Междисциплинарный подход к исследованию этнической ментальности



Цитировать

Полный текст

Аннотация

Исследование национальной идентичности и этнической ментальности - одно из перспективных направлений социальной философии и культурологи. Специфика предмета остро ставит проблему методов исследования. Наиболее адекватным методом представляется междисциплинарный подход.

Полный текст

Исследование этнической ментальности и национальной идентичности является одним из интереснейших направлений философско-антропологических исследований, ставшим особенно актуальным в свете отмечаемого социологами кризиса всех форм самосознания, поразившего глобальное общество. Поскольку наличие развитого чувства групповой и национальной идентичности является одним из важнейших условий выживания общества как живого и саморегулирующегося организма, то стала очевидной необходимость реконструкции традиционной ментальности, выявление ее смыслового ядра и адаптация его к изменчивому социокультурному контексту. Под национальной идентичностью понимается совокупность важнейших социокультурных признаков, потребностей, ценностей, установок, норм и мотиваций деятельности. Национальная идентичность имеет две стороны: «объективную», состоящую из групповых норм, возникающих на основе групповых потребностей и ценностей, и «субъективную», отражающую понимание группой ее целей, ценностей, интересов, главные установки и поведенческие мотивации. Первая из сторон, выраженная, прежде всего, в совокупности социальных норм, выступает как национальный характер, а вторая, «субъективная» сторона - как этническая ментальность, понимаемая как мировоззрение и мироощущение, включающее как сознательные, так и бессознательные элементы. В исследовании национальной идентичности и ментальности одной из важнейших проблем является проблема поисков адекватных методов изучения. Трудности вызваны спецификой самого предмета - ментальность, понимаемая как синтез сознательных и бессознательных элементов, может быть адекватно понята и изучена только при комплексном подходе, сочетающем научные методы анализа сознательной составляющей ментальности и вненаучные методы и познавательные практики понимания бессознательных элементов. Проблемы в исследовании ментальности связаны с тем, что ментальность, актуализирующаяся в знаковых системах, до конца недоступна формальному анализу текста, и в исследовании неохваченными остаются глубинные истоки наблюдаемых явлений, проистекающие из коллективного бессознательного. Проблема имеет две стороны. Первая - это сложность интерпретации самого текста, другая - исключающее объективность исследования воздействие восприятия текста аналитиком. В этой ситуации обоснованным является стремление найти опору в научно точном и объективном методе, дающем проверяемые результаты. Но все же для исследования ментальности применение одних только количественных методов является явно недостаточным, поскольку от них ускользают неосознанные элементы ментальности. Здесь уместно говорить о создании комплексного подхода, который наряду с традиционными методами социологии, истории, лингвистики, включал бы в себя и психологически ориентированные методы, и познавательные практики. Эта задача вполне вписывается в рамки современной эпистемологии, в которой ясно осознается недостаточность традиционной теории и методологии познания по отношению к человеку, его деятельности, феноменам индивидуального и коллективного сознания. Возникают новые подходы и когнитивные практики, призванные восполнить методологическую недостаточность и обогатить когнитивный инструментарий. В целом можно говорить о складывании новой парадигмы социально-гуманитарного познания, в рамках которой происходит взаимодействие разных, подчас противоположных концептуальных методологических подходов. Внимание ученых привлекают такие методы и приемы социокультурного познания, как интроспекция, методы отраженной субъективности, трансперсональная психология. Среди работающих и доказавших свою эффективность в исследовании ментальности методов обращают на себя внимание методы герменевтики, и существующие в ее рамках такие познавательные практики, как эмпатия и социально-психологическая аналитика. Герменевтика предлагает гуманитарный метод познания, в котором наряду с рациональным присутствует образное, эмоциональное проникновение в сущность вещей, осуществляемое при помощи эмпатии. Эмпатия (от англ. Empathy - вчувствование) предоставляет исследователю возможность как бы перенестись в целостное душевное состояние другого и реконструировать его. Еще Дильтей рассматривал эмпатию как условие понимания культурно-исторической и человеческой реальности, различные феномены которой возникают из «живого целого человеческой души». Он предложил развернутое учение о понимании, в котором эмпатии отводилось значительное место. Метод эмпатии широко используется в этнологии, истории, искусствоведении и других гуманитарных науках. Категориями, релевантными эмоциональной эмпатии, являются симпатия, аттракция, вчувствование. Но эмпатия - это не только эмоциональная восприимчивость. В ней есть и когнитивный компонент, благодаря которому эмпатия предстает также и как понимание. Понимание включает в себя не только мышление, но и весь жизненный опыт человека или, как говорил Дильтей, раскрытие жизненной упорядоченности и осмысленности. Дильтей считал понимание специфическим методом гуманитарных наук, поскольку он помогает психологически реконструировать духовный мир человека прошлого и сделать его понятным современникам. Следовательно, о понимании можно говорить тогда, когда мы имеем дело с образцами культуры - различного рода текстами, мифами, верованиями, представлениями, стилем и образом жизни. Поскольку все эти феномены являются выражением ментальности социума, эмпатия и релевантное ей понимание выступают как плодотворные методы ее изучения. Ментальность - сложный феномен, включающий в себя бессознательные установки и представления, эмоционально окрашенные, проявляющие себя в символическом виде, в аффектах. Постичь суть этих феноменов традиционными когнитивными практиками представляется невозможным. Здесь необходимо «почувствовать», «вникнуть», «пережить». Бессознательные компоненты ментальности нуждаются в интерпретации, расшифровке. Метод эмпатии в единстве с методами герменевтики позволяет выйти за рамки чисто рационального осмысления ментальности, которая требует вчувствования, понимания и смысловых, и эмоциональных ее оттенков. Существуют серьезные разработки в области исследования коллективного бессознательного, предпринятые юнгианской и постюнгианской психолого-аналитическими школами. В основе их лежит допущение, что миф, сказка, легенда есть выражение психической жизни коллективной личности и процессов, протекающих в коллективном бессознательном. Основным предметом анализа являются архетипические образы, которыми по сути являются герои и сюжетные линии народного эпоса. М.-Л. фон Франц отмечает, что миф и сказка дают возможность пробиться сквозь культурные наслоения к фундаментальным структурам человеческой психики, которые в юнгианстве называют архетипами. По определению Юнга, архетипы представляют собой поток психической энергии, пронизывающий сознание. «Платоновские эйдосы», чистые формы, клише - трудно подобрать определение столь неуловимому феномену. Архетипы - это своеобразные матрицы сознания, которые, находясь в сфере бессознательного, не имея своего собственного содержания, задают условия и структурируют человеческое восприятие. В каждой конкретной культуре архетипы наполняются своим специфическим содержанием, которое можно определить как ментальность. Преимущество психологической аналитики постюнгианской традиции состоит в том, что этот метод позволяет схватить не только формальную, поддающуюся анализу словесно или на языке наглядных образов представленную сторону ментальности, но и оценить ее эмоционально-чувственные факторы, которые есть результат самопроявления архетипа в сознании. Архетипический образ - это не только модель поведения или типическая ситуация, он всегда есть сильнейшее эмоциональное переживание, отражение жизни души, а в случае коллективного сознания - выражение эмоционально-волевого опыта этноса. Поскольку архаические элементы родового бессознательного, взаимодействуя с более высокими рационально структурированными уровнями коллективного сознания, такими как ценности, установки, поведенческие паттерны, постоянно проявляют себя, оказывая на последние существенное влияние. Эмоционально-чувственный аспект ментальности, выражающий ее глубинное содержание, свидетельство того, что ментальность не схема, идеологема, а подлинная жизнь социума. Это сверхличная память, помогающая индивидам актуализировать опыт и силу рода, что есть один из способов обретения национальной идентичности. Для анализа архетипических образов исследователи постюнгианской традиции активно используют сравнительные методы, сочетая их с практиками отраженной субъективности, которая, по сути, есть интерпретация метода эмпатии. В качестве противоположного, вербально-когнитивного подхода можно привести социолого-психологический метод «представления прожективных ситуаций», содержащий в себе такие традиционные процедуры, как тест, опрос, эксперимент. Особенность этого метода состоит в том, что наряду с описанием поведенческих паттернов, исследователь ставит перед собой задачу докопаться до их смысла, до лежащих в основе их ценностей. В этом ему помогает эксперимент - опрос построен так, что ставит испытуемого в ситуацию выбора, в которой альтернативные варианты представляют различные ценностные ориентиры. В результате вырисовывается характерный способ реагирования и предпочитаемая модель поведения, которой испытуемый придерживается или, точнее, к которой стремится в реальной жизни. Данная модель может рассматриваться как идеальная, она мало связана с практическим опытом, но она проясняет ценности индивида, составляющие сознательный элемент ментальности. Таким образом, междисциплинарный подход, специфика которого состоит в сочетании концептуально различных познавательных практик, является наиболее адекватным феномену ментальности, понимаемому в контексте взаимодействия сознательного и бессознательного, и открывает перед философской антропологией новые исследовательские возможности. Он позволяет понять ментальность социума, не сводя ее к сумме менталитетов индивидов. Психоаналитическая традиция, важнейший элемент этого подхода, помогает расшифровать глубинную составляющую ментальности, сделав ее предметом рационального познания, или «понимающего толкования». Вместе с тем вербально-когнитивные практики позволяют реконструировать область объективного содержания ментальности и национальной идентичности и исследовать их во взаимосвязи с историческим и социокультурным контекстами.
×

Об авторах

Е. Г Зайцева

Университет машиностроения

к.ф.н. доц.; +7 (916) 457-40-79

Список литературы

  1. Дильтей В. Введение в науки о духе. Опыт полагания основ для изучения общества и истории. Собр. соч., т. 1, М., 2000.
  2. Дюби Ж. История ментальности // История ментальностей и историческая антропология: Зарубежные исследования в обзорах и рефератах. М., 1996.
  3. Касьянова Ксения. О русском национальном характере. М., 2001.
  4. Леви-Стросс К. Структурная антропология. М., 1983.
  5. Юнг К.-Г. Аналитическая психология. М., 1995.
  6. Мария Луиза фон Франц. Толкование волшебных сказок //www.koob.ru

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Зайцева Е.Г., 2013

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах