Православие в перспективе становления комплаенса правовой, публицистической, научно-исторической и художественной социальных субкультур во второй четверти XIX столетия (по данным Национального корпуса русского языка)

Обложка

Цитировать

Полный текст

Открытый доступ Открытый доступ
Доступ закрыт Доступ предоставлен
Доступ закрыт Доступ платный или только для подписчиков

Аннотация

Вторая четверть XIX в. стала эпохой правления Николая Первого, когда количество текстов с лексемой «православие», согласно материалам лингвистического академического ресурса «Национальный корпус русского языка», превысило их объем за все XVIII столетие. Продолжается формирование академической традиции объективного описания конфессиональных, этнических, этноконфессиональных и религиозных сообществ в поликонфессиональной стране эпохи Просвещения, сочетаемого с формированием т.н. «охранительного» направления в политике. В поисках комплаенса (согласия) между придворными, правовыми, публицистическими, церковными и научными элитами формируются новые денотаты и коннотаты (к примеру, «православіе Грекороссійской церкви», «Вера Христианская Православная Кафолическая Восточного Исповедания» и т.п. в текстах законов), развивается романтическое понимание «православия» как «единомыслия народа» (И.В. Киреевский), конструируются нормативные требования к творчеству писателей, призванных творить литературные произведения «в духе самодержавия, православия и народности» (Н.А. Полевой). Наряду с этим признается важность «внутренней христианской жизни» (В.А. Жуковский). Статья излагает позицию социальной философии с ориентацией на подходы современного философского религиоведения.

Полный текст

Доступ закрыт

Об авторах

Наталья Михайловна Маркова

Владимирский государственный университет им. Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых

Автор, ответственный за переписку.
Email: natmarkova@list.ru
Scopus Author ID: 57209426026

кандидат философских наук, доцент; доцент, кафедра философии и религиоведения

Россия, г. Владимир

Евгений Игоревич Аринин

Владимирский государственный университет им. Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых

Email: eiarinin@mail.ru
Scopus Author ID: 37060239800

доктор философских наук, профессор; заведующий, кафедра философии и религиоведения

Россия, г. Владимир

Владимир Владимирович Голенко

Владимирский государственный университет им. Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых

Email: volodimir.golenko@mail.ru

соискатель, кафедра философии и религиоведения

Россия, г. Владимир

Михаил Сергеевич Павлов

Владимирский государственный университет им. Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых

Email: misha09478@gmail.com

кафедра социологии

Россия, г. Владимир

Список литературы

  1. Алексий II, патриарх Московский и всея Руси. Торжество православия // Православная энциклопедия / под общей ред. Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2000. С. 9–11.
  2. Аринин Е.И., Бендин А.Ю. Традиции веротерпимости и толерантные установки молодежи: образы «другого», «иного» и «чуждого» // Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л.Н. Толстого. 2020. № 3. С. 13–26.
  3. Бендин А.Ю. Указ о веротерпимости и его реализация в Северо-Западном крае Российской империи (1905 г.) // Вестник РГГУ. 2009. № 17. С. 44–58.
  4. Гегель Г.В.Ф. Философия религии. Т. 1. М.: Наука, 1976. 534 с.
  5. Георги И.Г. Описание всех в Российском государстве обитающих народов, также их житейских обрядов, вер, обыкновений, жилищ, одежд и прочих достопамятностей. Ч. 3. СПб.: Вольная типография Вейтбрехта и Шнора, 1777. 130 с.
  6. Герцен А.И. Былое и думы // Сочинения А.И. Герцена / С предисловием Г.Н. Вырубова. Т. VII. Genève; Bale; Lyon: H. Georg, 1879. 384 с.
  7. Дмитриев М.В. Конфессиональный фактор в формировании представлений о «русском» в культуре Московской Руси // Религиозные и этнические традиции в формировании национальных идентичностей в Европе. Средние века – новое время / под ред. М.В. Дмитриева. M.: Индрик. 2008. С. 218–240.
  8. Житие протопопа Аввакума написанное им самим. Изд. II. СПб.: Тип. Ф. Вайсберга и П. Гершунина, 1904. 27 с.
  9. Иванов С.А. Христиане как обозначение подданства в византийских текстах // Индоевропейское языкознание и классическая филология. Вып. XVI: Материалы чтений. СПб.: Наука, 2012. С. 278–282.
  10. Кантеров И.Я. Новые религиозные движения в России (религиоведческий анализ). М.: МГУ, 2006. 472 с.
  11. Киреевский И.В. Девятнадцатый век // Европеец. Журнал И.В. Киреевского. 1832 год. Серия: Литературные памятники. М.: Наука, 1989. 547 с.
  12. Киреевский И.В. Полное собрание сочинений. Т. 1. М.: Типография П. Бахметева. 1861. 201 с.
  13. Конь Р.М. Введение в сектоведение. Н. Новгород: Нижегородская духовная семинария, 2008. 496 с.
  14. Корытко О.В. Шаманизм // История религий. М.: Общецерковная аспирантура и докторантура им. святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, 2016. С. 540–561.
  15. Мажинский С.В. Становление этнопсихологии в контексте развития теорий «национального характера» и «национального духа» // Вестник Томского гос. ун-та. История. 2022. № 77. С. 149–154.
  16. Новицкий Г.А. Духоборцы. Их история и вероучение. 2-е изд. Киев: Университетская типография (I.I. Завадскаго), 1882. 282 с.
  17. Полное собрание законов Российской Империи. Собрание Второе. Т. I. 12 декабря 1825–1827. СПб.: Тип. II Отделения Собственной Его Императорского Величества Канцелярии, 1830.
  18. Свод законов Российской империи. Т. I. СПб.: Тип. II Отделения Собственной Его Императорского Величества Канцелярии, 1832.
  19. Соловьев В.С. Николай Кузанский // Брокгауз Ф.А., Ефрон И.А. Энциклопедический словарь. Т. XXI. 1897. С. 117–118.
  20. Хаккарайнен М.В. Шаманизм как колониальный проект // Антропологический форум. 2007. № 7. С. 156–190.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML


Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах