To the question of neuro-psychic hygiene in the development and education of youth: the sexual question from the point of view of the prevention and hygiene of the nervous system

Cover Page


Cite item

Full Text

Abstract

(Report at a public meeting on March 16, 1907 of the commission to combat child mortality, dedicated to the memory of G. N. Gabrichevsky).

At the December meeting named after N. I. Pirogov, our commission, in a number of other reports, instructed me to highlight the issue of hygiene and prevention of the nervous system of children and adolescents.

In my report, I already argued that in the etiology of the weakening and morbidity of the nervous system of adolescence, one of the main factors is anti-hygiene in general and in particular in relation to the sexual question.

Full Text

(Докладъ въ публичномъ засѣданіи 16-го марта 1907 г. коммиссіи по борьбѣ съ дѣтской смертностью, посвященномъ памяти Г. Н. Габричевскаго).

Въ декабрьскомъ засѣданіи имени Н. И. Пирогова 1) наша коммиссія въ ряду другихъ докладовъ поручила мнѣ освѣтить вопросъ о гигіенѣ и профилактикѣ нервной системы дѣтей и подростковъ.

Въ своемъ докладѣ я тогда уже доказывалъ, что въ этіологіи ослабленія и заболѣваемости нервной системы отрочества однимъ изъ главныхъ факторовъ является антигигіена вообще и въ частности по отношенію къ половому вопросу.

Вопросъ этотъ имѣетъ весьма большое значеніе по отношенію къ гигіенѣ и профилактикѣ нервной системы подростковъ и юношества, почему въ настоящемъ докладѣ, какъ необходимое и своевременное дополненіе перваго, хочу сдѣлать обзоръ постановки у насъ полового вопроса, освѣтивъ его съ точки зрѣнія моей темы.

Въ жизни человѣка половая зрѣлость, брачный вопросъ являются кульминаціоннымъ пунктомъ и въ то же время они составляютъ и предметъ заботъ, мученій и волненій, особенно для родителей и близкихъ юношества. Сколько тревогъ, лишеній и безпокойствъ, сколько нравственныхъ потрясеній перенесутъ родители, пока удастся поставитъ на ноги ихъ лучшее сокровище. Но вотъ оно достигло своей жизненной весны—половой зрѣлости; окрѣпъ организмъ физически; въ умѣ вспыхнули смутныя, но добрыя, идейныя стремленія альтруизма, самопожертвованія; разцвѣтаютъ умственныя силы, является добрая и сильная энергія. И полубезсознательный человѣкъ въ окружающихъ ищетъ того, кто удовлетворялъ бы его идеалу, къ которому и самъ стремится. И зарождается въ это время самая лучшая, самая идейная и безкорыстная дружба.

Пробудивъ въ душѣ человѣка это смутное исканіе какого-то идеала, природа одновременно пробуждаетъ къ жизни и органы половые. Функція ихъ чиста, нормальна и естественна, какъ и функціи всѣхъ другихъ органовъ, но выше многихъ изъ нихъ, потому что это—пути, которыми достигается передача индивидуальности человѣка его потомству. Это путь, коимъ человѣкъ передаетъ всѣ свои особенности и, главнымъ образомъ, въ сферѣ душевныхъ силъ своимъ дѣтямъ. Это путь, коимъ человѣкомъ достигаетъ безсмертія, вѣчно передавая наслѣдственно частицу своего „я“. Вотъ причина, почему родители больше всего любятъ дитя, особено мать. На долю матери приходится много страданій со времени зачатія до рожденія ребенка и дальше, и эти труды и страданія, понесенныя матерью, усиливаютъ любовь ея къ дѣтямъ. И это несомнѣнно такъ: вспоминаніе по своему жизненному опыту: невольно какъ-то дорого то, на что положено много душевныхъ силъ, заботъ, страданій. Но и любовь отца, по роли своей несущаго весьма мало, или правильнѣе сказать, никакихъ страданій при созданіи ребенка, и его любовь, глубока, чиста и идейна. Вспомните, всегда мечтается дать ребенку то лучшее, идейное, что не удалось самому въ жизни, всюду мечтается родителю создать изъ своего дитяти человѣка лучшаго, передать ему все свое хорошее и сберечь отъ дурного.

И половое чувство, половая жизнь, давая человѣку безсмертіе и вызывая столь чистую любовь, ясно само-собой, столь же честны, чисты и непорочны, какъ и послѣдняя и столь же свѣтлы, какъ и понятіе о безсмертіи души.

И это чувство, столь же естественное, какъ и всякое другое, и какъ и всякое другое поэтому нормально. Мало того, оно въ высшемъ своемъ проявленіи—стремленіи къ самопрогрессу и къ передачѣ частицы его въ потомство, всему человѣчеству, это чувство, не только не низко, непостыдно,—но высоко; оно центръ всей жизни человѣка. Вотъ почему ученіе многихъ мыслителей и даже такихъ, какъ гр. Л. Н. Толстой (см. напр. „Крейцерову сонату") на тему, что половое чувство и половая жизнь постыдны и должны быть гонимы— абсурдно, ибо ведетъ къ самоатрофіи и самоуничтоженію человѣчества. Только путемъ половой жизни человѣкъ и всякій организмъ достигаетъ безсмертія— передачи частицы своего „я“ человѣчеству, по завѣту передающаго ее дальше. И что это такъ, доказывается фактами изъ психологіи.

Жизнь души и изученіе ея доказываетъ, что любовь родителей не основывается только на памяти о перенесенныхъ заботахъ, страданіяхъ или тяготахъ, что это не одна привычка. Нѣтъ, родители и особенно мать, всегда и даже черезъ много лѣтъ, вспомнитъ и узнаетъ своего сына въ массѣ другихъ людей. Вспомните хоть тотъ же библейскій примѣръ изъ преданій о Соломоновомъ судѣ. Слѣдовательно, любовь родителей—половая любовь, глубока, инстинктивна и по передачѣ своей безконечна. Вы, можетъ быть, изумитесь на первое время, что половая любовь и половая жизнь отождествлена съ родительской; но это на первый взглядъ; вдумайтесь: изъ половой жизни родится и живетъ благороднѣйшее, чистое и свѣтлое родительство, созданіе и воспитаніе человѣка  лучшаго качества—прогресса человѣка. Отсюда: прогрессъ человѣчества зависитъ отъ естественнаго, нормальнаго родительства, другими словами, изъ естественной и нормальной половой жизни. Кто же можетъ теперь сказать, что эта жизнь ненормальна, что она постыдна и т. д. Никто, кто имѣлъ мать и отца, или тотъ кто не вдумывается въ свои слова и не ведетъ своей жизни по послѣднимъ. И все это говоритъ самое поверхностное изученіе жизни, а прислушайтесь, что скажетъ вамъ естествознаніе: оно силой глубокой и неутомимой логики, фактовъ и выводовъ изъ нихъ, докажетъ вамъ, что даже простое удаленіе половыхъ органовъ, хотя и въ раннемъ дѣтствѣ, вызоветъ глубокія нарушенія въ развитіи не только физическомъ, но и психическомъ, что всякое уклоненіе, даже малое, въ пользованіи половой жизнью вызываетъ часто глубокія функціональныя страданія, главнымъ образомъ,  души. Много, много примѣровъ приведетъ вамъ естествознаніе и особенно медицина.

Но почему же половое чувство, половая жизнь, являясь центромъ жизни, такъ гонимы, такъ замалчиваются, считаются постыднымъ, терпимымъ зломъ, а не нормальнымъ благомъ, дающимъ прогрессъ и безсмертіе человѣку? Почему гонимы изученіе половой жизни и гигіены ея? Почему и такіе моралисты, какъ гр. Л. Н. Толстой, проводятъ столь не естественное ученіе, какъ безполовое отношеніе мужчины и женщины? Я уже не говорю про монашество и нѣкоторыя секты, во главѣ своей жизни ставящія параграфъ—бѣжать или гасить неугасимое чувство, или же, жертвуя органами этого чувства, переходить на стадію получеловѣка. Отвѣтъ на это даетъ намъ то же естествознаніе, та же природа, и жизнь человѣчества, являющаяся извращеніемъ ея, т. е., болѣзнью.

Что говоритъ намъ наука? Съ рожденія и до періода созрѣванія ребенокъ, безполый въ томъ отношеніи, что не имѣетъ еще половой жизни, полового влеченія; ребенокъ нормальнѣе взрослаго въ томъ отношеніи, что не стыдится отправленія своихъ половыхъ органовъ. Дѣвочка и мальчикъ растутъ вмѣстѣ, познаютъ другъ-друга съ лучшей стороны, сближаются, взаимно выравниваются въ своихъ духовныхъ и физическихъ силахъ, т. е., мальчикъ заимствуетъ изъ душевныхъ качествъ дѣвочки нравственную мягкость и сердечность, дѣвочка перенимаетъ у мальчика мужскую волю и развиваетъ физическую крѣпость. Въ результатѣ, ко времени полового созрѣванія оба будутъ обладать нормальными равными психическими и физическими силами и дадутъ здоровое потомство. И этимъ достигнуто равноправіе въ семьѣ, потребное матери для родовой ея функціи,—физическая крѣпость; равноправный и лучшій строй духовнаго міра семьи, что потребно для правильнаго воспитанія ребенка; послѣдній растетъ въ семьѣ взаимнаго равноправія, уваженія и руководится однимъ нравственноумственнымъ направленіемъ. Такое совмѣстное безполовое воспитаніе подавляетъ преждевременное, а потому, ненормальное пробужденіе половой жизни; вызываетъ чистое, благородное соревнованіе въ самопрогрессѣ, отчего выигрываетъ вся семья и главное, центръ ея,—ребенокъ, ростущій въ семьѣ, слившейся въ одинъ фокусъ индивидуальности отца и матери.

Такая система нормальная: взаимоуваженіе, взаимосвобода, взаимолюбовь и помощь. Но конечно, самое пробужденіе половой жизни должно быть облегчено наукой: и мальчикъ, и дѣвочка, по мѣрѣ возмужанія, должны быть освѣдомлены о физіологіи половой жизни. Тогда явившіяся регулы не будутъ пугать и даже наносить потрясенія душѣ дѣвушки; начало поллюцій у юноши не вызоветъ того же, или не пробудитъ желанія ознакомиться съ физіологіей половой жизни изъ грязнаго источника парнографіи, шарлатанства или подпольной литературы. И дѣвушки, и юноши при половомъ созрѣваніи должны знать законы половой жизни и грядущаго супружества. Тогда оно будетъ чисто, нормально, благотворно и дополнитъ ту картину здоровой идилліи, которую нарисовалъ недавно. Да, въ такой семьѣ и мужъ и жена взаимно свободны: союзъ ихъ воистину братскій, основанный на взаимосовершенствованіи, уваженіи къ индивидуальности каждаго.

Такіе мужъ и жена несомнѣнно всегда будутъ проникнуты взаимодовѣріемъ и сознаніемъ того, что союзъ ихъ основанъ на сродствѣ душевныхъ принциповъ, на нравственныхъ достоинствахъ ихъ. Такой союзъ чистъ, свѣтѣлъ, миренъ и братство супружескихъ отношеній только усиливаетъ естественность половыхъ отношеній. И это чистое, свѣтлое зеркало супружескаго союза не отразитъ грязи или мути въ душѣ ребенка; душа его мѣтко сравнивается съ мягкимъ и чистымъ воскомъ, не отпечатлѣетъ родительской грязи неурядицы и потому не родитъ горечи, недовѣрія, неуваженія къ родителямъ. И ростетъ, и родится и множится такимъ естественнымъ путемъ здоровое человѣчество, и не только не атрофируется, а прогресируетъ и будетъ вѣчно и безсмертно.

Вотъ мечты и стремленія науки оздоровленія—медицины, во какъ далека отъ этого жизнь! Взглянемъ на нее и пройдемъ жизненный путь современного человѣка, по крайней мѣрѣ жизнь его въ семьѣ.

Съ самаго рожденія дитяти начинаютъ внушать его половое различіе: одѣваютъ въ разнополые костюмы, изолируютъ отъ дѣтей другого пола; съ ранняго дѣтства внушаютъ ребенку слова и понятіе о жениховствѣ, невѣстничествѣ. Въ мальчикѣ развиваютъ „мужескую" грубость къ дѣвочкѣ, сознаніе его превосходства надъ ней, подавляютъ ея добрые „женскіе" порывы и вообще стараются по большей части развить въ ребенкѣ на первомъ мѣстѣ мускульное, животное; или обратно, подавляя мускульное развитіе, развиваютъ односторонне, чаще всего съ карьерной цѣлью умственныя способности,—переутомляя его мозгъ. Вотъ вамъ или недоразвитое умственно и нраственно мускульное существо, или же истомленный, нервно-больной ребенокъ, превращающійся часто въ преждевременнаго старика.

Такъ же дѣлается и съ дѣвочкой, но другимъ путемъ: съ дѣтства ее отучаютъ отъ ловкости, физическаго развитія; дѣлаютъ изъ ребенка куклу и развиваютъ въ ней кокетство, т. е., чувственность въ извращенномъ и грубомъ ея видѣ. Мало того: ставятъ на первый планъ такое образованіе и воспитаніе, которое направлено на пробужденіе въ мущинѣ грубо чувственнаго, сладострастнаго отношенія ко всякой женщинѣ. Все это: танцы, легкая музыка, ограниченность умственнаго кругозора, костюмы и т. д., все это дѣлаетъ дѣвушку человѣкомъ съ пониженнымъ и даже извращеннымъ- нравственнымъ чувствомъ. Такъ стараются,—невѣдаютъ бо, что творятъ,—родители надъ приготовленіемъ дѣтей къ періоду половой зрѣлости.

Школа усиливаетъ всѣ эти дефекты воспитанія, особенно, закрытыя заведенія. Сосредоточивая въ своихъ стѣнахъ разновозрастныхъ воспитанницъ, не располагаетъ по индивидуальнымъ группамъ, лишаетъ добраго вліянія семьи, часто старается погасить въ душѣ ученика довѣріе и вліяніе семьи. Строго изолируетъ воспитанниковъ отъ окружаюшей здоровой жизни и людей, знакомя ихъ съ ними только въ больныхъ или уродливыхъ формахъ: возьмите, напримѣръ, эти прогулки парами по улицамъ, гдѣ дѣти и подростки видятъ только уличную жизнь со всѣми ея неурядицами и язвами. Школа въ большинствѣ случаевъ давитъ индивидуальность дитяти, старается воспитать его по одному шаблону, отсюда типы институтокъ наивныхъ, безпомощныхъ истеричныхъ и вообще больныхъ дѣвушекъ: типы семинаровъ, гимназистовъ, кадетовъ и т. п. Каждый изъ этихъ типовъ получаетъ отъ своего учебнаго заведеденія тѣ или другіе дефекты въ душевномъ или физическомъ воспитаніи. Дальше: многія учебныя заведенія пріучаютъ дѣтей къ безволію, эгоизму и жестокости; скажемъ, напримѣръ, объ обычаѣ во многихъ институтахъ имѣть такъ называемыхъ ночныхъ дамъ, несчастныхъ, безвыходныхъ людей, обязанныхъ ночами сидѣть въ спальнѣ и смотрѣть за дѣтьми; ребенокъ пріучается къ жестокости—спать и требовать, чтобы другой около него не спалъ и стерегъ его. Мало того: пріучается думать и догадываться о цѣли присутствія и безсонницы ночныхъ дамъ—оберечь дѣтей отъ половой ненормальной жизни; это заинтересовываетъ ребенка, и онъ подъ вліяніемъ этого начинаетъ мастурбировать. Кто же, кромѣ врача и какъ, кромѣ врачебнаго воспитанія, можетъ оберечь и бороться съ мастурбаціей. И конечно, окрики, упреки, жалобы классныхъ дамъ еще больше усиливаютъ и распространяютъ на другихъ, заражаютъ вліяніемъ другихъ дѣтей.

Мы подошли къ тому больному явленію въ психо-половой жизни молодежи, которое именуется онанизмомъ и которое въ дѣтяхъ часто возникаетъ указаннымъ путемъ примѣра и поведенія невѣжественныхъ въ медицинѣ воспитателей и воспитательницъ или родителей. Прибавьте къ этому ту невольную нервозность и тревогу, которыя часто свойственны періоду пробужденія жизни половыхъ органовъ, ту полную неожиданность этого явленія, которая сплошь и рядомъ пугаетъ подростковъ и вы увидите, какъ бережно и осторожно надо относиться къ молодежи въ этотъ періодъ, какъ врачебно надо воспитывать ее и какъ надо научно-врачебно своевременно освоить малодежъ съ законами нормы и гигіены половой жизни. Но, къ сожалѣнію, жизнь свидѣтельствуетъ обратное: родители и особенно педагоги объясняютъ эту нервозность, скрытность, застѣнчивость, нерѣшительность подростка спросить совѣта о начавшихся съ нимъ проявленіяхъ половой жизни, лѣностью, капризами и часто онанизмомъ и наносятъ этимъ глубокое оскорбленіе чувству нравственности, достоинства и стыдливости молодежи. Изнервничавшаяся, измученная сомнѣніями молодежь знакомится съ той гнусной литературой, что грубо извращенно пробуждаетъ чувственность юноши и ведетъ его на путь онанизма или разврата. Послѣднее сѣется и той изящной литературой (примѣръ можетъ служить даже „Крейцерова соната"), а главное, шарлатанскими книжками, которыя вселяютъ въ юношу ошибочный медицинскій совѣтъ о требованіи медицинской наукой сношенія съ проституціей съ начала половой зрѣлости.

Некому сказать юношѣ, что это гнусная ложь или глубокое невѣдѣніе медицинской науки, что послѣдняя сѣтуетъ о профонаціи половой жизни, что проповѣдуетъ нравственную чистоту и необходимость ея при вступленіи въ бракъ, что медицина указываетъ, что половая жизнь не состоитъ изъ однихъ половыхъ сношеній, что эта физическая половая жизнь только тогда естественна, нормальна и здорова, когда она зиждется на глубокомъ душевномъ влеченіи и что половая любовь—это та чистая, глубокая, альтруистическая любовь, о которой мы говорили выше и которая тождественна и переходитъ въ родительскую.

Некому объяснить юношѣ и то, что природа устроила такъ, что организмъ мужчины и особенно женщины функціонируетъ такъ, что до періода правильной душевной половой любви жизнь половыхъ органовъ регулируется поллюціями у мужчины и въ извѣстной степени менструаціями у женщины.

Некому юношу или дѣвушку подбодрить, поддержать, указать на норму естественной половой жизни и чувства, на законы ея.

Некому сказать юношѣ, что природа требуетъ удовлетворенія полового чувства только при взаимномъ влеченіи и при той глубокой, душевной любви, которая охарактеризована выше, что пользованіе проституціей безнравственно и съ этой точки зрѣнія, какъ всякое насиліе, что природа противъ половыхъ, какъ и всякихъ другихъ злоупотребленій и противъ неправильности половой жизни. Некому поддержать юношу и при послѣднихъ или при зараженіи сифилисомъ и трипперомъ.

Отсюда часто получается такая картина: женихъ,—истощенный, ослабленный нервно-ослабившій свою половую силу путемъ онанизма, злоупотребленіемъ проституціей, погрязшій въ ней и потерявшій вѣру въ возможность чистой, естественной и нравственной психо-половой любви и душевнаго чувства къ товарищу жизни. Человѣкъ, признающій только чувственность, мучимый ревностью,—этимъ животнымъ чувствомъ самца къ самкѣ, чувствомъ недовѣрія къ женѣ, этимъ покушеніемъ на ея личность, свободу, насиліемъ надъ ней, аналогичный тому гнусному изнасилованію, что не свойственно даже здоровому животному, а только звѣрю-человѣку.

И вотъ такой человѣкъ женится. Литература, общая и медицинская хроника повседневной жизни выставляютъ тысячи примѣровъ подобнаго рода.

Кого же встрѣчаетъ такой женихъ въ невѣстѣ? и къ чему ведетъ эта жизненная встрѣча.? По отношенію къ дѣвушкѣ дѣло обстоитъ иначе. Правда, воспитаніе исковеркало и ее, сдѣлало по большей части физически слабой, изнѣженной, всѣ стремленія свои направляющей на кокетство, костюмы и т. д. Но за этой показной стороной и подъ этой оболочкой въ большинствѣ случаевъ сохраняется чистое, дѣвственное сердце, готовое отвѣтить своему избраннику чистой, глубокой любовью и горячимъ выраженіемъ ея. И эта чистая дѣвственность встрѣчаетъ въ немъ пресыщенную, развратную натуру полового импотента, часто больного сифилисомъ и другими венерическими болѣзнями. И жизнь, и особенно медицинская лѣтопись ея скорбно свидѣтельствуютъ, что выходитъ изъ такого союза.

Сколько зараженій женъ, дѣтей констатируетъ медицина и какъ сильно вкореняется и запускается это зараженіе, въ силу замалчиванія виновными супругами своей вольной или невольной вины прошлаго? Сколько возникаетъ подобнымъ путемъ послѣдовательныхъ, тяжкихъ заболѣваній! Возьмите трудъ пройтись какъ-нибудь по нейро-психической больницѣ, вы увидите всѣ эти золотухи, рахиты, спинныя сухотки,  прогрессивные параличи и т. д.,—все жертвы профанаціи родителями или самими больными половой жизни, жертвы зараженія, вызываемаго язвами половой жизни человѣчества—проституціи и сопряженнаго съ ней нравственнаго паденія, вырожденія и зараженія спутниками проституціи — сифилисомъ, гонореей! Какъ тяжелы эти картины! Вотъ вамъ ребенокъ, зараженный сифилисомъ, покрытый высыпью и корками! Вотъ картина общаго зараженія сифилисомъ всей семьи и глубокая трагедія въ ней при открытіи этой тяжелой истины! Вспомните, какъ трагично и живо рисуетъ это Бріе въ своей пьесѣ „Les avaries“. Вы помните этого больного сифилисомъ, вопреки запрету врача и вопреки данному ему слову, женившагося и внесшаго зараженіе во всю семью, жену, ребенка и даже кормилицу. Вы помните это негодованіе тестя больного и его самобичеваніе при воспоминаніи, что и самъ онъ вступилъ въ брачную жизнь погрясшимъ въ порокахъ проституціи.

Случалось ли вамъ видѣть больного прогрессивнымъ, неизлѣчимымъ параличемъ? На вашихъ глазахъ близкій вамъ человѣкъ гибнетъ: быстро рушится его душевная жизнь, теряется умъ, нравственность. Вотъ онъ безсильно лепечетъ, воображаетъ себя ребенкомъ, дѣтски плачетъ, проситъ соски, мочится подъ себя; безсильный взглядъ, дрожащая рѣчь, руки, ноги. И это былъ человѣкъ когда-то сильнаго ума, дорогой вамъ. Но нѣтъ ничего тяжелѣе картины этого паралича у дѣтей, а за послѣднее время это не рѣдкость. Какъ сейчасъ вижу 8-ми лѣтняго мальчика, бойкаго, способнаго. На почвѣ наслѣдственнаго сифилиса вспыхиваетъ прогрессивный параличъ, быстро погубившій больного. Вотъ онъ, бѣдняжка, въ одной изъ душевныхъ больницъ С. Петербурга: землисто-блѣденъ, безсмысленно и мертво-скошенный взглядъ, беззвучная хриплая рѣчь, неровное дыханіе, судороги въ рукахъ, пролежни. И полное, полное безсмысліе. А вѣдь всего мѣсяца 3-4 назадъ, эта жертва вины своего родителя была ребенкомъ цвѣтущаго вида, нормальной души. А нынѣ умирающій укоръ, тяжелый даже врачу, внѣшне привычному къ такимъ больнымъ. Не всѣ же однако заражаются сифилисомъ? Да, но многіе, напримѣръ, трипперомъ. Вотъ вамъ источникъ многихъ безплодій, многихъ мучительныхъ упорныхъ женскихъ психо-физическихъ заболѣваній. Дальше, многіе ко времени брака такъ истощаютъ свою половую силу, что становятся причиной тяжелыхъ, нервныхъ разстройствъ для женщины и даже для себя. Много такихъ женъ ищутъ выхода путемъ сожительства или той же проституціи, въ видѣ хотя бы такъ называемаго крымскаго проводничества. И эта мужская проституція, какъ и женская,— зло, сѣящее венерическія заболѣванія и развращеніе души супруговъ, а черезъ это и ихъ дѣтей.

Чистая дѣвушка, встрѣчая въ своемъ избранникѣ такого сифилитика Бріе, импотента, героя Крейцеровой сонаты, нравственно-развращеннаго юношу героя „Бездны" загрязняется и психически, теряетъ вѣру въ чистую любовь и ищетъ выхода изъ такого брака, куда она внесла чистое дѣвственное тѣло и душу, а встрѣтила грязь, развращенность, жизненную истрепанность, безсиліе, болѣзни и заразу. И всячески женщина, естественно стремится вырваться на свободу. Но не такъ это легко, какъ легко потерять ее. Всѣ попытки къ свободѣ встрѣтятъ со стороны героевъ Крейцеровой сонаты, „Бездны" и другихъ произведеній литературы, самый звѣрскій отпоръ, не останавливающійся даже передъ убійствомъ и при этомъ такіе герои будутъ проповѣдывать свою правоту, защиту чести и необходимыхъ особыхъ какихъ-то отношеній къ женѣ: „все позволено мужчинѣ, и ничего изъ того женѣ."

Вы думаете,—право, законъ, на сторонѣ истины т. е., одинаковы для обѣихъ сторонъ? Если мы вдумаемся въ брачные законы большинства странъ, то увидимъ, что эти законы писались или редактировались тѣми людьми, которые считаютъ половое чувство и жизнь какимъ-то грѣхомъ, соблазномъ ада, послѣдней принадлежностью человѣка, какъ бы ошибкой, сдѣланной Богомъ при сотвореніи человѣка, мужчины и женщины. И странное дѣло, даже въ ХХ-мъ вѣкѣ, брачные законы: союзъ разводъ и т. д. вѣдаются духовенствомъ безбрачнымъ и отрицающимъ эту естественную функцію безсмертія человѣка. Эти законы такъ связываютъ брачущихся, обставляютъ ихъ такими путями при попыткѣ развода, что дѣлаютъ цѣпи Гименея страшными по своей тяжести кандалами. Вспомните эту необходимость грязныхъ формальностей доказать развратъ кого-либо изъ супруговъ, эти 7-ми лѣтніе эпитемьи, запрещенія послѣдующаго брака, какъ-будто половая любовь и жизнь должны ждать старости брачущихся или осуждать ихъ на нелегальное сожительство. Какъ будто эта святая функція супружескаго союза не должна быть основана на полномъ взаимномъ уваженіи, любви, дружествѣ? Этотъ союзъ святъ и чистъ только пока держатся основанія его, и рушится послѣ потери ихъ. Было бы насиліемъ, узаконеніемъ изнасилованія искусственно связывать супруговъ, водворять ихъ къ совмѣстному сожительству. Истина, наука такъ и говоритъ: святъ, чистъ и проченъ бракъ только на основахъ равноправія, взаимолюбви, взаимосвободы; бракъ кончается съ потерей ихъ, и каждый изъ супруговъ долженъ быть свободенъ по своей доброй волѣ, неся по отношенію къ бывшему своему супругу и къ дѣтямъ только тѣ обязательства, которыя вызваны послѣдствіями брачнаго союза. Обязанности эти могутъ быть сведены къ взаимному просто дружескому знакомству и въ интересѣ дѣтей къ совмѣстному воспитанію ихъ. Не ясно ли, что выразитель науки,—законъ, долженъ быть формулированъ именно такъ: давать немедленно и легко свободу брака и развода его. И церковь должна освятить для вѣрующихъ тѣ же начала христіанскаго равенства, братства и взаимосвободы, что завѣщалъ Христосъ и что совпадаетъ положеніемъ наукъ и жизни.

А въ ней на почвѣ тяжелаго по спутанности, дороговизнѣ формальностей брачнаго законодательства, проходящаго чрезъ

церковную цензуру безбрачниковъ, на этой почвѣ получается трагическое доказательство отъ противнаго сказаннаго положенія: свободы брака и развода.

Взглянемъ кругомъ: сколько бѣдныхъ, несчастныхъ женъ, принужденныхъ вопреки своей волѣ жить съ мужемъ описанныхъ категорій! Сколько женъ получаетъ взамѣнъ брачной жизни тяжелую долю сидѣлки у больного мужа, безотрадную необходимость родить больныхъ дѣтей, заражаться самимъ, страдать отъ безсилія мужа, отъ его ревности, звѣрства на этой почвѣ! Сколько такихъ женъ всю жизнь откупаются отъ эксплоататоровъ—мужей, пьяницъ, развратниковъ? Вотъ вамъ одна изъ такихъ: скромная дѣвушка хорошаго умственнаго и нравственнаго уровня выходитъ по желанію родныхъ за виднаго чиновника, по виду и по манерамъ—полнаго джентельмена. Но въ глубинѣ этотъ джентельменъ—развратникъ и звѣрь; пьянствуетъ, звѣрствуетъ надъ семьей, гонитъ жену и, наконецъ, исчезаетъ и самъ, оставляя нищенствовать свою семью: жену и дочь. Долгимъ, упорнымъ трудомъ и послѣ многихъ лишеній, чего не знала до того, жена роститъ, воспитываетъ дочь, сама получая грошевое жалованіе за свой нелегкій трудъ. Но величіе души такого человѣка сказывается въ довольствѣ и тѣмъ малымъ счастьемъ, которое даетъ ей подростающая дочь. Внезапно, спустя много лѣтъ является мужъ и вотъ начинается жестокая эксплоатація труженицы: угрозы отнять дочь, потребовать сожительства, устраиваются скандалы съ цѣлью скомпрометировать жену и бѣдная труженица даетъ все, что бы откупится отъ эксплоататора, являющагося такимъ на основаніе брачныхъ законовъ. Вы думаете, легко добиться женѣ развода! перенесите тѣ унизительные процедуры, формальности, найдите средства на веденіе процесса по консисторіямъ, суду и т. д., что вызывается бракоразводнымъ процессомъ. И вотъ вамъ—каторжная логика кандаловъ супружества: работайте на грабителя, носите его

имя и будьте живы той милостью, которую вамъ разрѣшаетъ мужъ за вашу оброчную работу на него.

А сколько такихъ женъ, несущихъ безвинно эти кандалы! А встрѣтитъ такая жертва человѣка, по душѣ, вы думаете, легко человѣку вѣрующему или считающемуся съ условностями и приличіями жизни, легко ему пойти на такой супружескій союзъ, который называется сожительствомъ и безопасно ли это? Возможность каторги въ супружествѣ грозитъ больше всего женщинѣ,, но бываетъ и обратно, хотя значительно рѣже и въ меньшей степени.

А дѣти, несчастныя дѣти отъ такихъ браковъ! Чѣмъ вы виновны въ винѣ родителелей! Бѣдныя дѣти, страдальцы физически и нравственно-душевно: зачатые въ состояніи опьяненія родителемъ, что поддерживается часто свободными обычіями; мать носитъ васъ во чревѣ своемъ въ горестяхъ, заботахъ, неурядицахъ семейной трагедіи, мать истощенная и такая же страдалица, что и дѣти. Бѣдныя дѣтки! На свѣтъ вы явились хилыми, слабыми, больными и хмуро встрѣчаетъ онъ васъ. А дальше вы попадете въ ту тираннію семьи и школы, которую назвали правильнѣе извѣстнымъ дрессированіемъ, но не воспитаніемъ, которое бы выработало изъ ребенка здороваго душевно и физически человѣка. А дальше вы дѣлаетесь тѣми жѣ людьми, что и родители, становитесь въ индифферентныя или даже враждебныя отношенія къ нимъ. И вотъ возникаетъ взаимная нервность, взаимное непониманіе, горечь, вражда и ссоры между родителями и дѣтьми. Является то, что такъ обычно. А кто виноватъ? Во всякомъ случаѣ не дѣти.

Виноваты всѣ и прежде всего родители: виновны они тѣмъ, что вопреки своему жизненному опыту и окружающихъ, всетаки при бракѣ дѣтей прежде всего и больше всего смотрятъ на форму и обстановку, на жизненыя условія брака, а не на существо его и внутреннее содержаніе, на здоровье брака. Да, несомнѣнно, жизненныя условія необходимы для брака и больше обязательны для мужчины: женщина по материнству ея много періодовъ должна быть на покоѣ и отдыхѣ. Но эти жизненныя условія, оглянитесь кругомъ, не могутъ считаться условіями счастливаго, здороваго брава. Вы видѣли богача, больного развратника, проживающаго все состояніе свое и жены, и вотъ вамъ лучшее доказательство суетности такой погони за матерьялизмомъ въ бракѣ. Возьмите другой примѣръ, изъ жизни; честный, энергичный труженикъ встрѣчаетъ въ чистомъ и здоровомъ бракѣ такую же жену, помошницу своимъ трудомъ своему труженику-другу. И эта семья счастлива, и этотъ бракъ чистъ и проченъ и свѣтелъ. Боленъ мужъ—работаетъ жена и кормитъ его; беременна жена—работаетъ мужъ. Вотъ вамъ взаимное равенство сотрудничества, взаимоуваженіе и честность въ отношеніяхъ. И пусть множатся эти добрые, сильные доброй энергіей браки, дадутъ они здоровое и честное сѣмя.

Итакъ, вы, родители, запомните эту заповѣдь науки и жизненнаго опыта: бракъ —это не формальный союзъ, не физическое, грубое сожительство. Нѣтъ, тысячу разъ нѣтъ! Это дружество, основанное на полномъ взаимномъ уваженіи къ личности, свободѣ, вѣрованіямъ и поступкамъ каждаго изъ супруговъ. Это—союзъ души и прежде всего лучшихъ сторонъ ея. Это воплощеніе въ ячейку общества, въ семью идеаловъ общаго счастія, что нынѣ особенно остро ощущается всѣмъ обществомъ.

И такой союзъ душъ, тѣхъ сторонъ души, которыя именуются въ общежитіи сердцемъ, этотъ союзъ заключается только взаимнымъ выборомъ, познаваніемъ, довѣріемъ и любовью. Такой союзъ свободенъ и не долженъ быть связанъ неразрывными путами. Да, конечно, общество и государство должно формулировать извѣстныя условія нравственнаго контракта супруговъ и давать имъ обязательства, аналогично нравамъ воспитанія человѣка, и эти обязательства выльются въ форму •оздоровленія брака: требованія здоровья брачущихся,

требованія взаимопомощи и прежде всего по отношенію къ дѣтямъ. Тогда государство получитъ здоровыхъ гражданъ. Законъ и религія должны идти на встрѣчу этимъ положеніямъ истины, а не тормозить ихъ, не игнорировать ихъ, не закрывать глаза, на болѣзнь брака и не превращать его въ кандальную, неразрывную каторгу. Итакъ, вы, родители, на практикѣ дайте возможность этому свободному выбору, взаимному узнаванію и прежде всего и больше всего требуйте отъ брачущихся здоровья: физическаго, нравственнаго, интеллектуальнаго. Постепенно проводите въ жизни идею о переработкѣ законовъ брака въ этомъ духѣ брачной свободы, равенства, защиты, что нынѣ проведено даже къ религіознымъ исповѣданіямъ. Силой вашего родительства требуйте отъ брачущихся здоровья пусть врачебно освидѣтельствуется, по крайней мѣрѣ, физическое здоровье обережетъ ваше дитя отъ зараженія. Не думайте, что это требованіе безнравственно. Нѣтъ, чистый и честный человѣкъ охотно дастъ близкимъ своей любимой успокоеніе имъ въ понятной боязни за свое дитя. Честный человѣкъ знаетъ, что этимъ путемъ онъ оберегаетъ окружающее общество отъ больныхъ браковъ, что заставитъ и другихъ больныхъ полѣчиться прежде чѣмъ принять на себя отвѣтственное и тяжелое, но доброе бремя брака и родительства.

Итакъ, требуйте во имя здоровья общества и прежде всего вашего дитяти и внуковъ, требуйте врачебнаго доказательства здоровья брачущихся; это спасетъ много, много членовъ общества и вашихъ близкихъ; этимъ обычаемъ вы достигните того, что сдѣлаете его и юридическимъ закономъ. Тогда въ интересахъ общественнаго здоровья этотъ законъ будетъ неоцѣненнымъ и благодѣтельнымъ и дастъ здоровый прогрессъ и возможное счастье. Но не стягивайте рамокъ выхода изъ союза, буде окажется, что онъ невозможенъ или ошибоченъ, не увеличивайте тяжести этой ошибки. И законъ несомнѣнно пойдетъ за вами и въ этомъ отношеніи. И отойдутъ тогда въ область тяжелаго преданія эти мытарства, мучительства и раззоренія при разводахъ и сопряженныя съ ними болѣзни, самоубійства. А вы, брачущіеся, помните, что здоровье и нравственная чистота обязательны для мужчины и женщины для счастія брака, что такой бракъ равноправнаго, свободнаго и братскаго союза несомнѣнно высшая функція, чистая, непостыдная и нѣтъ надобности относиться къ нему съ принятыми вредностями, пьянствомъ, эксцессомъ и т. п.

Помните вы, новобрачные, что ваша задача святая: вы воспитываете общественныхъ работниковъ и должны вложить въ нихъ, отпечатлѣть въ ихъ душахъ ваше безсмертное „я“, т. е., лучшую частицу вашей индивидуальности. Иначе вы умерли навсегда, оставивъ и горе и зло: больное, хилое, несчастное человѣчество. И наука должна прійти на помощь семьѣ: съ кафедры, научной, популярной литературой сѣять здоровыя понятія о гигіенѣ половой жизни, о профилактикѣ половыхъ заболѣваній; въ школѣ врачебные воспитатели, и только они, должны знакомить молодежь съ физіологіей и гигіеной психо-физической половой жизни: въ школахъ врачи будутъ врачебно-индивидуально бороться съ болѣзнями ея. При брачуемости врачи же должны озаботиться о здоровыхъ брачущихся, которые должны быть знакомы путемъ врачебныхъ лекцій съ дѣломъ психо-физическаго ухода за грудными дѣтьми, воспитанія ихъ.

Наконецъ, родители могутъ сплотиться въ союзъ для лучшей охраны счастья и здоровья своихъ дѣтей и брака, въ этомъ союзѣ подъ руководствомъ науки провести указанные принципы оздоровленія общества и его наслѣдства.

Въ наше время, когда всюду, во всѣхъ сферахъ повѣяло весной, обновленіемъ, оздоровленіемъ, особенно слѣдуетъ не позабыть и этого больного вопроса о бракѣ. Въ болѣзни его корень и источникъ многихъ и многихъ золъ общества, его страданій, горести и удаленія отъ прогресса. Да будетъ же здоровье и счастье въ бракѣ, основанномъ на свободѣ брачующихся, на равноправіи ихъ въ бракѣ, на взаимоуваженіи къ личности, свободѣ и индивидуальности каждаго изъ членовъ семьи.

Всѣмъ только что сказаннымъ я добавляю доложенное нашей коммиссіей на ея Пироговскомъ засѣданіи; ставя этотъ докладъ въ связь съ первымъ, какъ часть его, позволяю въ заключеніе намѣтить слѣдующія положенія и выводы: въ ряду причинъ паденія нейро-психическаго здоровья нашего юнаго поколѣнія, болѣзненности его въ семьѣ, школѣ и общежитіи, большое мѣсто занимаетъ, вообще, неправильная постановка въ нихъ всего полового вопроса, понимая его самымъ широкимъ образомъ.

Поэтому съ точки зрѣнія профилактики и гигіены вообще и въ частности по отношенію къ нейро-психическому здоровью семьи и общества и въ особенности по отношенію къ дѣтству и юношеству, необходимо проводить въ жизнь слѣдующія положенія:

  1. Безполовое воспитаніе, въ смыслѣ равномѣрнаго, совмѣстнаго, врачебно-индивидуализирующаго, психо-физическаго воспитанія—образованія дѣвочки и мальчика, какъ въ семьѣ, школѣ и вообще въ общежитіи, начиная съ рожденія.
  2. Широкая и всесторонняя демократизація знаній вообще и въ особенности естествознанія и гигіено-профилактики. Необходимо всестороняя популяризація началъ оздоровленія и нормъ психо-фнзическаго здоровья въ средѣ родителей, педагоговъ, учащихся и, вообще, во всѣхъ слояхъ и поколѣніяхъ общества.

Ознакомленіе съ началами гигіено-профилактической медицины должно составлять дѣло врача.

  • По отношенію къ половой сферѣ, какъ физической, такъ и психической, къ законамъ ея жизни и уклоненій особенно необходимо настаивать на осуществленіи II-го положенія, т. е. на томъ, чтобы только врачи и врачебно-научнымъ путемъ знакомили съ психо-физической жизнью половой сферы, съ ея гигіеной и профилактикой. Тогда только знакомство съ половой сферой будетъ разумно, научно, такъ какъ половая сфера, ея жизнь и законы ея здоровья и оздоровленія будутъ представлены ясно, какъ часть цѣлаго, какъ одна изъ системъ всего организма, а потому при систематическомъ изученіи физіологіи и гигіены всего организма, легче и понятнѣе станутъ и мѣстныя сферы и органы, среди нихъ и половая сфера.

Станетъ ясно, что она такъ же нормальна и естественна, какъ и всѣ другія системы, равноправна имъ, въ смыслѣ стройной связи съ этими въ своей работѣ и уклоненіяхъ.

  1. Проводить принципы безполаго воспитанія можно только подъ руководствомъ врачей и врачебными методами: не наводить дѣтей на какое-то особенное значеніе половой системы, хотя бы и наружной сферы, на внѣшнія разнополыя различія, не воспитывать въ юношествѣ ложно-превратныхъ психологическихъ половыхъ различій; умѣть врачебно оберечь дѣтей отъ преждевременнаго ознакомленія спеціально съ половой сферой, отъ мастурбаціи и т. д.

Дѣтей ранняго возраста и вплоть до начала созрѣванія необходимо вести по отношенію къ сексуальной сферѣ въ состояніи индифферентнаго покоя къ ней; въ невѣдѣніи ея особенныхъ задачъ.

Подростковъ вначалѣ созрѣванія слѣдуетъ начать знакомить съ основами естествознанія вообще и съ началами анатомо-физіологіи и гигіены.

Знакомя учащагося съ гармонично-стройной цѣпью строенія и отправленія всего организма, надо проводить одинаковость значенія въ смыслѣ изученія всѣхъ отдѣльныхъ системъ и органовъ, ихъ дружное взаимодѣйствіе и связь, зависимость другъ отъ друга, послѣдовательность развитія и времени жизни.

Тогда подростокъ и юноша ясно познаютъ: половые органы, половая жизнь—равноправное и необходимое звено въ цѣпи всѣхъ системъ и органовъ; половую сферу по этой причинѣ слѣдуетъ знать, какъ и другія и относиться съ такимъ же вниманіемъ и бережностью къ законамъ ихъ жизни и работы.

Тогда учащійся не задумывается надъ обычными противорѣчіями или увлеченіями нашего общежитія: онъ видитъ въ природѣ и даже на игрушкахъ тѣ органы, которые почему-то выкинуты, вычеркнуты въ его учебникахъ зоологіи или физіологіи, анатоміи; отъ учащагося почему-то скрываютъ назначеніе органовъ, почему-то молчатъ, какъ будто стыдятся. Это заинтересовываетъ учащагося уже спеціально въ сторону половой сферы, заставляетъ его знакомиться съ ней и съ ея жизнью неестественными путями (шарлатанскими книжками, поведеніемъ больныхъ волей товарищей, мастурбаціей и т. д.), лишаетъ подростка возможности узнать научную правду естествознанія.

Учащимся особенно надо доказать тѣ принципы половой психологіи, которые въ болѣе развитомъ и открытомъ видѣ слѣдуетъ ввести въ душу и сдѣлать основными принципами старшему поколѣнію: юношеству, родителямъ, педагогамъ, всему обществу. (См. положеніе III.)

  1. Для такой здоровой постановки дѣла воспитанія и развитія дѣтства и юношества слѣдуетъ организовать дружный симбіозъ врачей родителей и педагоговъ. Такой союзъ сгладитъ между двумя послѣдними взаимное непониманіе, профанизмъ родителей и педагоговъ въ гигіено-профилактикѣ воспитанія, взаимную рознь ихъ. Такой союзъ укажетъ и родителямъ и педагогамъ нормальные пути и методы здороваго воспитанія развитія личнаго и дѣтей.

 

1 Засѣданіе коммиссіи по борьбѣ съ дѣтской смертностью при Общ. рус. вр. въ Москвѣ; XII - 1906 г. и въ Физико-Мед. Общ. 26/III - 1908).

×

About the authors

A. A. Sukhov

Society of Russian Doctors in memory of N. I. Pirogov

Author for correspondence.
Email: info@eco-vector.com

Dr. med.

Russian Federation, Moscow

References

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 1908 Sukhov A.A.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.0 International License.

СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации СМИ: серия ПИ № ФС 77 - 75562 от 12 апреля 2019 года.


This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies