О ЧЕМ УМОЛЧАЛ БЕДА ДОСТОПОЧТЕННЫЙ: ХРИСТИАНИЗАЦИЯ БРИТАНИИ В «ЦЕРКОВНОЙ ИСТОРИИ НАРОДА АНГЛОВ» И АЛЬТЕРНАТИВНЫХ ЕЙ ИСТОЧНИКАХ

Обложка

Цитировать

Полный текст

Открытый доступ Открытый доступ
Доступ закрыт Доступ предоставлен
Доступ закрыт Доступ платный или только для подписчиков

Аннотация

«Церковная история народа англов» Беды Достопочтенного традиционно служит базовым источником по истории Британии VI–VIII вв., в том числе и в изучении распространения христианства в этот период среди германоязычного населения острова – англов, саксов и ютов. Согласно Беде, ключевую роль в этом процессе играли Августин, Павлин и другие миссионеры, направленные в Британию папой Римским Григорием I Великим. Напротив, бриттские священнослужители отказывались проповедовать своим английским соседям и вступили в конфронтацию с римскими миссионерами. У Беды они предстают своего рода аналогом новозаветных иудеев, отказавшихся принять Христа. Однако анализ иных источников (включая данные археологии и ономастики) свидетельствует, что по крайней мере в некоторых регионах (Кент, Западный Мидленд) существовал континуитет церковной жизни, несмотря на изменение этнического состава населения. В случае с Нортумбрией альтернативой рассказу Беды служат валлийские сочинения «История бриттов» и «Анналы Камбрии». Согласно им, короля Эдвине крестил не римлянин Павлин, а бритт Рун, сын Уриена, короля Регеда. Участие бриттов в начальном этапе христианизации Нортумбрии подтверждает анализ фигуры диакона Иакова, который, согласно Беде, был помощником Павлина. Его имя указывает на то, что он почти наверняка был не выходцем из континентальной Европы или англичанином, а бриттом. Центром его церковного служения был Каттерик, который в валлийской поэзии был связан с фигурой короля Уриена. Таким образом, Иаков либо принадлежал к правящему дому Регеда, либо пользовался его покровительством. Молчание Беды о связях Нортумбрии и Регеда не могло быть случайным. В статье ставится вопрос об опасности, которую для современного исследователя таит недостаточно критическое восприятие образов прошлого, заимствованных даже у самых авторитетных средневековых авторов.

Об авторах

С. Г Мереминский

Институт всеобщей истории РАН; Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации

Email: mereminskiy@gmail.com
Москва, Россия; Москва, Россия

Список литературы

  1. Королёв А.А. Собор в Стренесхальке и мощи святого Аэдана // Средние века. 2009. Вып. 70 (1–2). С. 174–191.
  2. Королёв А.А. Кентигерн // Православная энциклопедия. М., 2013. Т. 32. С. 468–474.
  3. Королёв А.А., Ткаченко А.А. Колумбан // Православная энциклопедия. М., 2014. Т. 36. С. 468–485.
  4. Мереминский С.Г. Формирование традиции: Английское историописание второй половины XI – первой половины XII века. М., 2016.
  5. Мереминский С.Г. Павлин // Православная энциклопедия. М., 2019. Т. 54. С. 149–152.
  6. Bassett S. Church and diocese in the West Midlands: the transition from British to Anglo-Saxon control // Pastoral Care before the Parish / Ed. J. Blair, R. Sharpe. Leicester, 1992. P. 13–40.
  7. Blair P.H. The Letters of Pope Boniface V and the Mission of Paulinus to Northumbria // England before the Conquest: Studies in Primary Sources Presented to D. Whitelock / Ed. P. Clemoes, K. Hughes. Cambridge, 1971. P. 5–13.
  8. Breeze A. Northumbria and the Family of Rhun // Northern History. 2013. Vol. 50, N 2. P. 170–179.
  9. Breeze A. 633 and the Battle of Hatfield Chase // Northern History. 2014. Vol. 51, N 1. P. 177–182.
  10. Brooks N. Canterbury, Rome and the construction of English identity // Early Medieval Rome and the Christian West: Essays in Honour of D.A. Bullough / Ed. J.M.H. Smith. Leiden, 2000. P. 221–246.
  11. Campbell J. Essays in Anglo-Saxon History. L., 1986.
  12. Corning C. The Baptism of Edwin, King of Northumbria: A New Analysis of the British Tradition // Northern History. 2000. Vol. 36. P. 5–15.
  13. Dailey E.T. To Choose One Easter from Three: Oswiu’s Decision and the Northumbrian Synod of ad 664 // Peritia. 2015. Vol. 26. P. 47–64.
  14. Davies J.R. Old Testament Names among the Britons: Their Occurrence and Significance before the Twelfth Century // Viator. 2012. Vol. 43. P. 175–192.
  15. Fanning S. Bede, Imperium, and the Bretwaldas // Speculum. 1991. Vol. 66. P. 1–26.
  16. Flechner R. Dagan, Columbanus, and the Gregorian Mission // Peritia. 2005. Vol. 19. P. 65–90.
  17. Foley W.T., Higham N.J. Bede on the Britons // Early Medieval Europe. 2009. Vol. 17. P. 154–185.
  18. Gerchow J. The Origins of the Durham Liber Vitae // The Durham Liber Vitae and its Context / Ed. D.W. Rollason et al. Woodbridge, 2004. P. 45–61.
  19. Goffart W. The Narrators of Barbarian History (AD550–800): Jordanes, Gregory of Tours, Bede and Paul the Deacon. Princeton, 1988.
  20. Grimmer M. Bede and the Augustine’s Oak conferences: implications for Anglo-British ecclesiastical interaction in early Anglo-Saxon England // Journal of the Australian Early Medieval Association. 2006. Vol. 2. P. 103–119.
  21. Gunn V. Bede’s Historiae: Genre, Rhetoric, and the Construction of Anglo-Saxon Church History. Woodbridge, 2009.
  22. Guy B. The Origins of the Compilation of Welsh Historical Texts in Harley 3859 // Studia Celtica. 2015. Vol. 49. P. 21–56.
  23. Guy B. Medieval Welsh Genealogy: An Introduction and Text Study. Woodbridge, 2020.
  24. Haigh D. The Saxon Cross at Bewcastle // Archaeologia Aeliana. New Series. 1857. Vol. 1. P. 149–195.
  25. Hall T. Identifying British Christian Sites in Western Wessex // The Archaeology of the Early Medieval Celtic Churches: Proceedings of a Conference on the Archaeology of the Early Medieval Celtic Churches, September 2004. Leeds, 2009. P. 155–172.
  26. Hanning R.W. The Vision of History in Early Britain: From Gildas to Geoffrey of Monmouth. N.Y.; L., 1966.
  27. Higham N. (Re-)Reading Bede: the Ecclesiastical History in Context. Abingdon, 2006.
  28. Jackson K.H. On the Northern British Section in Nennius // Celt and Saxon: Studies in the Early British Border / Ed. N.K. Chadwick. Cambridge, 1963. P. 20–62.
  29. Jones С. Bede as early medieval historian // Medievalia et Humanistica. 1946. Vol. 4. P. 26–36.
  30. Levison W. Bede as Historian // Bede: His Life, Times and Writings / Ed. A. Thompson. Oxford, 1935. P. 111–151.
  31. Llewellyn P.A.B. The names of Roman clergy, 401–1046 // Rivista di storia della chiesa in Italia. 1981. Vol. 35. P. 355–370.
  32. Meyvaert P. The Registrum of Gregory the Great and Bede // Revue Bénédictine. 1970. Vol. 80. P. 162–166.
  33. Meyvaert P. Bede’s text of the Libellus responsionum of Gregory the Great to Augustine of Canterbury // England before the Conquest: Studies in Primary Sources
  34. Presented to D. Whitelock / Ed. P. Clemoes, K. Hughes. Cambridge, 1971. P. 15–33.
  35. Nicholson E.B.W. Filius Urbagen // Zeitschrift für Celtische Philologie. 1901. Bd. 3. S. 104–111.
  36. Probert D. New light on Aldhelm’s letter to King Gerent of Dumnonia // Aldhelm and Sherborne: Essays to Celebrate the Founding of the Bishopric; Based on Papers Given at a Conference Held in Sherborne in June 2005 to Mark the Thirteen-hundredth Anniversary of the Founding of the Bishopric by Aldhelm of Malmesbury / Ed. N. Brooks, K. Barker. Oxford, 2010. P. 110–129.
  37. Prosopography of the Later Roman Empire / Ed. J.B. Martindale. Cambridge, 1992. Vol. 3: A.D. 527–641, Vol. 3A.
  38. Ray R. Bede’s Vera Lex Historiae // Speculum. 1980. Vol. 55. P. 1–21.
  39. Sharpe R. Martyrs and Local Saints in Late Antique Britain // Local saints and local churches in the early medieval West / Ed. A. Thacker. Oxford, 2002. P. 75–154.
  40. Sharpe R. The Naming of Bishop Ithamar // The English Historical Review. 2002. Vol. 117. P. 889–894.
  41. Shaw R. The Gregorian Mission to Kent in Bede’s Ecclesiastical History: Methodology and Sources. L., 2018.
  42. Sims-Williams P. Religion and Literature in Western England, 600–800. Cambridge, 1990.
  43. Thacker A. Bede, the Britons and the Book of Samuel // Early Medieval Studies in Memory of Patrick Wormald / Ed. S. Baxter et al. L.; N.Y., 2009. P. 129–148. Trioedd Ynys Prydein: The Triads of the Island of Britain / Ed. R. Bromwich. 4th ed. Cardiff, 2014.
  44. Westgaard J.A. Dissemination and Reception of Bede’s Historia ecclesiastica gentis anglorum in Germany, c. 731–1500: The Manuscript Evidence. Unpublished Ph.D. dissertation. Chapel Hill, 2005. [Электронный ресурс]. URL: https://cdr.lib.unc.edu/concern/ dissertations/f4752h05z (дата доступа: 10.10.2020).
  45. Westgaard J.A. Bede and the Continent in the Carolingian Age and Beyond // The Cambridge Companion to Bede / Ed. S. DeGregorio. Cambridge, 2010. P. 201–215.
  46. Wood S. Bede’s Northumbrian Dates Again // The English Historical Review. 1983. Vol. 98. P. 280–296.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Издательство «Наука», 2021

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах