The problem of information resources under conditions of formation of stable type noosphere ecological civilization



Cite item

Full Text

Abstract

This article deals with the development of information resource issues during the transition period from industrial civilization to a new stable type noosphere ecological civilization being formed at present.

Full Text

В качестве пространства исторической жизни человечества XX век стал эпохой небывалого динамизма в поисках альтернативных путей развития, сочетая в себе трагизм глобальных свершений и неизбывный оптимизм. Взрывы его социальной энергии обернулись двумя уничтожительными мировыми войнами, ускорили исторические процессы экспериментами социотехнократии, материализовались в поисках более справедливого общественного устройства через мифологемы различных «измов», вымостили ценностями ложных идеологий устремления многих жизнеспособных и сильных наций. Эта энергия аннигилировалась в классовой борьбе многочисленных революций, одновременно питая творческий гений человечества и разрушая его природную среду обитания. Противоречивость мировой истории в XX веке подтверждалась постоянными кризисами, подчеркивая антагонизм, несовместимость противоположных тенденций, господствовавших в пространстве планетарного социума. Одна за другой выдвигались различные научные школы, мировоззренческие доктрины и теории, основанные на экстраполяции опыта прошлого в современность, формулируя на этой основе общие закономерности на длительные периоды исторического бытия, которые действительность последовательно отвергала. XX век показал невозможность схематизировать разнообразие исторических решений, вместить многообразие жизни в прокрустово ложе классового подхода, разделившего мир демаркационной линией на два лагеря: капитализм и социализм. Однако крах коммунистической доктрины в Европе и на постсоветском пространстве не снял актуальности идеалов социального равенства и справедливости как ориентиров развития человечества. Как не сняли ее и другие идейно-политические теории и доктрины стратегии развития человечества, демонстрирующие с той или иной долей выразительности и трагизма свой «узкий горизонт», так как они всего лишь упорядочивали тонкий пласт исторического материала, приближаясь (или отдаляясь) к раскрытию смысла и назначения истории. Благодаря научным достижениям XX века в современном общественном сознании возникла иллюзия полной управляемости природными и социальными процессами. Вместе с тем противоречия между хозяйственной деятельностью общества, экстенсивным использованием природных ресурсов, огромными масштабами отходов, с одной стороны, и возможностями планеты к саморегуляции (восполнению ресурсов, способностью самоочищения экосистемы), с другой стороны, продолжают наращиваться по экспоненте. Современное человечество планомерно вовлекается в процессы, меняющие основы его деятельности и жизнеустройства. Постиндустриальная эпоха набирает обороты, информационное общество проникает во все уголки планеты. Несмотря на то что многие страны и народы подвержены прежним стереотипам и схемам присутствия на международной арене, «вызов истории» уже брошен. Глобальные проблемы современности определяют вектор мирового развития, от человечества требуются согласованные и неординарные меры по обеспечению безопасности и выживанию. Полицентризм мирового развития проявил себя в стохастичности и нелинейности исторических процессов, поставил человечество перед лицом разрушительных кризисов и конфронтаций. Появляется необходимость жесткого пересмотра позиций для преодоления наиболее неэффективных и кризисных форм развития. Партнерство, компромисс, сотрудничество и консенсус - эти принципы должны стать основными для овладения новым типом развития, ориентировать человечество на выживание. Они должны быть приняты незамедлительно, чтобы разработать оптимальную стратегию цивилизационного развития. Осознание плюрализма социального развития, плутающего лабиринтами нового «осевого времени» и с трудом пробивающегося сквозь многовековые догмы, предрассудки, идеологические штампы, не встречает поддержки у социальных субъектов и структур, парализованных консервативностью, немощностью старого «евроцентристского» обществоведения, которое не в состоянии оценить грандиозность и сложность предстоящих перемен, придает уникальную специфику развитию современного человечества. К началу XXI века человечество оказывается в опасном и сложном положении: при все более интенсивном уничтожении природных ресурсов усугубляется неравенство и несправедливость социального мироустройства, расширяются масштабы потребительства, прогрессирует «аксиологическая слепота», обостряется противоречие между технократической и гуманистической концепциями общественного развития. Одновременно с формированием информационного общества и теми преимуществами, которые оно несет, возникает невиданный доселе спектр угроз существованию всего живого на планете, так называемое возрождение «внутрицивилизационного» варварства - экзистенциальный «вызов» человечеству, брошенный современной техногенной цивилизацией, основную опасность которого несет распад ее социокультурного кода. На первый план в качестве ключевой проблемы современности выдвигается следующая проблема: в состоянии ли в настоящее время человечество изменить «вектор» своего цивилизационного развития, обеспечив для себя устойчивое безопасное будущее. Человечество оказалось в ситуации, когда, сопряженные большим риском, к катастрофе могут привести практически любые планетарные действия с информационными потоками. Следовательно, необходимо дать всеобъемлющую и фактическую оценку существующему на данный момент использованию информации, найти новые пути и способы ее применения, исследовать аксиологические мотивы, формирующие новую информационную парадигму. Смена приоритетов и ценностей мировой цивилизации приобретает поистине судьбоносное значение для человека и человечества, которое в современную эпоху оказалось на переломном этапе своего развития. В эпоху глобализации современная техногенная цивилизация порождает феномен невиданного доселе взрыва научно-технического развития, оснастив, с одной стороны, мировое сообщество информационно-телекоммуникационными технологиями, а с другой стороны, оставив без внимания сферу духовной, культурной и гуманитарной жизнедеятельности человека, не обеспечив прочной духовно-ценностной основы развития современной цивилизации. Понять характер наступившего в настоящее время кризиса техногенной цивилизации, оснастить гуманитарными целями и ценностями парадигму современного потребительского общества, упорядочить и поставить под контроль человечества экологические проблемы - в этом состоит актуальность создания новой цивилизационной парадигмы. В современном обществе информация и знания образуют важнейший стратегический ресурс. В отличие от материальных ресурсов, информационные ресурсы неисчерпаемы, их запасы по мере развития общества и степени потребления только возрастают. Они формируются как результат творческого умственного труда субъектов и выступают формой включения знания в состав производительных сил общества. Кризис техногенной цивилизации, осмысление «вызовов истории», проявившихся в процессе мирового развития, приводят человечество, по мнению многих мыслителей, к втягиванию в новую цивилизационную революцию, которая заставит его сменить формы жизнеустройства и способы жизнедеятельности. Почти одновременно в условиях кризисного цейтнота в науке в последней четверти XX века, отразившего кризис техногенной цивилизации, возникают и обретают «права гражданства» две новые идеи, стремительно развернувшиеся в фундаментальные концепции будущего мирового развития. Они провозглашают ориентир на достижение гармонии между искусственным миром человека и природой, по отношению к которой до сих пор человек ведет себя агрессором и узурпатором. Первая - концепция устойчивого развития, вторая - концепция информационного общества. Обе концепции вызвали и вызывают бесчисленные споры; обе для предотвращения надвигающегося апокалипсиса апеллируют к интеллекту и научному знанию. Одновременно они ставят и решают проблемы духовного возрождения человека; проблемы смены ценностных ориентиров людей, которые заключаются в переходе от стремления к материальному накопительству к нравственным приоритетам самореализации, от господства над природой - к гармонии и сосуществованию с ней. Охвативший современную техногенную цивилизацию экологический кризис связан с человеческой деятельностью как фактором влияния человека на изменения окружающей среды и в первую очередь с использованием природных ресурсов. Следует включить в рассмотрение ресурсной проблемы системы «человек-экосистема» самого человека как духовно-интеллектуальный ресурс экосистемы и как ресурс техногенной цивилизации. В этом случае проблема устойчивого развития техногенной цивилизации становится ключевой проблемой ресурсов этой цивилизации, и решение ее зависит от анализа базовой структуры ценностно-функционального пространства цивилизации, от переоценки целей общественного развития и принятых решений по их достижению. Традиционный подход к проблеме ресурсов относится далеко не ко всей области человеческой деятельности и ориентирован преимущественно на материальные энергетический ресурсы. На этапе перехода к информационному обществу необходимо принципиальное переосмысление и переориентация оценки ресурсов, и серьезная трансформация самого феномена деятельности человека в экосистеме не только как потребителя ресурсов, но и как их производителя, как самостоятельного, не учтенного до настоящего времени ресурса. Информационная среда фактически становится жизненной средой нового цивилизационного типа. Деятельность человека в рамках информационного пространства все более переносится с предметной плоскости в духовную плоскость. Материальная «вещная» среда человеческой жизни вытесняется пространством символов и знаков. В связи с этим становится актуальным рассмотрение духовного ресурсного потенциала современной цивилизации, специфики духовных ресурсов, обращенности духовной ресурсной деятельности к культурному цивилизационному пространству как к богатейшему информационному потенциалу. Это особенно значимо для анализа пространственных структур цивилизации на транзитивном этапе ее современного развития. В контексте перехода от современной техногенной цивилизации к ноосферной экологической цивилизации будущего, ориентированной на устойчивое развитие, особенно важен отказ от устоявшегося примитивного экономико-технологического подхода к ресурсам. Необходимо введение термина «информационный ресурс» в социальный контекст деятельности человека: в сферу образования, здравоохранения, политики, современных информационно-коммуникационных коммуникаций, придать статус ресурсов таким феноменам, как интеллект, информация, культура, духовный мир. Тогда ресурсное переосмысление этих феноменов переведёт анализ развития современной техногенной цивилизации в ценностную плоскость; при этом совершенно определенно можно утверждать, что понятие «ресурс» превращается в междисциплинарную категорию. Следует заметить, что методология ресурсного подхода в настоящее время продолжает оставаться в значительной степени неразработанной. Проблема исследования информационных ресурсов техногенной цивилизации, особенно в условиях формирования ноосферной экологической цивилизации, приобретает значимость и для философии. В условиях расширения жизненного пространства техногенной цивилизации, нарастания в ее рамках экологического и экзистенциального кризиса, смены приоритетов человеческой деятельности, становится очевидным, что опыт переоценки ресурсных отношений внутри цивилизационного комплекса позволяет определить перспективы ее социального и духовного развития. В данной статье мы будем придерживаться ноосферно-экологического подхода к исследованию информационных ресурсов, понимая под этим подходом анализ объективного использования информационных ресурсов и их влияния на жизненное пространство человека в перспективе общественного развития, связанного с формированием ноосферной экологической цивилизации. В концепциях ноосферного развития, появившихся в последние десятилетия, происходит переосмысление пределов и ограниченностей человека, априори заданных обусловленностью природными ресурсами, рассмотрение возможностей их преодоления с целью расширения жизненного пространства человека, сферы его деятельности и самовыражения как информационного ресурса. На пути перехода к ноосферной экологической цивилизации, базирующейся на устойчивом развитии, в философской парадигме исследования информационных ресурсов должна учитываться духовная составляющая как системообразующий фактор развития цивилизационных структур, причем сама категория духовности должна быть пересмотрена с позиций информационных ресурсов. Глобальная информатизация общества заставляет пересмотреть и проблему духовных ресурсов, так как понимание информационных ресурсов уже не может ограничиваться рамками материального ресурсопользования. Разумеется, способы формирования и формы организации духовного ресурсного пространства техногенной цивилизации могут быть различными, так как на них влияют культурные особенности, всевозможные технические, интеллектуальные и непосредственно духовные факторы. В любом случае решающим фактором выступает ценностная установка - фактор всегда доминирующий, потому что не только структурирует духовное ресурсное пространство, но и формирует его границы, устанавливает нормы социальной жизни, приоритеты развития, эталоны приемлемого и чуждого - это демократический подход к толерантной системе взаимного существования различных культур на одном информационном пространстве. Предполагается, что такой ресурс как общественное сознание будущей цивилизации устойчивого типа будет ориентироваться не на производителя материальных благ, замкнутого в пределах примитивных норм поведения. Это сознание станет ориентироваться на самореализацию, многогранное развитие человека, в результате духовной деятельности организующего свой ценностный мир за пределами материальных ресурсных интересов. Новое сознание должно быть плюралистическим, открытым для различных культур, каждая из которых является источником и духовным ресурсом нового человека, открывая свою дорогу к достижению новых перспектив человеческого бытия, к организации и расширению ресурсного пространства новых возможностей, а значит, пополняющихся ресурсов человеческого духа. В новой информационной парадигме цивилизационного развития доминирующим ресурсным приоритетом духовного развития мировой глобальной ноосферной экологической цивилизации на смену внешним ценностям техногенной парадигмы придут процессы пополнения духовных ресурсов - обогащение культуры, духовного пространства. Спецификой новой ноосферной экологической цивилизации устойчивого типа станет синтез и конвергенция духовных ресурсов отдельного человека и техногенной цивилизации - цивилизационного всеобщего и культурного частного. Уже современному состоянию перехода техногенной цивилизации к ноосферному этапу развития свойственна плюралистическая вариативность во взглядах на ценности, более трансцендентальный взгляд на мир, на возможности человека. Каждая страна как источник самоценной культуры, как ресурс информационных ценностей человечества должна быть открыта духовному опыту других локальных цивилизаций. Это возможно при условии сохранения собственных культурных ценностей и отказа от попыток нивелирования оригинальных культурно-исторических пластов в угоду любой идеологии. Слияние и конвергенция этих пластов умножат и обогатят пространство духовных ресурсов глобальной цивилизации будущего - ноосферной экологической цивилизации устойчивого типа. На пути развития информационного пространства, информационной культуры мировое сообщество должно выработать четкую стратегию приоритетов и ограничений на взаимопроникновение и объединение ценностных ресурсов различных стран и культур. Особое внимание должно быть уделено выявлению условий для бережного вовлечения индивидуальных характеристик культурного, духовного пространства каждой страны, отдельного человека и цивилизации в целом. При этом не должно быть копирования социально-экономических, политических и прочих моделей развития частных областей общественной жизни. Кроме этого, процесс формирования общего культурного, духовного пространства позволит высвободить творческому субъекту новые ресурсы и возможности и, соответственно, расширить спектр своей деятельности, то есть дать ему возможность реализоваться на более сложном конвергентном пространстве широкого спектра культур. Примером одной из таких возможностей может быть путь изучения ценностей локальной цивилизации индийской культурной общности. Большинство философов, культурологов и социологов считают сложным и неприемлемым видеть в структурах мифологического сознания этой культуры, в ее традиционном социуме реальные ресурсы современной цивилизации. Общественный стандарт техногенной цивилизации укоренил в сознании ученых несерьезное отношение к духовным ценностям и возможностям этой локальной цивилизации. Однако некоторые исследователи проблематики и ценностей посттехногенного (экологического и ноосферного) общества считают полезной и продуктивной возможность заимствования элементов этой традиционной культуры. На определенном этапе слияния и интеграции духовного пространства различных локальных цивилизаций такой подход мог бы способствовать переоценке и пониманию духовных основ формирующейся глобальной ноосферной экологической цивилизации . В этом случае эта проблема станет актуальной и приобретет не только историческую, но и общекультурную значимость как еще один вариант преобразования внутреннего духовного потенциала в ресурсный актив общественного развития. Важно, чтобы каждая отдельная страна как единственный и самобытный ресурс духовных ценностей в контексте глобального информационного общества смогла сохранить свой неповторимый духовный опыт и прошла стадию интеграции в глобальную ноосферную цивилизацию. При этом она не должна следовать слепому заимствованию давно на Западе устаревшего технологического детерминизма, сконцентрированного на научном и технологическом типе мышления, а должна обогащать себя мифологическими, историческими и культурными компонентами как своей культуры, так и других культур, ресурсная значимость которых при индустриализме не проявлялась. Ведущая роль в этом процессе должна отводиться государственной поддержке образованию и культуре, в особенности при определении ценностных приоритетов. Однако развитие духовных ресурсов новой цивилизации тормозится комплексом факторов современной техногенной цивилизации, в которой всей системе образования, средствам массовой информации, потоку западной массовой культуры, многим авангардным формам искусства - всем пластам общественного сознания задан вектор на утверждение техногенной доминанты, ориентир на либеральные формы утверждения техногенной цивилизации. Проблему ресурсов (в особенности информационных) техногенной цивилизации следует считать ключевой при анализе любой сферы человеческой деятельности, человеческой самореализации в информационной экосреде. Информатизация и виртуализация деятельности человека снимают фактически все ограничения, все константы и ориентиры поведения, которые сопровождали человека на пути развития цивилизации, что приводит в настоящее время к потере ориентиров. Такие эксперименты с уничтожением всех антропологических и социокультурных ограничений, расширение пространства мнимых ценностей несут в себе разрушительный характер. На основе анализа духовных цивилизационных ресурсов и их специфики в контексте общих энергетических ресурсов планеты в переходную эпоху информационного развития техногенной цивилизации можно сделать вывод, что рассмотрение человеческого ресурса (антропогенного фактора) как источника непрерывно обновляемого духовного потока может сыграть принципиальную роль в направлении развития современной цивилизации по пути к ноосферной цивилизации. Экологический кризис техногенной цивилизации привел ее в тупиковое состояние, когда потребовалась глобальная переоценка приоритетов в выборе пути развития. Техногенная цивилизация делала акценты только на материальные энергетические ресурсы. Вводя понятие «человек как ресурс» со своим уникальным кодексом духовных ценностей, можно показать возможный вариант выхода из состояния кризиса, прежде всего, экологического. До сих пор, рассматривая человека только как потребителя энергетических ресурсов планеты (варварского или бережливого) или непосредственно загрязнителя окружающей среды, спасение экосистемы пытались найти вне сферы развития самого человека, предлагая варианты перехода на более экономные технологии развития и законодательные ограничения при использовании окружающей природы. При таком подходе угроза катастрофы не исчезнет, а просто смещается во времени. Мы предлагаем считать человека не просто пассивным элементом экосистемы, подверженным, как и остальные ее элементы, постепенному естественному разложению, а ориентироваться на фактор внутреннего духовного развития человека, который находится не в статической форме как данность, а в постоянной динамике. Являясь частью экосистемы, человек постоянно развивается и может направить свой энергетический потенциал на стабилизацию экономической системы, то есть действовать на нее изнутри не только техническими способами, но и направляя свой энергетический поток. Транзитивное состояние информационного общества техногенной цивилизации обусловливает плюрализм подходов и приводит к плюрализму ценностных ориентаций в эпоху глобального экологического кризиса, информационной открытости перед новыми перспективами социального и личностного бытия, развития человеческого ресурса, предоставляя экстраординарные возможности при формировании духовного ресурсного пространства цивилизации будущего. Развитие информационного общества требует безусловной переоценки существующих общественных ценностей. В настоящее время особенно важно во все аналитические и стратегические программы заложить человеческий фактор, увеличить значение духовных и информационных ресурсов личности в динамике общественного развития. Необходимо признание первоочередной важности человека - как ресурса и цивилизации - как совокупности частных отдельных ресурсов и одновременно как самостоятельного информационно-энергетического ресурса. Техногенная цивилизация отводила им роль субъективных, вторичных ресурсов, в настоящее время они во всем спектре своих проявлений и приложений становятся мощным реальным ресурсным активом. Анализ феномена ресурсов переводит эту категорию из междисциплинарной плоскости в универсально-философскую плоскость. Важно переосмыслить ролевую значимость внутреннего духовного человеческого ресурса как феномена, пронизывающего все сферы жизнедеятельности общества, все формы человеческого бытия. В таком глобальном характере заключается связь ресурсного подхода с проблемами цивилизационного развития в переходную эпоху информационного общества. Становится возможным целостно рассматривать информационное пространство цивилизации, не создавая искусственных приоритетов в той или иной области деятельности общества, задавая вектор развития на предотвращение глобального кризиса и вывода экосистемы из катастрофы.
×

About the authors

V. A Inozemtsev

Moscow State University of Mechanical Engineering (MAMI)

Email: inozem_63@mail.ru
Ph.D.; +7 985 345-65-09

Y. V Inozemtseva

Moscow State University of Mechanical Engineering (MAMI)

Email: jusy_juss@mail.ru
+7 985 345-65-09

References

  1. Абдеев Р.Ф. Философия информационной цивилизации. М.: Дело, 1994.
  2. Ивлев В.Ю., Ивлева М.Л., Иноземцев В.А.: Теоретическое обоснование разработки, проблемы экологической образования студентов технического вуза. Известия МГТУ «МАМИ» № 1(15), 2013, т. 6. с. 60-66.
  3. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. М.: Изд-во ГУ ВШЭ, 2000.
  4. Моисеев Н.Н. Информационное общество: возможности и реальность. Полис. 1993. № 3.
  5. Моисеев Н.Н. Коэволюция природы и общества. Пути ноосферогенеза. М., 1998.
  6. Печенкин В.В. Информационные технологии в структуре информационного общества. Саратов: Изд-во СГУ. 2001.
  7. Ракитов А.И. Философия компьютерной революции. М., Изд-во политической литературы. 1991.
  8. Тоффлер Э. Третья волна. М.: АСТ. 2004.
  9. Тоффлер Э. Шок будущего. М.: АСТ, 2002.
  10. Яковец Ю.В. Глобализация и взаимодействие цивилизаций. М.: Изд-во Экономика, 2001.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2013 Inozemtsev V.A., Inozemtseva Y.V.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies