Участие Софьи Палеолог в Придворных Церемониях

Обложка

Цитировать

Полный текст

Открытый доступ Открытый доступ
Доступ закрыт Доступ предоставлен
Доступ закрыт Доступ платный или только для подписчиков

Аннотация

В статье рассмотрены свидетельства источников различного происхождения об участии Софьи в придворной жизни в Москве. Отмечается, что такие свидетельства не слишком многочисленны, и всего три из них связаны с приемом иноземных послов. Собранный материал позволяет заключить, что роль Софьи в придворных церемониях была значительна, но являлась, в первую очередь, символической: Софья олицетворяла связь двора Ивана III с Западом, а также семейное счастье государя как мать его детей и как «глава» женской части его семьи. Показательно в этом отношении, что особой яркостью отличаются известия об участии Софьи в церемониях, связанных с вопросами замужества ее дочерей. Все эти роли были обусловлены поставленными Иваном III и его приближенными задачами во внешней и внутренней политике, но едва ли были связаны с прямыми или косвенными личными инициативами «осподарыни» в управлении страной. Ее церемониальная роль оказывалась подчиненной по отношению к ключевой роли, которая принадлежала великому князю.

Об авторах

Т. А Матасова

МГУ имени М.В. Ломоносова

Email: tamatt2009@gmail.com
Москва, Россия

Список литературы

  1. Амосов А.А. Лицевой летописный свод Ивана Грозного. М., 1998.
  2. Васильев А. Передача Андреем Палеологом своих прав на Византию французскому королю Карлу VIII // Николаю Ивановичу Карееву ученики и товарищи по научной работе. СПб., 1914. С. 273–278.
  3. Грабар А.Н. Заметка о методе оживления традиций иконописи в русской живописи XV–XVI вв. // Труды отдела древнерусской литературы. Л., 1981. Т. 36. С. 289–294.
  4. Евсеева Л.М. Шитая пелена 1498 г. и Чин венчания на царство // Древнерусское искусство: Византия и Древняя Русь: К 100-летию А.Н. Грабара. СПб., 1999. С. 433–436.
  5. Карамзин Н.М. История государства российского. М., 1999. Т. 6.
  6. Ключевский В.О. Курс русской истории. М., 2002.Т. 1.
  7. Корзинин А.Л., Шишкин В.В., Конявская Е.Л., Матасова Т.А., Полехов С.В., Пелипенко Т.И., Грязнов А.Л., Шмидт Г.А., Бородовский А.И. Русские княгини и их дворы в XI–XVI вв. / Под ред. А.Л. Корзинина. СПб., 2023.
  8. Корти М. Делатор или ФонТурн? // Клио. 2017. № 4. С. 150–156.
  9. Крылова Ю.П. Автор и общество в позднесредневековой Франции: «Книга поучений дочерям» Жоффруа де Ла Тура Ландри. М., 2014.
  10. Кудрявцев О.Ф. Визит поневоле: Россия Ивана III глазами венецианского посла Амброджо Контарини // Средние века. 2014. Вып. 75 (1–2). С. 137–170.
  11. Лидов А.М. Пространственные иконы: Чудотворное действо с Одигитрией Константинопольской // Иеротопия: Создание сакральных пространств в Византии и Древней Руси. М., 2006. С. 325–348.
  12. Матасова Т.А. Влияние или молчание? Еще раз о роли Софьи Палеолог при дворе Ивана III и степени ее участия в привлечении итальянских мастеров в Москву // Исторический вестник. 2020. Т. 33. С. 298–315.
  13. Матасова Т.А. Латинский перевод грамоты Ивана III 1493 года в Милане и Флоренции // Древняя Русь: Вопросы медиевистики. 2021. № 2. С. 41–51.
  14. Матасова Т.А. Образ Софьи Палеолог в памятниках XVI века // Древняя Русь: Вопросы медиевистики. 2023. № 2. С. 105–118.
  15. Матасова Т.А. Попугай в Москве в 1490 году // Русь, Россия: Средневековье и Новое время. М., 2019. Вып. 6. С. 126–130.
  16. Матасова Т.А. Эпидемии чумы 1460-х гг. в судьбе Софьи Палеолог // Вестник Университета Дмитрия Пожарского. 2021. № 1 (21). С. 70–84.
  17. Матасова Т.А., Воробьев Г.М. Новый документ по истории связей греческого мира и России последней четверти XV в. // Византийский временник. 2016. Т. 100. С. 256–270.
  18. Маясова Н.А. Древнерусское лицевое шитье: Каталог. М., 2004.
  19. Назаров В.Д. Палеолог Софья // Большая Российская энциклопедия. М., 2014. Т. 25. С. 126–127.
  20. Овчинникова Е.С. Московский вариант Богоматери Боголюбской // Древнерусское искусство: Зарубежные связи. М., 1975. С. 343–353.
  21. Панова Т.Д. Яды в борьбе за власть. Россия. XI – начало XVII в. М., 2017.
  22. Плюханова М.Б. Роль греко-итальянских униатов в становлении религиозных и политических идей на Руси конца XV – начала XVI в. // «Друг – зеркало для друга…»: Российско-итальянские общественные и культурные связи, Х–ХХ вв. М., 2013. С. 19–45.
  23. Поляковская М.А. Византийский дворцовый церемониал XIV в.: «театр власти» / Науч. ред. Т.В. Кущ. Екатеринбург, 2011.
  24. Преображенский А.С. Иконография «пелены Елены Волошанки» и проблема портретной традиции в московском искусстве рубежа XV―XVI вв. // Искусствознание. 2003. Вып. 2. С. 201–228.
  25. Пушкарева Н.Л. Женщины Древней Руси. М., 1989.
  26. Скржинская Е.Ч. Русь, Италия и Византия в средневековье. СПб., 2000.
  27. Соловьев С.М. Сочинения. Книга III: История России с древнейших времен. Т. 5–6. М., 1989.
  28. Усачев А.С. «Третий Рим» или «Третий Киев»? (Московское царство XVI века в восприятии современников) // Общественные науки и современность. 2012. № 1. С. 69–87.
  29. Флоровский Г.В. Пути русского богословия. Париж, 1937.
  30. Харрис Дж. Жалкий принц? Андрей Палеолог в Риме (1464–1502 гг.): обновленная версия // Вестник Волгоградского государственного университета. Сер. 4: История, Регионоведение, Международные отношения. 2022. Т. 27, № 6. С. 368–383.
  31. Хорошкевич А.Л. Из истории дворцового делопроизводства конца XV в.: Опись приданого великой княжны Елены Ивановны 1495 г. (Публикация источника) // Советские архивы. 1984. № 5. C. 29–34.
  32. Шаркова И.С. Эпистолярный источник конца XV в. (Филиппо Буонаккорси Каллимах и Софья Палеолог) // Проблемы источниковедения западноевропейского средневековья. Л., 1979. С. 189–197.
  33. Щепкина М.В. Изображение русских исторических лиц в шитье XV в. М., 1954.
  34. Harris J. A worthless prince? Andreas Palaeologus in Rome // Orientalia Christiana Periodica. 1995. № 61. Р. 537–554.
  35. Gibson J. Educating for Silence: Renaissance Women and the Language Arts // Hypatia. 1989. Vol. IV, No 1: The History of Women in Philosophy. P. 9–27.
  36. Paravicini Bagliani A. Il bestiario del papa. Torino, 2016.
  37. Pizzagalli D. La dama con l’ermellino: Vita e passioni di Cecilia Gallerani nella Milano di Ludovico il Moro. Bergamo, 2015.
  38. Riva C. La Cavalcata dei Magi di Benozzo Gozzoli: Storia, ermetismo e antiche simbologie. Firenze, 2017.
  39. Thyrêt I. Between God and Tsar: Religious Symbolism and the Royal Women of Muscovite Russia. Urbana-Champaign, 2001.
  40. Vespignani G. Andrea Paleologo, ultimo “imperator Constantinopolitanus” nella Roma dei papi di fine Quattrocento e il progetto di Crociata // Dopo le due cadute di Costantinopoli (1204, 1453): Eredi ideologici di Bisanzio. Venezia, 2008. P. 201–214.
  41. Vespignani G. Attorno al progetto di crociata di Alessandro VI (1492-1503). Andrea Paleologo nell’affresco dell’appartamento Borgia del Palazzo Vaticano // Erytheia. 2007. № 28. P. 99–112.
  42. Vespignani G. Translatio imperiie migrazione: Andrea Paleologo imperator Constantinopolitanus a Mosca in visita alla sorella Zoe Sofia // Миграции: Формированиероссийскогогосударства. Материалы международных семинаров «От Рима к Третьему Риму». 200‑2015 гг. / Под общей ред. П. Каталано, Ю.А. Петрова.М., 2015. С. 47–60.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Издательство «Наука», 2023

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах