Поэзия между мифом и логосом: решающий шаг к науке

Обложка

Цитировать

Полный текст

Открытый доступ Открытый доступ
Доступ закрыт Доступ предоставлен
Доступ закрыт Доступ платный или только для подписчиков

Аннотация

На материале двух интеллектуальных традиций — индийской и греческой — обсуждается вопрос о появлении науки в так называемое «осевое время» (VIII–II вв. до н.э.) и о той роли, которую сыграла поэзия в формировании научного мышления. В тот период духовная культура существовала в устной форме, и звучащее слово играло первенствующую роль. На протяжении нескольких веков поэты занимаются упорядочиванием и сохранением священных текстов Ригведы. В процессе этой практики они начинают создавать специальные способы произношения для того, чтобы не исказить звучание гимнов, комментировать уже не очень понятные места и слова, составлять словари и формулировать грамматические правила. В результате этой деятельности родились веданги — религиозно-научные тексты, представляющие, в частности, такие дисциплины, как фонетика, этимология, грамматика, астрономия. В чем-то подобный процесс можно проследить и в греческой традиции. Поэты формировали творческое отношение к текстам, создавали неологизмы, что явилось примером и предпосылкой создания ряда понятий философами, углубили содержание ряда ключевых понятий, таких как «мера», «справедливость» и др., начинают критиковать мифологическую традицию, освобождая мысль от жесткой привязанности к авторитетам, и открывают рассуждение в форме пропорций. Тем самым поэзия сыграла важнейшую роль в движении от мифологического мышления к рациональному.

Об авторах

О. А Донских

Новосибирский государственный университет экономики и управления; Новосибирский государственный университет

Email: oleg.donskikh@gmail.com
Новосибирск, Россия; Новосибирск, Россия

Список литературы

  1. Франкфорт Г., Уилсон Дж., Якобсон Т. В преддверии философии. М., 1984.
  2. Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста. Структура стиха. Л., 1972.
  3. Елизаренкова Т.Я. «Ригведа» — великое начало индийской литературы и культуры. Ригведа. Мандалы I–IV. М., 1989.
  4. Соссюр Ф. де. Труды по языкознанию. М., 1977.
  5. Волошина О.А. Сакральный текст в ритуальном дискурсе (к истокам лингвистического анализа в древнеиндийских трактатах веданги. Известия РАН. Серия литературы и языка, 2018; 77(6): 5–21. doi: 10.31857/S241377150003058-6.
  6. Волошина О.А. Nighantu как инструмент семантического анализа гимнов Ригведы. Проблемы ближней и дальней реконструкции. Материалы IX Международной научной конференции по сравнительно-историческому языкознанию, посвященной 90-летию со дня рождения профессора Олега Сергеевича Широкова (1927–1997). М., 2017; 191–208.
  7. A Concise History of Science in India. New Delhi, 1971.
  8. Аристотель. Метафизика. Сочинения в четырех томах. Т.1. М., 1976.
  9. Топоров В.Н. Пиндар и Ригведа. Гимны Пиндара и ведийские гимны как основа реконструкции индоевропейской гимновой традиции. Труды Института восточных культур и античности. Выпуск XLIV. М., 2012.
  10. Cornford F.M. From Religion to Philosophy. A Study in the Origins of Western Speculation. New York; London, 1912.
  11. Фрагменты ранних греческих философов. Ч.1. От эпических теокосмогоний до возникновения атомистики. М., 1989.
  12. Snell B. The Discovery of the Mind. The Greek Origins of European Thought. Cambridge, 1953.
  13. Аристоксен. Элементы гармоники (фрагмент). От Гвидо до Кейджа. Полифонические чтения. М., 2006.
  14. Фрагменты ранних стоиков. Т.II. Хрисипп из Сол. Пер. А.А.Столярова. Ч.2. М., 2002.
  15. Blum R. Kallimachos. The Alexandrian Library and the Origins of Bibliography. Madison, 1991.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Издательство «Наука», 2023

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах