About dreams according to Hippocrates

Cover Page


Cite item

Full Text

Abstract

In the works attributed to Hippocrates, there is a chapter devoted to dreams. It is interesting to get acquainted with the views of the ancient doctor. Both in the present time and in antiquity, dreams were given a well-known meaning and tried on the basis of them to judge the state of the organism; In this sense, dreams for the ancients had a medical meaning, and it was only necessary to be able to explain Dreams, or reasonably judge them, as Hippocrates said.

Full Text

Въ сочиненіяхъ, приписываемыхъ Гиппократу[1], есть глава, посвященная сновидѣніямъ. Интересно познакомиться со взглядами древняго врача. Какъ въ настоящее время, такъ и въ древности, сновидѣніямъ придавали извѣстное значеніе и старались на основаніи ихъ судить о состояніи организма; въ этомъ смыслѣ сны для древнихъ имѣли медицинское значеніе, и надо было только сумѣть объяснить сновидѣнія, или здраво судить о нихъ, какъ говорилъ Гиппократъ. Въ бодрственномъ состояніи, по его мнѣнію, душа не принадлежитъ себѣ, такъ какъ въ своей дѣятельности она раздѣляется между различными органами, тогда какъ во снѣ она всецѣло предоставлена самой себѣ. Сны раздѣляются на божественные, пророческіе и обыкновенные, когда душа указываетъ на тѣлесные недуги, являющіеся иди слѣдствіемъ излишней полноты, или какихъ либо другихъ причинъ, толкователи тѣхъ и другихъ сновъ или предсказываютъ вѣрно, или ошибаются, во дѣлаютъ это, сами не зная причинъ, и потому, указывая на необходимость быть осторожнымъ, совѣтуютъ лучше всего молиться богамъ; но молитва, конечно, есть вещь прекрасная, однако, призывая боговъ, нужно помогать самому себѣ.

Послѣ этихъ предварительныхъ замѣчаній слѣдуетъ разсужденіе о томъ, какое значеніе имѣютъ сны вообще, и сновидѣнія раздѣляются на различныя группы. На первомъ мѣстѣ поставлены сны, которые повторяютъ дѣйствія и мысли кануна; такіе сны считаются благопріятными, они указываютъ на здоровье потому, что душа пребываетъ въ мысляхъ дня, и ея спокойствіе не нарушается ничѣмъ постороннимъ. Въ противномъ случаѣ, при сновидѣяіяхъ, противорѣчащихъ поступкамъ кануна, въ особенности когда есть борьба или побѣда, то это указываетъ на болѣзненное состояніе организма въ зависимости отъ образовавшейся полноты, слѣдствіемъ чего наступаетъ секреція, вредящая организму. Въ этихъ случаяхъ предписывается рвота, затѣмъ прогрессивное увеличеніе пищи, прогулки и тѣлесныя упражненія.

Если во снѣ человѣкъ видитъ небесныя свѣтила: солнце, луну, звѣзды, въ обыкновенномъ ихъ видѣ, то сонъ благопріятенъ для организма, если же въ необыкновенномъ видѣ, то это указываетъ на болѣзнь и тѣмъ болѣе сильную, чѣмъ болѣе измѣнено свѣтило; звѣзды указываютъ на внѣшнюю перемѣну, солнце и луна на внутреннюю. Если, напр., звѣзды потухаютъ или останавливаются въ своемъ обращеніи вслѣдствіе тумана или облаковъ, воды или града, это служитъ указаніемъ на образованіе въ тѣлѣ воспалительной секреціи, выступившей на внѣшнюю поверхность, и въ такихъ случаяхъ полезными являются продолжительныя до испарины прогулки, уменьшеніе питанія, даже парныя ванны, чтобы болѣзнь исчезла чрезъ испарину; пища должна быть сухая, острая, клейкая, и упражненія, способствующія высушиванію организма. Если во снѣ видятъ луну измѣненной, то необходимо внутреннее лѣченіе: рвотныя, пища острая, соленая, мягкая; отвлекающее лѣченіе. Въ томъ случаѣ, когда небесныя свѣтила во снѣ кажутся особенными въ свѣтѣ и затруднительными въ движеніи, это указываетъ на опасность болѣзни. Въ этихъ случаяхъ необходима діэта, ванны, много сна. Если во снѣ приснится что-нибудь огневидное и горячаго свойства, это указываетъ на жолчную секрецію; если приснятся отдѣльныя части тѣла исчезающими, это признакъ смертельной болѣзни. Когда небесныя свѣтила преслѣдуютъ кого-либо во снѣ, это указаніе на возможность бреда. Лѣченіе: чистительная діэта, водолѣченіе, упражненія, прогулки, парныя ванны, рвотныя. Если небесныя свѣтила кажутся блуждающими, это указываетъ па душевное волненіе, какъ результатъ заботъ, тогда необходимо лѣчить себя, посѣщая веселыя зрѣлища. Если небесное свѣтило кажется удалившимся съ кругового пути безъ измѣненія своего свѣта, это благопріятный признакъ, если же измѣненъ свѣтъ, все представляется мрачнымъ, направляющимся къ западу, къ морю или къ землѣ, или къ возвышенной области, неблагопріятно; направленіе къ возвышенной области, указываетъ на катарръ головы, направленіе къ морю на болѣзнь брюшной полости, направленіе къ землѣ на опухоль мышцъ. Лѣченіе: уменьшеніе пищи, рвота. Если небесное свѣтило, не измѣненное, опускается во снѣ на кого-либо, это признакъ здоровья, въ противномъ случаѣ, если небесное свѣтило черно и не чисто, оно указываетъ на болѣзнь, которая является вслѣдствіе какого-либо внѣшняго вмѣшательства, и необходимо посредствомъ лѣченія очиститься отъ него: необходимо способствовать разжижженію мокроты; рекомендуется бѣгъ, быстрыя прогулки, діэта. Все чистое, видимое во снѣ, указываетъ на здоровье, и наоборотъ.

Если во снѣ видятъ дождь въ тихую погоду, хорошо; если, наоборотъ, буря, ураганъ, грязная вода, плохо, такъ какъ все чистое изъ воздуха указываетъ на воспріятіе организмомъ здоровья, тогда какъ противоположное свидѣтельствуетъ о вредномъ дѣйствіи на человѣка атмосферы. Кромѣ лѣченія необходимо молиться богамъ, различнымъ въ зависимости отъ того, представителями какихъ свѣтилъ они являются: Зевсу, Аполлону, какъ богу солнца и др.

Увѣренная походка, ясное видѣніе земли, деревьевъ, рѣкъ, источниковъ въ томъ видѣ, какъ они существуютъ, хорошо, но если всѣ эти предметы представляются въ измѣненномъ видѣ, плохо. Если сами органы слуха и зрѣнія кажутся поврежденными, то это указываетъ на болѣзнь головы, и нужно лѣчиться соотвѣтственнымъ образомъ. Если земля кажется не ровный, то это указываетъ на заболѣваніе мышцъ. Деревья, лишонныя фруктовъ, указываютъ на порчу сѣмени, безъ листьевъ—это вызвано дѣйствіемъ влажнаго и холоднаго, съ листьями—причина горячая и сухая. Рѣки, текущія неправильно, указываютъ на разстройство кровообращенія, полыя рѣки на избытокъ, низкая вода на недостатокъ крови, нечистыя рѣки на загрязненіе крови. Источника и колодцы указываютъ на болѣзнь мочевого пузыря; волнующееся море на болѣзнь живота. Видѣніе во снѣ дома дрожащаго указываетъ на болѣзнь или ухудшеніе ея; наводненіе земли указываетъ на избытокъ влаги въ тѣлѣ. Черная земля и обугленная—плохой признакъ, предвѣщающій опасность заболѣть жестокой в смертельной болѣзнью, такъ какъ это указываетъ на избытокъ сухости мышцъ. Погруженіе въ прудъ, море или рѣку указываетъ на излишекъ влаги; у здороваго человѣка излишекъ влаги нужно высушивать, лѣчить діэтой; у больного лихорадящаго—это хорошій признакъ. Когда видятъ во снѣ самихъ себя, примѣривающихъ на фигуру, которая ни увеличена, ни уменьшена, одежду, въ особенности бѣлую или красивую обувь, то это хорошо, если же части тѣла измѣнены, уменьшены или увеличены, это плохо.

Черныя вещи во снѣ указываютъ на болѣзнь. Сны, въ которыхъ видятъ мертвыхъ, одѣтыхъ въ чистое платье или дающихъ что либо чистое, обозначаютъ здоровье тѣла, а также указаніе на то, что все, воспринимаемое человѣкомъ извнѣ, здорово, такъ какъ, вѣдь, онъ питается тѣмъ, что не живо, и слѣдовательно, если око чисто, это признакъ здоровья. Если же во снѣ мертвецы и то, что отъ нихъ получается, не чисто, черно, то указываетъ на болѣзнь и вредъ того, что входитъ въ тѣло. Видѣніе въ снѣ тѣлъ странной формы и состояніе испуга указываютъ на болѣзнь. Необходимъ режимъ; обычная ѣда и питье во снѣ указываютъ на нужду въ питаніи и потребность въ пищѣ.

Всѣ предметы обычные, видимые во снѣ, указываютъ на потребность въ нихъ. Если же избѣгаютъ чего либо во снѣ, это указаніе на остановку крови отъ сухости. Борьба во снѣ, раны, заключеніе въ цѣпи указываютъ на образованіе въ тѣлѣ секрецій, препятствующихъ движенію крови. Блужданіе, или поднятіе съ трудомъ, переправа черезъ рѣку, тяжеловооруженные враги, чудовища страшной формы, указываютъ на болѣзнь или бредъ. При всѣхъ этихъ сновидѣніяхъ рекомендуется особая „діэта въ такой мѣрѣ, въ какой можетъ открыть ее человѣкъ при помощи боговъ“.

Изъ древнихъ авторовъ я остановился на сочиненіи, приписываемомъ Гиппократу, во-первыхъ, потому что оно служило источникомъ, откуда черпали древніе врачи и послѣдующіе свои свѣдѣнія относительно сновидѣній, во-вторыхъ, потому что въ немъ заключаются наблюденія и мысли, и до сихъ поръ заслуживающія большого вниманія съ нашей стороны, и въ третьихъ, это сочиненіе неупомянуто въ работѣ Freud'a) „толкованіе сновидѣній“, которая исчерпываетъ почти всю литературу по вопросу о сновидѣніяхъ.

Древніе считали сновидѣніе указателемъ, какъ здороваго состоянія, такъ и болѣзни. Пребываніе души въ мысляхъ дня они считали признакомъ здоровья, такъ какъ подобное состояніе есть естественное и обычное. На болѣзнь указываютъ всѣ тѣ сновидѣнія, которыя такъ или иначе противорѣчатъ или дѣйствительности, или указываютъ на какія либо измѣненія самого человѣка, или природы, или вещей, окружающихъ его. Всякія явленія мрачнаго характера указываютъ на болѣзнь. Жидкости: рѣки, наводненія, колодцы, указываютъ или на измѣненіе жидкой части организма — крови, или на избытокъ, или недостатокъ влаги. Видѣніе какихъ либо вещей на нужду въ нихъ организма. Такимъ образомъ, по мнѣнію древнихъ сновидѣніе являлось какъ бы реакціей организма или на событія кануна (что я считаю интереснымъ наблюденіемъ и въ чемъ убѣдился на собственныхъ сновидѣніяхъ[2]или на тѣ или другія измѣненія, происходящія въ организмѣ и указывающія на болѣзненное состояніе его.

Взглядъ на сновидѣнія, какъ предвѣстники болѣзней, существуетъ и нынѣ. Незамѣтныя при бодрственномъ состояніи указанія со стороны больныхъ органовъ во снѣ выступаютъ съ извѣстной силой, вызывая соотвѣтствующее сновидѣніе. Начинающееся страданіе, аллегоризируясъ, является источникомъ сновидѣнія, по мнѣнію Н. М. Попова.

Дохманомъ [3], Поповымъ[4], Осиповымъ [5]) приведены заимствованные ими случаи сновидѣній изъ литературы, характеръ которыхъ объясняется скрытымъ началомъ болѣзни, напр: одному субъекту снится, что у него мозговой ударъ и, дѣйствительно, онъ поражается апоплексіей; другому снится, что у него сдираютъ кожу съ головы, онъ заболѣваетъ менингитомъ; третьему снится, что его колютъ въ бокъ, у него развивается воспаленіе плевры въ томъ мѣстѣ. Рана въ сердце предвѣщаетъ смерть, а горло, набитое грязью, заболѣваніе гангренозной ангиной.

Мнѣніе, что сновидѣнія могутъ указывать на болѣзни, встрѣчается не только въ научныхъ сочиненіяхъ, но даже въ обыкновенныхъ „сонникахъ“. Я позволю себѣ привести нѣсколько примѣровъ, взятыхъ въ алфавитномъ порядкѣ изъ „новѣйшаго сонника“[6].

Акушера или акушерку видѣть во снѣ, съ засученными рукавами, работающихъ въ чревѣ роженицы и вынимающихъ младенца, обозначаетъ появленіе начала болѣзни.

Страдать во снѣ аневризмомъ предвѣщаетъ большія огорченія.

Анисъ ѣсть больному смерть.

Видѣть себя одѣтымъ въ широкій балахонъ—знакъ начала болѣзни.

Балластъ выкидывать изъ корабля въ море—освобожденіе отъ того недуга, которымъ въ это время болѣет или менѣе страдаютъ.

Въ банѣ видѣть кровь—скоропостижная смерть.

Бездну, пропасть, оврагъ—несчастій или опасность. Беременность видѣть для старухи—скорая смерть. Одержать побѣду—избавиться отъ болѣзни.

Блины—болѣзнь.

Буженину ѣсть съ отвращеніемъ—временное разстройство пищеваренія.

Быть въ больницѣ—несчастіе.

Вампиръ нападаетъ во снѣ—усиленіе болѣзни.

Взварецъ пить съ наслажденіемъ худой знакъ, близость разстройство разсудка.

Винигретъ ѣсть—худое пищевареніе съ отрыжкой.

Быть одержимымъ бѣшенствомъ или водобоязнью— знакъ зародыша горячечной болѣзни.

Водяная болѣзнь—смерть мучительная.

Воздухъ, колеблющійся, покрытый туманомъ—болѣзнь.

Вымочиться—меланхолія.

Гангрена— печаль.

Гримасы дѣлать —получить флюсъ.

Двигаться во снѣ—болѣзнь.

Десны, опухшія и огромныя,—горловая болѣзнь.

Доктора приглашать—болѣзнь.

Домъ строить во снѣ тѣспымъ смерть.

Желудокъ видѣть—разстройство здоровья.

Жилы напряженныя—печаль.

Затменіе солнца-неудача.

Звѣзды потухающія-смерть ближняго.

Золу ѣсть—болѣзнь отъ простуды.

Зубы давать рвать во снѣ-смерть.

Квасцы ѣсть—болѣзнь.

Лицо краснымъ видѣть—горе.

Луна красная и неполная—несчастье.

Лѣстницъ много видѣть и ходить по нимъ—помраченіе ума.

Мертвеца одѣвать—болѣзнь.

Лежать между мертвецами —тяжкій недугъ.

Мертвеца носить — смерть.

Нагимъ себя видѣть съ прекраснымъ тѣломъ — благополучіе.

Небо мрачное—къ печальному происшествію.

Облако, быстро идущее, упадокъ дѣлъ.

Ознобъ во снѣ—болѣзнь.

Отмороженіе члена во снѣ—упадокъ силъ.

Ослѣпнуть во снѣ—болѣзнь.

Параличъ получить во снѣ—несчастіе.

Видѣть себя устарѣлымъ—разстройство здоровья.

Супъ ѣсть—поправленіе здоровья.

Принимать внутрь сѣру—болѣзнь живота.

Я привелъ эти примѣры въ количествѣ, можетъ быть, большемъ, чѣмъ слѣдовало бы, но сдѣлалъ это съ цѣлью показать, что при сравненій ихъ съ вышеприведенными воззрѣніями Гиппократа, а также и съ примѣрами изъ современныхъ научныхъ сочиненій, замѣчается нѣкоторое сходство, и это обстоятельство еще разъ доказываетъ связь эмпиризма съ наукой.

Эти примѣры, представляющіе, повидимому, результатъ народныхъ, наблюденій, какъ и научныя данныя, выражаютъ одну и туже мысль, которую около 21/2 тысячъ лѣтъ тому назадъ высказалъ Гиппократъ въ своемъ сочиненіи о сновидѣніяхъ, а именно: „душа во снѣ указываетъ на тѣлесные недуги“.

 

[1] Ιπποηζατους και αλλων ιατοων παλαιων τα λειφανα. Πεζιενυπιων. Ermerins tr. 1859 —1865. Hippocratis oeuvres compl. t. VI—640. раг Littre.

[2] Рудневъ. Психологія сновидѣній. Неврологическій вѣстникъ 1915 г. т. ХXII, вып. 2.

[3] Дохманъ. Сновидѣнія и значеніе ихъ, какъ предвестниковь болезней. Казалъ 1890 г.

[4] Поповъ. Вѣщіе сны. Неврол. Вѣстникъ 1908 г. 611 стр.

[5] Осиповъ. Психологія сновидѣній. Неврол. Вѣсти. 1909 г. 688 стр.

[6] Новѣйшій полный сонникъ. Книгоиздательство Коновалова Москва 1915 г.

×

About the authors

V. I. Rudnev

Kazan University

Author for correspondence.
Email: info@eco-vector.com

Privat-docent

Russian Federation, Kazan

References

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 1915 Rudnev V.I.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.0 International License.

СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации СМИ: серия ПИ № ФС 77 - 75562 от 12 апреля 2019 года.


This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies