Space philosophy of N.F. Fedorov



Cite item

Full Text

Abstract

The article is devoted to the works of the founder of the Russian cosmism N.F. Fedorov, who was the representative of its religious and philosophical direction. The author analyzes the main provisions of teachings of N.F. Fedorov called “Philosophy of the Common Task” and traces influence of the original philosophical teachings on the formation of modern globalism.

Full Text

Н.Ф. Фёдоров (1828 - 1903) - один из основоположников русского космизма, представитель его религиозно-философского направления. Оживление интереса к личности и идейному наследию Николая Федоровича Федорова неслучайно. Полёт в космос первого человека Ю.А. Гагарина в 1961 году был и остаётся одним из самых грандиозных событий в истории человечества. В этой связи необходимо вспомнить, Н.Ф. Фёдоров был внебрачным сыном князя П.И. Гагарина, а фамилию и отчество Фёдоров получил от своего крёстного отца. По удивительному совпадению два Гагарина оказали особое влияние на становление космической эры человечества. Термин «русский космизм» появился в отечественной философии в конце 60-х - начале 70-х годов прошлого века. Философия русского космизма - уникальное явление национальной и мировой культуры. Несомненным является влияние идей русского космизма на формирование глобалистики. Условия современной цивилизации, общего обострения глобальных проблем человечества, таких как проблема сохранения окружающей среды, проблема народонаселения, проблема Мирового океана, проблема экологии, проблема освоения космоса, заставляют ученых обращаться к истории науки и культуры, отыскивая в ней прообразы решения возникших задач. Наука направлена на преобразование окружающей действительности и удовлетворение человеческих потребностей, а неразумное вмешательство в законы природы ведет к неизбежным катастрофам. Космизм дает объяснение закономерностям человеческой жизни, опираясь на учение о космосе и органичной связи последнего с человеком и его жизнедеятельностью. Многие идеи русского космизма совпадают с научной картиной мира. Н.Ф. Фёдоровым была разработана оригинальная религиозно-философская концепция взаимодействия человека и природы, предвосхищены идеи ноосферы, поставлены многие вопросы экологии. Николай Федорович Фёдоров - «своеобразный и оригинальнейший» русский мыслитель (по выражению В.В. Зеньковского), родился в Тамбовской губернии. Учился Н.Ф. Фёдоров в Ришельевском лицее в Одессе. В 1854 - 1868 гг. учительствовал в уездных городах. В 1874 - 1898 гг. работал библиотекарем Румянцевского музея в Москве. Николай Фёдорович был первым, кто составил систематический каталог книг Румянцевского музея и выдвинул предложение о международном книгообмене. Он жил скромно, вёл аскетический образ жизни, считал грехом всякую собственность, даже на идеи и книги, и поэтому почти ничего не опубликовал. При жизни Фёдоров печатался по преимуществу в провинциальных или малоизвестных изданиях и всегда анонимно. Сразу после смерти ученого последователи Н.Ф. Федорова приступают к подготовке к печати всего написанного учителем под названием «Философия общего дела». Понятие "общее дело" появилось в общественном сознании XIX века благодаря великому высказыванию: «Жить нужно не для себя и не для других, а со всеми и для всех» [5, c. 521]. Из этого следует, в частности, что поступки человека оцениваются, исходя из целей вселенского масштаба, стоящих перед человечеством. Главным философским вопросом Н.Ф.Фёдоров считает вопрос смерти и жизни, именно в такой последовательности: «Нет смерти вечной, а устранение смерти временной - наше дело и наша задача» [5, с. 554]. Н.Ф. Фёдоров недаром называл свое учение супраморализмом, то есть всеобщим объединением людей Земли для воскрешения предков. «Супраморализм - это долг к отцам-предкам» [5, с. 455]. Н.Ф. Фёдоров ставит также вопрос о главном разделении, царящем в мире: отрыве мысли от дела, разделении на "ученых" и "неученых". Основной порок "ученых" определяется Федоровым как пассивное, созерцательное, теоретически познавательное отношение к миру. Крайним следствием такого отношения недаром становится превращение мира в представление, в фикцию. Он полагал, что "ученые" зашифровали и исказили ясный взгляд на жизнь и смерть, зло и благо в мире. Этот ясный взгляд смогли сохранить "неученые", народ, лишенный знания, но не утративший чувство и потребность в действии. Основная точка отсчета фёдоровского учения - долженствующее быть, а не данное. Отказаться от пассивного созерцания мира, отвлеченной метафизики и перейти к определению ценностей должного порядка вещей, к выработке плана преобразовательной деятельности человечества - в этом смысл, по Федорову, нового радикального поворота в философии. Абсолютное знание возможно для Фёдорова, по существу, лишь в сотворенной (в данном случае самим человечеством) модели. Он любил приводить изречение Аристотеля о том, что мы знаем только то, что сами произвели. Окончательное знание всякого данного нам извне объекта возможно только тогда, когда этот объект будет нашим созданием. Фёдоров отмечает две фундаментальные ограниченности нынешнего человека, тесно связанные между собой. Первая ограниченность - в пространстве, «прикреплённость» к Земле, которая решается, по мысли Федорова, расселением в космосе, обретением способности к «бесконечному перемещению». Вторая - ограниченность во времени, т.е. наша смертность которую возможно решить завоеванием бессмертия, восстановлением погибших, умерших. Всякая индивидуальная жизнь построена на костях других, уже живших и живущих, и в свою очередь идет на перегной. Значительное влияние на мировоззрение Фёдорова оказала китайская культура, в которой уход из жизни в потусторонний мир, по сути, не происходит. Мертвые уходят от живых условно. Древние китайцы верили, что благополучие их жизни полностью зависит от покровительства умерших предков. Погребальные обряды в Китае имели особую пышность, а украшению гробниц придавался необыкновенно важный смысл. Несомненно, что на мировоззрение Федорова оказало глубокое влияние конфуцианство с его положениями о содержании истинной морали в культе предков. Проблема взаимоотношений между телом и душой решается Н.Ф. Фёдоровым в духе даосизма, согласно которому человеческое тело - микрокосм, подобный макрокосму Вселенной. В Соединённых Штатах Америки действует Общество за всеобщее бессмертие (The Society for Universal Immortalism). Это научно-религиозная группа, разделяющая идеи Н.Ф. Фёдорова. Его главная миссия состоит в защите и продвижении идеи победы над смертью и направленного создания будущего после смерти с помощью рациональных, научных средств. Одной из целей этого общества является оживление мёртвых в будущем, используя методы, основанные на современной физике (квантовой и релятивистской) и теории информации. Н.Ф. Фёдоров ставит реально осуществимую задачу воскрешения поколений сначала в изучающей памяти. Он призывает к тотальной консервации памяти, созданию всеобъемлющих библиотек и музеев по всем отраслям науки, искусства, техники, производства. Двигаясь в данном направлении, человечество со временем овладеет методами "патрофикации", т.е. рукотворного реконструирования предшествующих поколений. Федоров предлагает создать для этого специальные центры, которые изучали бы научно-технические приемы управления всеми молекулами и атомами внешнего мира. Возвращение к жизни всех ушедших поколений начнет осуществляться на новой, более совершенной, лучистой (электромагнитной) основе. Если это свершится, человек будет жить сверхдолго, сколько необходимо. Н.Ф. Фёдоров считал, что человек будущего - существо автотрофное, т.е. питающееся неорганическими веществами. При помощи солнечного луча он научится выстраивать свой организм. Это принципиально иной энергоинформационный способ обмена с окружающей средой. Современные нанотехнологии - это возможный шаг к созданию такого автотрофного человека. Философ считал, что можно выделить несколько основных типов отношения к миру. Так, к истории и миру можно относиться объективно, т.е. рассматривать природу, общество как некую данность, которую можно изучить, исследовать, описать, отразить в формулах, законах. Человек низводится при объективном отношении к миру, с точки зрения Федорова, до рабского положения. Этот тип миросозерцания означает подчиненность существующим порядкам (природным и социальным). Именно для такого миросозерцания характерно преклонение перед всем естественным, «натурализм». В "Философии общего дела" формулируются два вопроса регуляции: продовольственный и санитарный. Восстановление здоровья телесного и душевного всего рода человеческого, освобождение от болезней не только хронических и эпидемических, но и от наследственных, органических пороков - вот в чем заключается содержание санитарного вопроса. Продовольственный вопрос разрешается через овладение атмосферными явлениями, регуляцию метеорических процессов. Речь идет о метеорической регуляции, когда "ветры и дожди обратятся в вентиляцию и ирригацию земного шара, как общего хозяйства"; об управлении движением самого земного шара, о поисках новых источников энергии, овладении энергией солнца. Фёдоров уже в конце XIX века видел единственный выход для человечества, упирающегося в неотвратимый земной финал - истощение земных ресурсов при умножении численности населения, космическая катастрофа и т.д., в завоевании им новых средств обитания, в преобразовании сначала Солнечной системы, а затем и дальнего космоса. Основатель космобиологии А.Л. Чижевский показал, что периоды стихийных бедствий, эпидемических и инфекционных заболеваний совпадают с циклами солнечной активности; биологические и психические стороны земной жизни связаны с физическими явлениями космоса. Н.Ф. Федоров призывает к объединению всех наук вокруг астрономии, выступает с той идеей, которая в наше время определяется как космизация науки. Основными идеями Н.Ф. Федорова были следующие: · Бог дал человеку Разум для того, чтобы управлять Природой и преодолевать стихийность ее развития; · причина несовершенства природы - отказ человека “владеть” (управлять) землей (“первородный грех”). Лишившись руководства Разума, Природа стала деградировать; · современное человечество не готово к спасению Природы, т. к. само оно разрушается. По мнению Н.Ф. Фёдорова причинами упадка человечества являются: “культ Жён”, в частности, постоянное стремление к рождению; “людоедство” - круговорот веществ в природе приводит к тому, что мы, по сути, питаемся останками своих предков; культура являет собой процесс вырождения. Общество разделилось на ученых и неученых, что способствовало возникновению города и деревни, а затем богатых и бедных. Будущее человечества Н.Ф. Фёдоров связывает с «общим делом» - воскрешением предков. Процесс воскрешения - процесс физико-химический, поскольку наше тело есть машина, а душа - продукт деятельности мозга. Процесс воскрешения невозможен без остановки процесса рождения. Чтобы стать бессмертным, надо не рождаться (“сделаться не рожденным”) и отказаться от всякого чувственного влечения. Процесс воскрешения - процесс длительный и постепенный. Воскрешенный человек становится духовно-материальным. Однако он избавляется от части физических параметров и может свободно перемещаться в межзвездном пространстве. Поскольку, если воскресить все поколения предков, места на Земле не хватит, необходимо освоение космоса. Кроме того, частицы предков частично улетают в космическое пространство, поэтому необходимо организовать их поиск. Возможность нахождения таких частиц объясняется тем, что часть несет в себе свойства целого. Н.Ф. Федоров сформулировал базисную идею русского космизма: Мир (включая жизнь и человечество) есть закономерно эволюционирующая система. Философия Н.Ф. Федорова является синтезом православно-религиозной метафизики и теоретических идей естествознания. Он считал, что глубинный смысл христианства заключается в воскрешении предков. Но воскрешение осуществит Бог нашими руками, с помощью современной науки, которая от Бога. Однако миллионы воскрешённых не уместятся на нашей планете, поэтому Фёдоров предлагал заселить ими другие планеты. Так родился замысел освоения космического пространства. Сущность русского космизма представляет собой: 1. Важный и оригинальный сегмент русской культуры (работы философов, ученых, теологов, писателей, поэтов, художников). 2. Мировоззрение, с корнями в мифологическом сознании, смесь христианства с язычеством. 3. Поиск примирения ценностей традиционного общества с динамикой цивилизации. 4. Особый метод мышления: существуют знания, к которым мы приходим не в процессе размышления, не под контролем сознания и воли, а помимо воли, в процессе совместного выживания с другими людьми. 5. Веру в человека, гуманизм. Изложенная позиция дает основание считать, что именно космизм, как естественнонаучное и религиозное направление, стал проводником глобальных идей в русской философии. В русском космизме отражается новое понимание места человека в мире, когда природа не рассматривается в качестве объекта, а человек осознает ответственность за собственное поведение в мире. Творчество К.Э. Циолковского, одного из великих русских учёных-космистов, напрямую берет свое начало в работах Н.Ф. Фёдорова. В идеях “Философии общего дела” было прямо предвосхищено многое из того, что впоследствии конкретно разрабатывалось К.Э. Циолковским. Достаточно взять для примера работу К.Э. Циолковского “Будущее Земли и человечества”. В ней он ярко выводит наглядные картины самого процесса будущего преобразования планеты. Тут мы найдем немало активно осуществляющихся федоровских проектов: и метеорическую регуляцию, и широкое использование солнечной энергии, и усовершенствование растительных форм. К.Э. Циолковский признавал, что Н.Ф. Фёдоров заменил ему университетских профессоров. За три года он полностью освоил гимназическую программу, а также значительную часть университетской программы. К.Э. Циолковский пишет: «…И тогда я уже думал о Вселенной». Русская философская мысль дала идею освоения космоса, развития прогресса. К.Э. Циолковский высказал предположение, что наивысшего развития Разум достигнет на небиологической основе, приобретая "полевой", электромагнитный характер. В связи с этим Циолковский писал о "лучистом" человеке и "лучистом" человечестве. Сверхновый человек будет разумом настолько превосходить нас, насколько мы выше одноклеточного организма. Именно в этом состоянии человечество обретет "вечное блаженство и жизнь бесконечную". Русские космисты привлекли внимание к тем проблемам, которые в настоящее время получили название глобальных. Решение этих проблем во многом зависит от человека и его нравственности. Надо изменить нравственные установки стороннего наблюдателя космоса и отказаться от беззаботного отношения человека к природе. Н.Ф. Фёдоров писал: «Мир идет к концу, а человек своей деятельностью даже способствует приближению конца, ибо цивилизация эксплуатирующая, но не восстанавливающая не может иметь иного результата кроме ускорения конца». Научными фактами, эмпирическими обобщениями другой великий русский учёный В.И. Вернадский, который был последователем Н.Ф. Фёдорова и К.Э. Циолковского, доказывает, что работать против эволюции, против нового и объективно-неизбежного, сознательного, разумного ее этапа, преобразующего мир и природу самого человека, неразумно и бесполезно. В последней четверти XX века сформировалось качественно новое единство мира новая «глобальная реальность», характеризуемая созданием единого экономического и информационного пространства, доступностью любых ресурсов для человеческой деятельности, а также взаимосвязанностью и взаимозависимостью протекающих в мире процессов. Однако интересы государств нередко противоположны, и возможности пользования «плодами» глобализации не у всех одинаковы. Это приводит к нарастанию диспропорций в экономическом, демографическом, культурном, образовательном, нанотехнологическом и ином развитии различных регионов планеты. Именно это указывает на необходимость и важность поиска нового мировоззрения, обеспечивающего целостное восприятие основных проблем и противоречий, переживаемых современным обществом. Космизм не содержит в себе готовых проектов построения цивилизации нового типа. В его концепциях содержится немало утопических идей, на ряд острейших вопросов современности пока не найдено ответа. Тем не менее, это течение, представители которого выдвинули целый ряд плодотворных идей и проектов и внесли весомый вклад в нахождение путей выхода из всемирного цивилизационного кризиса. В данном исследовании мне хотелось представить в первую очередь те идеи философа, которые непосредственно перекликаются с нашей современной жизнью. Можно принимать или не принимать взгляды Н.Ф. Фёдорова, можно соглашаться только с некоторыми положениями его учения. По-видимому, исследователям творчества Фёдорова долго еще придется удивляться тому, как четко и ясно удалось философу сформулировать многие основные проблемы современного мира. Кто знает, может быть, в будущем воплотятся самые смелые проекты русского мыслителя, которые даже сейчас кажутся несбыточными.
×

About the authors

E. G Sokurenko

Financial University under the Government of the Russian Federation

Email: egsokurenko@yandex.ru
Ph.D.

References

  1. Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста. - М.: Академический Проект, 2013. - 413 с.
  2. Зеньковский В.В. История русской философии. - Ленинград: «Эго», 1991, т. 2, ч. 1, с. 134 - 150.
  3. Семёнова С.Г. Николай Фёдоров. Творчество жизни. М.: Советский писатель, 1990. 383 c.
  4. Циолковский К.Э. Черты из моей жизни. - Тула: Приокское книж. изд-во, 1983.
  5. Фёдоров Н.Ф. Философия общего дела. - М.: Эксмо, 2008. -752 с.
  6. Сокуренко Е.Г. В.И. Вернадский и современная глобалистика. Известия МГТУ МАМИ. 2014. Т. 5, № 2 (20). С. 118 - 121.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2015 Sokurenko E.G.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies