ОСОБЕННОСТИ ЛЕЧЕНИЯ ИНТРАОПЕРАЦИОННЫХ ТРАВМ МОЧЕТОЧНИКА, ОСЛОЖНЕННЫХ ПЕРИТОНИТОМ



Цитировать

Полный текст

Аннотация

Введение. Травма мочеточника встречается редко и составляет менее 3% случаев повреждений органов мочевыделительной системы. Большую часть в структуре травм мочеточника занимают ятрогенные повреждения. Интраоперационные травмы мочеточника в 75% случаев выявляются несвоевременно, что приводит к развитию посттравматических осложнений. Сроки проявления перитонита с момента пересечения или термического повреждения мочеточника различаются, что влияет на тактику лечения больных.

Цель исследования. Определить оптимальнтактику лечения интраоперационной травмы мочеточника, осложненной мочевым перитонитом.

Материалы и методы. В ретроспективное исследование включены 26 пациентов, находившихся на стационарном лечение в научно-исследовательском институте скорой помощи им. И.И. Джанелидзе за период с 1998 по 2022 г. с интраоперационной травмой мочеточника, осложненной мочевым перитонитом.

Результаты. Медиана возраста пациентов составила 51 [41-66] год. Среди оперативных вмешательств, приведших к интраоперационной травме мочеточника, преобладали гинекологические операции. Сроки выявления мочевого перитонита составили от 11 до 103 часов после первично проведенной операции. У 8 больных мочевой перитонит выявлен в реактивной фазе, у 6 – в токсической, у 12 – в терминальной. Во всех случаях мочевого перитонита проводилось хирургическое лечение. Реконструктивные операции первично выполнены 13 (50%) пациентам. В 10 (38,5%) случаях потребовалось проведение этапных операций перед выполнением реконструктивных вмешательств на мочеточнике. Троим (11,5%) пациентам реконструктивные операции не осуществлялись, им проводилось постоянное дренирование верхних мочевыводящих путей нефростомой.

Выводы. При выявлении интраоперационной травмы мочеточника в реактивной и токсической стадии мочевого перитонита возможно выполнить реконструктивную операцию. В терминальной стадии перитонита необходимо проводить только этапную операцию, направленную на дренирование верхних мочевыводящих путей.

Полный текст

Введение

Травма мочеточника встречается в 1-3% случаев повреждений органов мочевыделительной системы [1-3]. По механизму различают закрытые, открытые и ятрогенные травмы мочеточника. Внешние механические повреждения мочеточника в результате закрытой или открытой травмы наблюдаются редко [4]. В структуре травм мочеточника преобладают ятрогенные повреждения, которые составляют до 80% случаев [5,  6]. Интраоперационная травма мочеточника в 75 % случаев своевременно не выявляется [7,  8]. Запоздалая диагностика повреждения мочеточника приводит к развитию посттравматических осложнений [6,  9,  10]. В зависимости от вида повреждения различают осложнения, обусловленные нарушением целостности стенки или обструкцией мочеточника в результате лигирования [9]. Повреждение стенки мочеточника при пересечении, перфорации и термической травме приводит к развитию мочевого затека или перитонита. Перфорация мочеточника преимущественно наблюдается во время проведения эндоскопических урологических вмешательств и может осложниться развитием забрюшинного мочевого затека [9]. Пересечение и термическая травма мочеточника могут произойти во время гинекологических, акушерских и хирургических вмешательств, приводя к развитию мочевого перитонита. Сроки проявления перитонита с момента пересечения или термического повреждения мочеточника различаются, что влияет на лечебную тактику.

Цель исследования определить тактику лечения интраоперационной травмы мочеточника, осложненной мочевым перитонитом.

Пациенты и методы

Проведено ретроспективное исследование клинического течения и результатов лечения 26 пациентов с интраоперационной травмой мочеточника, осложненной перитонитом, находившихся на стационарном лечении в научно-исследовательском институте скорой помощи им. И.И. Джанелидзе в период с 1998 до 2022 гг. Критериями невключения в исследование были отсутствие мочевого перитонита при интраоперационной травме мочеточника и возраст пациентов менее 18 лет. Интраоперационную травму мочеточника различали по виду, локализации и тяжести повреждения. По виду выделяли травмы мочеточника, обусловленные пересечением или термическим воздействием на его стенки. По локализации определяли сторону и уровень повреждения в верхней, средней или нижней трети мочеточника. Тяжесть повреждения мочеточника оценивали по в соотвествии с классификацией, предсложенной Американской ассоциацией хирургической травмы (American Association for the Surgery of Trauma, ААST) (табл. 1).

Таблица 1

Шкала тяжести повреждения мочеточника по классификации ААST

Table 1

AAST Ureteral Injury Severity Scale

Степень повреждения

Повреждение мочеточника

I

Ушиб или гематома без нарушения кровоснабжения

II

Разрыв диаметром <50%

III

Разрыв диаметром> 50%

IV

Полный разрыв протяженностью деваскуляризации <2 см

V

Полный разрыв протяженностью деваскуляризации > 2 см

Примечания: При двустороннем повреждении мочеточников тяжесть повышается на 1 степень до III степени.

Notes: Advance one grade for bilateral injuries up to grade III.

 

Тяжесть осложнений травмы мочеточника определяли по классификации Clavien-Dindo. Для оценки мочевого перитонита применяли классификацию В.С. Савельева, утверждённую на XI съезде хирургов России (Волгоград, 2011 г.). Также использовали классификацию перитонита К.С. Симоняна (1971) с выделением трех фаз его развития - реактивной (первые 24 часа), токсической (с 24 до 72 часов) и терминальной (свыше 72 часов). Санацию и дренирование брюшной полости при лечении мочевого перитонита проводили в ходе лапаротомии или лапароскопии. При лечении травмы мочеточника выполняли реконструктивную или этапную операцию. Мочеточник дренировали мочеточниковым стентом или нефростомическим дренажом.

Статистический анализ полученных данных проводили с использованием программы Jamovi, версия 2.3.21.0 (Jamovi project, 2022). Данные представлены медианой и межквартильным размахом [25; 75 перцентили].

Результаты

Основные демографические и пред- и послеоперационные клинические данные представлены в табл. 2. Среди 26 пациентов с интраоперационными повреждениями мочеточника было 5 (19,2%) мужчин и 21 (80,2%) женщина. Медиана возраста пациентов составила 51 [41-66] год. 

Таблица 2

Демографические, предоперационные и послеоперационные данные пациентов с травмами мочеточника (n=26)

Table 2

Demographic, preoperative and postoperative data of patients with ureteral injuries (n=26)

Показатель

Результаты

Возраст, годы [25; 75]

51 [41-66]

Пол

Мужчины

Женщины

5 (19,2%)

21 (80,2%)

Уровень повреждения мочеточника

Верхняя треть

Средняя треть

Нижняя треть

1 (3,8%)

3 (11,5%)

22 (84,6%)

Сторона повреждения

Правый мочеточник

Левый мочеточник

8 (30,8%)

18 (69,2%)

Тяжесть повреждения по шкале AАST

III степень

IV степень

V степень

4 (15,4%)

9 (34,6%)

13 (50,0%)

Койко-день

21 [15-36]

 

Повреждение мочеточника возникло в ходе гинекологических операций в 11 (42,3%) случаях, акушерских операций – в 9 (34,6%) случаях, общехирургических вмешательств – в 5 (19,2%) случаях и 1 (3,8%) случаев входе сосудистой операции. Сроки выявления мочевого перитонита после первично проведенной операции, приведшей к травме мочеточника, составили от 11 до 103 часов. У 8 (30,8%) пациентов мочевой перитонит был диагностирован в реактивной фазе (до 24 часов от начала), у 6 (23,1%) – в токсической фазе (до 72 часов) и у 12 (46,1%) – перитонит был выявлен в терминальной фазе патологического процесса. Во всех случаях лечение мочевого перитонита осуществлялось хирургическим способом с проведением эндотрахеального наркоза, что соответствовало IIIb степени тяжести осложнений по классификации Clavien-Dindo.

Интраоперационные травмы левого мочеточника выявляли более чем в 2 раза чаще, чем травмы правого мочеточника – 18 (69,2%) и (30,8%) случаев, соответственно. В подавляющем большинстве случаев, в 22 (84,6%) случаях, повреждения локализовались в нижней трети мочеточника и только в 1 (3,9%) случае – в верхней трети мочеточника. Тяжесть травмы мочеточника оценивали непосредственно во время выполнения оперативного вмешательства в ходе релапаротомии у 20 (76,9%) пациентов и релапароскопии у 6 (23,1%) пациентов. При интраоперационной ревизии у 4 (15,4%) пациентов травма мочеточника соответствовала III степени, у 9 (36,6%) – IV степени, а у 13 (50%) – V степени тяжести по шкале ААST.

Реконструктивные операции на мочеточнике были успешно выполнены 13 из 14 пациентов с интраоперационной травмой мочеточника, у которых мочевой перитонит был диагностировпн в реактивной и токсической стадии. Следует отметить, что раннее развитие перитонита у них было обусловлено пересечением мочеточника. С учетом локализации и протяженности травмы мочеточника 7 пациентам выполняли уретероуретероанастомоз, 4 пациентам – уретеронеоцистоанастомоз, 2 – операцию Боари. Во всех случаях верхние мочевыводящие пути дренировали мочеточниковым стентом. У одной родильницы спустя 2-е суток после кесарева сечения был диагностирован мочевой перитонит, осложнившийся сепсисом. Во время релапаротомии была обнаружена множественная перевязка левого мочеточника в нижней и средней трети, а проксимально над перевязанной частью мочеточник был полностью пересечен. Пациентке санировали и дренировали брюшную полость. С учетом ее тяжелого состояния и необходимости экстренного дренирования левой почки была выполнена уретерокутанеостомия. Через 11 месяцев данной пациентке была проведена реконструктивная операция.

В терминальной стадии спустя более 72 часов после первичной операции мочевой перитонит был обнаружен у 12 (46,2%) пациентов. В процессе ревизии брюшной полости в ходе релапаротомии у всех пациентов была выявлена термическая травма мочеточника протяженностью от 2 до 7 см. Всем пациентам осуществляли санацию, дренирование брюшной полости с этапной перевязкой мочеточника и установкой пункционной нефростомы. Спустя 4 – 6 месяцев 9 пациентам были успешно выполнены реконструктивные операции. Троим пациентам, перенесшим гемиколэктомиию по поводу рака толстой кишки, в ходе которой наступила термическая травма мочеточника, реконструктивные операции не проводились. Дренирование почки у них и в дальнейшем осуществляли с помощью нефростомического дренажа.

Обсуждение

В нашем исследовании повреждения мочеточников чаще локализовывались в нижней трети. Данные литературы также указывают на преобладание интраоперационных травм мочеточника в нижней трети, что обусловлено большим количеством проводимых сложных гинекологических и хирургических операций в области малого таза [11 – 13]. Мочевой перитонит во всех случаях был посттравматическим и вторичным. Планируя объем хирургического вмешательства на мочеточнике, мы учитывали сроки развития мочевого перитонита, который исходно является асептическим. В связи с этим в реактивной и токсической стадии распространения мочевого перитонита абсолютных противопоказаний для проведения реконструктивной операции нет. Таким образом, оценив общее состояние пациента, наличие сопутствующих заболеваний и риски развития инфекционно-воспалительных осложнений, в реактивной и токсической стадии в большинстве случаев нами были выполнены реконструктивные операции. Лишь в одном случае в токсической стадии распространения мочевого перитонита, осложненного сепсисом, мы ограничились этапной операцией – уретерокутанеостомией.

Анализируя различные виды интраоперационных травм мочеточника, следует отметить, что термическое воздействие приводит к наиболее тяжелым повреждениям и запоздалому развитию мочевого перитонита, что подтверждается данными литературы [13, 14]. В первые сутки после термической травмы стенки мочеточника еще остаются герметичными. По мере развития некроза мочеточника из образовавшегося дефекта моча начинает поступать в брюшную полость. В результате перитонеальные симптомы появляются позже, чем после пересечения мочеточника [13,  14]. Некроз стенки мочеточника после термического повреждения в большинстве случаев приводит к тяжелым уретеротравмам. Протяженные повреждения мочеточника в последствии требуют выполнения более сложных и обширных реконструктивных операций.

Выводы

При выявлении интраоперационной травмы мочеточника в реактивной и токсической стадии мочевого перитонита возможно выполнить реконструктивную операцию. В терминальной стадии перитонита необходимо проводить только этапную операцию, направленную на дренирование верхних мочевыводящих путей.

×

Об авторах

Гоча Шахиевич Шанава

ГБУ «Санкт-Петербургский научно-исследовательский институт скорой помощи им. И.И. Джанелидзе»; ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр им. В.А. Алмазова» Минздрава России

Автор, ответственный за переписку.
Email: dr.shanavag@mail.ru
ORCID iD: 0009-0006-2599-4023
SPIN-код: 1706-7410

Канд. мед. наук, врач-уролог урологического отделения; доцент кафедры урологии с курсом роботической хирургии с клиникой

Россия, 192242, г. Санкт-Петербург, Будапештская ул., д.3; 191014, г. Санкт-Петербург, ул. Аккуратова, д.2

Михаил Семенович Мосоян

ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр им. В.А. Алмазова» Минздрава России; ФГБОУ ВО «Первый Санкт-Петербургский государственный медицинский университет им. И.П. Павлова» Минздрава России

Email: moso03@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0003-3639-6863
SPIN-код: 5716-9089
Scopus Author ID: 57208982777

Д-р мед. наук, профессор, заведующий кафедрой урологии с курсом роботической хирургии с клиникой лечебного факультета Института медицинского образования, руководитель Центра роботической хирургии; профессор кафедры урологии

Россия, 191014, Санкт-Петербург, ул. Аккуратова, д. 2; 197022, Санкт-Петербург, ул. Льва Толстого, д. 6–8

Алексей Анатольевич Сиваков

ГБУ «Санкт-Петербургский научно-исследовательский институт скорой помощи им. И.И. Джанелидзе»

Email: alexei-sivakov@mail.ru
ORCID iD: 0009-0001-4504-7545
SPIN-код: 3064-8134

Канд. мед. наук, доцент, заведующий урологическим отделением, научный сотрудник отдела неотложной хирургии

Россия, 192242, Санкт-Петербург, Будапештская ул., д.3

Роман Евгеньевич Никулин

ГБУ «Санкт-Петербургский научно-исследовательский институт скорой помощи им. И.И. Джанелидзе»

Email: nikulinre@ya.ru
ORCID iD: 0000-0001-8809-1389
SPIN-код: 1082-1328

Врач-уролог урологического отделения

Россия, 192242, Санкт-Петербург, Будапештская ул., д.3

Дарико Гочевна Путренок

СПб ГБУЗ «Городская поликлиника №38»

Email: petite_femme061294@mail.ru
ORCID iD: 0009-0005-1032-8354

Врач-гинеколог женской консультации №35

Россия, 191015, Санкт-Петербург, Кавалергардская ул., д. 26

Виктория Владимировна Захарова

ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр им. В.А. Алмазова» Минздрава России

Email: zakharovaviktoria2002@gmail.com
ORCID iD: 0009-0008-9234-4375

Студент

Россия, 191014, Санкт-Петербург, ул. Аккуратова, д. 2;

Список литературы

  1. Phillips B, Cortese F, Falco M, et al. Trauma to the bladder and ureter: a review of diagnosis, management, and prognosis. Eur J Trauma Emerg Surg. 2017;43(6):763-773. doi: 10.1007/s00068-017-0817-3
  2. Sahai A, Ali A, Barratt R, et al. British Association of Urological Surgeons (BAUS) consensus document: management of bladder and ureteric injury. BJU Int. 2021;128(5):539-547. doi: 10.1111/bju.15404
  3. Cassell Iii AK, Manobah B. Management of genitourinary trauma - current evaluation from the Sub-Saharan region: A systematic review. World J Crit Care Med. 2021;10(6):377-389. doi: 10.5492/wjccm.v10.i6.377
  4. Siram SM, Anju J, Nahar A, et al. Ureteral trauma: patterns and mechanisms of injury of an uncommon condition. Am J Surg. 2010;199(4):566-570. doi: 10.1016/j.amjsurg.2009.11.001.
  5. Leite CC, Guerreiro N, Camerin GR, et al. A practical guide to genitourinary trauma. RadioGraphics. 2021;41(1):96-97. doi: 10.1148/rg.2021200110
  6. Li X, Yang K, Ding G, et al. Etiology, characteristics and management of ureteric injury: experience from a nationwide study. Transl Androl Urol. 2022;11(6):794. doi: 10.21037/tau-21-998
  7. Smith AP, Bazinet A, Liberman D. Iatrogenic ureteral injury after gynecological surgery. Can Urol Assoc J. 2019;13(6 Suppl4):51-55. doi: 10.5489/cuaj.5936
  8. Ширшов В.Н., Дорончук Д.Н., Шатиришвили О.К., Константинова И.М., Оболонков В.Ю., Лебедев Ю.И. Опыт лечения ятрогенных повреждений мочеточников. Клиническая практика. 2016;(1):3-10. doi: 10.17816/clinpract713-10.
  9. Vorobev V, Beloborodov V, Golub I, et al. Urinary system iatrogenic injuries: Problem review. Urologia Int. 2021;105(5-6):460-469. doi: 10.1159/000512882
  10. Ray VIP, Sánchez JAS, Mendoza IKM, et al. Comprehensive analysis of ureter injuries: A systematic review of the medical literature. Int J Med Sci Clin Res Stud. 2023;3(8):1623-1628. doi: 10.47191/ijmscrs/v3-i8-/34
  11. Gild P, Kluth LA, Vetterlein MW, et al. Adult iatrogenic ureteral injury and stricture–incidence and treatment strategies. Asian J Urol. 2018;5(2):101–6. doi:10.1016/j. ajur.2018.02.003
  12. Ding G, Li X, Fang D, et al. Etiology and ureteral reconstruction strategy for iatrogenic ureteral injuries: A retrospective single-center experience. Urologia Int. 2021;105(5-6):470-476. doi: 10.1159/000511141
  13. Cebeci OO. Is endourological intervention a suitable treatment option in the management of iatrogenic thermal ureteral injury? A contemporary case series. BMC Urol. 2022;22(1):137. doi: 10.1186/s12894-022-01094-5
  14. Limbachiya D, Tiwari R, Kumari R. Iatrogenic thermal energy-induced distal ureteric injury and its management by laparoscopy ureteroureterostomy. JSLS. 2023;27(3). doi: 10.4293/JSLS.2023.00030

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Эко-Вектор,



СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации СМИ: серия ПИ № ФС 77 - 89281 от 21.04.2025.