To the casuistry of states of obsession

Cover Page


Cite item

Full Text

Abstract

Various types of obsession, thanks to still existing superstitions or beliefs, mainly of the common people, despite their long history, are encountered to the present not only in the form of individual cases, but also epidemically. True, some types of obsession, such as, for example, the delirium about the transformation of a person into animals, especially wolves (mainly the property of the Middle Ages) according to Professor V. M. Bekhterev), apparently no longer occur and only demonomania or demonic possession, no less widespread in the Middle Ages, still appears among the religious masses in the form of so-called corruption or hysterics, or even in the form of real demonic possession.

Full Text

Различные виды одержимости, благодаря до сихъ поръ еще существующимъ суевѣріямъ или повѣріямъ, главнымъ образомъ, простого народа, несмотря на свою давнюю исторію, встрѣчаются и по настоящее время не только въ видѣ отдѣльныхъ случаевъ, но и эпидемически. Правда, нѣкоторые виды одержимости, какъ, напримѣръ, бредъ о превращеніи человѣка въ животныхъ, особенно волковъ (достояніе главнымъ образомъ среднихъ вѣковъ) по заявленію профессора В. М. Бехтерева 1), повидимому, уже болѣе не встрѣчаются и лишь демономанія или бѣсоодержимость, не менѣе распространенная въ средніе вѣка, еще появляется среди религіозной массы въ видѣ, такъ называемой, порчи или кликушества, или даже въ видѣ настоящей бѣсоодержимости.

Тождественные по существу различные виды одержимости у всѣхъ народовъ отличаются между собой только внѣшнимъ образомъ въ зависимости отъ укоренившихся суевѣрій и воззрѣній того или другого народа. Такъ, въ Россіи самые распространенные случаи одержимости относятся къ кликушеству, бѣсоодержимости, одержимости змѣями, жабами, лягушками, глистами, основанные на убѣжденіи простого народа въ возможности заползанія гадовъ черезъ ротъ въ желудокъ человѣка. Въ Японіи и у другихъ восточно-азіатскихъ народовъ мы встрѣчаемся съ одержимостью лисицами, основанной, по словамъ Рейтца [2]), въ статьѣ „О бѣсоодержимости въ Японіи", на вѣрѣ японцевъ въ способности лисицъ внѣдряться въ человѣческое тѣло черезъ грудь, чаще черезъ пространство между ногтями и мясомъ, при чемъ лисица живетъ своей жезнью, независимо отъ личности одержимаго: происходитъ раздвоеніе личности больного. Одержимый слышитъ и понимаетъ все, что говоритъ или думаетъ лисица, и оба они часто вступаютъ въ споръ, при чемъ голосъ лисицы совершенно другой, чѣмъ у больного.

Описанію и разработкѣ разнородныхъ проявленій одержимости посвящено было немало труда, и приводить здѣсь всю литературу этого состоянія мы считаемъ излишнимъ. Можно указать на сочиненіе Regnard’а [3]), Stall’а [4]), особенно послѣднее, гдѣ авторъ, разбирая значеніе внушенія въ психологіи народовъ, даетъ обстоятельныя описанія состояній одержимости почти у всѣхъ народовъ земного шара.

Академикъ  В. М. Бехтеревъ въ 1900 году, описавъ три случая одержимости гадами и основываясь на нѣкоторыхъ другихъ случяхъ бѣсоодержимости, наблюдавшихся имъ въ разное время, разсматриваетъ одержимость, классическую форму которой представляетъ бѣсоодержимость, какъ своеобразное психическое разстройство, развивающееся въ большинствѣ случаевъ на истерической почвѣ; сюда же относятся порча или кликушество и, до сихъ поръ еще удерживающійся въ простомъ народѣ, видъ одержимости съ бредомъ о присутствіи внутри тѣла различныхъ гадовъ, какъ напримѣръ змѣй, жабъ, лягушекъ, который основанъ на вѣрѣ народа въ возможность заползанія черезъ ротъ въ желудокъ человѣка змѣй или даже развитія въ человѣческомъ желудкѣ жабъ и лягушекъ изъ проглоченной съ водою икры и головастиковъ. Больные, одержимые лягушками или жабами, нерѣдко даже слышатъ ихъ кваканье, при этомъ бредъ одержимости часто въ теченіе долгаго времени остается болѣе или менѣе изолированнымъ, безъ примѣси другихъ бредовыхъ идей. Ближайшими причинами развитія такого бреда служатъ, по мнѣнію В. М. Бехтерева, ненормальныя общія ощущенія, локализирующіяся въ желудкѣ и въ подложечной области, которыя иллюзорно искажаются въ ощущенія змѣи или жабы и затѣмъ пополняются соотвѣтствующими слуховыми галлюциннаціями (шипѣніе змѣй, кваканье лягушки, жабы).

Такой бредъ чаще всего, повидимому, развивается на истерической почвѣ и имѣетъ полнѣйшую аналогію съ бредомъ бѣсоодержимости.

Въ томъ же 1900 г. появилась монографія д-ра Kраинскаго[5]), посвященная вопросу о кликушествѣ. Книга эта явилась результатомъ наблюденій авторомъ двухъ эпидемій—въ дер. Ащепково, Смоленской губерніи и въ дер. Большой Дворъ, Нижегородской губерніи, куда онъ былъ командированъ медицинскимъ департаментомъ, для изслѣдованія на мѣстѣ условій возникновенія и развитія этихъ эпидемій и съ цѣлью выработки медицинскихъ мѣропріятій для ихъ прекращенія.

Монографія эта уже подверглась критической оцѣнкѣ со стороны проф. В.Л. Осипова [6]), д-ра М. П. Никитина [7]), преставившаго собственныя наблюденія кликушъ въ Саровскомъ монастырѣ, Тамбовской губерніи въ періодъ времени непосредственно вслѣдъ за торжествами по поводу открытія мощей св. Серафима.

Отсылая интересующихся этимъ вопросомъ къ статьямъ вышеозначенныхъ авторовъ, замѣтимъ только, что докторъ Кринскій на основаніи изслѣдованія около 30 кликушъ, пришелъ къ заключенію, что кликушъ слѣдуетъ раздѣлить на три группы: во первыхъ кликушъ притворщицъ, т. е., такихъ, которыя лишь притворяются кликушами и оговариваютъ во время припадка своего недруга въ порчѣ; во-вторыхъ—истеричныхъ, которыхъ слѣдуетъ отличать отъ настоящихъ кликушъ, такъ какъ у истеричныхъ имѣются на лицо всѣ классичскіе признаки истеріи, и кликушество у нихъ выражено далеко не въ тинной формѣ; въ третьихъ—настоящихъ кликушъ; настоящія кликуши по мнѣнію д-ра Краинскаго, не истерички, онѣ сомнамбулы, у нихъ существуетъ особое скрытое состояніе сомнамбулизма, въ которое онѣ впадаютъ во время припадковъ и тогда воспроизводятъ, подъ вліяніемъ подражанія и самовнушенія, все то, что онѣ видѣли раньше у другихъ, усваивая себѣ симптомокомплексъ, который въ теченіе ряда вѣковъ выработанъ русской народной жизнью и именуется кликушествомъ, порчей или бѣсноватостью.

Въ изслѣдованныхъ д-ромъ Краинскимъ случаяхъ ему не удалось обнаружить симптомовъ характерныхъ для истеріи, сомнабулизмъ же онъ не считаетъ обычнымъ проявленіемъ истеріи, а только той почвой, на которой развивается кликушество. Основаніемъ такого взгляда автору послужилъ замѣченный имъ фактъ, что кликуши необыкновенно легко поддаются гипнозу.

Считая взглядъ д-ра Краинскаго не достаточно обоснованнымъ докторъ Бикитинъ, на основаніи литературныхъ данныхъ и собственныхъ наблюденій надъ кликушами приходитъ къ выводу, что кликушество представляетъ собой заболѣваніе, основу котораго составляетъ истерическій неврозъ. Существованіе кликушества, какъ народной болѣзни, обусловливается существованіемъ въ пародѣ вѣры въ порчу, безъ которой кликушество было бы немыслимо. Съ того момента, когда народное сознаніе вступитъ въ полный фазисъ своего развитія, исключающій возможность распространенія суевѣрій, кликушество прекратить свое существованіе и отойдетъ въ область преданій.

Проф. В. П. Осиповъ, находя противорѣчія въ выводахъ д-ра Краинскаго съ одной стороны и наличность цѣлаго ряда симптомовъ, указывающихъ на истеричность кликушъ того же Краинскаго, считаетъ состояніе одержимости, обнаруживающееся въ формѣ кликушества, за весьма интересную и характерную разновидность истерическихъ психоневрозовъ.

Въ той же статьѣ „Одержимость гадами и ея мѣсто въ классификаціи психозовъ,, В. П. Осиповъ описываетъ два случая одержимости.

Первый случай относится къ мечтательной, религіозной крестьянкѣ, испытывавшей еще въ дѣтствѣ въ лѣсу видѣніе Христа, видѣніе діаволовъ, наступающихъ на нее толпою, которыхъ она отгоняла крестомъ и молитвой. Подобныя же галлюцинаціи наблюдались и въ клиникѣ. Эта крестьянка явилась съ заявленіемъ, что, гуляя съ подругой по лѣсу, она прилегла отдохнуть, во снѣ испытовала ощущеніе, будто она пьетъ что то холодное, а когда подруги разбудили ее, то въ моментъ просыпанія она почувствовала, какъ что то длинное и холодное проходитъ у нея по пищеводу въ глубину тѣла и въ лѣвый бокъ, на которомъ какъ разъ она спала. Придя домой, она сказала матери что въ нее черезъ рогъ вползла змѣя, одна изъ подругъ подтвердила, что это дѣйствительно вѣрно, такъ какъ она собственными глазами видѣла хвостъ змѣи, уже заползшей въ ротъ. Больная раньше не разъ слыхала, что подобныя же исторіи случались. И много подобныхъ разсказовъ циркулировало въ той мѣстности, но она раньше не вѣрила, а теперь пришлось убѣдится на себѣ самой.

Въ день заболѣванія больная убила въ лѣсу трехъ змѣй. Въ большинствѣ случаевъ печальна; если съ ней занимаются, разговариваютъ, ея скорбь о своемъ состояніи уменьшается. Жалобы больной не соотвѣтствуетъ дѣйствительности: она преувеличиваетъ свои мученія, видимо, охотно говоритъ о нихъ желая обратить вниманія на себя, нѣсколько рисуясь своимъ страданіемъ, заявляетъ, что она худѣетъ и почти ничего не ѣстъ, а въ то же время ѣстъ достаточно и не теряется въ вѣсѣ. Съ физической стороны: мелкое частичное дрожаніе въ языкѣ и конечностяхъ. Конъюктивальные рефлексы задней стѣнки зѣва ясно понижены. Былъ солитеръ, но, не смотря на его изгнаніе, бредъ остался.

Второй случай касается телеграфиста 26 лѣтъ, всегда отличавшагося нервностью и мнительностью, не разъ слышавшаго массу разсказовъ о заползаніи змѣй въ человѣка во время сна или съ водою.

Послѣ неоднократнаго изгнанія глистъ онъ внезапно почувствовалъ, что въ лѣвомъ боку изъ подъ сердца проскользнула какъ бы тоненькая веревочка и скрылась гдѣ-то въ кишкахъ; дня черезъ два уже чувствовалъ, что кто-то ходитъ и шевелится въ желудкѣ, какой-то червякъ свивается кольцомъ. Рѣшилъ лечь въ больницу, наканунѣ ночью проснулся отъ сильной тошноты и ощущенія, что кто-то зашевелился въ лѣвомъ боку. Послѣ пріема лѣкарства вдругъ почувствовалъ у себя во рту запахъ змѣи, на основанія чего и пришелъ къ заключенію, что въ немъ находится змѣя. Дорогой случился припадокъ, закричалъ дикимъ голосомъ; изо рта вышелъ зеленый дымъ съ запахомъ змѣи; чувствовалъ какъ въ желудкѣ сильно билась змѣя, мягкая, толстая, какъ кишка. Въ больницѣ никакое леченіе не помогало, только когда ѣлъ лимоны становилось легче, нѣкоторое облегченіе доставляли 2—3 рюмки спирта. На вопросъ, какимъ образомъ въ пего могла попасть змѣя, III. объяснилъ, что, очевидно, змѣя попала въ пего съ водой во время питья. Считаетъ себя тяжело больнымъ. Сильно мнителенъ, переоцѣниваетъ свои ощущенія, настроеніе временами удрученное. Съ физической стороны отмѣчено рѣзко

выраженная гипералгезія, распространяющаяся на лѣвую половину лица, лѣвую переднюю поверхность праваго предплечья. Механическая возбудимость нервовъ и мышцъ повышена, мышечный валикъ получается отчетливо. Конъюнктивальные рефлексы отсутствуютъ, носовые и съ задней стѣнки глотки ясно ослаблены. По временамъ сердцебіеніе, аритмія. Принимая во вниманіе наличность въ обоихъ случаяхъ изолированнаго бреда вторичнаго происхожденія съ одной стороны и наличность цѣлаго ряда явленій, указывающихъ на истерическую почву съ другой, авторъ оба случая одержимости относитъ къ истерическимъ психоневразамъ.

Совершенно съ своеобразной и діаметральной противоположной точки зрѣнія смотритъ на состоянія одержимости докторъ С. А. Сухановъ [8]). Въ статьѣ „По поводу нѣкоторыхъ своеобразныхъ случаевъ душевнаго разстройства паранойяльнаго и меланхолическаго характера", авторъ, не соглашаясь съ взглядами на одержимость проф. В. М. Бехтерева и проф. В. П. Осипова, какъ на истерическій психоневрозъ, разсматриваетъ состоянія одержимости, какъ паранойяльный синдромъ. Въ доказательство своего взгляда авторъ описываетъ 3 случая одержимости и 4-й случай состоянія тоски, развившейся на почвѣ постоянныхъ непріятныхъ ощущеній, идущихъ отъ сильна расшибленной верхней губы. Первый случай одержимости авторъ относитъ къ резонирующей формѣ первичнаго помѣшательства на томъ основаніи, что здѣсь имѣется бредъ односторонній, при чемъ онъ является рѣзко ограниченнымъ и представляетъ одну изъ мономаній прежнихъ авторовъ. Такого рода односторонній бредъ приходится наблюдать, по мнѣнію д-ра Суханова, при резонирующихъ формахъ первичнаго помѣшательства. 2-й случай, въ виду наличности, помимо бреда одержимости собаками, опредѣленыхъ бредовыхъ идей преслѣдованія, авторъ причисляетъ къ паранойѣ, вѣроятно хронической.

3-й случай съ бредомъ ненормальной и продолжительной беременности. На основаніи того, что бредъ сопровождался тоской, довольно рѣзко выраженной, авторъ склоняется къ предположенію, что въ данномъ наблюденіи мы имѣемъ дѣло съ ажитированной формой меланхоліи. Сюда же относится и наблюдніе 4, гдѣ послѣ сильной травмы верхней губы, потребовавшей оперативнаго вмѣшательства, несмотря на полное заживленіе остались въ высшей степени тягостныя ощущенія, на почвѣ которыхъ развилось тоскливое состояніе, настолько рѣзко выраженное, что больная приходила въ ужасъ отъ мысли, какъ же она будетъ жить дальше, говоря, что губа не даетъ ей покоя.

Намъ кажется, что такой взглядъ является малообоснованнымъ, потому что каждая форма первичнаго помѣшательство требуетъ наличности бреда первичнаго характера, тогда какъ во всѣхъ случаяхъ, описанныхъ проф. В. М. Бехтеревымъ и В. П. Осиповымъ и самимъ докторомъ С. А. Сухановымъ бредъ характера вторичнаго. Тоже самое можно сказать относительно ажитированной меланхоліи. Также какъ и паранойя меланхолія требуетъ тоски первичной, а не вторичной, каковую мы находимъ въ 3 и 4 случаяхъ д-ра С. А. Суханова. Наконецъ, нельзя по нашему мнѣнію, обойти молчаніемъ и тотъ фактъ, что докторъ С. А. Сухановъ не соглашаясь съ взглядомъ проф. В. П. Осипова на неважность въ нѣкоторыхъ случаяхъ обязательнаго присутствія физическихъ симтомовъ для діагноза истеріи, тѣмъ не менѣе ни словомъ не обмолвился при описаніи своихъ случаевъ не только про изслѣдованіе нервной системы, но и вообще о данныхъ соматическаго состоянія описываемыхъ больныхъ.

Въ виду такихъ разнородныхъ взглядовъ на сущность и на мѣсто въ классификаціи психозовъ состояній одержимости, мы считаемъ не лишнимъ описать два случая одержимости, которые намъ пришлось наблюдатъ въ Казанской Окружной Лечебницѣ и въ Казанской Земской Больницѣ.

Случай 1-й. К. 48 л., крестьянинъ Казанской губ., православнаго вѣроисповѣданія, женатъ, имѣетъ четверыхъ дѣтей, пилъ умѣренно , lues отрицаетъ , въ роднѣ нервныхъ и душевно больныхъ не помнитъ, всѣ были здоровы. Поступилъ въ больницу 10 февраля 1903 г. О своей болѣзни сообщилъ, слѣдующее:

Никогда онъ ничѣмъ не болѣлъ, всегда отличался хорошимъ здоровьемъ и большой физической силой и вотъ 11 мѣсяцевъ тому назадъ, работая въ лѣсу, въ глубокомъ снѣгу, должно быть, простудился, почуствовалъ сильную слабость — не могъ даже работать. По пріѣздѣ домой почувствовалъ что подъ кожей обѣихъ нижнихъ конечностей, главнымъ образомъ икръ, что то зашевелилось, ощущеніе очень похожее на то, что какъ подъ кожей шевелятся черви, но это не были черви. Эти ощущенія стали распространяться все выше и выше: прошли подъ кожу живота, груди, рукъ и дошли до лица. Во время чаепитія больной замѣтилъ что изъ всей поверхности тѣла выступилъ потъ, но не въ такомъ количествѣ, какъ обыкновенно бываетъ, а въ значительно большемъ. Тутъ онъ уже и догадался, что подъ кожей всего тѣла его находится масса холодной воды.. Съ тѣхъ поръ и по настоящее время больной чувствуетъ присутствіе этой воды , чувствуетъ какъ она перебѣгаетъ съ одного мѣста на другое и эти ощущенія настолько тягостны для него, что работать онъ уже не въ состояніи. По совѣту окружающихъ сталъ дѣлать ванны и дѣйствительно только онѣ и помогаютъ, при этомъ ванна должна быть, по словамъ больного, средней температуры, если же сдѣлать горячую ванну, то холодная вода, находящаяся подъ кожей быстро нагрѣвается и начинаетъ, какъ огнемъ жечь все тѣло. Это облегченіе больной объясняетъ тѣмъ; что вода ванны вытягиваетъ воду изъ подъ кожи, а послҍ ванны вода сама уже выступаетъ свободнѣе и иногда въ такомъ большомъ количествѣ, что, по словамъ больного, съ него вода, какъ ручей бѣжитъ. Одно время онъ рѣшилъ перетерпѣть и опятъ началъ работать, но дальше 8 сутокъ безъ ванны не вытерпѣлъ. Вода все врѣмя накапливалась, больной чувствовалъ какъ она распирала кожу и душила его На 6 сутки за чаемъ воды накопилось такое множество что кожа не въ состояніи была удержать ее и она брызнула изъ лица на ½ аршина, она собственно брызнула изъ всей певерхности тѣла, но тамъ ее удержала сорочка и не было видно ея, когда же изъ лица брызнула, то и окружающіе видѣли и удивились. Тутъ же онъ бросилъ все и поѣхалъ домой и тогда только успокоился, когда сѣлъ въ ванну. Больной отмѣчаетъ, что всякій разъ, какъ вода выходитъ изъ него, все тѣло становится грязнымъ—это по его мнѣнію, происходитъ оттого, что вода, проходя изъ кишекъ и желудка подъ кожу, увлекаетъ за собой и все содержимое внутренностей—весь навозъ, почему сидя въ ваннѣ онъ всегда больше, чѣмъ старательно, третъ все тѣло, смывая мнимый налетъ; этимъ же объясняетъ и постоянные запоры. Съ тѣхъ поръ онъ больше ничѣмъ и не занимается, какъ только беретъ ванны и пьетъ по совѣту фельдшера въ громадномъ количествѣ горячій чай—это тоже облегчаетъ его тяжелое состояніе Обращался онъ ко многимъ за совѣтомъ, но большею частью ему не вѣрятъ, почему онъ послѣднее время старается даже скрывать свою болѣзнь, считая ее не излечимой и себя называя человѣкомъ погибшимъ. О чемъ нибудь подобномъ онъ никогда не слыхалъ.

Изслѣдованіе, произведенное въ больницѣ, дало слѣдующіе результаты:

Больной средняго роста, крѣпкаго тѣлосложенія, нѣсколько пониженнаго питанія, окраска слизистыхъ оболочекъ блѣдновата. Кожная чувствительность сохранена, при уколѣ булавкой кровь не выступаетъ. Довольно рѣзко выраженный дермографизмъ Слизистые рефлексы, конъюнктивальный, носовой и глоточный рѣзко понижены, сухожильные оживлены. Во внутреннихъ органахъ ничего особеннаго. Кожа сухая. На правомъ предплечьѣ, лѣвомъ плечѣ, обоихъ колѣнныхъ суставахъ имѣютъ слѣды ранѣе бывшихъ фурункуловъ, изъ которыхъ, по словамъ больного, при выдавливаніи показалась тоже вода, а не гной.

Съ психической стороны необходимо отмѣтить нѣкоторую вялость, апатію, переоцѣнку своихъ ощущеній, считаетъ себя тяжело и неизлѣчимо больнымъ, погибшимъ человѣкомъ, наличность быстро развившейся бредовой идеи, основанной на неправильно истолкованныхъ субъективныхъ ощущеніяхъ—парастезіяхъ.

Въ больницѣ больной находился очень не долго, всего 10 дней. Въ поведеніи за все время пребыванія въ больницѣ былъ крайне однообразенъ. Обычно молчаливый, необщительный, сразу оживляется, когда начинаетъ разсказывать про свою болѣзнь, замѣтно желаніе заинтересовать окружающихъ, быть центромъ вниманія, услышать сочувствіе. Ежедневно требуетъ двѣ ванны—утромъ и вечеромъ, въ противномъ случѣ дѣлается тревожнымъ, жалуется, что ему тяжело—вода подступаетъ къ горлу и душитъ. Спитъ только до полночи, засыпаетъ тотчасъ же послѣ ванны и часовъ въ 12—1 ч. ночи просыпается. потому что успокоившіяся было послѣ ваны ощущенія холодной воды подъ кожей снова начинаютъ тревожить больного получалъ бромистые препараты. 21-го февраля объявилъ, что ему все равно ничто не поможетъ и выписался изъ больницы.

Съ перваго взгляда этотъ случай какъ бы не похожъ на всѣ вышеописанные случаи одержимости, но это различіе только внѣшнее: здѣсь фигурируютъ не жабы, змѣи и т. д., что мы видѣли въ вышеописанныхъ случаяхъ, а вода.

Здѣсь имѣется быстро развившаяся бредовая идея, которая завладѣваетъ всѣмъ вниманіемъ больного мѣшаетъ ему работать, заставляетъ думать о ней и дни и ночи, бредовая идея, сложившаяся благодаря ложно воспринимаемымъ ощущеніямъ, идущимъ изъ подъ кожи больного, что указываетъ на вторичное происхожденіе ея. Характеръ бреда, внезапное развитіе его, поведеніе больного, желаніе завоевать вниманіе окружающихъ, переоцѣнка своего положенія — больной считаетъ себя тяжело больнюмъ, человѣкомъ погибшимъ, измѣнчивость настроенія и кромѣ того наличность цѣлаго ряда истерическихъ симптомовъ, какъ-то: пониженіе слизистыхъ и повышеніе сухожильныхъ рефлексовъ, globus hystericus даютъ вамъ право отнести и этотъ случай къ истерическимъ психоневрозамъ.

Случай 2-й. Крестьянинъ 27 лѣтъ, женатый, изъ чувашъ. Указаній на наслѣдственность не имѣется. О своемъ заболѣваніе сообщилъ слѣдующее: До настоящаго заболѣванія больной никогда ничѣмъ не хворалъ. 7 мѣсяцѣвъ назадъ во время сѣнокоса, послѣ того какъ больной напился много воды и снова началъ косить, почувствовалъ, какъ изъ подвздошной ямки что-то поднялось вверхъ къ подложечной области, въ видѣ столба, вмѣстѣ съ тѣмъ во всемъ тѣлѣ появилась какая-то слабость, настолько сильная, что пришлось бросить косить

и итти домой. Такъ какъ слабость и ощущеніе присутствія столба, поднявшагося изъ подвздошной ямки до подложечной области не прекращались въ теченіе нѣсколькихъ дней, то больной и пришелъ къ заключенію, что этотъ столбъ есть ничто иное, какъ партія глистовъ, которые до сего времени находились въ лѣвой подвздошной ямкѣ и нисколько его не тревожили. При этомъ больной думаетъ, что глисты живутъ у пего въ животѣ, а можетъ быть и у большинства людей, отъ природы. Недѣли черезъ двѣ послѣ начала заболѣванія больной уже ясно чувствовалъ, что 4 или 5 глистовъ длиною по полторы четверти, обращенныя головами вверхъ, лежатъ справа отъ бѣлой линіи; онъ ясно ощущаетъ ихъ головы, чувствуетъ каждое ихъ движеніе, чувствуетъ, какъ глисты ѣдятъ то, что онъ съѣлъ, пьютъ то, что онъ выпилъ. Съ тѣхъ поръ и по настоящее время эти ощущенія не даютъ ему покоя ни днемъ ни ночью; ослабъ настолько, что не въ состояніи работать. Больной не разъ совѣтовался съ односельчанами, и они давали ему различные совѣты, какъ избавится отъ глистовъ. Такъ, вскорѣ послѣ заболѣванія больной по совѣту окружающихъ три дня ничего ни ѣлъ, къ вечеру третьяго дня сразу выпилъ фунта коноплянаго масла, надѣясь, что глисты вмѣстѣ съ масломъ выйдутъ черезъ ротъ, или же вмѣстѣ съ испражненіями. Но надежды его не оправдались—черезъ ½ часа послѣ пріема его вырвало, но только однимъ масломъ,—глисты остались въ животѣ. Затѣмъ уже на первый день Рождества больной тоже по совѣту однодеревенцевъ съѣлъ ½ ф. коровьяго масла —больного снова вырвало,—а глисты не вышли.

Это явленіе еще болѣе убѣдило больного въ томъ, что у него въ животѣ глисты, потому что если бы ихъ не было, то онъ съѣлъ бы масла, сколько угодно - только давай—это они не принимаютъ. Дней пять спустя съѣлъ не менѣе фунта цитварнаго сѣмени съ медомъ—толку никакого; ходилъ въ больницу, давали порошковъ—не помогло; и, наконецъ, докторъ посовѣтовалъ ѣхать въ Казань, дѣлать операцію.

Изслѣдованіе дало слѣдующіе результаты: больной нѣсколько выше средняго роста, правильнаго, крѣпкаго тѣлосложенія, питаніе нѣсколько понижено, кожные покровы и видимыя слизистые оболочки за исключеніемъ конъюнктивы (conjunctivitis; блѣдны, подкожный жировой слой выраженъ слабо, мышечная система развита умѣренно. Во внутреннихъ органахъ уклоненій отъ нормы не обнаружено. Изъ признаковъ вырожденія имѣются; слабо выраженныя, приращенныя ушныя мочки, высокое, узкое, со слабо выраженнымъ валикомъ твердое небо. Кожная чувствительность не разстроена, сухожильные рефлексы оживлены, кожные еле получаются, глоточный пониженъ, конъюнктивальный тоже, носовой отсуствуетъ. Механическая возбудимость мышцъ повышена, мышечный валикъ получается отчетливо. Поле зрѣнія не сужено, обоняніе и вкусъ не разстроены. Имѣется слабо выраженный дермографизмъ. Аппетитъ удовлетворительный. Испражненія ежедневны. Жалобъ на чувство давленія въ животѣ, чаще непостоянной локализаціи; коликообразныя боли, тошноты и рвоты; ухудшеніе самочувствія послѣ пріемовъ той или иной пищи, запоры и поносы; развитіе анеміи; головокруженія, головныя боли и т. д. больной не предъявляетъ. „Всѣмъ здоровъ, только вотъ глисты замучали" говоритъ онъ.

Съ первыхъ же дней пребыванія въ больницѣ больной старался каждаго изъ окружающихъ посвятить въ свои ощущенія, при этомъ, заворотивъ рубашку, хлопалъ по обѣимъ сторонамъ живота, указывая на разницу звуковъ, получаемыхъ при похлопываніи правой и лѣвой сторонъ живота. Эта разница, по его мнѣнію, служитъ яснымъ доказательствомъ того что глисты находятся въ лѣвой стронѣ, а никакъ не въ правой. Затѣмъ, обыкновено, больной прикладываетъ пальцы обѣихъ рукъ къ лѣвой сторонѣ живота, тотчасъ же подъ ребрами и начинаетъ усиленно совращать мышцы брюшной стѣнки, при этомъ получается нѣчто похожее на бульканіе, всплескиваніе воды; если же онъ то же самое дѣлаеть па правой сторонѣ живота, то бульканія не получется. Это явленіе тоже, по словамъ больного, говоритъ за то, что, глисты въ лѣвой сторонѣ живота а не въ правой. Настроеніе больного все время подавленное, часто охаетъ, вздыхаетъ, считаетъ себя тяжело больнымъ. Все время прислушивается къ ощущеніямъ въ животѣ, ощупываетъ свой животъ и производитъ вышеописанные движенія, дѣлая, по его словамъ, это для того, что бы оттѣснить глистовъ внизъ живота на прежнее мѣсто, но и это ему помогаетъ мало. Одна только надежда на операцію, о чемъ онъ настойчиво и проситъ.

Первое, что было сдѣлано въ смыслѣ леченія больного, это примѣненіе глистогонныхъ, но никакихъ глистовъ въ испражненіяхъ не обнаружено. Больного это нисколько не разубѣдило въ наличности глистовъ. Бромистые препараты нѣсколько успокаивали больного, но обычно не надолго. По временамъ мнимые глисты настолько мучили его, что онъ готовъ былъ самъ разрѣзать себѣ животъ и вынуть ненавистныхъ мучителей, въ виду чего и былъ переведенъ въ Казанскую Окружную Лечебницу. Здѣсь первые два—три дня поведеніе больного ничѣмъ не отличалось отъ вышеописаннаго, но вскорѣ онъ сталъ заявлять, что у него ничего нѣтъ, онъ поправился, глисты ушли внизъ живота на прежнее мѣсто и онъ желаетъ выписатся изъ лечебницы. Но когда ему въ этомъ было отказано, то на другой же день онъ снова началъ жаловаться на прежнія ощущенія, заявивъ, что онъ хотѣлъ обмануть окружающихъ и сказалъ, что глисты спустились внизъ, „никуда они не спускались, все время тутъ, нужно операцію дѣлать". По временамъ больной дѣлается возбужденнымъ, начинаетъ бродить по отдѣленію, плакать, громко кричать, жалуясь что глисты не даютъ ему покоя, стараются подняться выше и, если не сдѣлать операцію—они задушатъ его. Въ такомъ состояніи больной вскорѣ былъ взятъ родными изъ Лечебницы.

Такимъ образомъ, и здѣсь мы имѣемъ быстро развившуюся бредовую идею, возникшую на ложно истолкованныхъ ощущеніяхъ, идущихъ со стороны внутреннихъ органовъ подавленное настроеніе, при этомъ крайне измѣнчивое, переоцѣнку своего положенія, стремленіе завладѣть вниманіемъ окружающихъ, услышать сочувствіе. Всѣ эти данныя, въ связи съ данными физическаго изслѣдованія, какъ пониженіе слизистыхъ рефлексовъ и повышеніе сухожильныхъ, дермографизмъ, даютъ достаточно основаній, чтобы отнести и этотъ случай къ психоневразамъ.

 

1 Академикъ  В. М. Бехтеревъ. Одержимость годами. Обозрѣніе Психіатріи. 1900 г. № 5.

2 Г. Рейтцъ. О бѣсоодержимости въ Японіи. Обозрѣніе Психіатріи. 1901. № 2.

3 Р. Regnard. Maladies epidemiques de 1’esprit (Sorcellerie, Magnetisme, Morphinisme, Délire des grandeurs). Paris. 1887.

4 O. Stoll. Suggestion und Hypnotismus in der Volkerpsychologie. Leipzig. 1904.

5 Н. В. Краинскій. Порча, кликушество и бѣсноватые, какъ явленія русско-народной жизни. Новгородъ. 1900.

[6] В. П. Осиповъ. Одержимость гадами и ея мѣсто въ классификаціи психозовъ. Обозрѣніе Психіатріи. 1902. № 2.

[7] М. П. Никитинъ. Къ вопросу о кликушествѣ. Обозрѣніе Психіатріи. 1903. № 9—10.

8 С. А. Сухановъ. По поводу нѣкоторыхъ своеобразныхъ случаевъ душевнаго разстройства паранояльнаго и меланхолическаго характера.

×

About the authors

Nikolay A. Donskov

Imperial Kazan University

Author for correspondence.
Email: info@eco-vector.com

Assistant at the Department of Psychiatry

Russian Federation, Kazan

References

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 1908 Donskov N.A.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.0 International License.

СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации СМИ: серия ПИ № ФС 77 - 75562 от 12 апреля 2019 года.


This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies