The interdisciplinary approach to the research of the ethnic mentality



Cite item

Full Text

Abstract

Philosophical research of national identity and ethnic mentality is one of the perspective trend of social philosophy and culturology. The specification of the subject raises the problem of research methods. The most adequate methodic is the interdisciplinary approach.

Full Text

Исследование этнической ментальности и национальной идентичности является одним из интереснейших направлений философско-антропологических исследований, ставшим особенно актуальным в свете отмечаемого социологами кризиса всех форм самосознания, поразившего глобальное общество. Поскольку наличие развитого чувства групповой и национальной идентичности является одним из важнейших условий выживания общества как живого и саморегулирующегося организма, то стала очевидной необходимость реконструкции традиционной ментальности, выявление ее смыслового ядра и адаптация его к изменчивому социокультурному контексту. Под национальной идентичностью понимается совокупность важнейших социокультурных признаков, потребностей, ценностей, установок, норм и мотиваций деятельности. Национальная идентичность имеет две стороны: «объективную», состоящую из групповых норм, возникающих на основе групповых потребностей и ценностей, и «субъективную», отражающую понимание группой ее целей, ценностей, интересов, главные установки и поведенческие мотивации. Первая из сторон, выраженная, прежде всего, в совокупности социальных норм, выступает как национальный характер, а вторая, «субъективная» сторона - как этническая ментальность, понимаемая как мировоззрение и мироощущение, включающее как сознательные, так и бессознательные элементы. В исследовании национальной идентичности и ментальности одной из важнейших проблем является проблема поисков адекватных методов изучения. Трудности вызваны спецификой самого предмета - ментальность, понимаемая как синтез сознательных и бессознательных элементов, может быть адекватно понята и изучена только при комплексном подходе, сочетающем научные методы анализа сознательной составляющей ментальности и вненаучные методы и познавательные практики понимания бессознательных элементов. Проблемы в исследовании ментальности связаны с тем, что ментальность, актуализирующаяся в знаковых системах, до конца недоступна формальному анализу текста, и в исследовании неохваченными остаются глубинные истоки наблюдаемых явлений, проистекающие из коллективного бессознательного. Проблема имеет две стороны. Первая - это сложность интерпретации самого текста, другая - исключающее объективность исследования воздействие восприятия текста аналитиком. В этой ситуации обоснованным является стремление найти опору в научно точном и объективном методе, дающем проверяемые результаты. Но все же для исследования ментальности применение одних только количественных методов является явно недостаточным, поскольку от них ускользают неосознанные элементы ментальности. Здесь уместно говорить о создании комплексного подхода, который наряду с традиционными методами социологии, истории, лингвистики, включал бы в себя и психологически ориентированные методы, и познавательные практики. Эта задача вполне вписывается в рамки современной эпистемологии, в которой ясно осознается недостаточность традиционной теории и методологии познания по отношению к человеку, его деятельности, феноменам индивидуального и коллективного сознания. Возникают новые подходы и когнитивные практики, призванные восполнить методологическую недостаточность и обогатить когнитивный инструментарий. В целом можно говорить о складывании новой парадигмы социально-гуманитарного познания, в рамках которой происходит взаимодействие разных, подчас противоположных концептуальных методологических подходов. Внимание ученых привлекают такие методы и приемы социокультурного познания, как интроспекция, методы отраженной субъективности, трансперсональная психология. Среди работающих и доказавших свою эффективность в исследовании ментальности методов обращают на себя внимание методы герменевтики, и существующие в ее рамках такие познавательные практики, как эмпатия и социально-психологическая аналитика. Герменевтика предлагает гуманитарный метод познания, в котором наряду с рациональным присутствует образное, эмоциональное проникновение в сущность вещей, осуществляемое при помощи эмпатии. Эмпатия (от англ. Empathy - вчувствование) предоставляет исследователю возможность как бы перенестись в целостное душевное состояние другого и реконструировать его. Еще Дильтей рассматривал эмпатию как условие понимания культурно-исторической и человеческой реальности, различные феномены которой возникают из «живого целого человеческой души». Он предложил развернутое учение о понимании, в котором эмпатии отводилось значительное место. Метод эмпатии широко используется в этнологии, истории, искусствоведении и других гуманитарных науках. Категориями, релевантными эмоциональной эмпатии, являются симпатия, аттракция, вчувствование. Но эмпатия - это не только эмоциональная восприимчивость. В ней есть и когнитивный компонент, благодаря которому эмпатия предстает также и как понимание. Понимание включает в себя не только мышление, но и весь жизненный опыт человека или, как говорил Дильтей, раскрытие жизненной упорядоченности и осмысленности. Дильтей считал понимание специфическим методом гуманитарных наук, поскольку он помогает психологически реконструировать духовный мир человека прошлого и сделать его понятным современникам. Следовательно, о понимании можно говорить тогда, когда мы имеем дело с образцами культуры - различного рода текстами, мифами, верованиями, представлениями, стилем и образом жизни. Поскольку все эти феномены являются выражением ментальности социума, эмпатия и релевантное ей понимание выступают как плодотворные методы ее изучения. Ментальность - сложный феномен, включающий в себя бессознательные установки и представления, эмоционально окрашенные, проявляющие себя в символическом виде, в аффектах. Постичь суть этих феноменов традиционными когнитивными практиками представляется невозможным. Здесь необходимо «почувствовать», «вникнуть», «пережить». Бессознательные компоненты ментальности нуждаются в интерпретации, расшифровке. Метод эмпатии в единстве с методами герменевтики позволяет выйти за рамки чисто рационального осмысления ментальности, которая требует вчувствования, понимания и смысловых, и эмоциональных ее оттенков. Существуют серьезные разработки в области исследования коллективного бессознательного, предпринятые юнгианской и постюнгианской психолого-аналитическими школами. В основе их лежит допущение, что миф, сказка, легенда есть выражение психической жизни коллективной личности и процессов, протекающих в коллективном бессознательном. Основным предметом анализа являются архетипические образы, которыми по сути являются герои и сюжетные линии народного эпоса. М.-Л. фон Франц отмечает, что миф и сказка дают возможность пробиться сквозь культурные наслоения к фундаментальным структурам человеческой психики, которые в юнгианстве называют архетипами. По определению Юнга, архетипы представляют собой поток психической энергии, пронизывающий сознание. «Платоновские эйдосы», чистые формы, клише - трудно подобрать определение столь неуловимому феномену. Архетипы - это своеобразные матрицы сознания, которые, находясь в сфере бессознательного, не имея своего собственного содержания, задают условия и структурируют человеческое восприятие. В каждой конкретной культуре архетипы наполняются своим специфическим содержанием, которое можно определить как ментальность. Преимущество психологической аналитики постюнгианской традиции состоит в том, что этот метод позволяет схватить не только формальную, поддающуюся анализу словесно или на языке наглядных образов представленную сторону ментальности, но и оценить ее эмоционально-чувственные факторы, которые есть результат самопроявления архетипа в сознании. Архетипический образ - это не только модель поведения или типическая ситуация, он всегда есть сильнейшее эмоциональное переживание, отражение жизни души, а в случае коллективного сознания - выражение эмоционально-волевого опыта этноса. Поскольку архаические элементы родового бессознательного, взаимодействуя с более высокими рационально структурированными уровнями коллективного сознания, такими как ценности, установки, поведенческие паттерны, постоянно проявляют себя, оказывая на последние существенное влияние. Эмоционально-чувственный аспект ментальности, выражающий ее глубинное содержание, свидетельство того, что ментальность не схема, идеологема, а подлинная жизнь социума. Это сверхличная память, помогающая индивидам актуализировать опыт и силу рода, что есть один из способов обретения национальной идентичности. Для анализа архетипических образов исследователи постюнгианской традиции активно используют сравнительные методы, сочетая их с практиками отраженной субъективности, которая, по сути, есть интерпретация метода эмпатии. В качестве противоположного, вербально-когнитивного подхода можно привести социолого-психологический метод «представления прожективных ситуаций», содержащий в себе такие традиционные процедуры, как тест, опрос, эксперимент. Особенность этого метода состоит в том, что наряду с описанием поведенческих паттернов, исследователь ставит перед собой задачу докопаться до их смысла, до лежащих в основе их ценностей. В этом ему помогает эксперимент - опрос построен так, что ставит испытуемого в ситуацию выбора, в которой альтернативные варианты представляют различные ценностные ориентиры. В результате вырисовывается характерный способ реагирования и предпочитаемая модель поведения, которой испытуемый придерживается или, точнее, к которой стремится в реальной жизни. Данная модель может рассматриваться как идеальная, она мало связана с практическим опытом, но она проясняет ценности индивида, составляющие сознательный элемент ментальности. Таким образом, междисциплинарный подход, специфика которого состоит в сочетании концептуально различных познавательных практик, является наиболее адекватным феномену ментальности, понимаемому в контексте взаимодействия сознательного и бессознательного, и открывает перед философской антропологией новые исследовательские возможности. Он позволяет понять ментальность социума, не сводя ее к сумме менталитетов индивидов. Психоаналитическая традиция, важнейший элемент этого подхода, помогает расшифровать глубинную составляющую ментальности, сделав ее предметом рационального познания, или «понимающего толкования». Вместе с тем вербально-когнитивные практики позволяют реконструировать область объективного содержания ментальности и национальной идентичности и исследовать их во взаимосвязи с историческим и социокультурным контекстами.
×

About the authors

E. G Zaytseva

Moscow State University of Mechanical Engineering (MAMI)

Ph.D.; +7 (916) 457-40-79

References

  1. Дильтей В. Введение в науки о духе. Опыт полагания основ для изучения общества и истории. Собр. соч., т. 1, М., 2000.
  2. Дюби Ж. История ментальности // История ментальностей и историческая антропология: Зарубежные исследования в обзорах и рефератах. М., 1996.
  3. Касьянова Ксения. О русском национальном характере. М., 2001.
  4. Леви-Стросс К. Структурная антропология. М., 1983.
  5. Юнг К.-Г. Аналитическая психология. М., 1995.
  6. Мария Луиза фон Франц. Толкование волшебных сказок //www.koob.ru

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2013 Zaytseva E.G.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies