определяет окончательное расположение зародышевых матричных клеток в периоды фетального и раннего постнатального развития [15].

Вывод

Гидроцефалия, сопряженная с врожденными аномалиями развития водопровода мозга, у новорожденных 22-40 недель гестации характеризуется рядом морфологических признаков, которые могут быть положены в основу ее дифференциальной диагностики с гидроцефалиями другой этиологии: это микрополигирия, несвоевременное и асимметричное появление кортикальных борозд, атрофия неокортекса, персистирование вентрикулярной герминативной зоны до конца гестационного периода (т.е. до 40 недели гестации), отсутствие морфологических признаков редукции герминативного матрикса, дифференцировки II-VI цитоархитектонических слоев и вертикальной ориентации нейронов и нейрональных модулей, увеличение экспрессии глиального белка S-100 в глиобластах белого вещества, снижение экспрессии виментина в сосудах перивентрикулярной области, отрицательная экспрессия металлопротеиназы-9 в глиобластах, рилина – в нейронах Кахаля-Ретциуса и десмина – в перивентрикулярных сосудах.

×

Об авторах

Елена Васильевна Проценко

ФГБУ Ивановский научно-исследовательский институт материнства и детства им. В.Н. Городкова Минздрава России

Автор, ответственный за переписку.
Email: procenko_e_v@mail.ru
ORCID iD: 0000-0003-0490-5686
SPIN-код: 1343-3881
ResearcherId: B-1147-2017

д.м.н., старший научный сотрудник лаборатории патоморфологии и электронной микроскопии

Россия, 153045, г. Иваново, ул. Победы, д. 20

Любовь Петровна Перетятко

ФГБУ Ивановский научно-исследовательский институт материнства и детства им. В.Н. Городкова Минздрава России

Email: peretiatko2011@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0003-1047-6312
SPIN-код: 2795-9185
ResearcherId: B-1176-2017

д.м.н., проф., заведующая лабораторией патоморфологии и электронной микроскопии

Россия, 153045, г. Иваново, ул. Победы, д. 20

Наталья Владимировна Фатеева

ФГБУ Ивановский научно-исследовательский институт материнства и детства им. В.Н. Городкова Минздрава России

Email: nata6120@bk.ru
ORCID iD: 0000-0002-4077-3310
SPIN-код: 5817-1380
ResearcherId: A-9999-2017

младший научный сотрудник лаборатории патоморфологии и электронной микроскопии

Россия, 153045, г. Иваново, ул. Победы, д. 20

Ольга Павловна Сарыева

ФГБУ Ивановский научно-исследовательский институт материнства и детства им. В.Н. Городкова Минздрава России

Email: saryevaolga@mail.ru
ORCID iD: 0000-0001-8255-2877
SPIN-код: 1436-3998
ResearcherId: A-9996-2017

к.м.н., младший научный сотрудник лаборатории патоморфологии и электронной микроскопии

Россия, 153045, г. Иваново, ул. Победы, д. 20

Список литературы

  1. Serikawa T., Nishiyama K., Tohyama J., et al. Prenatal molecular diagnosis of X-linked hydrocephalus via a silent C924T mutation in the L1CAM gene // Congenital Anomalies. 2014. Vol. 54, №4. P. 243-245. doi: 10.1111/cga.12069
  2. Rados M., Orescovic D., Rados M., et al. Long lasting near-obstruction stenosis of mesencephalic aqueduct without development of hydrocephalus – case report // Croatian Medical Journal. 2014. Vol. 55, №4. P. 394-398. doi: 10.3325/cmj.2014.55.394
  3. Oresković D., Klarica М. Development of hydrocephalus and classical hypothesis of cerebrospinal fluid hydrody-namics: facts and illusions // Progress in Neurobiology. 2011. Vol. 94, №3. P. 238-258. doi: 10.1016/j.pneurobio.2011.05.005
  4. Akins P., Guppy K., Axelrod Y., et al. The Genesis of Low Pressure Hydrocephalus // Neurocritical Care. 2011. Vol. 15, №3. P. 461-468. doi:10.1007/ s12028-011-9543-6
  5. Барашнев Ю.И., Бахарев В.А. Эмбриофетопатии. Диагностика и профилактика аномалий центральной нерв-ной системы и скелета. М.: Триада-Х; 2010.
  6. Васильева М.Е., Проценко Е.В., Перетятко Л.П. Метод визуализации желудочков головного мозга плодов 22-40 недель гестации // Морфологические ведомости. 2009. Т. 1, №1-2. С. 103-105.
  7. Саркисов Д.С., Перов Ю.М., ред. Микроскопическая техника. Руководство для врачей и лаборантов. М.: Ме-дицина; 1996.
  8. Реброва О.Ю. Статистический анализ медицинских данных. М.: Медиа Сфера; 2003.
  9. Wellesley D., Dolk H., Boyd P., et al. Rare chromosome abnormalities, prevalence and prenatal diagnosis rates from population-based congenital anomaly registers in Europe // European Journal of Human Genetics. 2012. Vol. 5, №20. P. 521-526. doi: 10.1038/ejhg.2011.246
  10. Проценко Е.В., Васильева М.Е., Перетятко Л.П., и др. Структурные изменения герминативного матрикса у плодов и новорожденных с вентрикуломегалией и врожденной гидроцефалией // Архив патологии. 2014. Т. 76, №3. С. 9-12.
  11. Lockwood Ch., Oner C., Uz Y., et al. Matrix metalloproteinase 9 (MMP9) expression in preeclamptic decidua and MMP9 induction by tumor necrosis factor alpha and interleukin 1 beta in human first trimester decidual cells 1 // Biology of Reproduction. 2008. Vol. 78, №6. P. 1064-1072. doi:10.1095 /biolreprod.107.063743
  12. Проценко Е.В., Перетятко Л.П., Васильева М.Е. Особенности экспрессии ММР-9 в структурах головного моз-га плодов и новорожденных 22-40 недель гестации при вентрикуломегалии и гидроцефалии // Детская меди-цина Северо-Запада. 2012. Т. 3, №2. С. 32-34.
  13. Лазюк Г.И., ред. Тератология человека. Руководство для врачей. 2-е изд. М.: Медицина; 1991.
  14. Власюк В.В. Патология головного мозга у новорожденных и детей раннего возраста. М.: Логосфера; 2014.
  15. Schiffmann S., Bernier В., Goffinet А. Reelin mRNA expression during mouse brain development // European Jour-nal of Neuroscience. 1997. Vol. 5, №9. P. 1055-1071. doi: 10.1111/j.1460-9568.1997.tb01456.x

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML
2. Рис. Патоморфология вентрикулярной герминативной зоны, неокортекса и иммунореактивность глиального белка S-100 в глиобластах при гидроцефалии, связанной с аномалией развития водопровода мозга


© Проценко Е.В., Перетятко Л.П., Фатеева Н.В., Сарыева О.П., 2018

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации СМИ: серия ПИ № ФС77-76803 от 24 сентября 2019 года


Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах