VIRTUAL RECONSTRUCTION OF THE HISTORICAL FORTRESS OF SAMARA USING 3D MODELING


Cite item

Full Text

Abstract

This article is devoted to the creation of a virtual 3D-museum dedicated to the historical part of the city of Samara, specifically the visualization of the Samara Fortress, built in 1586 on the territory of the modern Samara valve factory, and to the south of it, that is, towards the Samara River. First, the basics of 3D-modeling are considered, a historical description of the Samara fortress is given, an overview of the development environment is provided, followed by a detailed step-by-step description of how to perform the work with all the steps taken. The practical part is illustrations (screenshots) of the project made in the KOMPAS-3D 3D-modeling environment. This work is certainly relevant and has practical value. Its relevance is due to the Decree of the President of the Russian Federation No. 203 of May 9, 2017 «On the Strategy for the development of the Information Society in the Russian Federation for 2017-2030». It is also worth noting that this project can find practical application in the form of developing a museum for conducting virtual excursions around historical Samara. The conclusion is made on the basis of the analysis of the work done, which allows you to assess the effectiveness of its application in reality.

Full Text

Введение Трехмерная графика (3D графика) - это раз- дел компьютерной графики, в котором рас- сматриваются методы создания изображений или видео путем моделирования объемных объектов в трехмерном пространстве. То есть 3D-моделирование - процесс создания трехмер- ной модели объекта. Задачей 3D-моделирования является разработка визуального объемного об- раза желаемого объекта. Основы 3D-моделирования В области трехмерной компьютерной графики, как правило, выделяют четыре основных этапа, необходимых для получения готового продукта: Моделирование - это создание объектов, которые будут присутствовать на сцене. Использование материалов - это опреде- ление свойств поверхностей объектов для ими- тации различных свойств реальных предметов, таких как фактура, цвет, яркость и т. д. Освещение - это добавление и размещение источников света подобно тому, как это делается на съемочной площадке. Визуализация - это формирование изо- бражения на основе моделей материалов и ос- вещения. Если в проекте подразумевается создание ани- мации, то в качестве анимируемых элементов могут выступать смоделированные персонажи. Кроме того, возможно и изменение положения «Infokommunikacionnye tehnologii» 2021, Vol. 19, No. 4, pp. 495-500 объектов на сцене, а также изменение их форм, размеров или материалов. На этапе моделирования создается форма объ- ектов сцены, которые могут иметь и произволь- ную форму, и правильный геометрический вид. Перед непосредственным созданием объекта, как правило, выполняются предварительные набро- ски, т. е. эскизы. На следующем этапе, этапе использования материалов, поверхностям моделей придают вид реальных материалов. Только в этом случае моде- ли примут максимально реалистичный вид. Одним из самых простых, но важных свойств материала является цвет. Цвет может быть ос- новным, определяющим покрытие всего объекта, или обтекающим, который будет определять фо- новое освещение. Следующим этапом является создание ос- вещения. Оно подчеркивает свойства сцены, выполненной в результате моделирования и ис- пользования материалов. Освещение определяет настроение всей сцены. Лучшее освещение долж- но быть почти подсознательным: присутствовать, но не быть навязчивым [1]. Заключительным этапом работы над модели- руемой сценой является визуализация [2]. На данном этапе компьютер превращает ма- тематическую модель сцены в форму, доступную для визуального восприятия. Этот процесс полу- чил название рендеринг (render). Историческое описание крепости Самара Первые известия о построенном Самарском городе появились в конце лета 1586 г., а в начале сентября крепость уже принимала многочислен- ных гостей - послов, стрельцов, свиту крымского царевича. После высадки на берег Григорий Засекин и «горододелыцики» начали сверять с чертежами реальную местность. Пока воевода окончательно определил место строительства, а мастера-горо- додельщики размечали участки под будущие со- оружения, служилые и работные люди разобрали плоты, вытащили на берег материалы. Начало закладки города сопровождалось осо- бым ритуалом - молебном и освящением места закладки сооружений. Прежде всего горододелы- цики сосредоточили внимание на строительстве собственно «города», или «кремля». На разме- ченной рабочей площадке сооружались стены с башнями. Внутри кремля устроили усадьбы воеводы и «начальных» людей, здания съезжей избы, тюрьмы, осадных дворов, складов - «анба- ров» для припасов, житниц и т. д. Площадь крем- ля вряд ли составляла более 5 гектаров. По мнению самарского краеведа Е.Ф. Гурья- нова, в плане крепость являла близкую к квадрату прямоугольную фигуру с размерами сторон 213 на 245 м. Желавшие обосноваться своими двора- ми воинские люди вряд ли могли разместиться под укрытием стен и вынуждены были устроить- ся за кремлем, в его предместье. Самарский го- род занял самую возвышенную, примыкающую к обрывистому крутому берегу часть междуре- чья. Доминантой крепости выступала церковь, сооружение которой началось одновременно с городом. Выбор духовного патрона - покровите- ля горожан - определяла Москва одновременно с выбором названия крепости. Изначально со- борным для города считался храм Пресвятой и Живоначальной Троицы. Видимо, при выборе названия соборной церкви было принято во вни- мание то, что, по предварительным расчетам экс- педиция, возглавляемая князем Г.О. Засекиным, должна была прибыть на место будущего строи- тельства в конце второй декады мая и примерно в Троицын день приступить к закладке города. По- этому вполне можно совместить примерную дату начала возведения города и храма с праздником Троицы, который в 1586 г. пришелся на 22 мая по старому стилю (1 июня по-новому). Эту дату следует считать официальным днем основания Самары. По устройству оборонительных сооружений, административных, церковных и частных зданий Самара мало чем отличалась от десятков подоб- ных городов-крепостей, построенных тогда же на южном и юго-восточном пограничье Московско- го государства [3; 4]. Среда разработки КОМПАС-3D Система KOMПAC-3D предназначена для создания трехмерных параметрических моделей деталей и последующего полуавтоматического выполнения их рабочих чертежей, которые со- держат все необходимые виды, сечения, разрезы. Система в первую очередь ориентирована на формирование моделей изделий, которые со- держат как типичные, так и нестандартные кон- структивные элементы [5; 6]. Программа КОМПАС-3D дает возможность пользователю работать как с двухмерным пред- ставлением конструкции (2D-чертежом и фраг- ментом), так и с трехмерным представлением конструкции (3D-моделью детали или сборки), а также текстовыми документами (специфика- цией, извещением и т. д.). В связи с этим каж- дый файл обладает собственным расширением и иконкой [7]. Любое изображение, которое можно постро- ить средствами системы, в терминах КОМПАС- 3D принято называть документом. С помощью программы КОМПАС-3D можно создавать до- кументы трех типов: детали, фрагменты, плоские чертежи. Когда же идет речь о трехмерных изо- бражениях деталей, употребляется такой термин, как «модель». Построение моделей выполняется средствами модуля трехмерного моделирования. Модель изделия, которая изготавливается из однородного материала, без применения каких- либо сборочных операций называется деталью. Детали, как правило, хранятся в файлах с расширением m3d. Основным же типом графического докумен- та в КОМПАС-3D является чертеж, содержащий графическое изображение изделия, основную надпись, рамку, а иногда и дополнительные объ- екты оформления (знак неуказанной шероховато- сти, технические требования и т. д.). В файле чер- тежа КОМПАС-3D могут содержаться не только чертежи (в понимании ЕСКД), но и плакаты, схе- мы и прочие графические документы. Чертежи хранятся в файлах с расширением cdw. Фрагмент - вспомогательный тип графическо- го документа в КОМПАС-3D. Файл фрагмента имеет расширение frw. Кроме перечисленных, в КОМПАС-3D по умолчанию используются следующие расшире- ния файлов для шаблонов документов: m3t - де- талей; cdt - чертежей; frt - фрагментов. Система КОМПАС-3D позволяет: экспорт до- кументов в форматы DXF, DWG, IGES, РаrаSоlid, STL, АCIS, STEР, VRML; экспорт документов в растровые форматы BMP, TIFF, GIF, JPEG, PNG, TGA; экспорт документов в формат eDrawing; экспорт документов в форматы WMF и EMF[E1]; импорт документов из форматов IGES, РаrаSоlid, STEР, АCIS, TXT, RTF; работу с несколькими до- кументами одновременно. Поддерживаются типы документов: текстово- графические документы (тип файла kdw); спе- цификации (тип файла sрw). Текстовый редактор предусматривает: фор- мирование, заполнение и редактирование таблиц любой конфигурации, возможность создания та- блицы по ее графическому представлению (пре- образование фрагмента в таблицу); сохранение часто применяемых фраз, выражений, обозначе- ний и т. д. в файле текстовых шаблонов, вставку текстовых шаблонов в любой текстовый объект или объект, содержащий текстовую часть; поль- зовательские меню. Имеются настройки: фильтров вывода на пе- чать; разбиения листа на зоны; отрисовки стре- лок и засечек; отрисовки осевых линий; имени файла по умолчанию при первом сохранении; пе- речня объектов, учитываемых при определении габаритов модели. Сервисные возможности включают: созда- ние пользовательских стилей линий, штриховок и текстов; создание пользовательских основных надписей, пользовательских оформлений и сти- лей спецификаций; создание исходной и зеркаль- ной копий при резервном копировании; возмож- ность сопоставления графическим объектам и документам атрибутов - неграфической инфор- мации (число, строка или таблица); выбор еди- ниц измерения длины в документе (миллиметры, сантиметры или метры); быстрое переключение на слой указанного объекта; отрисовку фоновых заливок цветом и зачерненных стрелок; управле- ние порядком отрисовки графических объектов; запись документов с приведением имен к UNC; прерывание штриховок и линий при пересечении их с размерными стрелками, размерными над- писями и обозначениями; использование «Ме- неджера библиотек» - системы для управления библиотеками; возможность создания, редакти- рования и подключения библиотек фрагментов (lfr) и моделей (l3d); подключение прикладных библиотек, разработанных для использования в профессиональной версии системы КОМПАС- 3D; работу с кодами и наименованиями докумен- тов (выбор кода и наименования при заполнении основной надписи, автоматическую передачу обозначения и наименования изделия - без пере- дачи кода и наименования документа - между связанными документами и др.); визуализацию ограничений, наложенных на графические объ- екты, и имеющихся у них степеней свободы; вы- равнивание размерных линий размеров [8]. Создание 3D-модели исторической крепости Самара в среде разработки КОМПАС-3D Далее рассмотрим порядок создания кре- пости (см. рис.). Эскиз 1. Создаем эскиз с основными фигурами, ис- пользованными в крепости, в виде 2D-проекции. В основе модели крепости лежит прямо- угольник, созданный с помощью функции «Пря- моугольник». На одной стороне получившейся фигуры (основания крепости) выстраиваются основания башен, соответствующие историческим изобра- жениям. В основах башен лежат квадраты соот- ветствующих размеров (в масштабе 1 см = 1 м). В итоге имеем эскиз с основанием кре- пости и башен (эскиз 1). Всего на одной стороне имеем 4 башни, причем одна из башен в после- дующем будет оснащена воротами, т. к. является проездной. Выстраивание основы. Рисунок. 3D-модель, построенная в среде разработки КОМПАС-3D Посредством функции «Элемент выдав- ливания» создаем первоначальную 3D-модель крепости. Высота ограды - 3 см, высота башен - 6 см (в масштабе 1 см = 1 м). Получаем простую 3D-модель крепости. Эскиз 2. Детализация ограды. На уровне ограды создаем дополнитель- ный эскиз (эскиз 2) для формирования рельефа ограды. Создаем круг диаметром 1,5 см (в мас- штабе 1 см = 1 м) с помощью функции «Окруж- ность» с целью создания бревенчатой структуры ограды. Посредством копирования этой окружно- сти получаем «цепочку» окружностей по всему периметру ограды. Формирование бревенчатой структуры. Аналогично созданию крепости форми- руем «бревна» по периметру ограды с помощью функции «Элемент выдавливания». Эскиз 3. Крыши башен. Создаем эскиз, на котором формиру- ем 2D-модель крыш башен. Эскиз создается на уровне «вершин» башен, полученных в эскизе 1. Формирование крыш башен. С помощью функции «Элемент выдав- ливания» создаем 3D-модель крыш башен. На данном этапе получаем крышу в виде прямо- угольника. С помощью функции «Уклон» формируем уклон крыш для того, чтобы получить нужную форму усеченной пирамиды с квадратом в осно- вании. В итоге возникает модель 4 башен с кры- шами. Эскиз 4. Создание второго этажа башен. Для двух башен формируем эскиз ана- логично эскизу 1 с 2D-моделью второго этажа башен. Аналогично пункту 2 создаем 3D-модель второго этажа. Формирование крыш второго этажа. Создаем 2D-модель (эскиз 5) крыш второ- го этажа башен, в основе которых лежит квадрат. Аналогично пункту 6.1 создаем 3D-модель крыш второго этажа башен. Аналогично пункту 6.2 создаем необходи- мый уклон крыш башен. Формирование окон и ворот башен. Для каждой стороны башни создаем эски- зы для формирования 2D-модели окон для каж- дой стороны башни. Каждый эскиз соответствует одной стороне башни. В итоге имеем 4 эскиза. На одном из эскизов формируем с помо- щью функций «Прямоугольник» и «Окружность» модель ворот для одной из башен. Данные ворота являются въездом в крепость и располагаются на проездной башне. На каждом эскизе создаем 2D-модели окон, ориентируясь на историческое изображе- ние крепости. С помощью функции «Вырезать выдавли- ванием» формируем 3D-модель окон для каждой стороны. Для проездной башни аналогично фор- мируем въезд, т. е. ворота. На данном этапе полу- чаем 3D-модель крепости с окнами и въездом. Покрас модели. Отдельно осуществляем покрас внутрен- него «двора» модели. На первичном этапе по- средством настройки свойств фигур производим заливку фигуры оттенком зеленого цвета. Тем самым формируем иллюзию травяного покрова. Осуществляем покрас основной части крепости. Согласно исторической сводке, кре- пость представляла собой деревянную построй- ку. На основании этого осуществляем заливку основной части крепости соответствующим от- тенком коричневого. В некоторых частях крепости добавляем цветовые и фактурные акценты в виде затемне- ния фигур. Например, области окон и ворот. Дальнейшая работа над проектом состоит из доработки сцены (моделинг элементов крепо- сти), придания реалистичности путем наложения текстур, обработки полученной сцены [9; 10]. Заключение По итогу проделанной работы можно сделать вывод о том, что среда разработки КОМПАС-3D является достаточно эффективной и простой в использовании для создания различных 3D-моде- лей. Несомненно, данная работа очень актуальна. Все работы были выполнены в соответствии с ис- точниками, содержащими исторические факты и обзоры, что гарантирует высокую схожесть соз- данного нами объекта с реальным. Поскольку модель еще не достроена, перед нами стоит задача доработки начатой сцены про- екта с возможностью ее встройки в виртуальную реальность.
×

About the authors

E. A Bogdanova

Povolzhsky State University of Telecommunications and Informatics

Email: helen.bogdan@mail.ru
Samara, Russian Federation

V. A Larina

Povolzhsky State University of Telecommunications and Informatics

Email: valeriya-larina-2000@mail.ru
Samara, Russian Federation

Yu. O Bakai

Povolzhsky State University of Telecommunications and Informatics

Email: ov.bakai@gmail.com
Samara, Russian Federation

References

  1. Меженин А.В. Технологии 3D-моделирования для создания образовательных ресурсов: учебное пособие. СПб.: СПбГУ ИТМО, 2008. 112 с.
  2. Тозик В.Т., Меженин А.В. 3ds Max 9: трехмерное моделирование и анимация. СПб.: БХВ-Петербург, 2007. 1056 с.
  3. История Самары (1586-1912 гг.): монография / П.С. Кабытов [и др.]. Самара: Самарский университет, 2015. 480 с.
  4. Моргун А.Г. От крепости Самара до города Куйбышева. Заметки об архитектуре. Куйбышев: Кн. изд-во, 1986. 219 с.
  5. Большаков В.П. Создание трехмерных моделей и конструкторской документации в системе КОМПАС-3D: учебное пособие СПб.: БВХ-Петербург, 2010. 489 с.
  6. Чагина А.В., Большаков В.П. 3D-моделирование в КОМПАС-3D версий v17 и выше: учебное пособие для вузов. СПб.: Питер, 2021. 256 с.
  7. Герасимов А.А. Самоучитель КОМПАС-3D v19. СПб.: БХВ-Петербург, 2021. 624 с.
  8. Ганин Н.Б. Трехмерное проектирование в КОМПАС-3D. Проектирование: учебное пособие. М.: ДМК-Пресс, 2012. 784 с.
  9. Черноморец А.А., Болгова Е.В., Коваленко А.Н. Об оптимальной модификации проекций изображений на базисные векторы при скрытом внедрении информации // Инфокоммуникационные технологии. 2020. Т. 18, № 4. С. 437-442.
  10. Ганин Д.В. Применение итеративных процедур при масштабировании изображений // Инфокоммуникационные технологии. 2017. Т. 15, № 4. С. 409-415.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2021 Bogdanova E.A., Larina V.A., Bakai Y.O.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies