Electrical activity of the brain during the imagination of purposeful hand movements in persons playing stringed and keyboard musical instruments

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

The imagination of purposeful movements and their implementation activates the same areas of the cerebral cortex, which is actively used in the creation of the brain computer – interface and its implementation in the field of healthcare in the form of neuro-controlled exoskeletal limbs and robots that perform complex medical manipulations using the human brain. Playing musical instruments contributes to the development of upper limb motor skills and the development of interneuronal connections of the cerebral cortex. The aim of the work was to study brain activity when imagining purposeful movement in persons playing musical instruments. Brain activity was measured using electroencephalography. Interhemispheric asymmetry was determined using a complex method to determine the leading hemisphere. Because of the conducted research, it was found that the skills of playing musical instruments, even in the absence of sensory afferentation from the periphery during the imaginary initiation of movement, contribute to a stronger combined activation of the sensory and motor areas of the cortex.

Full Text

В настоящее время у исследователей усиливается интерес к изучению электрофизиологических коррелятов моторной деятельности человека, а электрической активности мозга при воображаемом целенаправленном движении. Поиск ответом на эти вопросы поможет развитию нейрокомпьютерного интерфейса и более глубокому внедрению его в экспериментальную практику.

Рост фундаментальной и экспериментальной базы знаний об интерфейсе «мозг – компьютер» (ИМК) позволяет усовершенствовать текущие разработки в сфере управления экзоскелетной конечности, а также формирует новые методики по восстановлению работоспособности рук и ног [1, 2].

Технология ИМК позволяет компенсировать не только моторные дисфункции, а также способствуют восстановлению чувствительности пораженных участков [1]. Благодаря развитию данного направления уже сегодня имеется возможность с помощью фокусирования внимания, нажимая на электронные кнопки, запускать определенные программы ЭВМ. Это существенно расширяет практическое применение данной технологии в различных областях медицины, инженерии, повседневной жизни и других. В частности, внедрение ИМК в области медицины, а именно в управлении робототехническими системами позволит выполнять более сложные медицинские манипуляции с организмом с помощью мозга человека [2].

Большим количеством исследователей было доказано, что воображение целенаправленных движений и их реализация активирует одни и те же участки коры головного мозга, следовательно, воображение движений может вызывать такие же пластические изменения в моторной системе, как и реальная физическая активность [3, 4, 5]. В этом процессе достаточно хорошо изучен вопрос влияния восходящих активирующих систем мозга, расположенных на уровне ретикулярной формации среднего и преоптических ядер переднего мозга, однако влияние активации нисходящих систем остается до сих пор малоизученным.

Исследование электрической активности головного мозга при воображении движении рук у правшей и левшей показали достоверные отличия в частоте и амплитуде µ-ритма во фронтальных и париетальных участках коры, что, в свою очередь, влияет на характер внутримозговых взаимодействий при планировании и реализации движения. Взаимосвязи β-, γ- и θ- диапазонов остаются по-прежнему малоизученными [1, 6].

ЦЕЛЬ РАБОТЫ

Изучение особенностей функциональной активности головного мозга при активации систем, реализующих произвольные бимануальные движения путем воображения инициации движений рук у лиц, играющих на струнных и клавишных музыкальных инструментах.

МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ

Исследование проводилось на базе лаборатории физиологии двигательной активности НИИ физиологии, объединенного с однопрофильной кафедрой ФГБОУ ВО КГМУ Минздрава России.

В исследовании на основе информированного согласия приняли участие 80 человек, из них 40 юношей и 40 девушек в возрасте от 18 до 23 лет. Из проведенного анкетирования на наличие способности игры на музыкальных инструментах было установлено: 52 человека не имеют навыков игры на музыкальных инструментах, 12 человек обладают способностью игры на клавишных инструментах (фортепиано), 10 испытуемых указали, что освоили игру на струнных музыкальных инструментах (гитара) и 6 опрошенных играют на струнных и на клавишных инструментах. Тип доминирования полушария устанавливали по результатам комплексного метода на определение ведущего полушария [7]. Испытуемые располагались в удобном положении сидя в кресле, в стандартных условиях лаборатории при соблюдении звукоизоляции. Первая фаза эксперимента заключалась в записи электроэнцефалограммы в состоянии полного покоя, с закрытыми глазами. Вторая фаза заключалась в записи электроэнцефалограммы при воображении движения (сжимание кисти в кулак) вначале правой рукой, а затем левой.

Исследование проводилось путем записи электроэнцефалограммы в течение 2,5 мин. При наложении 21 чашечкового электрода на интактные покровы головы и экстракраниальные точки использовалась международная система отведений «10-20». Для изучения использовали данные, полученные с отведений С4-А2 и С3-А1, так как именно в эти отведения проецируется область моторной коры, отвечающая за движения кисти. Показатель электродного импеданса не превышал 20 кОм, чувствительность установлена 7 мкВ/мм. Дальнейшая компьютерная обработка сигнала проводилась методом быстрого преобразования Фурье, с усреднением не менее 30 эпох по 2 с. В эксперименте использовался электроэнцелограф-анализатор ЭЭГА-21/26 «Энцефалан-131-03» (Таганрог, Россия) [8]. Дальнейшая статистическая обработка проводилась путем сравнения спектральных параметров ЭЭГ (величин спектральной мощности ритмов) группы исследуемых, играющих на музыкальных инструментах, с группой не играющих. Количественные показатели оценивались на предмет соответствия нормальному распределению с помощью критерия Колмогорова – Смирнова (при числе исследуемых более 50). В случае отсутствия нормального распределения количественные данные описывались с помощью медианы (Me), нижнего и верхнего квартилей (Q1–Q3). Категориальные данные описывались с указанием абсолютных значений и процентных долей. Сравнение трех и более групп по количественному показателю, распределение которого отличалось от нормального, выполнялось с помощью критерия Краскела – Уоллиса, апостериорные сравнения – с помощью критерия Данна с поправкой Холма [9].

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

В результате проведения корреляционного анализа спектральных параметров ЭЭГ головного мозга в отведениях C4-A2, C3-A1 с наличием навыков игры на музыкальных инструментах у исследуемых лиц (табл.), были выявлены статистически значимые различия (p = 0,049, p = 0,030 соответственно).

При сопоставлении спектральных параметров ЭЭГ головного мозга в остальных отведениях статистически значимых различий выявлено не было.

Топографическая локализация отведений С3-А1 и С4-А1 в «международной схеме 10-20» соответствует дну центральной борозды, а также постцентральной и прецентральной извилины, которые ответственны за проприоцептивную чувствительность и моторную активность.

 

Анализ спектральных параметров ЭЭГ головного мозга в альфа-диапазоне в зависимости от наличия навыка игры на музыкальных инструментах у исследуемых лиц

Отведения ЭЭГ

Категории

Игра на музыкальных инструментах

p

Me

Q1–Q3

n

C4-A2

клавишные

16

14–22

12

0,049

нет

10

7–20

52

струнные

14

11–29

10

струнные + клавишные

22

17–30

6

C3-A1

клавишные

19

17–25

12

0,030

нет

13

11–26

52

струнные

18

15–32

10

струнные + клавишные

26

22–33

6

 

В правой половине мозга у лиц, не играющих на музыкальных инструментах, показатели спектра мощности регистрируются в интервале 7–20 мкВ2 (Ме-10), в то время как у играющих на струнных инструментах – 11–29 мкВ2 (Ме-14), что говорит о более сильной активации участков коры и более выраженном и точном представлении движении. Показатели у играющих на клавишных инструментах 14–22 мкВ2 (Ме-14) несколько отличаются в своем интервале, однако медиана совпадает и говорит о незначительных отличиях. Лица, владеющие обеими видами инструментов, показывают результаты 17–30 мкВ2 (Ме-22) и по медиане значительно выше остальных (рис. 1). Полученные данные свидетельствуют о том, что выработка двигательных навыков и развитая мелкая бимануальная сложно скоординированная моторика оказывают модулирующее влияние на развитие корковых центров, отвечающих за формирование произвольных моторных программ в правом полушарии, что приводит к повышению эффективности и результативности извлечения двигательных энграмм, определяющих сложные локомоции [4, 6].

В левом полушарии значения спектра мощности выше, чем в правом. Так у лиц, не играющих на музыкальных инструментах, показатель равен 11–26 мкВ2 (Ме-3), на струнных – 15–32 мкВ2 (Ме-18), на клавишных – 17–25 мкВ2 (Ме-19), играющих на обоих видах инструментов – 22–33 мкВ2 (Ме-26) (рис. 2). Так как именно левое полушарие отвечает за тонкий двигательный контроль пальцев обеих рук, а также за восприятие музыкальных композиций, медиана показателей активности головного мозга здесь намного выше, чем в правом полушарии [5, 6].

 

Рис. 1. Анализ спектральных параметров ЭЭГ головного мозга в альфа-диапазоне в отведении C4-A2 в зависимости от наличия навыка игры на музыкальных инструментах у исследуемых лиц. Цифрами здесь и на рис. 2 обозначены показатели медианы (Ме) значений спектральной мощности нейронов по группам исследуемых

 

Рис. 2. Анализ спектральных параметров ЭЭГ головного мозга в альфа-диапазоне в отведении C3-A1 в зависимости от наличия навыка игры на музыкальных инструментах у исследуемых лиц

 

Различия в показателях между правым и левым отделами мозга указывают на связь между активностью альфа-волн и доминирующим типом полушария. Проведенный сравнительный анализ активности правого и левого полушария у испытуемых, владеющих навыком игры на музыкальных инструментах и характеризующихся разным доминированием полушария, не выявил статистически значимых различий.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, навыки игры на музыкальных инструментах даже при отсутствии сенсорной афферентации с периферии при воображаемой инициации движения способствуют более сильной сочетанной активации сенсорной и двигательной областей коры, что связано с более развитой бимануальной моторикой, а также с чувственным представлением движений. При этом разнообразие двигательных программ (фортепиано и гитара) закономерно усиливают проявления пусковой активности соответствующих зон коры. Следует отметить отсутствие выраженной асимметрии активации. В соответствии с теорией функциональных систем развитая точность движений способствует сонастройке взаимодействия «мозг – верхняя конечность : программа – эффектор» и приводит к эффективной активации соответствующих корковых зон с формированием специфических межнейроннх связей, что и обнаружено в нашем исследовании.

Конфликт интересов. Авторы декларируют отсутствие явных и потенциальных конфликтов интересов, связанных с публикацией настоящей статьи.

Competing interests. The authors declare that they have no competing interests.

×

About the authors

Pavel V. Tkachenko

Kursk State Medical University

Author for correspondence.
Email: pwtkachenko@rambler.ru
ORCID iD: 0000-0002-2725-6482

Doctor of Medical Sciences, Associate Professor, Head of the Department of Normal Physiology named after Professor A.V. Zavyalov

Russian Federation, Kursk

Nikolay S. Kononenko

Kursk State Medical University

Email: kononenkons@kursksmu.net

Postgraduate Student of the Department of Normal Physiology named after Professor A.V. Zavyalov

Russian Federation, Kursk

Anastasiya A. Nasmachnaya

Kursk State Medical University

Email: nesmachnaya.n@mail.ru

Student of the Faculty of Medicine

Russian Federation, Kursk

References

  1. Kaplan A.Y., Kochetova A.G., Shishkin S.L. et al. Experimental and theoretical foundations and practical implementation of the brain-computer interface technology. Byulleten’ sibirskoj mediciny = Bulletin of Siberian Medicine. 2013;12(2): 21–29. (In Russ.)
  2. Fedotchev A.I., Parin S.B., Polevaya S.A., Velikova S.D. Brain-computer interface and neurofeedback technologies: current state, problems and clinical prospects (review). Sovremennye tehnologii v medicine = Modern Technologies in Medicine. 2017;9(1):175–184. (In Russ.) doi: 10.17691/stm2017.9.1.22.
  3. Mokienko O.A., Chernikova L.A., Frolov A.A., Bobrov P.D. Motion imagination and its practical application. Zhurnal vysshei nervnoi deyatel’nosti im. I.P. Pavlova = Journal of Higher Nervous Activity named after I.P. Pavlov. 2013;63(2):195–204. (In Russ.)
  4. Sokolova N.I., Petrova E.V., Tkachenko P.V. Subtle manipulative movements as a characteristic of the organization and level of voluntary motor activity. Regional’nyj vestnik = Regional Bulletin. 2019;29(14):12–14. (In Russ.)
  5. Tkachenko P.V., Bobyncev I.I. The ratio of motor and sensory functions of a person. Kursk, KGMU Publ., 2016. 264 p. (In Russ.)
  6. Chalbash E.T. The influence of music on the development of human brain activity. Materialy IV mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii = Materials of the IV International Scientific and practical conference. 2013. 231 p. (In Russ.)
  7. Bragina N.N., Dobrohotova T.A. Functional asymmetries of a person. Moscow, Medicina Publ., 1999. 298 p. (In Russ.)
  8. Zenkov L.R. Clinical electroencephalography (with elements of epileptology). A guide for doctors. 4th edition. Moscow, MEDpress-inform Publ., 2011. 355 p. (In Russ.)
  9. Bavrina A. P. Modern rules for the application of parametric nonparametric criteria in the statistical analysis of biomedical data. Medicinskij alʹmanah. 2021;1(66):64–73. (In Russ.)

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML
2. Fig. 1

Download (334KB)
3. Fig. 2

Download (341KB)

Copyright (c) 2023 Tkachenko P.V., Kononenko N.S., Nasmachnaya A.A.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации СМИ: серия ПИ № ФС 77 - 79562 от 27.11.2020 г.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies