Динамика численности и территории природопользования уйльта (ороков) Сахалина (XIX—XXI вв.)
- Авторы: Подмаскин В.В.1
-
Учреждения:
- Институт истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН
- Выпуск: Том 151, № 4 (2019)
- Страницы: 40-49
- Раздел: Статьи
- URL: https://journals.eco-vector.com/0869-6071/article/view/15566
- DOI: https://doi.org/10.31857/S0869-6071151440-49
- ID: 15566
Цитировать
Полный текст
Аннотация
На основе обобщения сведений исследователей Сахалина (этнографов, историков, путешественников, врачей) и результатов переписей населения рассматривается изменение территории природопользования и численности миноритарного этноса Сахалина — уйльта (ороков). Установлено, что длительное проживание в условиях острова обусловило ряд оригинальных черт традиционной культуры уйльта и успешную адаптацию к экологической обстановке Сахалина. Констатируется последовательное снижение численности уйльта и сокращение территории их расселения. Показано, что за рассматриваемый период условия природопользования уйльта на Сахалине ухудшились, поскольку территория расселения значительно сократилась и численность намного снизилась. Российско-японские территориальные размежевания Сахалина в первой половине XX в. стали причиной образования двух изолированных локальных групп уйльта. Малочисленность этноса, утрата воспроизводства традиций, значительные изменения в расселении и природопользовании не создают перспектив его существования и развития.
Ключевые слова
Полный текст
Уйльта (ранее в литературе известны как ороки или орочоны) — один из малочисленных (295 чел. по Всероссийской переписи 2010 г.) коренных народов Сахалина, проживают преимущественно в средней и северной частях острова. Для уйльта на многие столетия оказался наиболее жизнеспособным и устойчивым в условиях Сахалина хозяйственно-культурный комплекс таежных охотников-оленеводов, характерный в недалеком прошлом для эвенков и эвенов. Оленеводство в таком типе хозяйств целиком подчинялось потребностям охотничьего промысла. Стада животных были небольшими. Оленей использовали в условиях горно-таежной местности для перевозки вьюков при перекочевках, забоя на мясо осенью, а также в тех случаях, когда людям грозил голод. Зимние маршруты кочевок выбирались таким образом, чтобы можно было охотиться на пушных зверей, при этом оленей оставляли в заснеженных долинах. Летние пастбища обычно располагались в местах, где можно было заниматься промыслом рыбы, осенние — в районах промысла дикого оленя. Пастухи отводили летом оленей к морскому побережью, где меньше гнуса. Длительное проживание уйльта в условиях острова обусловило ряд оригинальных черт их культуры по сравнению с оленеводами материка и успешную адаптацию преимущественно к природной среде (кормящему ландшафту) Сахалина [19, с. 7—8]. Жизнеобеспечение осуществлялось в основном за счет традиционного природопользования.
В задачу автора входило: проанализировать источники по демографической ситуации на Сахалине в досоветский, советский и постсоветский периоды истории, рассмотреть ареал традиционного природопользования уйльта, выявить динамику численности и размещения этноса, дать оценку влияния колонизации и территориальных размежеваний на судьбу народа, в связи с тем, что пространство его обитания фактически не изучалось и не объяснялось [26, с. 278].
Численность и национальный состав коренного населения Сахалина в 40—50-е годы XVII в. определены в капитальных работах Б. О. Долгих [5, с. 612; 6, c 125]. В это время на Сахалине проживало 4.4 тыс. чел. С ХVIII в., а возможно и ранее, территория расселения уйльта была стабильной в пределах острова до первой четверти ХХ в.; в дальнейшем под влиянием исторических и социально-экономических факторов она значительно уменьшилась. В прошлом предки уйльта проживали, как предполагается, на территории материка, прилегающей к Охотскому морю. Вероятно, их переселение на Сахалин произошло не позднее начала XVII в. [16, с. 856]. В 1897 г. на Сахалине насчитывалось 4000 аборигенов: гиляков (нивхов) — 2000, айнов — 1168, орочонов — 770, тунгусов — 102 [7, с. 108]. .
Согласно сведениям Л. И. Шренка, в середине XIX в. ороки жили в северной части Сахалина, перекочевывая по строго определенным для каждой группы маршрутам от центральных хребтов, где они проводили зиму, к побережью Охотского моря, а также на материк и обратно. Самым северным пунктом их летних становищ были окрестности нивхского с. Кекрво (позднее — Пильтун) и побережье залива Урдкт, а самым южным — Луньский залив [28, с. 20—21]. В южной части Сахалина П. Глен обнаружил 12 постоянных орокских селений в устье р. Поронай и на побережье залива Терпения. Они жили преимущественно у небольших рек, впадающих в залив и оз. Тарайку (ныне оз. Невское) [3, с. 98].
Большой интерес представляют материалы метрических книг православных храмов Сахалина с 1868 по 1917 г., содержащие данные по расселению коренного населения Сахалина. Неоднократно отмечалось, что территории проживания аборигенов на острове распределялись в определенной закономерности.1 В южной части Сахалина примерно до города Томари (Макарово) жили в основном айны. В нынешних Поронайском, Смирныховском, Углегорском, Тымовском районах расселились смешанные айнско-орочонско-гиляцкие и тунгусские семьи. Севернее (по западному побережью и в центральной части острова) проживало основное население — нивхи (гиляки), тунгусы (эвенки) и якуты.
Южные ороки (суннени) в осенне-летний период занимали земли в районе залива Терпения и р. Поронай, откочевывая на зиму в Восточно-Сахалинские горы, и южнее — по побережью залива Анива на р. Сусуй [23, с. 14]. В 1860—1862 гг. они проживали в селениях Чогбо, Найпту, Нукда, Валендзя, Коянюс, Хельду, Уну, Чоамоки, Саокайнай [4, с. 26], занимаясь рыболовством и промыслом морского зверя. В 1881 г., по данным метрических книг храмов, крестились орочоны из деревень Чериль (Черель), Наймучи, Сухты (Сухта), Ай, Муйгача (Муйгичи), Найбучи, Уи.2 По основной направленности своей хозяйственной деятельности и некоторым особенностям материальной культуры южная группа заметно сближалась с нивхами и айнами. Наиболее компактные массивы семей этой группы были сосредоточены в пределах бассейна р. Поронай и частично на морском побережье. В качестве транспорта зимой они использовали ездовых собак.
Северные уйльта (дороннени) занимали земли северного Сахалина: в весенне-летний сезон — охотоморское побережье от п-ва Шмидта до Луньского залива, в осенне-зимний — Северо-Сахалинскую равнину и Восточно-Сахалинские горы. Они кочевали небольшими группами (обычно состоящими из представителей одного-двух родов) в районе морских заливов, причем с весны до осени держались ближе к морю и устьям рек, а к зиме удалялись от берега в тайгу, в более защищенные от ветра места [23, с. 13—14]. Четыре месяца в году они жили оседло, ежегодно останавливаясь в одних и тех же селениях, осваивая одни и те же охотничьи и водные угодья. Самым северным пределом их кочевий были заливы Пильтун и Урдкт. Южной «границей» перемещений был Луньский залив. В 1873 г. М. С. Мицуль писал: «…орочоны обитают в Плыйской низменности в следующих стойбищах: Сиска, Пахта, Утаси, Дуку, Чуубай, Уркачи, Хойе, Мык, Хельду, Валенда, Муйгда и др., последние три деревни расположены по речкам, впадающим в озеро Тарайка. Они вели оседлую жизнь, перекочевывая только во время лова рыбы, жили в постоянных юртах из коры бересты и ели» [15, с. 132].
В экономике северных ороков главную роль играла охота на пушного зверя и диких оленей, подсобными занятиями служили рыболовство и морской зверобойный промысел. Северные ороки имели экономические связи с народами материка: в середине XIX в. они ездили на ярмарку в Пули на Амур (позднее — с. Богородское), еще в конце XIX в. ороки постоянно бывали в Николаевске, где сбывали пушнину, крестили детей и венчались в Николаевском городском соборе.
В 1883 г. И. С. Поляков зафиксировал в южной части острова во время хода горбуши стойбище ороков из 11 жилищ. Он отметил, что ороки в течение года кочуют по разным местам [22, с. 91]. По материалам Всероссийской переписи населения 1897 г., структура стойбища ороков состояла из 1—3 жилищ. Это соответствовало одной-двум семьям, ведущим совместные перекочевки. Основная масса этого населения (515 чел.) жила в стойбищах из 4—10 жилищ [18, с. 134].
Во время массовых крещений (1893—1898 гг.) по Тымовскому округу орочоны компактно проживали в следующих стойбищах: Тарася, Найбучи, Уи, Мыйгы, Милькво, Дауту, Ноглек, Дахи, Сювуктуль, Вали, Сычагар, Томатох, а также в стойбище у оз. Курунг, при р. Томинай, Накуру, Кугу, Тыма, Вал, Муйго. В дер. Сиска отмечается смешанное население — гиляки (нивхи) и орочоны, то же в селениях Таран, Валета.3 В конце ХIX—начале ХХ в. ороки кочевали в восточной части Сахалина от залива Терпения на юге до р. Сабо, впадающей в Пильтунский залив, на севере. Самой северной территорией, которую они посещали для охоты, был п-ов Шмидта, а самой южный — залив Анива, куда они приезжали с торговыми целями [27, с. 20]. Из-за труднодоступности и суровости климата таежные горные районы практически не заселялись.
В 1898 г., по данным врача Н. С. Лобаса, местное население острова состояло из гиляков (нивхов), айнов, орочонов (ороков), тунгусов и якутов. Нивхи, число которых достигало приблизительно 2000 чел., оседали в северной части острова по западному и восточному берегам в селениях Чихнай, Ихдам, Щегловка, Александровка (Дуйка), Агнево, Эстуру, занимались главным образом рыболовством, охотой; питались исключительно рыбой. Айны (1500 чел.) жили на южном Сахалине. Род занятий этого народа был тот же, что у гиляков. Орочоны (800 чел.) кочевали по восточному берегу Сахалина и вдоль р. Поронай, занимаясь оленеводством и охотой. Тунгусы и якуты (первых 160, а вторых 10—13 человек) кочевали с оленями на северном Сахалине. Пришлое население Сахалина состояло из ссыльных (главную долю которых составляли русские) и людей свободного сословия (военных команд, чиновников, торговцев). Всего населения на острове было 30 326 чел., из которых на долю ссыльных приходилось 20 080 чел. [12, с. 40].
В 1913 г. Р. В. Меркушев посетил семь стоянок орочонов, располагавшихся от мыса Делиль-де-ля-Кройера (приблизительно 51° с. ш.) до Пильтунского залива на восточном берегу Сахалина. Эти семь стоянок у берега моря и в глубине острова носили имена Охудан, Ягодин, Вази, Дауту, Даги, Большой и Малый Горомай [13, с. 21—64]. По данным А. Н. Липского, в 1911 г. на р. Тыма ороки исчислялись в количестве 387 чел. [11, с. 8].
В целом ороки осваивали довольно значительное пространство острова: прибрежные и таежные районы. Они не занимали территории нивхов и айнов, а соседствовали с ними в местах летних поселений. Вероятно, в прошлом между этими народами были междоусобицы, о чем свидетельствуют древние легенды айнов, нивхов и ороков, но это лишь подтверждает правило о разграничении мест промысла [20, с. 35; 21, с. 35]. Обобщение данных позволяет заключить, что к началу XX в. ороки проживали на обширной территории Сахалина в 82 стойбищах.
В 1926 г. группы ороков занимали пространство от р. Сабо на севере восточного побережья Сахалина до Луньского залива на юге. Зимой они откочевывали в верховья речек, впадающих в Охотское море, при этом самая северная группа достигала западного побережья острова. На юге одна из групп выходила в долину р. Тымь. Е. А. Крейнович выделял у ороков пять территориальных групп с постоянными земельными участками, включавшими зимние пастбища для оленей, летние выпасы и места весенне-летних промыслов (охоты на морского зверя и рыбной ловли) [10, с. 4—5]. В 1929—1930 гг. уйльта отмечены в следующих стойбищах: Вутэбяви, Хогзо, Дауту, Аунгады, Даги, Вал, Осымут, Горомай, Хандуза, Аги, Муфто, Сабо, Монь, Чачи, Горячий ключ, Парамай.4 По официальным данным переписи населения Сахалина 1926 г. на Северном Сахалине до 50° с. ш. восточного берега острова насчитывалось 146 ороков [23, с. 11].
В начале ХХ в. в результате русско-японских размежеваний образовались две территориальные группы уйльта. Ороки южной части Сахалина (южнее 50° с. ш.), находившиеся с 1905 до 1945 г. в составе Японии, оказались изолированными от своих северных сородичей и продолжали жить в своих старых селениях в районе залива Терпения и устья р. Поронай, занимаясь рыболовством и промыслом морского зверя. Лишь небольшая часть молодых ороков работала на малых предприятиях и железнодорожной станции в районе г. Сисука (Поронайск). Незначительная часть населения занималась оленеводством в верховьях реки Поронай у богатого якутского оленевода Винокурова [1, с. 95; 24, с. 55]. По данным японского губернаторства Карафуто, численность этой группы в 1940 г. составляла 290 чел. [23, с. 11].
В годы оккупации Северного Сахалина Японией (1920—1925) уйльта переместились в глухие районы острова. После 1925 г. граница СССР с южной частью Сахалина, отошедшей к Японии, была закрыта, миграции местных жителей с юга на север Сахалина и обратно прекратились. Усилилось этнокультурное разобщение двух групп. Оно охватывало все стороны жизни этноса: хозяйство, материальную и духовную культуру, политические отношения.
В 1959—1979 гг. продолжался процесс расселения уйльта в поселках нового типа. В ходе проводившегося в то время укрупнения колхозов большинство старых поселков оленеводов были ликвидированы. Жители всех стойбищ восточного побережья Сахалина получили квартиры в новом пос. Вал, часть южных уйльта — в г. Поронайске. Переселения вызвали дальнейшие миграции, потому что многие семьи не прижились на новом месте и стали возвращаться в старые населенные пункты. Переселения оказали сильное влияние на социально-экономическое положение этноса, пострадавшего от разрушения векового уклада жизни, искусственного отрыва людей от природной среды обитания и традиционных занятий и от несостоявшегося приобщения бывших оленеводов, рыбаков и охотников к новым для них областям деятельности и отраслям хозяйства.
С установлением советской власти уйльта постепенно стали переходить к оседлому образу жизни; со стадами оленей кочевали только небольшие оленеводческие бригады, состоящие преимущественно из лиц старшего поколения. К середине 80-х годов ХХ в. северная группа уйльта стала жить в Ногликском районе в селах Вал и Ноглики; южная — в районе г. Поронайска. К этому времени процесс консолидации ороков (уйльта) в основном завершился. Политика патернализма значительно повлияла на сокращение территории природопользования этноса — почти на 90 %. Этот процесс шел параллельно со снижением численности народа [23, с. 16] (см. таблицу).
Численность уйльта (ороков) Сахалина в конце XIX—начале XXI в.
The number of Uilta (Oroks) of Sakhalin in the late XIX—early XXI centuries
Год | Численность уйльта (ороков), чел. | Источник |
1897 | 792 | Перепись |
1926 | Около 460 (в т. ч. 157 в северной части Сахалина + примерно 300 в южной части острова) | Т. П. Роон, 1996 [23] |
1960 | 400 | Т. И. Петрова, 1967 [19] |
1989 | 196 (уточненные данные)* | Перепись |
1991 | 191 | Л. В. Озолиня, 2002 [17] |
1999 | 286 | М. С. Высоков, 1999 [2] |
2002 | 346 | Перепись [8] |
2010 | 295 | Перепись [9] |
Примечание. * Данные переписи 1989 г. (179 чел.) нельзя признать достоверными, поскольку ороки учитывались вместе с орочами (лица женского пола и у ороков, и у орочей в официальных документах значились как орочонки).
В материалах переписей населения 1959—1979 гг. отсутствуют статистические данные по орокам. Они появляются в материалах Всесоюзной переписи населения 1989 г. по Сахалинской области, где ороков насчитывалось 212 человек и орочей — 123 человека. В словаре национальностей отмечены и ороки, и орочи с самоназванием орочен [23, с. 12]. Однако это разные народы. Известно, что орочи проживают в Хабаровском крае, а ороки (уйльта) — на Сахалине.
Многие семьи уйльта образовались путем этнического смешения. За полтора столетия соседского и совместного проживания они перемешались с эвенками, русскими, корейцами, японцами, отчасти с негидальцами и якутами, а с середины ХХ в. — с нанайцами, переехавшими на Сахалин по оргнабору в конце 1940 г. Демографическая характеристика с. Вал в 1999 г. отмечалась следующими показателями: основное население русские — 1031 чел., на втором месте орочоны (ороки) — 114, далее идут украинцы — 98, эвенки — 61, татары — 25, нивхи — 22 и белорусы — 12 чел.; остальные 10 народов (молдаване, нанайцы, коми, чуваши, мордва, якуты, литовцы, армяне, башкиры и буряты) насчитывают по 5 и менее человек. Общая численность населения с. Вал составляла 1430 чел. [27, с. 16]. Среди поселенцев в основном мужчины, среди уйльта — женщины, что способствовало сильно выраженной ассимиляции внутри этноса. Существенные бытовые контакты с представителями других народов привели к образованию смешанных семей и метисации.
В этот период уйльта интегрируются в доминирующее общество и адаптируются уже не к природной, а гораздо более динамичной социальной среде. Традиционное природопользование теряет свое исключительное значение, а многопоколенная семья постепенно уступает место нуклеарной, что нарушает естественный ход наследственных этнических признаков.
В сложившейся обстановке иноэтнического окружения общество уйльта продолжало вести самобытную жизнь, включаясь в общие процессы развития, характерные для российского общества нового времени. Можно согласиться в некоторой степени с выводом Л. И. Миссоновой, что «новые условия этносоциальной среды, однако, не привели уйльта в начале ХХI в. ни к физическому, ни к этническому исчезновению» [14, с. 248]. К началу XXI в. полностью разрушилась система традиционного природопользования. В этих условиях этнические признаки продолжают сохраняться в процессе социализации, когда образующие внутренние связи сознательно продуцируются интеллектуальной элитой и политиками.
Невозможно отрицать, что ландшафт и ресурсы пространства обусловливали многое в историко-культурной эволюции человеческих сообществ [26, с. 286], в том числе и уйльта Сахалина. Все обладатели острова Сахалин в ХХI в. рассматривают его прежде всего как источник рыбы и морепродуктов, леса, целлюлозы, бумаги, нефти и газа. Огромный вред среде обитания коренных народов принесли сельское хозяйство, работа всех видов транспорта, угольная промышленность, энергетика, деятельность геологических экспедиций и т. п. В этих условиях на Сахалине ни сегодня, ни в перспективе не остается места для традиционных видов природопользования. Тотальное промышленное и сельскохозяйственное освоение острова привели к разрушению и загрязнению природной среды, оскудению растительного и животного мира и, в конечном счете, к уничтожению основ традиционных культур его коренных народов [23, с. 165—167]. Уйльта полностью утратили этническую специфику традиционного хозяйства (оленеводство), духовную культуру и родной язык. Значительно выросло число смешанных браков, повысился уровень метисации. Сегодня процесс культурной нивелировки этноса близок к завершению. Приостановить его практически невозможно [25, с. 215—216].
При оценке динамики численности этноса в XXI в. (см. таблицу) следует учитывать тот факт, что ороками (уйльта) последнее время записываются дети от всех смешанных браков (с русскими, украинцами, белорусами, эвенками, нивхами и др.), т. к. национальные меньшинства пользуются льготами (лицензиями на лов лососевых рыб, льготами на оплату коммунальных услуг и пр.). Всероссийская перепись населения 2002 г. зафиксировала 346 чел. [8, с. 23], то в 2010 г. только 295 представителей уйльта [9, c. 19]. Они проживали преимущественно на восточном побережье острова в его северной и центральной частях (Ногликский, Поронайский, Александровский районы). В это время на Сахалине насчитывалось 4 тыс. представителей коренных народов Севера (около 0.7 % населения острова), относящихся к четырем основным этническим группам: нивхи, уйльта (ороки), эвенки и нанайцы. Уйльта на сегодняшний день — самый малочисленный народ острова.
Численность уйльта, проживающих на территории Сахалинской области в 2012 г., по данным представителей областных и муниципальных органов, составляла: в городском округе Охинский — 18 чел., в Ногликском городском округе — 156 чел., городском округе Смирныховский (села Виахту и Смирных) — 10 чел., в Поронайском городском округе — 178 чел. Всего зафиксировано 362 уйльта. Несколько человек проживают за пределами области.
Статистические материалы показывают значительное (более чем в половину) сокращение населения уйльта за 113 лет (см. таблицу). На демографические показатели повлияли инфекционные болезни [4, с. 95], репрессии 1930—1950-х гг., послевоенная миграция в Японию, социально-экономические преобразования в советский период. Небольшая группа ороков, проживающая на юге острова, в 1945 г. поселилась в Японии на севере о. Хоккайдо. Община ороков численностью около 20 чел. в 1989 г. зафиксирована вблизи г. Абасири, но их численность в настоящее время неизвестна.
Полученные данные позволили проследить изменение территории расселения и последовательное сокращение численного состава уйльта с середины XIX в. до начала XXI в. Исчезновение экстенсивных методов хозяйствования тесно увязывается с сокращением территории традиционного природопользования. В результате политических и социально-экономических процессов образовались две группы уйльта (южная и северная), в каждой из которых при сохранении общих черт материальной и духовной культуры, прослеживаются особенности этнического и культурного свойства. Территория расселения и численность уйльта в период до XVII в. до сих пор точно не установлены.
1 ГАСО (Государственный архив Сахалинской обл.). Ф. 23—И. Оп. 1. Д. 170. Л. 6; ГАСО. Ф. 23—И. Оп. 1. Д. 171. Л. 2.
2 ГАСО. Ф. 23—И. Оп. 1. Д. 169. Л. 4—12.
3 ГАСО. Ф. 23—И. Оп. 1. Д. 34. Л. 39—40, 55, 62—71; ГАСО. Ф. 23—И. Оп. 1. Д. 169. Л. 4—12, 16—17, 20—22; ГАСО. Ф. 23—И. Оп. 1. Д. 171. Л. 20.
4 ГАСО. Ф. 509. Оп. 1. Д. 22. Л. 24.
Об авторах
В. В. Подмаскин
Институт истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН
Автор, ответственный за переписку.
Email: podmaskin@yandex.ru
Россия, Владивосток
Список литературы
- Вишневский Н. В. Отасу. Этнополитические очерки. Южно-Сахалинск, 2013. 284 с.
- Высоков М. С. Коренное население Сахалина на пороге третьего тысячелетия // Проблемы истории Сахалина, Курил и сопредельных территорий. Краеведческий бюллетень. Южно-Сахалинск, 1999. № 4. С. 18-47.
- Глен П. П. Отчет о путешествии на Сахалин // Труды Сибирской экспедиции Императорского РГО. Т. 1. СПб., 1868. С. 2-26.
- Глен П. П., Шмидт Ф. Б. Исторические отчеты о физико-географических исследованиях // Труды Сибирской экспедиции Императорского РГО. СПб., 1868. Т. 1. 117 с.
- Долгих Б. О. Родовой и племенной состав народов Сибири в XVII веке // Труды Института этнографии им. Н. Н. Миклухо-Маклая. Новая серия. Т. LV. М.: Изд-во АН СССР, 1960. 623 с.
- Долгих Б. О. Этнический состав и расселение народов Амура в ХVII в. по русским источникам // Сборник статей по истории Дальнего Востока. М., 1958. С. 89-111, 127-135.
- Инородцы // Сахалинский календарь. 1897. Отдел 1. С. 108.
- Итоги Всероссийской переписи населения 2002 года. Национальный состав и владение языками, гражданство. В 14 т. / Федеральная служба по статистике. М.: ИИЦ «Статистика России», 2004. Т. 4. Кн. 1. 946 с.
- Итоги Всероссийской переписи населения 2010 года. Национальный состав и владение языками, гражданство. В 11 т. / Федеральная служба по статистике. М.: ИИЦ «Статистика России», 2012. Т. 4. Кн. 1. 847 с.
- Крейнович Е. А. Расселение туземного населения советской части о-ва Сахалина. (На основании материалов, собранных на о-ве Сахалине 1927-1928 гг.) // Дальневосточное статистическое обозрение. 1928. № 12 (51). С. 1-9.
- Липский А. Н. Туземцы Дальнего Востока (схематический обзор). Хабаровск, 1925. 10 с.
- Лобас Н. С. Сахалинская каторга (записки тюремного врача). Южно-Сахалинск: 2012. 392 с.
- Меркушев Р. В. Статистическое обследование инородцев Сахалинской области // Сахалин: сборник статей о прошлом и настоящем / под общей редакцией губернатора Д. Григорьева. [Б. м. и.], 1913. Вып. 3. С. 21-63.
- Миссонова Л. И. Уйльта Сахалина: большие проблемы малочисленного народа. М.: Наука, 2006. 295 с.
- Мицуль М. С. Очерк острова Сахалина в сельскохозяйственном отношении. СПб., 1873. 576 с.
- Народы Сибири: этнографические очерки / под ред. М. Г. Левина, Л. П. Потапова. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1956. С. 1083-1084.
- Озолиня Л. В. Орокский язык // Языки народов России. Красная книга. Энциклопедический словарь-справочник. М.: Academia, 2002. С. 143-148.
- Патканов С. Опыт географии и статистики тунгусских племен Сибири на основании данных переписи населения 1897 г. и другие источники. Тунгусы собственно // Зап. Императорского РГО по отделению этнографии. СПб., 1906. Т. 31, вып. 1. Ч. 1. С. 2-3, 41-45, 132-133.
- Петрова Т. И. Язык ороков (ульта). Л.: Наука, 1967. 156 с.
- Пилсудский Б. О. Из поездки к орокам о. Сахалина в 1904 г. Препринт. Южно-Сахалинск: Институт морской геологии и географии ДВО АН СССР, 1989. 76 с.
- Пилсудский Б. О. Отчет по командировке к айнам и орокам о. Сахалина в 1903-1905 гг. // Изв. Русского комитета для изучения Средней и Восточной Азии в историческом, лингвистическом и этнографическом отношениях. СПб., 1907. Вып. 7. С. 20-52.
- Поляков И. С. Путешествие на остров Сахалин в 1881-1882 гг.: письма к секретарю Общества // Приложение к Изв. Императорского РГО. СПб., 1883. Т. 19, вып. 1-2. С. 1-112.
- Роон Т. П. Уйльта Сахалина: историко-этнографические исследования традиционного хозяйства и материальной культуры XVIII-середины ХX века. Южно-Сахалинск, 1996. 176 с.
- Смоляк А. В. Южные ороки (Этнографические заметки) // СЭ. 1965. № 1. С. 28-42.
- Стебнева Н. П., Роон Т. П. Демографические процессы в популяции уйльта (ороков) Сахалинской области // Известия Института наследия Бронислава Пилсудского. Институт наследия Бронислава Пилсудского при Сахалинском государственном областном краеведческом музее. № 3. Южно-Сахалинск, 1999. С. 210- 216.
- Тишков В. А. Реквием по этносу: Исследования по социально-культурной антропологии. М.: Наука, 2003. 544 с.
- Функ Д. А., Зенько А. П., Силланпяя Л. Материалы по современной культуре и социально-экономическому положению северной группы уйльта // ЭО. 2000. № 3. С. 14-30.
- Шренк Л. И. Об инородцах Амурского края. Части географическо-историческая и антропо-этнологическая. СПб.: Издание ИАН, 1883. Т. 1. 323 с.
Дополнительные файлы
![](/img/style/loading.gif)