Leadership is ones nature



Cite item

Full Text

Abstract

The article examines the nature of leadership.

Full Text

Понятие «лидерство» лишь на первый взгляд соотносится с тем, как мы себе его представляем. Услышав это слово, можно подумать о главах государств или правительств, побуждающих народы к действию, промышленных магнатах, поставляющих на рынок товары, которые изменяют нашу жизнь, генералах, ведущих армии на битву. Можно предположить, что речь идет о совокупности амбиций, харизмы, хитрости, ноу-хау, доступа к деньгам и умения быть в нужное время в нужном месте.Действительно, это дарования и качества, которые лидеры могут использовать, но ни одно из них не составляет самой сути лидерства.Лидерство - свойство характера? Нет, лидерство и есть характер.Некоторые думают, что нужно родиться с умением вести за собой других, что одни имеют к этому склонность, а другие - нет, что лидерство - это в значительной степени вопрос темперамента в сочетании с опытом. Не всякий сумеет быть Деникиным, Де Голлем или Черчиллем, думают они.Ничто не может быть дальше от истины, чем подобные представления. Лидерство предназначено не только для элиты. Это призвание не горстки избранных, а многих.Главы государств и школьные учителя, предприниматели и домохозяйки, военачальники и работники здравоохранения - лидеры формируются в любой среде. Общество или просто ближайшее окружение ожидает от таких людей благородных поступков, проявлений характера и добродетели. И велико разочарование, когда эти люди не оправдывают возлагавшихся на них ожиданий.То и дело вспыхивающие в сфере бизнеса скандалы неизменно порождают призывы к усилению контроля со стороны правительства, реформам корпоративного управления, пересмотру кодексов профессионального поведения. Все это может сыграть определенную роль, но это не является сутью дела. Те, кто совершают корпоративные правонарушения, сознают, что их действия неправильны. И все же они их совершают. Это - недостаток характера.Доктор Мартин Лютер Кинг мечтал об Америке, в которой о каждом человеке можно было бы судить «не по цвету кожи, а по качеству его характера».Что же такое «качество характера»? Это добродетель или, точнее, ряд классических человеческих добродетелей - прежде всего великодушие, смирение, благоразумие, мужество, самообладание и справедливость. Эти добродетели и являются предметом настоящей книги.С моей точки зрения, лидеры или стараются возрастать в добродетели точно с такой же необходимостью, с какой они дышат, или они просто не являются лидерами. Говорить о лидерстве - значит говорить о добродетели, потому что, во-первых, добродетель порождает доверие, без которого лидерство просто невозможно, а во-вторых, добродетель - это динамичная сила, увеличивающая способность лидера к действию; об этом свидетельствует первоначальное значение латинского слова virtus (добродетель) - энергия. Добродетель позволяет лидеру делать то, чего мы от него ожидаем.«Лидерство осуществляется посредством характера», - утверждает Питер Друкер, выдающийся теоретик современного менеджмента [2]. Уоррен Беннис, ведущий международный эксперт по вопросам лидерства, соглашается: «Лидерство - это не просто вопрос стиля. Лидерство связано с бытием человека. <…> Процесс становления лидера - тот же самый, что и процесс становления зрелого человека» [4].Мы обретаем зрелость посредством собственных усилий. Само намерение обрести ее уже является актом лидерства.Зрелость связана с характером, который мы строим в себе, а не с темпераментом, который дан нам природой и который мы не можем изменить.Лидерство может быть только характером.Характер не навязан нам кем-то извне. Характер - это то, что мы можем формировать и укреплять. Мы укрепляем свой характер посредством настойчивого воспитания в себе здоровых нравственных привычек, называемых этическими или человеческими добродетелями. В результате мы обретаем зрелость, и наш темперамент перестает доминировать в нашей личности. Доминирует характер.Добродетели - это качества ума, воли и сердца, которые придают силу характеру и стабильность личности. Они приобретаются путем повторения благородных действий.Согласно Платону, основными человеческими добродетелями являются благоразумие, справедливость, мужество и самообладание. Амвросий Медиоланский именовал их кардинальными добродетелями, ибо все прочие добродетели опираются на них. Cлово«кардинальный» происходит от латинского cardo, что значит «стержень». Подобно тому как дверь крепится на петлях, все добродетели опираются на четыре базовые, или кардинальные.Любой добродетельный поступок предполагает:благоразумие, позволяющее в конкретной ситуации увидеть практическое благо;справедливость, заставляющую нас достичь этого блага;мужество, дающее силу, выносливость и упорство в стремлении к нему;самообладание, не позволяющее эмоциям (страстям) увести нас в сторону, противоположную от блага.В Книге Премудрости Соломона сказано, что для людей ничего нет полезнее в жизни, чем самообладание, благоразумие, справедливость и мужество [1]. То, что Ветхий Завет упоминает четыре кардинальныедобродетели, показывает, как высоко ценили евреи мудрость древних греков.Нужно упомянуть еще две добродетели - великодушие и смирение. Обе они крайне необходимы,хотя не рассматриваются традицией в качестве кардинальных, т.е. базовых добродетелей.Добродетель - это больше динамическая сила. Каждая изБратскоеСмирениечем ценность: это добродетелей,если в ней упражняются регулярно,постепенно увеличивает способность человека к действию (рис. 1).ВеликодушиеБлагоразумие МужествоСамообладание СправедливостьБазовое СмирениеРисунок 1 -Пирамиданравственного лидерстваПИРАМИДА НРАВСТВЕННОГО ЛИДЕРСТВАБлагоразумие помогает принимать верные решения.Мужество помогает держаться избранного курса и не поддаваться различным давлениям.Самообладание помогает подчинять эмоции и страсти духу и вложить энергию страстей в исполнение своей миссии.Справедливость позволяет воздавать каждому должное и входить в сердце каждого человека.Великодушие позволяет осознать свою миссию и ставить высокие задачи перед собой и другими.Смирение позволяет преодолевать эгоизм и служить другим.Добродетели не могут заменить собой профессиональную компетентность, но являются ее существенной частью. Например, у меня может быть ученая степень по психологии и я могу давать консультации, но, если у меня нет благоразумия, мне будет очень трудно дать моим клиентам здравый совет. Возможно, у меня степень магистра делового администрирования и я генеральный директор большой корпорации. Это очень хорошо, однако, если мне не хватает мужества, я не смогу принять или воплотить в жизнь трудные, но крайне необходимые решения. У меня может быть степень по богословию и я могу заниматься пастырским служением, но, если я лишен великодушия, я буду обречен на застой как личность и как верующий и приведу мою паству в то же состояние. Профессиональная компетентность требует большего, чем простое обладание техническим или академическим знанием. Она включает в себя способность правильноиспользовать это знание ради плодотворной цели.Лидеры определяются по степени их великодушия и смирения. У них всегда есть мечта, которую они неизменно преображают в видение и миссию. Именно великодушие - устремленность духа к великим целям - сообщает уму это возвышенное состояние.Но лидерство состоит в чем-то большем, нежели просто в искусстве мыслить глобально. Лидер всегда является слугой - слугой людей в своем профессиональном, семейном и социальном окружении, своих соотечественников и, наконец, всего человечества. А сущность служения - это смирение. Лидеры, которые упражняются в смирении, уважают врожденное достоинство других людей, в особенности тех, кто соучаствует в их миссии.В лидерстве великодушие и смирение идут рука об руку. Великодушие рождает высокие замыслы, смирение направляет эти замыслы в русло служения другим.Харизма в лидерстве проистекает из способности ставить масштабные цели (великодушие) и из преданности служению (смирение). Великодушие и смирение являются добродетелями сердца par exсellence (по преимуществу), придавая лидерам, обладающим ими, харизматические черты. Не следует путать харизму с даром гипнотизировать толпу.«Лидеры», обладающие этим сомнительным талантом, могут порождать краткосрочный энтузиазм, но редко - доверие. В конечном итоге они вызывают презрение к себе - примером тому является Муссолини. Лидерство - это не демагогия, а добродетель, проверенная временем, даже если лидер не является магнетической личностью.В наши дни великодушие переживает тяжелые времена. Причудливая смесь индивидуализма и коллективизма в нашем обществе порождает целые поколения мелких эгоистических людей потребительского склада. Каждый защищает границы своего «я» (индивидуализм), при том что общество смотрит на это «я» как на незначительный, почти неВеликодушие чаще всего означает щедрость души, готовность бескорыстно жертвовать своими интересами для других. Но у этого термина есть и другое значение: велокодушен тот, кто стремится к великому, потому что он осознает свое достоинство и величие как человек. В этой книге я употребляю термин «великодушие» только в этом последнем смысле. Смирение - это привычка жить в истине по отношению к Богу (осознание нашего тварного бытия), к самому себе (осознание нашей силы и слабости), к другим (служение людям). В этой книге я употребляю термин«смирение» чаще всего в этом последнем смысле. В лидерстве под смирением подразумевается служение.различимый атом (социализм). Получается «я, я, я... и только я» - но «я» как небытие, как ничто.Смирение тоже видело лучшие времена. Современная культура относится к этой чудесной добродетели - понимаемой как служение - с чувством, близким к презрению. До недавнего времени служение (service) было одним из самых возвышенных слов в нашем словаре. Японский самурай - это слуга, или служивый. Теперь понятие служения почти полностью связано с коммерческим термином услуги (services). Мы говорим о коммерческих услугах, вознаграждении за услуги, секторе услуг (т. е. непроизводительном секторе) и т.п. Мы думаем о служении как о чем-то, что можно купить.Великодушие и смирение, которые являются в основном добродетелями сердца, - это сущность лидерства. Благоразумие, справедливость, мужество и самообладание, которые являются в основном добродетелями ума и воли, - это фундаменты лидерства.Добродетель создает пространство, в котором лидерство осуществляется путем завоевания доверия у окружающих. Смирение и благоразумие здесь жизненно важны: доверие начинается там, где другие знают, что я буду им служить, и заканчивается, когда они обнаруживают, что я неспособен принять верные решения.Если я заменю смирение техниками коммуникации, я не преуспею в качестве лидера. Как указывает Стивен Кови, автор мировых бестселлеров по самосовершенствованию, «если я пытаюсь использовать стратегии влияния на людей и тактику, рассчитанную на то, чтобы побудить других делать то, чего хочется мне, лучше работать, иметь больше мотивации, любить меня и друг друга, в то время как мой характер имеет фундаментальный изъян, отмечен двуличием и неискренностью, то в конечном счете я не смогу достичь успеха. Мое двуличие породит недоверие, и все, что я буду делать даже с применением лучшей техники человеческих взаимоотношений, будет восприниматься как манипулирование» [3].Лидеры не руководят путем осуществления potestas, или власти, внутренне присущей их положению. Они руководят посредством auctoritas - авторитета, который проистекает из характера. Те, кому недостает подлинного авторитета и кто поддается искушению постоянно осуществлять прямые властные действия, являются лидерами лишь по названию. Это порочный круг: низкий уровень авторитета ведет к злоупотреблению властью, которое влечет за собой дальнейшее разрушение авторитета… и на пути к подлинному лидерству встает стена.Поскольку добродетель - это привычка, приобретаемая путем упражнения в ней, я утверждаю, что лидерами не рождаются, - ими становятся путем неустанной тренировки. Не каждый может стать президентом или премьером, получить Нобелевскую премию по литературе или же сыграть в качестве нападающего за «Спартак». Но каждый может возрастать в добродетели.Лидерство никого не исключает - оно доступно для всех.Лидеры отвергают утилитарный подход к добродетели. Добродетель не является для них чем-то, что они культивируют просто для того, чтобы стать эффективными руководителями, хотя желать этого - тоже хорошо. Они культивируют добродетель прежде всего затем, чтобы самим стать лучше. Aретé - греческое слово, обозначающее добродетель,- предполагает совершенство сперва в бытии, а уже потом в действии. Эффективность - всего лишь один из многочисленных плодов добродетели.
×

About the authors

A. K Dianin-Havard

Institute of Moral Leadership, Paris, France

+7(968)336-06-63

References

  1. Прем 8:7.
  2. P. Drucker, The Practice of Management. Oxford: Elsevier, 2005, p. 155.
  3. S. Covey, The 7 Habits of Highly Effective People. New York: Free Press, Simon & Schuster, 2003, pp. 21-22.
  4. W. Bennis, On Becoming a Leader, New York: Addison-Wesley, 1989. Introduction.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2015 Dianin-Havard A.K.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies