Psychorehabilitation aspects in vascular diseases of the brain
- Authors: Skoromets A.A.1, Burakova Z.F.1, Skoromets T.A.1
-
Affiliations:
- Saint Petersburg Medical Institute named after acad. I. P. Pavlova
- Issue: Vol XXVI, No 1-2 (1994)
- Pages: 10-13
- Section: Original study arcticles
- Submitted: 21.04.2022
- Accepted: 21.04.2022
- Published: 20.04.1994
- URL: https://journals.eco-vector.com/1027-4898/article/view/106614
- DOI: https://doi.org/10.17816/nb106614
- ID: 106614
Cite item
Full Text
Abstract
The psychorehabilitation measures are performed in patients with vascular pathology of the brain. The possibility to form the active aim at psychohygienic neurovascular self-regulation, to use the autorelaxation habits in psychotraumatizing situations in patients is shown, resulting in an increase of the efficacy of rehabilitation measures and prolongation of the ability to work of the contingent.
Keywords
Full Text
Психосоматический подход к профилактике и реабилитации при сосудистых заболеваниях мозга предусматривает изучение личности, поведенческих, социально-психологических факторов, нейро- и психосоматических соотношений.
Выделено несколько степеней психоэмоционального напряжения в ответ на действие травмирующей ситуации [2]: 1) усиление внимания, функций сердечно-сосудистой системы, повышение активности коры головного мозга и мышечного тонуса; 2) стенические отрицательные эмоции (гнев, ярость, негодование) с чрезмерными вегетативными сдвигами; 3) астенические отрицательные эмоции (страх, тоска) с вегетативными расстройствами; 4) невроз с нарушением регуляции внутренних органов и гомеостаза, поражение «места наименьшего сопротивления» и развитие психосоматических заболеваний. Каждая степень состояния напряжения определяется особенностями личности в ответ на конкретную обстановку. При невозможности удовлетворить свои потребности возникает длительное отрицательное эмоциональное возбуждение, что создает угрозу суммации и генерализации этого возбуждения через вегетативные структуры головного мозга с воздействием на висцеральные функции, в частности на сердечно-сосудистую систему. К ведущим, достоверно доказанным факторам риска сосудистых заболеваний головного мозга относят психоэмоциональное напряжение, артериальную гипертонию, со стороны сердца ишемическую болезнь и нарушение ритма, ожирение, гиподинамию, гиперлипидемию, повышенную агрегацию тромбоцитов, изменение гематокрита, возраст, наследственную предрасположенность, курение, алкоголизм. Важное значение имеют их полифакторность и зависимость от реактивности и адаптивности организма [4].
В психотравмирующей ситуации возможны различные пути развития эмоционального стресса. При надежных механизмах адаптации стресс не приводит к изменениям функций организма. В других случаях могут возникать церебральные и соматические нарушения. Расстройства церебровисцеральных взаимоотношений способствуют развитию артериальных дистоний, гипертензий и атеросклероза [1, 5].
Варианты психосоматического реагирования зависят от особенностей личности, темперамента, характера, направленности интересов, ведущих установок, мотивации деятельности и др. Развитие артериальной гипертензии в нередких случаях может быть спровоцировано психастеническим и эпилептоидиым складом личности. Преморбидное состояние таких больных отличается аффективной неустойчивостью, тревожностью, мнительностью, повышенной впечатлительностью и возбудимостью, ригидностью установок и т. п. [3]. Характерологические черты страдающих гипертонической болезнью проявляются скрытностью, упрямством, неудовлетворенностью собой и окружением, враждебной настроенностью в сочетании с чрезмерным контролем и подавлением агрессивных тенденций поведения.
Нами обследованы 50 здоровых лиц, 70 больных вегетососудистой дистонией с субклиническими проявлениями недостаточности кровоснабжения мозга и 210 пациентов с начальной дисциркуляторной энцефалопатией. Установлено, что при эмоциональном стрессе у лиц с повышенной тревожностью и нейротизмом, интровертированностью имеют место гипокинетическая перестройка центральной гемодинамики, повышение периферического сопротивления сосудов, формирование миокардиальных дисфункций, изменение регионального кровераспределения, уменьшение просвета артериолярного и венозного колена капилляров. Эти реакции принципиально отличаются от таковых у обследованных с гармоничными личностными чертами.
По нашим данным, психосоматическая патология вначале формируется как психогенная реакция на конфликтную ситуацию у акцентуированных по тревожно-депрессивному типу личностей. Затем вследствие процесса «соматизации аффекта» (статистически значимое снижение показателей тревоги, депрессии) ведущая патология смещается с невротического на соматический уровень. В клинической картине заболевания начинает доминировать соматическая патология, которая не только маскирует истинную причину заболевания, но и становится своеобразной защитой личности, ее особой анозогнозией психотравмирующей ситуации. При развитии сосудистой патологии головного мозга психологическая переработка этой ситуации, основанная на уверенности больных в тяжести или неизлечимости своего заболевания, приводит к появлению вторичной невротизации. Иными словами, выраженность соматического у таких больных со временем вызывает снижение порога реагирования на стресс, а также уменьшение его толерантности, в результате этого формируется высокая готовность к психогенному реагированию.
Нарушения гемодинамики вследствие повышения тонуса мозговых сосудов с их спазмированием, затруднением венозного оттока, дистрофией миокарда из-за его перегрузки вызывают неприятные ощущения: головную боль, шум в голове, головокружение, боли в левой половине грудной клетки. Пациентами с тревожно-мнительными чертами характера это интерпретируется как угрожающие жизни нарушения. Ипохондрические мысли, с одной стороны, увеличивают остроту восприятия этих ощущений, а с другой — вызывают патологические реакции личности на болезнь.
В группе здоровых выделены различные уровни психического здоровья: «здоровые» (29,8%), у которых отсутствовали психопатологические симптомы и наследственная отягощенность психогенными и сердечно-сосудистыми заболеваниями и «практически здоровые» (70,2%). Акцентуация характера определялась у 23% здоровых лиц, которых рассматривали как контингент риска в отношении возможности возникновения сосудистой патологии мозга.
При клинико-психопатологическом обследовании больных с вегетососудистой дистонией акцентуация характера выявлена у 79% из них, причем чаще психоастенического, сенситивного и астеноневротического типов. При психологическом тестировании по методу СМИЛ у большинства здоровых лиц выявлен усредненный гармоничный профиль, у лиц с вегетососудистой дистонией — акцентуированный с подъемом по шкалам сверхконтроля и тревожности.
У больных с начальной дисциркуляторной энцефалопатией в психическом статусе преобладали патологические реакции личности на болезнь: тревожно-депрессивные, дисфорические, ипохондрические. Отмечались трансформации типа акцентуаций характера с истероидными и эксплозивными компонентами, более частыми декомпенсациями, тесно связанными с фазами течения васкулярно-церебрального заболевания (обострение, ремиссии).
Психологическое тестирование по методу СМИЛ больных дисциркуляторной энцефалопатией выявило усредненный профиль с признаками затрудненной адаптации.
Психореабилитационные мероприятия у больных с начальными проявлениями сосудисто-мозговой недостаточности были направлены на достижение осознания психологических механизмов болезни, реконструкцию нарушенных отношений личности, коррекцию неадекватных реакций и форм поведения. Наряду с индивидуальной и групповой патогенетической психотерапией больных обучали методам ауторелаксации и саморегуляции под контролем биологической обратной связи. После овладения навыками релаксации пациенты пользовались ими для устранения психоэмоционального напряжения, вегетососудистых и метеопатических реакций.
У больных с начальными проявлениями дисциркуляторной энцефалопатии преобладали нарушения поведения и личностные расстройства. Поэтому психокоррекционная система включала в себя ряд таких факторов, как когнитивный, физиологический, поведенческий с элементами творческой системы К. С. Станиславского. Специальные формулы регуляции поведения у таких больных были направлены как на коррекцию нарушений поведения, так и на регуляцию ритма и частоты сердечной деятельности, дыхания в психотравмирующих ситуациях.
Занятия когнитивно-поведенческим тренингом у таких больных сочетались с методом самовоспитания и социально-психологическим тренингом.
В целом система психореабилитации больных начальной дисциркуляторной энцефалопатией включала следующие этапы.
- Личностно-реконструктивную психотерапию и адаптивное биоуправление: а) индивидуальную и групповую патогенетическую психотерапию; б) метод групповой релаксации с биологически обратной связью, ориентированной на лидера; в) адаптивное сосудистое биоуправление.
- Активное социально-психологическое обучение: а) нейрососудистый вариант когнитивноповеденческого тренинга (по типам акцентуаций характера); б) метод самовоспитания.
- Социально-психологический тренинг.
Весь курс системной психопрофилактики и психореабилитации при начальных явлениях сосудисто-мозговой недостаточности составлял 1,5 — 2 месяца с частотой занятий от 2 до 3 раз в неделю. В результате курса психопрофилактики у 92% здоровых лиц с факторами риска сформировалась активная установка на психогигиеническую нейрососудистую саморегуляцию и ауторелаксацию. Повторное тестирование у здоровых показало достоверное снижение средних значений теста СМОЛ по шкалам сверхконтроля (ипохондрии), эмоциональной лабильности, увеличение по шкале оптимизма и активности (Р<0,01), что свидетельствовало о повышении устойчивости к стрессу. Улучшались настроение и социальная адаптация.
Использование системной и дифференцированной психореабилитации при начальных проявлениях сосудисто-мозговой недостаточности и дисциркуляторной энцефалопатии приводило к осознанию психологических механизмов болезни у 95% больных и к регрессу невротических симптомов у 97%. Астенические расстройства пограничного уровня исчезли у 98,6% лиц» Уменьшение депрессивных нарушений наблюдали с такой же частотой. Более длительно в психическом статусе сохранялись ипохондрические и истерические расстройства. В результате системной 'психотерапии ипохондрические симптомы исчезли у 78% больных, ослаблялись истерические нарушения— у 68,5%. При повторном тестировании установлено статистически достоверное снижение значений теста по шкалам невротической триады (ипохондрии, депрессии, эмоциональной лабильности) и тревожности (Р<0,01).
Наряду с улучшением психического состояния больных с начальными проявлениями сосудисто-мозговой недостаточности и дисциркуляторной энцефалопатии отмечена положительная динамика и неврологических знаков. В частности, устранялась анизорефлексия на конечностях у 81% больных, уменьшался тремор пальцев рук у 82%. Вегетососудистые нарушения компенсированы у 97% больных.
Положительная динамика получена и при контрольной реоэнцефалографии: снижение повышенного тонуса, уменьшение дистонии и асимметрии пульсового притока, улучшение реакции на нитроглицерин. Психотерапевтический эффект удерживается более 4 — 5 лет; повторные курсы психотерапии целесообразны каждые 2 — 3 года.
Итак, данные проспективного динамического наблюдения за состоянием психоэмоциональной сферы у больных с начальными проявлениями цереброваскулярной недостаточности указывают на возможность формирования активной установки на психогигиеническую нейро-сосудистую саморегуляцию у большинства пациентов, применения ими навыков ауторелаксации в психотравмирующих ситуациях. Более эффективным в зависимости от этого становится весь комплекс реабилитационных мероприятий и соответственно более длительной трудоспособность пациентов.
About the authors
A. A. Skoromets
Saint Petersburg Medical Institute named after acad. I. P. Pavlova
Author for correspondence.
Email: info@eco-vector.com
prof. Head of the Department of Neurology and Neurosurgery
Russian Federation, Saint PetersburgZ. F. Burakova
Saint Petersburg Medical Institute named after acad. I. P. Pavlova
Email: nfo@eco-vector.com
Department of Neurology and Neurosurgery
Russian Federation, Saint PetersburgT. A. Skoromets
Saint Petersburg Medical Institute named after acad. I. P. Pavlova
Email: nfo@eco-vector.com
Department of Neurology and Neurosurgery
Russian Federation, Saint PetersburgReferences
Supplementary files
