БОЛЕЗНЬ КАК ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОЕ ЯВЛЕНИЕ


Цитировать

Полный текст

Аннотация

В представленной рецензии рассматриваются вопросы рефлексии болезни в истории человеческой цивилизации и мировой духовной культуры. Автор отмечает концептуальную новизну и междисциплинарный характер исследования, проведенного Л. М. Медведевой. В работе представлены гуманитарный дискурс отношения к болезни и его эволюция, его влияние на развитие общества, проводится сравнение медицинских, нозологических подходов и культурософских взглядов, а также исследуется отношение к болезни в рамках обыденного сознания культуры повседневности.

Полный текст

Человеческая цивилизация со времен своего зарождения постоянно ощущает собственную уязвимость, которая продиктована как внешними, так и внутренними факторами. Болезнь является следствием этой человеческой уязвимости в объективном смысле. Но есть и субъективные понимания болезни, обусловленные культурой разных времен и народов. Собственно разностороннему анализу феномена болезни и посвящена монография Л. М. Медведевой. Болезнь она рассматривает и с призмы интеллектуальных дискурсов, и с точки зрения обыденного сознания. Любопытно, что и сама болезнь выступает неким рычагом для развития науки и искусства, ее образ постоянно фигурирует в произведениях мировой духовной культуры. Монографическое исследование Л. М. Медведевой «Болезнь в культуре и культура болезни», выпущенное издательством ВолгГМУ в 2013 г., носит междисциплинарный характер. Работа выполнена на стыке медицины, философии, истории, социологии, культурологии, этнологии и др. наук. Большая заслуга автора заключается в том, что она сумела проанализировать и представить в виде концептуального исследования весь комплекс разноплановых источников: это науч ная литература по медицине, огромное количество эгодокументов (воспоминания, мемуары, дневники, письма и т. д.), этнографические обзоры, статистика, современные материалы СМИ и реклама медицинского характера. Это, безусловно, свидетельствует о высокой профессиональной подготовке исследователя. В одном из параграфов неслучайно анализируется понятие болезни в различных гуманитарных науках, где помимо традиционных дисциплин, вроде истории, филологии, философии и искусствоведения, выделяется еще и социология медицины. Существование таких специфических научных направлений, как социология медицины, еще раз подтверждает важность изучения взаимосвязи «пациент - болезнь - врач», поскольку при научном осмыслении лишь медицинской сферы такого рода взаимоотношения чаще всего остаются за рамками исследований. Между тем эти социальные связи гораздо шире. Например, логично было бы сюда включить и близкое окружение пациента, которое также влияет на формирование мнения о болезни; различные фармацевтические компании и другие бизнес-структуры, заинтересованные в продвижении того или 136 Выпуск 1 (53). 2015 ЩШгорСз [Щ<міППЩ1 иного представления о способах и средствах лечения болезней. И этот перечень можно продолжить дальше, вычленяя из общественных отношений новых и новых субъектов, вроде представителей высших кругов власти, медиа-персон и т. д., которые в разной степени формируют массовые настроения. При этом доминантой данного хаотического движения является болезнь. Монография Л. М. Медведевой состоит из двух блоков (глав). В первой из них - «Болезнь в культуре» автор отводит болезни роль некого внешнего фактора и показывает ее влияние на исторический процесс, в том числе на войны, развитие научной мысли, литературы и искусства. Автор отмечает некоторое смещение акцентов, произошедшее в истории медицины. Если ранее в этой дисциплине преобладала констатация научных открытий и история медицины рассматривалась лишь как прогресс науки, то теперь более актуальным становится историко-культурологический подход, где немалое место уделяется реакции общества на болезнь и здоровье [6, 10]. Действительно, в отличие от зарубежной историографии, в отечественной науке это направление лишь начинает развиваться [8, 13]. Чаще всего изучение здравоохранения как части «картины мира» человека осуществляется в рамках исследований по истории повседневности различных социальных групп [1, 4, 9], хотя нередко медицинская тематика в аналогичных исторических работах вовсе обходится стороной. Это можно объяснить чрезвычайно дифференцированным подходом к данной проблеме, определенной монополизацией истории медицины со стороны самих медиков и отсутствием научного диалога с сообществом историков. Вместе с тем еще в конце XIX века гуманитариями делались определенные обобщения исторического опыта врачебного дела в России, с учетом отношения населения к врачеванию [3]. Аналогичные медикоантропологические попытки в это время предпринимались и самими врачами [11, 12]. Если взять современные специализированные работы, связанные не столько с изучением развития системы здравоохранения и в целом медицинских знаний, а, прежде всего, с ролью пациента в этих процессах, то авторами исследований выступают преимущественно культурологи, реже - специалисты других гуманитарных направлений [2, 5, 7]. Безусловно, медики прекрасно разбираются в теории медицины и клинической картине болезней, однако они не всегда сопоставляют эти знания с контекстом времени, исторической спецификой, культурными особенностями региона. Например, то, что было известно Гиппократу до н. э., не всегда было доступно кочевым племенам Центральной Евразии в нашу эру. Поэтому развитие медицинских знаний нельзя рассматривать лишь как поступательное движение вперед, характерное для всей человеческой цивилизации, необходимо учесть все нюансы и особенности, так называемые «ответвления» от общей линии. При этом мы не берем в расчет научные работы с конкретным объектом исследования, представленные на соискание ученых степеней, а только различные учебные пособия и очерки по истории медицины. Также и историкам не стоит игнорировать проблемы здоровья и болезни общества, порой они становились определяющими факторами важных исторических событий. Так, представленный в одном из параграфов первой главы монографии Л. М. Медведевой обзор исторических эпох с точки зрения болезней, господствующих в них, может служить руководством для историков при осмыслении различных событий и явлений, особенно отечественной истории. «Художественные образы болезней» (Гл. 1, п. 1.4) тоже можно рассмотреть, прежде всего, в качестве источника для изучения состояния общества в разные эпохи. В изображении болезни автор выделяет две важные составляющие: художественную эстетику и научный прогресс - своеобразные маркеры эпохи. В то же время сами художественные образцы с изображением опыта болезни формируют в обществе разные культурные стереотипы восприятия медицинской сферы. Особенно показательна в этом отношении современная культура, с диктатом рекламы медицинских препаратов, приборов, продуктов питания и др. атрибутов здорового образа жизни. Как и художественные образы, двойную функциональную нагрузку несет метафора болезни. Этой любопытной лингвистической практике посвящен пятый, завершающий параграф первой главы монографии. Языковая картина мира давно является объектом исследований филологов, но к медицинским метафорам, пожалуй, они обращаются не так часто. Хотя язык - одна из самых динамичных категорий культуры, очень живо реагирующий на малейшие движения социума. На наш взгляд, соединение методов лингвистики, культурологии и социологии делают результаты гуманитарных исследований более иллюстративными. Анализ метафор болезни, по мнению Л. М. Медведевой, необходим для «изучения отношения к болезни со стороны пациентов, их окружения, врачей для преодоления возможной стигматизации и ослабления образов болезни» [6, c. 124]. Вторая глава книги - «Культура болезни», как, впрочем, и первая, посвящена производным болезни: интеллектуальная рефлексия, обыденные представления, этноконфессиональные традиции восприятия и врачевания, индивидуальный опыт переживания, культурные стереотипы. На первый взгляд, эти параграфы с тем же успехом можно было включить и в главу «Болезни в культуре». Но при более внимательном изучении представленных дефиниций приходишь к выводу о том, что автором, вероятно, проведена серьезная работа по концептуальному офор Выпуск 1 (53). 2015 137 ЩШгорСз [ЩсмеТКЩ млению своего исследовательского опыта. И вторая глава построена непосредственно вокруг болезни как явления, тогда как в первой главе автор преимущественно обращается к абстрактному понятию, внешнему фактору определенных процессов. Во второй главе болезнь предстает как культурное явление в самом широком смысле, то есть как часть повседневности человека. Здесь автор представляет несколько уровней ее осмысления: профессиональный, обывательский, религиозный, этнический, региональный, индивидуальный. При этом Л. М. Медведева свой анализ провела не только на основе исторических источников, но и на современном материале. При таком рассмотрении выясняется, что, несмотря на значительные успехи в научной медицине, человек продолжает пребывать в плену своих стереотипов и интерпретирует некоторые болезни весьма своеобразно. В этом отношении современные пациенты мало отличаются от своих предшественников. Как выразился в 1985 году историк Рой Портер, «в подавляющем большинстве случаев в прошлом (как и сейчас) профессионалы-медики принимали лишь скромное участие в процессе лечения, основную, если не исключительную роль в котором играли и играют самолечение и забота окружающих» [10, c. 41]. На поведение сегодняшних пациентов оказывают влияние растущий интерес к медицине в обществе, свободный доступ к информации различного характера. Например, Л. М. Медведева выделяет такие современные тенденции, как «виртуальная медицина», «интернет-пациент», «рациональное невежество». Все они в разной степени иллюстрируют «культурные стереотипы медикализации» [8]. Этой проблематике посвящен завершающий параграф второй главы. Здесь, на мой взгляд, особенно важно обращение автора к современной ситуации. Монография Л. М. Медведевой «Болезнь в культуре и культура болезни» поднимает один из самых животрепещущих вопросов человеческой цивилизации. В зависимости от эпохи болезнь интерпретировалась всегда по-разному, долгие столетия болезнь приравнивалась к смерти. Анализируя исторический опыт и современное состояние медикализации общества, автор делает позитивный вывод о том, что сегодня болезнь воспринимается скорее как специфическая форма жизни, но никак не смерть. В этой трансформации сознания пациентов она видит основное достижение медицины. Представленное историко-культурологическое исследование является своеобразным проводником в сложном процессе научного осмысления проблемы болезни и всего социокультурного пространства вокруг этого феномена. Книга полезна не только для специалистов в области гуманитарных наук, но и для практикующих врачей, работников социальной сферы. Кроме того, небезынтересно будет и пациентам взглянуть на себя со стороны: через опыт предста вителей других эпох и культур, через современные социологические исследования, комплексный анализ которых представлен в данной монографии. Показательно, что работа такого плана появилась именно в Волгограде, в стенах местного медицинского университета. ВолгГМУ своей исследовательской деятельностью гуманитарной направленности демонстрирует не совсем типичную для современного научного пространства ситуацию, когда в узкоспециализированном вузе осуществляются уникальные междисциплинарные исследования, где учитывается, с одной стороны, специфика учебного заведения, с другой - традиции научно-исследовательской работы гуманитарного профиля. Таким образом, монография Л. М. Медведевой является весомым научным вкладом в изучение истории и социологии медицины, культурологическое и философское осмысление проблем здоровья и болезни и продолжает прекрасные научные традиции ученых-гуманитариев Волгоградского государственного медицинского университета.
×

Об авторах

Лилия Рамилевна Габдрафикова

Институт истории им. Ш. Марджани Академии наук Республики Татарстан

Email: bahetem@mail.ru
д. ист. н, старший научный сотрудник отдела новой и новейшей истории Казань

Список литературы

  1. Габдрафикова Л. Р. Повседневная жизнь городских татар в эпоху буржуазных преобразований второй половины XIX - начала XX века. - Казань: Ин-т истории АН РТ, 2013. - 384 с.
  2. Гусарова К. О. Каноны красоты и гигиенические стандарты в культуре России 1890-1910 гг.: автореф. дис.. канд. культурологии: 24.00.01. - М., 2010. - 27 с.
  3. Загоскин Н. П. Врачи и врачебное дело в старинной России. - 2-е изд. - М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2012. - 80 с.
  4. Ильюхов А. А. Жизнь в эпоху перемен: материальное положение городских жителей в годы революции и Гражданской войны (1917-1921 гг.). - М.: РОССПЭН, 2007. - 264 с.
  5. Макарова Н. В. Культура здоровья народов Среднего Поволжья в XIX столетии: автореф. дис.. канд. ист. наук: 24.00.01. - Тольятти, 2013. - 19 с.
  6. Медведева Л. М. Болезнь в культуре и культура болезни. - Волгоград: Изд-во ВолгГМУ, 2013. - 252 с.
  7. Медведева Л. М. Болезнь: анализ культурного феномена в гуманитарном контексте / Л. М. Медведева, И. К. Черемушникова // Философия социальных коммуникаций. - 2013. - № 3 (24). - С. 110-119.
  8. Медведева Л. М. Homo medicus как возможный результат медикализации // Историческая и социально-образовательная мысль. - 2012. - № 1 (11). - С. 182-186.
  9. Миненко Н. А. Повседневная жизнь уральского города в XVIII - начале XX века / Н. А. Миненко, Е. Ю. Апкаримова, С. В. Голикова. - М.: Наука, 2006. - 384 с.
  10. Портер Р. Взгляд пациента. История медицины «снизу» // Болезнь и здоровье: новые подходы к истории медицины. - СПб.: Европейский ун-т в Санкт-Петербурге; Алетейя, 2008. - С. 41-72.
  11. Сухарев А. А. Казанские татары (уезд Казанский). Опыт этнографического и медико-антропологического исследования. - СПб.: Тип. П. П. Сойкина, 1904. - 195 с.
  12. Чехов А. П. Врачебное дело в России: материалы к диссертации. - М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2010. - 102 с.
  13. Шлюмбом Ю. Введение. История медицины: актуальные тенденции и перспективы / Ю. Шлюмбом, М. Хагнер, И. Сироткина // Болезнь и здоровье: новые подходы к истории медицины. - СПб.: Европейский ун-т в Санкт-Петербурге; Алетейя, 2008. - С. 8-40.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Габдрафикова Л.Р., 2015

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации СМИ: серия ПИ № ФС 77 - 79562 от 27.11.2020 г.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах