О нарративной этике взаимоотношений врача и пациента
- Авторы: Андреев С.И1, Дондокова Б.Б1, Односталко М.А1
-
Учреждения:
- Военно-медицинская академия им. С.М.Кирова
- Выпуск: Том 338, № 4 (2017)
- Страницы: 73-74
- Раздел: Статьи
- URL: https://journals.eco-vector.com/0026-9050/article/view/73377
- DOI: https://doi.org/10.17816/RMMJ73377
- ID: 73377
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Авторами проведен анализ современных концепций и теорий этики. Отмечаются специфические этические аспекты взаимодействия врача и пациента, которые оцениваются с точки зрения индивидуальной нравственной позиции и в соответствии с канонами общественной морали, а также с этическими принципами профессиональной деятельности. В заключении уделяется внимание этической рефлексии, которая в свою очередь является одной из самых действенных стратегий создания морального опыта субъектов медицинской коммуникации.
Полный текст
Целью прикладной этики является решение частных моральных проблем, как например, оправданы ли в моральном отношении новейшие медицинские технологии, сопровождающиеся в своем применении возникновением сложнейших этических проблем и т. д. Биомедицинская этика имеет дело с моральными принципами и решениями в контексте медицинской практики, политики и биомедицинского исследования. Биоэтика призвана формулировать этические принципы, позволяющие найти морально правильные решения сложных ситуаций в практическом взаимодействии субъектов медицинской коммуникации. Если говорить о биомедицинской деятельности, то ее сердцевиной выступают взаимоотношения врача и пациента. Соответственно, чтобы понять, какие еще пути обоснования этических законов и правил существуют для биомедицинской этики, необходимо проанализировать соотношение этих двух видов регулятивов, конституирующих процесс медицинской коммуникации. Деятельность института здравоохранения опирается на разработанные профессионально-этические кодексы, которые, основываясь на универсальных ценностях, координируют внутреннюю логику развития профессиональной деятельности. Соответственно, так называемый «Этический кодекс психиатра» нужно рассматривать как форму согласования логики профессиональной деятельности врача-психиатра в соответствии с фундаментальными ценностями. При этом они могут опираться на некоторые этические теории, развивавшиеся в процессе становления профессионального этоса. Нарратив (лат. narrare - языковой акт, т. е. вербальное изложение, в отличие от представления) - понятие философии постмодерна, фиксирующее процессуальность самоосуществления как способ бытия повествовательного (или, по Р.Барту, «сообщающего») текста. Нарративная этика воссоздает моральный опыт, который имеет, как правило, оценочный характер каких-либо действий, переживаний, страданий. В биомедицинской практике предметом рефлексии выступает нарратив болезни в целостности физического и психологического страдания пациента. Нарративная этика выступает наилучшей формой выражения своего опыта, описания и оценки моральных представлений о мире в повествовательном тексте. Известными примерами нарративной этики в русской литературе являются рассказ Л.Н.Толстого «Смерть Ивана Ильича», произведения А.П.Чехова. Истории пациентов отражают глубинное переживание субъектом истории болезни, восстанавливают в своей полноте душевные переживания и субъективные смыслы, затрагивают сложнейшие моральные дилеммы, знание которых обогащает рефлексию врача, стимулирует интерпретацию и может стать источником морального опыта в обучении. Нарративная биоэтика препятствует установлению процедурализма, схематичного отношения к многообразным практическим ситуациям, контролирует применение патерналистских фабрикаций. Нередко невнимание врачей к субъективным особенностям протекания болезни становится источником для диагностических ошибок. Погружение в смысловое поле нарратива реабилитирует гуманистическое и высвечивает антропологическое измерения медицинской коммуникации. Опыт страдания, конструируемый в нарративе, как правило, отражает глубинное влияние различных социокультурных представлений о болезни, распространенных в конкретном сообществе, что является богатейшим источником эмпирических материалов для медико-антропологических исследований. Прикладная биоэтика как форма общественной рефлексии последствий технологического вмешательства в телесную целостность человека реализуется в полной мере в сочетании этического анализа индивидуальных случаев и ситуаций. Ее практическое значение состоит не только в способности раскрывать все нюансы переплетений и столкновений интересов и ценностных позиций всех субъектов медицинской коммуникации, но и в выработке конкретных решений, способствующих развитию этической рефлексии. Этическая рефлексия, в свою очередь, является одной из самых действенных стратегий создания морального опыта субъектов медицинской коммуникации, поскольку направлена на становление специальной и нравственной ответственностей.×
Об авторах
С. И Андреев
Военно-медицинская академия им. С.М.КироваСанкт-Петербург
Б. Б Дондокова
Военно-медицинская академия им. С.М.КироваСанкт-Петербург
М. А Односталко
Военно-медицинская академия им. С.М.Кирова
Email: odnostalko@gmail.com
Санкт-Петербург