Reflexive ability as a factor of social reality



Cite item

Full Text

Abstract

The role of reflection in the development of thinking, personality structures, behavior and ways of activity is considered in the article. There is presented a historical review of a reflection research. The necessity of the development of reflective abilities that contribute to effective operation of professionals, executives in management practices is shown.

Full Text

В последние десятилетия значительно вырос интерес к рефлексивным структурам мышления и способам освоения окружающего, что объясняется целым рядом тенденций современности: усложнением когнитивных процессов, увеличением количества и качества познавательных стратегий, развитием форм моделирования интеллектуальных процессов, возрастанием самосознания личности в актах взаимодействия и морального выбора, усложнением механизмов социальной и культурной интеграции. В соответствии с характером социальных ситуаций происходит постоянное моделирование результатов деятельности и способов поведения. В связи с этим повышаются требования к качественным характеристикам личности современного руководителя: уровню осознанности, целесообразности управления своим поведением, умению планировать, анализировать и прогнозировать результаты управленческой деятельности. В значительной степени эффективность деятельности (мобильность, ориентирование, результативность) зависит от уровня сформированности рефлексивных структур мышления. Понятие рефлексии является традиционно философским: проблема рефлексии обсуждалась еще в античности Сократом. Предметом знания выступает деятельность его собственной души: «Познай самого себя». Самопознание как наиболее достоверное знание человека о собственном бытии и сознании рассматривали Августин, Декарт. Понятие «рефлексия» введено Дж. Локком, определяющим 2 вида опыта: чувственный опыт (или восприятие) и внутренний опыт (рефлексию). Локк называет рефлексию внутренним восприятием деятельности ума, когда он занимается приобретенными им идеями, Г.В. Лейбниц - вниманием, направленным на то, что заключается в нас. И. Кант определял рефлексию как осознание отношения данных представлений к различным нашим источникам познания. Кант различал логическую рефлексию (как сравнение) и трансцендентальную (направленную на сами предметы и связанную с познавательной способностью). В философии Гегеля рефлексия представляет собой движущую силу развития духа: полагающую, внешнюю и определяющую. Дж. Локк, П. Тейяр де Шарден рефлексию называли способностью человека познавать себя и уже не просто знать, а «знать, что знаешь». Она заставляет человека стать во внешнюю позицию по отношению к самому себе. Именно эта «отличительно человеческая способность» рассматривается как путь к переосмыслению стереотипов собственного опыта и выступает одной из главных характеристик творческой личности. Актуально-содержательной и практически значимой в настоящее время проблема рефлексии рассматривается в рамках различных направлений психологии: когнитивной, гуманистической и социальной. Рефлексия в широком смысле слова - это способность человека воспринимать собственный внутренний мир: состояний его души, психики и сознания - и оказывать на него воздействие. Рефлексия в психологии понимается как мышление, сделавшее объектом познания самое себя, исследовательский акт, направленный человеком на себя, интенсивное осмысление своего отношения к своим переживаниям, поведению, деятельности, к себе в целом и к другим людям. Рефлексия включает в себя такие соотнесенные процессы, как само понимание и понимание другого, самооценку и оценку другого, самоинтерпретацию и интерпретацию действий окружающих. С помощью рефлексии достигается само отнесение сознания с другим сознанием, с предшествующим и будущим эмоциональным состоянием и реагированием. В отечественной психологии центром исследования рефлексии является сознание и оценка субъектом собственных действий. Таким образом, рефлексия рассматривается как одна из качественных характеристик личности. Так, С.Л. Рубинштейн в качестве важнейшего показателя личности называет осознанность субъектом своих отношений с окружающим миром. При рассмотрении вопроса о двух способах существования человека в мире С.Л. Рубинштейн отмечал, что первый способ - это обычное существование, когда человек находится весь внутри жизни, не выключается из нее, не может занять даже мысленно позицию вне ее, для рефлексии над ней. Второй способ существования - и есть сама рефлексия, которая прерывает непрерывный процесс жизни и выводит человека мысленно за ее пределы, и человек как бы занимает позицию вне ее. Здесь кончается первый способ существования и начинается путь к построению нравственной, человеческой жизни на новой сознательной основе. Рефлексия является одним из характерных проявлений самосознания. С явлениями рефлексии связано формально-теоретическое мышление у человека и его обращение к основаниям своих собственных действий, а следовательно, и поведения. Различение жизнедеятельности субъекта и «действительного Я», сознающего себя субъекта и «рефлексивного Я» ставится в центр проблемы самосознания личности. Самосознание человека влечет за собой внутреннюю свободу: совершать оптимальный выбор поведения в различных ситуациях, конструировать свой внутренний мир, определять дальнейший жизненный путь. Рефлексия в социальной психологии, исследующей взаимодействие субъектов, выступает в форме осознания действующим субъектом - лицом или общностью - того, как они в действительности воспринимаются и оцениваются другими индивидами и общностями. Это не просто знание или понимание субъектом самого себя, но и выяснение того, как другие знают или понимают «рефлектирующего», его личные особенности, эмоциональные реакции и когнитивные представления. Рефлективные рассуждения сопровождаются имитацией мыслей другого человека по следующей схеме: «Я думаю, что он думает, будто я думаю, что…». В сложном процессе рефлексии рассматриваются шесть позиций, характеризующих взаимное отображение субъектов: 1) сам субъект, каков он есть в действительности («Я - руководитель»); 2) субъект, каким он видит самого себя («Я ответственный и справедливый»); 3) субъект, каким он видится другому («Для коллег я требовательный и рациональный»); 4) сам субъект, каков он есть в действительности со стороны другого субъекта («Все знают, какой я на самом деле»); 5) субъект, каким он видит себя со стороны другого («Вероятно, все думают, что я ответственный и справедливый»); 6) субъект, каким он видится другому со стороны другого («Возможно, все думают, что друзья находят меня требовательным и рациональным»). Таким образом, рефлексия представляет собой процесс удвоенного, зеркального взаимоотображения субъектов, содержанием которого выступает воспроизведение, воссоздание особенностей друг друга. Осознание - важный компонент рефлексии, но оно не исчерпывает ее сути. Суть рефлексии - изменение средств и оснований деятельности с целью управления состоянием, лучшего и более полного достижения цели. Осознавая свои действия и их основания, мы рассматриваем их как объекты особого рода, которые можно изменить, заменить, усовершенствовать. В этом заключается основная роль рефлексивного уровня в мышлении. Рефлексия позволяет не только прогнозировать поведение другого человека и соответственно подстраивать собственное, но и влиять на ход его рассуждений, направляя репликами процесс диалога в желательном направлении. Все представления относительно самого себя, которые взрослый человек принимает как нечто само собой разумеющееся, организуются в систему, которая делает его поведение последовательным. При этом взаимодействие сознания и самосознания образует фундамент произвольности и целесообразности управления своим поведением. Л.С. Выготский рассматривал проблему перехода от непосредственных форм поведения (форм реагирования) к опосредованным формам организации поведения и управления им. Существенным моментом организации поведения является его объективация - вынесение вовне - и тем самым построения своего поведения как предмета. Способы построения такого предмета (собственного действия) и являются формой существования рефлексии. По Л.С. Выготскому, рефлексия проявляется в том, что коренным образом меняется структура самого действия с предметами. Само предметное действие становится рефлексивным. Развитие рефлексивных способностей позволяет личности регулировать свое поведение в конфликтных ситуациях, предвидеть последствия своих поступков, прогнозировать действия другого и управлять ситуацией в целом. Рефлексивный анализ позволяет увидеть, осознать внутренние противоречия, сомнения, борьбу мотивов, несовпадение ценностей и морально-этических норм, которые обусловили его поведение и, возможно, привели к возникновению данного конфликта. Человек находится в постоянном развитии, которое сопровождается качественными изменениями структуры личности и ее поведения. Обретя самосознание, человек приобретает свободу располагать собой - совершать оптимальный выбор поведения в различных ситуациях, конструировать свой внутренний мир, определять дальнейший жизненный путь. В кризисных или проблемных ситуациях, там, где обнаруживается неадекватность сложившихся стереотипов поведения, возникает необходимость изменений. «Возникновение препятствия в виде проблемной ситуации, требующей принятия определенного решения или осуществления выбора, сопряжено с необходимостью рефлексии и может рассматриваться как значимая точка траектории развития. Именно с этой точки процесс развития может идти в том или ином направлении в зависимости от сделанного выбора и имеющегося опыта. Особенно актуальна тема рефлексии в управленческой практике. Существует множество ситуаций, когда специалисту, руководителю недостает возможностей выбора, что проявляется в наличии межличностных и внутри личностных конфликтов. Но возможностей выбора недостает не конкретному субъекту, а лишь отдельной, субъективной модели мира, что зависит от набора стереотипных стратегий поведения, самооценки, других личностных особенностей и форм поведения. Ошибочное принятие субъективной реальности за реальность ограничивает возможности человека и снижает гибкость его реакций. Следовательно, развитие способности к объективации поведения, его рефлексии выводит субъекта на новый уровень осознания, переосмысления ситуации, а значит, и расширяются возможности выбора стратегий поведения. В ситуации возникновения проблемы последовательно сменяется пять фаз переосмысления: Актуализация смысловых структур «Я» при вхождении субъекта в проблемно-конфликтную ситуацию и при ее понимании. Исчерпывание этих актуализирующихся смыслов при апробировании различных стереотипов опыта и шаблонов действия. Дискредитация их вплоть до полного обессмысливания в контексте обнаруженных субъектом противоречий. Инновация принципов конструктивного преодоления этих противоречий через осмысление целостным «Я» проблемно-конфликтной ситуации и самого себя в ней - собственно фаза «переосмысления». Реализация этого заново приобретенного личностного смысла через последующую реорганизацию содержаний личного опыта и адекватное преодоление противоречий проблемно-конфликтной ситуации. Проблемная ситуация становится очевидной для субъекта, он начинает испытывать интеллектуальное беспокойство, которое и заставляет его рефлектировать. Собственно, осознание противоречий между тем, что есть в наличии у субъекта, и того, чего ему не хватает для разрешения проблемной ситуации, и есть акт рефлексии. Возникновение психологического диссонанса влечет появление рефлексии, направленной на выявление категориального разрыва между имеющимся и требующимся в данной проблемной ситуации. Проблема модифицируется в требование устранить категориальный разрыв, после чего решается. Тем самым проблема не является запросом на новое знание, а является запросом на новое понимание ситуации. Таким образом, субъект выступает для самого себя объектом управления, из чего следует, что рефлексия как «зеркало», отражающее все происходящие в нем изменения, становится основным средством саморазвития. Рефлексия выступает как механизм обратной связи в жизнедеятельности человека - это не только некий результат, но и процесс, который связан с внутренним преобразованием - осмыслением и переосмыслением стереотипов мышления и их эвристическим преодолением, вплоть до образования новых содержаний сознания. Как компонент в психологической структуре личности рефлексия, прежде всего, является основой развития и механизмом изменения человека. В качестве механизма поведения рефлексию рассматривают многие современные исследователи. Г.А. Голицын утверждает, что рефлексия у человека, протекающая на уровне мышления, может порой резко модифицировать поведение и описывает механизм: рефлексия может повторяться многократно, поскольку каждое ее применение ведет к созданию новых систем управления и новых параметров. Развитие систем управления обеспечивает личности все большую свободу по отношению к окружающей среде, увеличивая разнообразие его реакций. Таким образом, рефлексия служит совершенствованию различных видов деятельности (в данном случае - способов реагирования), которые могут быть поставлены под контроль сознания. Необходимость выбора модели поведения, оптимальной стратегии в проблемных, конфликтных ситуациях подталкивает индивида к рефлексии. Этот процесс наиболее ярко выявляет ценностные ориентации индивида, используемый этический аппарат, на основе которого осуществляется оценка ситуации и соотнесение выработанных (планируемых) действий. Как показывают результаты исследований М.В. Лобовой, респонденты с развитой рефлексивной способностью часто демонстрируют склонность к принятию компромиссных решений, умение адаптироваться. Их личностная направленность ориентирована на творческое взаимодействие и сотрудничество. Чем более развиты рефлексивные способности, тем больше рефлексивных моделей (способов реагирования) представлено в сознании, тем больше возможностей для развития и саморазвития обретает личность. Рефлексивные способности обеспечивают условия для самоорганизации, самокоррекции, влияя в целом на развитие личности и ее отношения с миром. Таким образом, рефлексия как механизм развития самопознания, самосовершенствования, изменения форм и способов поведения является одним из основных компонентов проектной, исследовательской и управленческой деятельности. Любое социальное моделирование, зарождаясь еще в глубине когнитивных структур, требует конструирования, планирования и прогнозирования результатов деятельности, проектирования качественных характеристик поэтапного продукта. Необходимо наличие развитых рефлексивных структур для оптимального выбора способов получения результата на каждом этапе деятельности. Личностное развитие, которое рефлексивно по своей природе, следует соотносить с развитием самих механизмов рефлексии, которые состоят из управляющих и контрольных функций внутри одной личности. Совершенствование саморегуляции через рефлексивные механизмы направлено на формирование целостной личности, овладение временем, прогнозирование жизнедеятельности и свободу выбора при построении своего жизненного пути. Следовательно, развитие способности к объективации поведения, его рефлексии выводит субъекта на новый уровень осознания, переосмысления ситуации, а значит, и расширяются возможности выбора стратегий поведения. Для достижения личностной успешности, социальной мобильности и эффективной деятельности развитие рефлексии становится в современном мире осознанной необходимостью и сознательной потребностью.
×

About the authors

E. A Guseva

Moscow State University of Mechanical Engineering (MAMI)

Email: gouseva@bk.ru
+7 (499) 267-16-40

References

  1. Алексеев Н.Г., Зарецкий В.К., Ладенко И.С., Семенов И.Н. Методология рефлексии концептуальных схем деятельности поиска и принятия решений. - Новосибирск, 1991. - 74 с.
  2. Баграмянц Н.Л., Ивлева М.Л. Проблемы и перспективы современного профессионального образования как динамической системы. Известия МГТУ «МАМИ». 2012. № 1. с. 340-345.
  3. Мириманова М.С. Рефлексия как механизм развития самоорганизующихся систем. М. 2000. - 15 с.
  4. Рефлексия // Философская энциклопедия. Т.4. Москва, 2007 - с. 499-502.
  5. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии в 2-х т. - т.1 - Москва: Педагогика, 1989. - 488 с.
  6. Семенов И.Н., Степанов С.Ю. Проблема предмета и метода психологического изучения рефлексии // Иследование проблемы психологии творчества. - Москва, 1983, с. 154 - 182.
  7. Семенов И.Н., Степанов С.Ю. Типы и функции рефлексии в научном мышлении // Проблемы рефлексии в научном познании.- Куйбышев, 1983. с. 76 - 82.
  8. Степанов С.Ю., Семенов И.Н. Психологическая рефлексия: проблемы и исследования // Вопросы психологии. 1990, № 3. - с. 31 - 40.
  9. Щедровицкий Г.П. Рефлексия и ее проблемы. 1994.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2013 Guseva E.A.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies