The evil and crime: moral and legal dimension

Cover Page


Cite item

Full Text

Abstract

The article, in fact, a response to the ideas contained in the monograph A.I.Aleksandrova "evil philosophy and the philosophy of Crime (questions of philosophy of law, criminal policy and criminal procedure)." Readers are invited to meditation, inspired by philosophical and legal views A.I.Aleksandrova on such fundamental issues as the understanding and the ratio of good and evil crimes and atrocities, socially approved, lawful and unlawful conduct, political and moral responsibility of the government of the state of affairs in the field of the fight against crime, the intrinsic value of education, education and education not only youth, but also all citizens of the state of organized society, and others.

Full Text

С егодня и отечественная, и зарубежная научная литература переживает глубоко противоречивое состояние, обусловленное разнообразными, доселе неизвестными вы- зовами объективной реальности. Авторы мно- гих работ, стремясь не отстать от стремительно бегущего времени, идти с ним в ногу, конеч- но же, не могут не реагировать на запросы, дик- туемые непреклонной логикой исторических перемен. В появляющихся в последние годы публикациях находят отражение и осмысление изменения, которые необычайно интенсивно пронизывают социально-политические, духов- но-нравственные, технико-технологические, ин- формационные, коммуникативные и иные сто- роны жизни людей в современном обществе. Их бурное позитивное и особенно негативное влия- ние на эту жизнь не может не беспокоить пред- ставителей научной общественности, не вызы- вать их повышенный интерес. Сказанное в полной мере относится к А. И. Александрову - одному из видных и авторитетных юристов. Особенно широкую и заслуженную известность он приобрел в связи с изданием монографии «Философия зла и фило- софия преступности (вопросы философии права, уголовной политики и уголовного процесса)». В ходе ознакомления с материалом книги мы, намереваясь выступить ее рецензентом, все более и более убеждались в совпадении своих суждений практически со всеми существенными выводами автора. Складывалось впечатление, что мы движемся по руслу одной и той же реки, идем в одном фарватере, руководствуясь весьма схожими соображениями. Словом, мы достаточ- но быстро утвердились во мнении, что не в со- стоянии рассматривать работу в качестве стро- гого и взыскательного стороннего наблюдателя, беспристрастно изрекая лишь некие оценочные характеристики. Претензии на рецензирование пришлось отставить и сосредоточиться на таком отношении к труду, которое бы демонстрирова- ло нашу личную заинтересованность в обсужде- нии и осмыслении исследуемых проблем. В ре- зультате мы пришли к необходимости написать не рецензию, а скорее отклик на произведение А. И. Александрова, предложить вниманию чи- тателя некоторые размышления по затрагивае- мым в монографии вопросам. Выбор в качестве предмета исследования столь необычной темы позволяет отнести данную кни- гу к разряду незаурядных произведений. Она отвечает на многие злободневные запросы, исхо- дящие от потребностей и нужд людей в современ- ном мире. Но не только тема выделяет ее из общей массы современной научной литературы по гума- нитарной проблематике. Работа А. И. Александ- рова отличается еще оригинальным и при этом удачным подбором, постановкой и ракурсом рассмотрения затрагиваемых проблем. По мере проникновения в их суть и смысл убеждение в необходимости способов познания, реализуе- мых в книге, становилось для нас все более оче- видным, представлялось все более обоснованным. Погружаясь в существо авторского замы- сла, мы не только убеждались в своевременно- сти издания книги. Нас удовлетворяло главным образом, во-первых, предлагаемое видение зла и преступности и, во-вторых, понимание их со- отношения друг с другом. А. И. Александров по- лагает, что преступность (собственное, весьма удачное определение преступности предложено им в параграфе 1 главы 2 на с. 87) есть часть, раз- новидность зла. Эта его часть чрезвычайно опас- на. Поэтому красной нитью через все произве- дение проходит идея о том, что преступность, по сути, несет угрозу не только российской государственности, но и существованию всего человечества. Наконец, в-третьих, (и это, пожалуй, в данном случае самое важное), мы не могли не согласиться с предложенной ученым трактовкой значения философии в по- знании названных социальных явлений. Наше собственное мнение здесь не только не противо- речит позиции автора, но и в полной мере совпа- дает с ней. Итак, само заглавие книги свидетельствует о том, что в ней предпринимается попытка ос- вещения и раскрытия проблем преступности с опорой на результаты, достигнутые не толь- ко и не столько правоведением, сколько фи- лософией. «Конечно, - пишет А. И. Алексан- дров, - преступность выступает объектом исследования многих наук - от криминоло- гии до психопатологии. Однако лишь филосо- фия преступности позволяет не просто собрать воедино все наработки различных научных дисциплин, а интегрировать их, построив ло- гичную и относительно полную систему зна- ний об объекте изучения. При этом объект исследуется уже не на частно-научном уровне, а на уровне философского познания» (с. 10). Заявленный угол зрения вызывает одобрение и поддержку широких кругов научной обще- ственности, что объясняется богатством по- тенциала, исходно присущим данной отрасли познания. Ведь именно философия способст- вует пониманию социальных образований, явлений и процессов как развивающихся, системно-целостных и в то же время глу- боко противоречивых по своей структуре и содержанию. В отличие от других отраслей науки кладовая философских выводов и су- ждений хранит поистине бесценные сокрови- ща. Однако, как верно подмечает А. И. Алек- сандров, только тогда, когда философские идеи рассматриваются в целостном единстве, они в состоянии показать и доказать присущие им познавательные ресурсы. Умелое овладе- ние и пользование ими способны многократ- но увеличить возможности людей в освоении окружающего мира. В результате их мечты, на- дежды и чаяния об избавлении от терпимого неблагополучия и неустроенности проживае- мых судеб вполне могут превратиться и нере- дко превращаются в реальность. Итак, А. И. Александров разделяет широко распространенное представление о философии как одной из отраслей научного познания. При этом, указывая на специфику выполняемой ею роли, он справедливо отмечает, что она сводится в основном к ориентированию познавательно- го процесса, к определению вектора, основного направления, в котором ему надлежит развер- тываться. Автор показывает, что именно таким образом философия непосредственно и орга- нично включается в данный процесс в качестве одного из его наиболее существенных звеньев. У нас сложилось стойкое впечатление, что он не смог бы прийти к такому заключению, не осознав ограниченности суждений об ис- ключительно методологическом значении, ко- торым зачастую наделяют философию. Помимо этого значения, по мнению А. И. Александрова (если, конечно, мы адекватным образом ин- терпретируем его воззрения), философия об- наруживает свою безусловно закономерную включенность в познавательный процесс, ярко демонстрирует здесь специфику своих поисти- не безграничных возможностей еще и потому, что ставит перед собой главной задачей рас- смотрение человека в его целостности, проти- воречивости и развитии в качестве главного фигуранта наличного бытия. С этим трудно не согласиться. В самом деле, прямое и даже опосредованное, косвенное отношение чело- века к происходящему подтверждает верность высказанного положения. Окружающий мир оказывается способным заявить о своем существовании только потому, что он ося- заем, ощущаем, воображаем и познаваем человеком. Говоря о книге в целом, нельзя не заметить, что в предлагаемой ориентации познания темы автор не ограничивается постижением результа- тов одних исследовательских поисков. Он даже вовсе не стремится слишком активно участвовать в обсуждениях и дискуссиях, ведущихся в науч- ных кругах по поводу обоснованности или оши- бочности той или иной позиции (хотя при этом демонстрирует высокий уровень эрудиции, пре- красное знание основных постулатов великих мировых религий, воззрений выдающихся мы- слителей, ученых прошлого и современности по рассматриваемой проблематике). А. И. Алек- сандров считает, что материал, характеризу- ющий реальность, без прикрас вскрывающий ее плюсы и минусы, выходит далеко за рамки картины, воспроизводящей действительность исключительно в рамках познания. Автор в го- раздо большей степени озабочен состоянием са- мой действительности. Его беспокоят исходные причины, существенные основы, содержание и последствия трансформаций этого состояния. Иными словами, он находится, если угодно, в неразрывном контакте с реальностью. Именно она в первую очередь и определяет на- правленность его исследовательских усилий. Вовсе не пренебрежением к достижени- ям научного познания, а тем познавательным потенциалом, который сокрыт в самой дейст- вительности, объясняется приоритетная ори- ентированность автора на ее изучение. Исключи- тельно на ее почве зреет потребность обращения к науке с запросом на разработку именно этих, а не каких-либо других проблем. Только от нее исходят позывы к выбору и обоснованному объ- яснению явлений, событий, процессов, подле- жащих и научному познанию, и освоению, пред- принимаемому на уровне обыденного сознания. Фактов, это подтверждающих, можно привести множество. Так, в частности, очевидным при- мером тому служит исходящая от современной действительности насущная потребность в из- учении «цветных» революций или радикальных движений исламистского толка. Разумеется, не одним лишь запросом ре- альность заявляет о непосредственных связях с процессами познания. Она содержит в себе «подсказку» ответной реакции участников этих процессов на адресованное к ним обращение. Ведь в ее недрах в соответствии с ее законами происходит формирование исходных начал это- го реагирования, что существенным образом сказывается на получаемых результатах. Подобная установка подталкивает А. И. Алек- сандровакнеобходимости, отзываясьнанеотлож- ные запросы, диктуемые наличными условиями действительности, выработать сообразующееся с ними обобщенное представление об уголовно наказуемых поступках человека как разновидно- стях творимого им зла. Это представление фор- мируется автором посредством сочетания двух подходов. Первый сводится к анализу пробле- мы с позиций морали, второй - права. Однако рассмотрением темы с позиций морали он вовсе не стремится доказать, что моральные установ- ления в своей совокупности образуют остов, на котором базируется жизнь всех без исклю- чения структур, входящих в состав социально- го организма. Он не склонен, условно говоря, наделять мораль свойствами права и, наоборот, праву приписывать качества морали. Вместе с тем в книге последовательно проводится мысль о том, что между моралью и правом наряду с от- личиями имеется и значительное сходство. Реализовывая философский подход при осве- щении проблемы преступности, автор дополняет арсенал заключений методологического, обще- теоретического характера весьма конкретными суждениями, сформулированными им в ходе анализа уголовной и уголовно-процессуальной сфер жизнедеятельности современного российского общества. Показательна в этом отношении глава 5, где злодеяния квалифицируются в качестве высшей формы преступности, а последняя характеризуется, в частности, че- рез такие ее проявления, как коррупция, нарко- бизнес и терроризм. Уместно заметить, что тем самым А. И. Александров способствует размыш- лениям о «приспособлении» совершаемых зло- деяний к изменяющимся условиям устройства общественной жизни в нынешней России. По- добные размышления не чужды умонастроени- ям большинства наших сограждан. Более того, сталкиваясь с исходящими от злодейства опас- ностями и бедами, они задумываются, опирать- ся ли на уже апробированный опыт их преодоле- ния, к которому они успели приноровиться, либо осваивать другие, еще не изведанные приемы и способы ответного реагирования на грозящие им бедствия. Нам безусловно импонирует аргумента- ция многих высказываемых А. И. Александро- вым суждений. Складывается впечатление, что их формирование происходило сообразно ос- мыслению исследуемой темы. Так, в книге фик- сируется и обстоятельно объясняется факт нео- бычайно широкого распространения злодеяний как «эффективных» способов и приемов прео- доления разнообразных возникающих проблем, решения встающих перед людьми задач. Говоря о дне сегодняшнем, он с горечью констатирует, что подобного рода реакция на запросы именно нашего времени становится все более прием- лемой и обыденной. Более того, автор делится с читателем любопытным наблюдением: изучая историю преступности и исторический процесс в целом, анализируя и сопоставляя их, неволь- но приходишь к ужасающему выводу о том, что история человечества в определенном смы- сле вполне может рассматриваться как история преступлений. Далее он точно под- мечает парадоксальность следующей неизменно повторяющейся ситуации: в извечной борьбе добра со злом последнее зачастую оказывается гораздо сильнее, организованнее, изощреннее, циничнее, хитрее, порою даже умнее, но в ко- нечном итоге оно уступает добру. «Может быть, не сразу, - пишет А. И. Александров, - но в исторической перспективе добро стабиль- но побеждает» (с. 9, см. также с. 573). Здесь, как мы видим, ученый решительно отмежевывается от пессимистических по своей сути воззрений А. Шопенгауэра и Э. Гартмана (изложение взгля- дов этих мыслителей см. на с. 39-40). Мы разделяем достаточно насторожен- ное, если не сказать критическое, отношение А. И. Александрова к демократии. По его мне- нию, эта форма управления нередко вырождается в банальное, но, к сожалению, «эффективное» искусство обмана. В результате зачастую на выборах побеждают и приходят к власти люди глубоко безнравственные, предпочитающие действовать в сугубо своекорыстных, эгоистических интересах, полностью игнорирующие нужды и чаяния простых граждан. Однако совершенно ясно, что роль правящей элиты в современном государственно-организованном социуме крайне значительна. Отсюда автор приходит к однозначному выводу о необходимости подготовки с самого детства людей, обладающих нравственными и профессиональными качествами для управления ведущими государствами мира (см. с. 9). Следует заметить, что А. И. Александров неоднократно и, разумеется, совершенно обоснованно настаивает на важности обеспечения на должном уровне образования, просвещения и воспитания подрастающего поколения, да и вообще всего населения страны (см., напр., с. 11, 12, 192-198). Он выступает решительным противником полного «самоустранения» государства от воспитания своих граждан и от пропаганды социально одобряемого поведения (см. с. 195). Ученый считает, что сегодня одной из наиболее актуальных задач, стоящих перед нашим государством, является всемерная забота о нравственном воспитании. В связи с этим он приводит замечательные слова В. Г. Белинского: «Есть много родов образования и развития, и каждое из них важно само по себе, но всех их выше должно стать образование нравственное. <…> Без глубокого нравственного чувства человек не может иметь ни любви, ни чести, - ничего, чем человек есть человек»1 (с. 198). Между тем значительная часть российской правящей элиты демонстрирует бездумное, можно сказать, преступное небрежение духовно-нравственной стороной жизни нашего общества, по сути, полностью ее игнорирует. Подобное отношение многих власть имущих вполне объяснимо. Восприняв вслед за идеологами современного либерализма прогресс как простую экспансию нынешних сложившихся и устоявшихся тенденций, как «прямолинейное движение или количественное развертывание вечного теперь», они естественным образом начисто изъяли из него качественную составляющую, «отождествив прогресс в основном с научно-техническими и экономическими сдвигами»2. Неудивительно поэтому, что забота о духовности как состоянии разума и души, которому свойственно преобладание нравственных и интеллектуаль- Мудрость тысячелетий: Энциклопедия / Авт.- сост. В. Балязин. М., 2006. С. 555-556. Панарин А. С. Глобальное политическое прогнози- рование в условиях стратегической нестабильности. М.: Эдиториал УРСС, 1999. С. 6. ных интересов над материальными, не входит в число приоритетных задач их деятельности, а глубочайший духовно-нравственный кризис, поразивший российское общество, их мало ин- тересует. Такой кризис - налицо. Огромная преступ- ность - один из его наиболее очевидных и яр- ких признаков. Это явление существовало всегда и, по-видимому, до конца неискоренимо в прин- ципе. По мнению А. И. Александрова, «полная победа над преступностью и ее ликвидация практически недостижимы, по крайней мере, в известных нам социально-экономических фор- мациях; это лишь идеал, к которому нужно стре- миться» (с. 148). Но, достигнув определенного масштаба, она не только сама по себе превраща- ется в реальную угрозу безопасности страны, но и меняет сознание огромных масс людей: убить из-за денег, украсть, дать или получить взятку, не вернуть долг, употреблять и даже рас- пространять наркотики, торговать своим телом и многое другое вдруг оказывается в представле- нии значительного числа граждан (особенно мо- лодых людей) вполне приемлемым или по край- ней мере допустимым. А это уже действительно страшно. Однако трагизм ситуации заключается не только в этом. При обескураживающем без- различии и, более того, пугающем попуститель- стве властей в нашем обществе пропагандиру- ются и утверждаются откровенная пошлость, чудовищная безвкусица, грубый примитивизм, низменные идеалы и нравственные принципы, неизбежно ведущие к развращению и растле- нию людских душ. Обман, ложь, предательство, цинизм, жестокость, эгоистический индивидуа- лизм становятся нормами человеческого обще- ния и деловой этики. Они успешно конкурируют с честностью, совестливостью, добротой и тру- долюбием. Это происходит в том числе, а может быть, и в первую очередь «благодаря» средст- вам массовой информации. Можно сказать, что рассматриваемая в общем и целом деятельность СМИ отнюдь не способствует становлению нор- мальной духовной атмосферы, здорового мораль- ного климата. Именно «благодаря» некоторым, увы, довольно многочисленным теле- и радиопе- редачам, газетным и журнальным публикациям «героями нашего времени», образцами для под- ражания и восхищения становятся не духовно богатые, творчески одаренные личности, а вся- кого рода проходимцы, откровенные флибустье- ры, спекулянты-перекупщики, бездельники, жу- лики и мошенники всех видов и мастей. Заметим, что многие характерные черты их мировоззрения - холодная расчетливость, прагматизм, крайний индивидуализм - тра- диционно чужды нашему менталитету. По- этому их насильственное внедрение влечет за собой все нарастающее раздражение большинства народа, усиливает и без того огромный разрыв между предпринимателями и остальной частью общества. Другим проявлением духовно-нравственно- го кризиса является возобладавшее в последние годы отношение к нашему историческому прошлому. Здесь нельзя не привести ориги- нальные рассуждения А. И. Александрова отно- сительно роли и значения исторической науки. «Важнейшая из фундаментальных наук, на наш взгляд, - пишет автор, - это не физика или математика и даже не философия или любимое автором правоведение, а история. Но история - не как простая совокупность информации о про- шлом, а как глубокое всестороннее исследование всего, что было раньше в мире, системный ана- лиз человеческих отношений, а также всего, что окружало человека, включая развитие физики, химии, биологии и других наук. Кто знает исто- рию, умеет анализировать ситуации по принци- пу «что было бы, если бы поступили иначе», тот способен прогнозировать будущее, а возможно, даже влиять на него» (с. 569). Однако сегодня мы являемся свидетелями совершенно иной си- туации. Вместо того чтобы, гордясь нашим исто- рическим прошлым, вдумчиво анализировать, глубоко осмысливать его и пытаться воздейство- вать на грядущее, многие журналисты, крупные общественные, а порой и политические деятели, опять же при полнейшем попустительстве со сто- роны определенной части власти, призывают всех нас к покаянию, настойчиво «взращивают» в нас чувство стыда за деяния наших отцов и де- дов, бездумно и необоснованно, с предвзятостью и злорадством критикуют, а то и попросту очерняют отечественную историю. Созда- ется даже впечатление, что многие представите- ли политической элиты поддерживают подобное отношение к нашему прошлому, отношение, от- меченное откровенной нелюбовью и презрени- ем. Но, как известно, история любой страны, как и нашей, соткана из жизней населявших и населя- ющих ее людей, из индивидуальных биографий. «Всякая благородная личность, - считал В. Г. Бе- линский, - глубоко сознает свое кровное родст- во, свои кровные связи с Отечеством»3. Каждый честный человек чувствует себя сопричастным к делам и помыслам своего народа, полагает себя частью великого целого. Тысячами видимых и невидимых нитей его судьба неразрывно свя- зана с судьбой Родины. Не понимая или не желая понять этой очевидной реальности, безответст- венно отказывая нашему Отечеству в достойной уважения истории, многие представители наших Великие мысли великих людей: Антология афориз- ма: В 3-х томах. Т. 3: XIX-XX века / Сост. И. И. Комарова, А. П. Кондрашов. М.: РИПОЛ КЛАССИК, 2003. С. 60. СМИ и немалая часть правящего класса наносят огромный моральный вред как всему обществу, так и каждому отдельному человеку, по сути пе- речеркивая в его собственных глазах и в глазах потомков пройденный им жизненный путь. Мы, как и А. И. Александров, абсолютно убе- ждены в том, что власть в принципе не должна быть безучастна к процессам духовно-нравствен- ного развития общества. (А в условиях описанно- го нами в самых общих чертах кризиса - тем бо- лее.) Ведь совершенно ясно, что прогресс самым прямым и непосредственным образом связан отнюдь не только со сдвигами в экономической, научной и технико-технологической сферах, но и (а может быть, в первую очередь) с изме- нениями самого человека, его сознания, его внутреннего мира, его духовно-нравствен- ного состояния. Но дело, конечно же, не только в этом. Здесь хотелось бы вспомнить давно известный и, не- сомненно, истинный постулат: природа не тер- пит пустоты. Он, с нашей точки зрения, в полной мере применим к духовно-нравственной жизни общества. Нежелание (или неспособность) по- литической элиты реагировать на изменения в этой жизни, в определенной степени направ- лять, регулировать и контролировать процессы духовно-нравственного развития неизбежно ве- дет к тому, что эту роль стремятся взять на себя другие силы и структуры. Это могут быть транс- национальные корпорации, политические пар- тии или ассоциации, конфессиональные объе- динения, этнонациональные группы, а порою и преступные синдикаты и др. Они решительно, настойчиво и энергично устремляются в обра- зующиеся в результате бездействия публичной власти ниши, пытаются заполнить зияющие пустоты, свободные от этатистского влияния, от государственного управления. И им это, как правило, удается. Прискорбно в данном случае то, что эти силы и структуры действуют зачастую не во всеобщих, а в частных интересах, пресле- дуют сугубо личные, исключительно своеко- рыстные, узкоэгоистические цели. Более того, некоторые из них выступают в качестве акторов, откровенно враждебных обществу. Поразительно, до какой степени безответст- венности и инфантилизма должна дойти часть нашей политической элиты, чтобы, полностью пустив на самотек процессы духовно-нравствен- ной жизни, тем самым фактически отказать- ся от власти в духовной сфере, т. е. от власти над умами и душами людей! Игнорирование этой стороны жизни об- щества частью правящего класса хотя и пред- ставляется нам (как уже подчеркивалось выше) вполне объяснимым, вместе с тем не может не удивлять. И дело не только в неразумности подобного поведения. Недоумение вызывает то обстоятельство, что подавляющее большин- ство представителей этого класса позициони- руют себя в качестве людей искренне верующих, открыто, нередко нарочито демонстрируют свою приверженность христианской религии (забывая при этом, что вера, как и любовь, суть состояния глубоко личностные, не терпящие чрезмерной публичности). Но ведь вера во Все- вышнего предполагает твердую убежденность в том, что материя создана духом, зависима от него, подчинена ему. Отсюда следует, что одной из непреложных основ мировоззрения истинно верующих является осознание того факта, что явления, события, процессы ду- ховно-нравственной жизни имеют перво- степенное, гораздо более важное значение, чем изменения в сфере материальной, чем экономическая конъюнктура, динамика производства, сдвиги технико-технологи- ческого порядка и т. п. «Абсолютна и вечна, - писал Н. А. Бердяев, - лишь духовная основа общества»4. Между тем совершенно ясно, что многие власть имущие нашей страны озабоче- ны главным образом проблемами материаль- ного свойства, вопросами повседневной бы- тийности. Весьма критично отношение А. И. Александ- рова и к отечественной государственной кадровой политике. Он, в частности, отме- чает, что еще семь лет тому назад, в августе 2008 г., в России на высшем государственном уровне прозвучало требование переосмыслить подходы к кадровой политике и создать систему воспроизводства и обновления профессиональ- ной политической элиты. «Ранее, в советские времена, - пишет автор, - такая система уже существовала, и называлась она номенклатур- ной системой подготовки кадров. Эта система имела как известные минусы, так и опреде- ленные достоинства; сегодня она не действует, а ничего нового не создано» (с. 253). Конечно, по мнению ученого, ситуация постепенно меня- ется к лучшему. Так, было принято решение о со- здании полноценного резерва управленческих кадров в общенациональном масштабе, что уже начало приносить свои плоды: в 2011 г. из назван- ного резерва в России на различные должности назначены 3597 человек, а за весь период с нача- ла его формирования - 5684 человека5. Однако Бердяев Н. А. О человеке, его свободе и духовности: Избранные труды / Ред.-сост. Л. И. Новикова и И. Н. Си- земская. М.: Московский психолого-социальный инсти- тут: Флинта, 1999. С. 273. в целом положение дел в этой сфере еще очень далеко от идеала (см. с. 253-254). Соглашаясь с позицией А. И. Александрова, мы, пожалуй, выскажемся гораздо более кри- тически: кадровая политика в нашей стране не просто бездарна, она скорее отсутствует в принципе. Деятельность в этой области (имен- но деятельность, иначе выразиться невозможно) осуществляется крайне бессистемно и, что го- раздо хуже, удручающе беспринципно. Ни для кого не секрет, что у нас в стране обычной, ши- роко распространенной преступной прак- тикой стала торговля государственными должностями. В лучшем случае на руководя- щие посты назначаются друзья, однокашники, сослуживцы, знакомые того или иного видного политического деятеля, чиновника или их родст- венников. Подобного рода практика неизбежно ведет как минимум к двум следствиям. Во-пер- вых, многие из назначенцев оказываются совер- шенно непригодны к осуществлению управлен- ческих функций, а некоторые, что куда страшнее, действуют на новом поприще безнравственно, исключительно в собственных, а отнюдь не го- сударственных интересах. Во-вторых, полити- ческая элита России буквально с каждым днем становится все более и более закры- той. Губительность для страны первого следст- вия очевидна. О пагубности второго необходимо сказать несколько слов. В принципе, в том, что политическая эли- та с течением времени становится все более и более закрытой, нет ничего удивительного и неожиданного. Правящие круги любого го- сударственно-организованного социума есте- ственным образом стремятся к самовоспро- изводству, т. е. к передаче своей власти и, соответственно, столь ценной и потому столь желанной возможности пользоваться разнообразными преимуществами, которые она предоставляет, либо по наследству, либо тем, кому они считают целесообразным. Здесь мы абсолютно согласны с видным итальянским политологом XIX-XX вв., одним из основателей теории элит Г. Моской, утверждающим, что «все правящие классы стремятся стать наслед- ственными если не по закону, то фактически»6. Поэтому, однажды выделившись и возвысив- шись, господствующая элита предпринимает огромные усилия для осуществления тоталь- ного контроля за процессом обновления сво- их рядов; безусловно, старается не слишком их расширять и не пускать в них лиц, рассма- триваемых в качестве «чужаков». А это практи- чески означает, что пришедшая к власти элита О создании и использовании резерва управленческих кадров в субъектах Российской Федерации // Президент России. Официальный сайт. 16.07.2012. URL: http://state. kremlin.ru/face/9556 (дата обращения: 19.08.2012). Моска Г. Правящий класс. (Печатается по: Mosca G. The Ruling Class. New York. 1939). Социологические исследования. 1994. № 10. С. 193. с течением времени становится все более и бо- лее закрытой. Между тем совершенно очевидно, что пра- вящий класс должен непрерывно обновляться, ему необходим приток «свежей крови», приток новых людей, идей и взглядов, ибо в этом - за- лог его жизнеспособности и эффективно- сти. «Если в господствующую элиту не кооп- тируются личности с „элитарными качествами“ неэлитарного происхождения, то ухудшается состав элиты и происходит количественный рост контрэлиты»7. Этот тезис, выдвинутый видным итальянским экономистом и социологом XIX-XX столетий В. Парето, продолжает оставаться акту- альным и в наши дни, с той лишь оговоркой, что в современной России об элитарном или неэли- тарном происхождении представителей власти можно говорить, разумеется, с известной долей условности. Как бы там ни было, правящий класс ни в коем случае не должен препятствовать перманент- ному и энергичному кооптированию в свои ряды наиболее интеллектуальных, талантливых и нравственных членов общества. В противном случае неизбежны социальные катаклизмы, ко- торые в конечном счете вполне могут оказаться губительными как для самой господствующей элиты, так и, что куда более трагично, для управ- ляемого ею государства. «Если ни пятая графа, ни этноконфессиональные различия, - спра- ведливо отмечает В. Кирпичев, - не мешают ко- оптировать в элиту самых умных и активных чле- нов общества, то и за существование государства можно особо не опасаться. В противном случае энергия пассионариев направляется на унич- тожение страны, которая не дает возможности реализовать свои таланты»8. В истории челове- чества найдется великое множество примеров именно такого развития событий. Кроме того, правящему классу нашей страны в самом ближайшем будущем необходимо ре- шить еще одну не менее сложную и чрезвычайно важную кадровую задачу. Речь идет о его само- очищении, о давно назревшей потребности в ре- шительном изгнании из своих рядов определен- ной, к сожалению, довольно значительной части политических деятелей, руководящих работни- ков, чиновников. Мы имеем в виду ту его часть, которую ни при каких обстоятельствах нельзя охарактеризовать как национально-ориенти- рованную и национально-ответственную. Ее хорошо известные представители являются современной западной цивилизации, очевидно находящейся по многим важнейшим показате- лям в глубочайшем кризисе. Они, будучи во всех отношениях ориентированы исключительно на Запад, меньше всего озабочены потребностя- ми руководимого ими социума, нуждами и чая- ниями народа, зато чрезвычайно восприимчи- вы к собственным материально-финансовым обретениям и потерям, одержимы стремлением достижения успеха, невзирая ни на какие нрав- ственные запреты и ограничения. Им неведомы иные разновидности человеческих мотиваций, кроме своекорыстных. Чувства долга, ответствен- ности перед нацией, призванности служению от- чизне и даже любви к Родине им несвойственны, порою совершенно чужды. Они - воинствую- щие космополиты, исповедующие принцип: Ubi bene, ibi patria9, люди мира, превратившие бой- кую и беззастенчивую торговлю национальными интересами в умело организованный, прекрасно отлаженный и прибыльный бизнес. Они заняты разбазариванием или же попросту банальным «проеданием» сырьевых запасов, миллионы лет накапливаемых природой, и богатств культуры, создаваемых гигантскими творческими усилия- ми предшествующих поколений на протяжении столетий, а то и тысячелетий. О необходимости сохранения и приумножения этих богатств они даже не помышляют. Разумеется, от таких лю- дей надо решительно избавляться. Российская властвующая элита должна быть подвергну- та процедуре тщательного аффинирова- ния, целью которой будет ее превращение в корпорацию лиц, воодушевленных идеей безусловной приоритетности националь- ных интересов над какими бы то ни было другими, обеспечения процветания и благо- денствия собственной страны. По поводу содержащихся в монографии А. И. Александрова идей можно рассуждать очень и очень долго. Посему мы настоятельно рекомендуем ее всем интересующимся филосо- фией, историей, юриспруденцией, социологией, политологией - словом, тем, кто озабочен про- блемами всего комплекса обществоведческих и гуманитарных наук. В заключение хотелось бы обратить внимание на следующее. Конечно, книга А. И. Александ- рова (как, впрочем, и любое значимое, фунда- ментальное научное произведение) несвободна от отдельных изъянов, недочетов и пробелов. Однако мы не обращаем внимания на выявленне более чем жалкими эпигонами мироустроительных концепций, этических ценностей и установок, составляющих идеологический базис Антология мудрости / Сост. В. Ю. Шойхер. М.: Вече, 2007. С. 356. Кирпичев В. Код «Евгения Онегина» // Литературная газета. 2008 г. 26 марта - 1 апреля. № 12-13 (6165). С. 3. Ubi bene, ibi patria - «Где хорошо, там и Родина». За- метим, кстати, что первоисточником этого широко из- вестного и часто употребляемого афоризма является комедия Plutes («Богатство»), принадлежащая перу выда- ющегося греческого литератора Аристофана (ок. 446 - 388 гг. до н. э.). Подробнее об этом изречении см.: Овруц- кий Н. О. Крылатые латинские изречения в литературе. Киев: «Наукова думка», 1964. С. 188. ные в ходе ее тщательного изучения недостатки, закрываем глаза на имеющиеся огрехи и не ком- ментируем кажущиеся нам спорными сужде- ния, отмеченные порою легким налетом столь притягательного мечтательного идеализма и чарующего старинного романтизма. Делаем это мы вполне осознанно и намеренно не толь- ко потому, что оцениваем рассматриваемый труд весьма высоко. Мы поступаем так еще и в силу абсолютной уверенности в его чрезвычайной важности и своевременности. Мы усматриваем в отстаиваемых А. И. Александровым постула- тах, в сформулированных на их основе идеях, высказанных предположениях, использованных формах и способах для их аргументации поисти- не огромную созидательную силу. Она происте- кает главным образом из того, что через все его произведение отчетливым, настойчивым и яс- ным рефреном проходит идея непреходящей ценности применения именно гуманитар- ного подхода при осмыслении сложнейших проблем соотношения добра и зла, нравствен- ного и безнравственного, возвышенного и низ- менного, социально одобряемого, правомерного и противоправного, преступного. При этом, де- монстрируя непоколебимую веру в доброде- тельность рода людского, в конечное тор- жество правды и справедливости, он вселяет в души всех нас - своих современников, буду- щих поколений - воодушевляющий оптимизм и столь необходимую ныне убежденность в неот- вратимости единой и счастливой грядущей судь- бы человечества.
×

About the authors

A D Kerimov

Public Scientific and Methodological Consultative Council under the CEC of Russia

Email: 8017498@mail.ru

E V Halipova

Moscow State Lomonosov University

Email: rjls@bk.ru

References

  1. Александров А. И. Философия зла и философия преступности: вопросы философии права, уголовной политики и уголовного процесса. СПб.: Издательство СПбГУ, 2013.
  2. Панарин А. С. Глобальное политическое прогнозирование в условиях стратегической нестабильности. М.: Эдиториал УРСС, 1999.
  3. Бердяев Н. А. О человеке, его свободе и духовности: Избранные труды / Ред.-сост. Л. И. Новикова и И. Н. Сиземская. М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 1999. С. 273.
  4. Моска Г. Правящий класс. (Печатается по: Mosca G. The Ruling Class. New York. 1939). // Социологические исследования. 1994. № 10. С. 193.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2015 Eco-Vector

License URL: https://eco-vector.com/en/for_authors.php#07

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies