RETsENZIYa NA STAT'Yu A.A. SPIRINA «"SMERT' BENKSI": POSTMODERNIZM V TVORChESTVE AVTORA»


Cite item

Full Text

Abstract

Full Text

Проблема авторства является объектом исследований целого ряда дисциплин, она приобретает все большую актуальность в современном мире. Процветание массовой культуры, обезличивание произведений искусства, бурный информационный поток, обрушившийся на человечество и лишивший творчество индивидуальности, - все это заставляет ученых вновь и вновь обращаться к идее авторства, выявлять неизученные аспекты данного феномена, находить определенные ракурсы исследования. Статья Александры Алексеевны Спириной «"Смерть Бэнкси": постмодернизм в творчестве автора» (с.85 - 88), не является исключением, поскольку раскрывает особенности творчества анонимного и самого таинственного уличного художника Бэнкси, являющегося, с одной стороны, исключительной в своем роде творческой личностью, и в то же время типичным героем собственной эпохи, вбирающим и отражающим ее черты в полной мере. Пути творческой самоидентификации Бэнкси специфичны, однако отвечают сложившимся в современном мире тенденциям обезличивания. Научная новизна данной статьи проявляется в интерпретации феномена творчества и личностной самоидентификации Бэнкси с позиции постструктуралистской концепции «смерть автора»: «присвоить тексту Автора - это значит, застопорить текст, наделить его окончательным значением, замкнуть ...». Бартовская идея автономного существования художественного произведения, его независимость от личности автора как создателя смысла, созвучна творчеству Бэнкси - загадочного художника, споры вокруг биографии и имени которого ведутся до сих пор. Анонимный художник своим творчеством, настаивает Спирина, как бы доказывает справедливость мысли Барта, что в тексте нет «записи об Отцовстве», поскольку говорит не автор, а язык, точнее, его структуры производят «эффект смыслю» расшифровывают смыслы и знаки, которые формировались в сознании автора. Поскольку наиболее полно авторская идея открывается в контексте всего творчества художника, Спирина обращается к анализу работ Бэнкси, каждая из которых наполнена смысловым содержанием. Аспирант раскрывает особенности самоидентификации стрит-артиста Бэнкси через призму основных идей постмодернизма, и концепция «смерть автора», замечает Спирина, стоит во главе этих идей неслучайно. Анонимность Бэнкси (стирание автора как создателя) - не столько свидетельство принадлежности художника к уличном у искусству, но осознанный отказ от авторства, как попытка минимизировать влияние знания о его личности на восприятие работ. Завеса тайны, сопровождающая этого неординарного художника, не мешает увидеть его работы на самых престижных выставках, международных ярмарках и аукционах. Спирина, проводя анализ творчества Бэнкси и осмысляя модель личностной самоидентификации, обозначает, помимо попытки исключить «голос автора», такие постмодернистские черты феномена художника - «стрит-арт-хулигана», как интертекстуальность его произведений, децентрация, отсутствие биографичности творчества художника - граффитчика и возложение ответственности за произведение на зрителя. Такой подход и анализ указанных проблем предпринимается практически впервые. Учитывая современные тенденции развития культуры, актуальность рассматриваемой в статье проблемы авторства становится очевидной. Не вызывает сомнений и научная новизна работы, заключающаяся в попытке Спириной раскрыть специфику анонимного уличного искусства Бэнкси через призму постмодернизма. Примечательно, что, несмотря на «партизанский» стиль трафаретных граффити, анонимность творчества и отсутствие каких-либо сведений об авторе, Спириной все же удается провести анализ личностной идентификации автора. Это делается впервые, в чем несомненная заслуга аспиранта, автора статьи. Статья готова для публикации и вполне может быть рекомендована в журнал из перечня ВАК РФ.
×

About the authors

N. L Novikova

References

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2019 Novikova N.L.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies