RETsENZIYa NA SBORNIK MATERIALOV. MEZhDUNAR. NAUCh. KONF. «PEDAGOGIKA TVORChESTVA: LIChNOST', ZNANIE, KUL'TURA»


Cite item

Full Text

Abstract

Full Text

Введение. Статья представляет собой рецензию на сборник материалов Международной научной конференции «Педагогика творчества: личность, знание, культура», проведённой в июне 2017 года и посвящённой 90-летию выдающегося заслуженного изобретателя РФ, доктора технических наук, профессора В.Н. Михелькевича. Материалы книги рассматриваются в ракурсе принципов научной школы человекосообразного образования, которую на протяжении многих лет представляет автор статьи, выделяя в содержании издания аспекты, отражающие триаду: личность, знание, культура. Годы репродуктивного подхода в образовании привили устойчивые умения следовать образцу, сравнивать с шаблонами и оценивать по универсальным для всех критериям - по степени схожести с образцами. Противовес этому - современные тенденции педагогической науки, раскрывающей потенциал человека, помогающей его самореализации. Человек подобен Творцу, и процесс творения, как акт c выявлением и развитием индивидуальности, персональным нешаблонным результатом - центр в системе человекосообразного образования, получившего стремительное развитие в научной школе А.В. Хуторского. На основе многолетних исследований в 2014 году была создана Доктрина образования человека в Российской Федерации [10]. Доктрина образования опирается на принципы личностного целеполагания человека. Метапредметные основы образовательного процесса позволяют использовать продуктивность и ситуативность обучения, первичность образовательной продукции, образовательной рефлексии [11, с.30], что открывает для обучающихся возможности выстраивать траекторию собственного развития, проявлять себя творцом на любой ступени образования. Для педагога же она предоставляет возможность реализовывать свои педагогические и человеческие ценности, соотнося их, в том числе с нормами стандартов [9]. Являясь на протяжении многих лет представителем данной научной школы, мы с позиции этих основ подошли к материалам Международной научной конференции «Педагогика творчества: личность, знание, культура». В масштабном издании на материалах конференции, которая посвящена 90-летию члена Самарского культурологического общества «Артефакт - культурное разнообразие», а также действительного члена Петровской академии наук и искусств, академика Международной академии педагогического образования, академика Российской экологической академии, заслуженного деятеля науки и техники РФ, заслуженного изобретателя РФ, доктора технических наук, профессора Валентина Николаевича Михелькевича, нашли отражение различные исследования. Теория и практика креативной деятельности, педагогическая антропология, история науки, новые образовательные технологии, коммуникативные практики и другие вопросы педагогического образования нашли свое отражение в материалах конференции [7]. Личность педагога, как человек с множественными гранями своего существования, является для ученика «проводником» в мир непознанного. Именно таким предстаёт перед нами В.Н. Михелькевич. Применительно к нему, инициатор форума и редактор сборника В.И. Ионесов говорит о «Профессии - Михелькевич» и о Михелькевиче как культуре [4], выражающей своеобразный личностный феномен самого высокого профессионального ранга. Как отмечает В.И. Ионесов «Ведь Михелькевич - больше, чем просто уважаемый человек, авторитетный знаток педагогических компетенций, известный методист, доброжелательный эксперт и взыскательный критик. Всего этого будет мало. Но Михелькевича и не может быть много, его всегда не хватает. В нём всегда нуждаются и потому к нему такая необоримая тяга - не сиюминутная, порывная, ситуативная, а та самая - корневая, родовая, антропологическая, одухотворённая. При этом у каждого есть свой Михелькевич. С ним проще преодолевать трудности, легче жить, выстраивать отношения, намечать планы, запускать идеи, разрабатывать проекты, внедрять задуманное, иначе говоря, мечтать, творить, общаться, дружить и открывать для себя мир». И, действительно, проведённый в июне 2017 г. форум раскрыл выдающегося Человека и Исследователя глазами учеников, друзей, коллег - как маститых, так и молодых учёных. Его научное наследие и многочисленная плеяда его воспитанников впечатляет - более 600 научных работ, 46 патентов на изобретения, 40 кандидатов и 7 докторов технических и педагогических наук. Несмотря на то, что со дня проведения форума и публикации сборника прошло два года, тематика, затронутая в ней, продолжает быть источником размышлений, обсуждений, дискуссий. Причиной тому является актуальный характер поднимаемых вопросов - ключевых областей современного образования. Издание «Педагогика творчества: личность, знание, культура» органично аккумулирует ряд тематических направлений: 1) творческая одарённость личности: её модель (Г.В. Акопов, С.А. Пиявский, Т.В. Семёнова) и развитие художественно-творческих способностей (О.Н. Рябова); 2) компетентностный подход: общие вопросы реализации (Е.Г. Гуреева), развитие отдельных видов компетенций и их сочетания (И.В. Алёхина, А.Е. Сошников), роль педагогической практики (А.И. Иванов) и использования отдельных методов (И.В. Попов), культурологический подход к формированию компетентностей (Н.А. Тимощук, Е.Н. Рябинова, Е.Н. Чеканушкина); 3) профессионализм: его формирование (Б.Н. Герасимов), профессиональное мастерство педагога высшей школы (В.А. Курина); 4) инновационные направления в образовательном процессе: инновационная деятельность педагога (М.И. Дири), инновационные процессы в содержании и структуре учебного курса (Г.Н. Тараносова); 5) применение дистанционных технологий (Л.Х. Зайнутдинова, М.А. Польский, Д.А. Яковец); 6) формирование различных аспектов культуры личности, студентов, молодых специалистов, педагога: ноосферной (И.П. Арефьев), проектной (И.А. Зайцева), речевой (Л.П. Лунёва), лингво-информационной (Г.А. Фурсина, Е.В. Кабанова); 7) творческие технологии: технология театральной педагогики (И.Г. Куликова), сказкотерапия (Н.В. Наумова); 8) универсальные понятия метапредметного характера: красота (В.И. Ионесов), творчество (Н.В. Чиркова, Е.В. Полубоярова), знание, искусство (А.В. Давыдов), слово (С.С. Орищенко). Говоря о педагогике творчества, прежде всего, необходимо затронуть такую его характеристику, как креативность. Под креативностью учёными понимается комплекс интеллектуальных и личностных особенностей индивида, способствующих самостоятельному выдвижению проблем и нешаблонному их решению, генерированию оригинальных идей. В рецензируемом издании неоднократно подчёркивается, что креативность как качество стало не просто «теоретическим условием», это - прямая необходимость быть гибким, мобильным, обладать дивергентным мышлением в условиях постоянных изменений в профессиональной деятельности, усложнения профессиональных задач. Интерес представляют размышления В.Н. Михелькевича о красоте в совместной с В.И. Ионесовым статье «Красота в исторических образах культуры: эстетические ресурсы социального миропорядка» [5]. О креативных возможностях и гуманистических ресурсах образования обстоятельно говориться в статье В.Н. Михелькевича и В.Н. Кравцова «Педагогика творчества: генезис и эволюция развития, методология и практика реализации» [6], где раскрывается апробированная система подготовки студентов к творческой и изобретательской деятельности, включающая в себя восемь этапов: цель, содержание, компетентностно-модульная технология, критериально-диагностические средства контроля и оценки, контроль и оценка готовности, коррекция со стороны самого студента и со стороны образовательной организации. Важно осмыслить, что данная технология может быть применена к любой предметной области - как технического, так и гуманитарного направления. И если с первого взгляда она представляет собой традиционные компоненты педагогической технологии, то с творческих позиций в ней важно отметить следующее: 1 блок в предлагаемой системе подготовки - целевой - предполагает установку на творчество. Это мотивация, а также способность и готовность к творческой и изобретательской деятельности; 2 блок - содержание - включает практико-ориентированные компоненты (содержание дисциплины, банк патентов предметно-отраслевой направленности, информационный контент). Это то образовательное пространство, в котором происходит освоение содержания той или иной предметной области; 3 блок связан с применением технологии и опирается на изучение индивидуальных творческих способностей, отбор содержания в зависимости от профиля подготовки и исходного уровня знаний студентов, индивидуальным определением проектных задач (по сути - индивидуальное целеполагание в отношении избранного содержания) и индивидуальное консультирование по каждому из этапов практической работы по созданию новых объектов, в том числе - отбор методов творчества, среди которых ведущую роль играют эвристические методы. Своё многообразие эти методы берут не только в гуманитарной педагогике, но равно и в техническом творчестве, где позволяют продуцировать и решать изобретательские задачи; 4 блок - этапы и уровни освоения творческих компетенций. В условиях реализации ФГОС он связан с фондами оценочных средств (в блок-схеме системы подготовки к творческой и изобретательской профессиональной деятельности это 5 блок), после чего следует этап сопоставления первоначальных целей с запланированными и фактическими результатами, а также этап корректирующих действий - как со стороны образовательной организации в лице преподавателя, так и со стороны самого студента. Автор технологии акцентирует внимание именно на творческих компетенциях, которые формируются в ходе практической изобретательской деятельности - они являются равноправными целями и результатами обучения наравне с материализованным изобретательским продуктом (внутренний и внешний образовательный продукт [11, с. 25]). В связи с этим авторы подчёркивают необходимость выделения в отдельную дисциплину ряда вопросов, связанных с развитием творческого и системного мышления, воображения, обучения методам анализа и синтеза, инновационному менеджменту, постановке, решению и практической реализации творческих профессиональных задач [6, с. 405]. Нам видится, что это - обоснование введения дисциплин метапредметного характера, изучающих не просто предметное тематическое содержание, а универсальные ключевые понятия и способы деятельности, которые затем могут экстраполироваться на любую предметную область. Логика изучения учебной дисциплины «Интеллектуальная и промышленная собственность», которая представлена в статье [6], предполагает в своей структуре несколько модулей, каждый из которых концентрируется на ключевых метапредметных понятиях: методы научных исследований; объекты творческой и изобретательской деятельности; законы и закономерности построения и развития систем; природа и сущность технических противоречий и методы их устранения; эвристические методы индивидуального и группового поиска новых идей; принципы построения и функционирования компьютерной технологии технического творчества; игровые методы развития творческих способностей, тематические задачи и задания. Следует подчеркнуть уникальность и значимость этой системы как на уровне содержания (создание новых объектов), так и на уровне методов, направленных на поиск и генерацию новых идей, самостоятельности как качества личности, а также основополагающих организационных элементов - поисков закономерности, формулирование принципов. Умение генерировать идеи, проводить анализ, синтезировать на новом уровне - ведущие показатели высоких уровней творчества: по Д.Б. Богоявленской [1], это эвристический и креативный уровни интеллектуальной активности (не стимулированного извне мышления), которые характеризуются именно этими качествами - теоретическое мышление, самостоятельность, вариативность. В статье отмечается, что креативность, инновационное сознание, умение преобразовывать и трансформировать - актуальные и востребованные качества молодых специалистов для работодателей в изменчивых и конкурентных условиях деятельности. Творческое же мышление - это, прежде всего, такие характеристики, как самостоятельность и дивергентность. Эти свойства также подчёркивает А.Д. Гладун в своём тезисе о том, что «миссия современного педагога - культивировать творческую личность, а творчество - это, прежде всего, самостоятельность мышления» [2, с.5 - 8]. Остановимся также на нескольких тезисах статьи В.Н. Михелькевича и В.И. Ионесова «Культура и образование в креативной практике: объединяя мир через знания». В тезисах рассматривается непрерывность получаемых знаний, берущих начало ещё в идеях непрерывного образования, авторы подчёркивают идею Э. Гроува: «Самое важное (и самое сложное) - замечать перемены вокруг нас» [5, с. 383]. Ключевым понятием в образовании является Знание. Оно выступает часто синонимом понимания образованности. Однако, важно понимать диалектический смысл связки «знание - незнание». С одной стороны, действительно, это «самый сильный тормоз и препятствие на пути к устойчивому развитию..., как в масштабах общества, так и отдельного человека» [5, с. 388]. С другой стороны, ещё сократовское «Я знаю, что ничего не знаю» позиционирует незнание как источник проблемы и дальнейшего развития знания, а также как импульс, стремление к его приобретению. Познание мира неизбежно отсылает нас к философии русского космизма. Открытость человека, экзистенциальная незавершенность, по мнению авторов, предопределяет его поиски свободы. Тождество гармонии жизни и состояния наивысшей свободы, которые подчёркиваются в статье, отсылают нас не только к работам Вл.С. Соловьёва (максимальная свобода частей при максимальном единстве целого), но и к идеям Н.А. Бердяева (творчество есть свобода), а познание и заполнение мира - к идеям вхождения в него как способа познания (эмпатия П.А. Флоренского). По сути, мир - это то самое образовательное пространство, которое, в отличие от образовательной среды, характеризуется неограниченностью, неосвоенностью. Вместе с тем, обретение себя, своего образа, нахождение себя в контексте мира, способствует образованию, образовыванию человека. С точки зрения познания мира через соприкосновения с ним и понимание его языка интересна статья В.М. Приваловой «Инициация в культуру как единый когнитивный процесс творческого восприятия, оценки и понимания знаково-символического контекста». Она развивает мысль о том, что продукт, создаваемый человеком в творчестве (фактически часто воплощенный в символических проявлениях - например, в языке музыки, живописи, жеста и др.) «пронизывают прошлое, настоящее, будущее «сшивая» культурно-исторический контекст единство», подчёркивая значимость знаково-символи-ческого контекста [8]. Эта идея созвучна ключевому положению русского космизма о взаимосвязи времён, согласно которому человек через личную деятельность принимает участие в культурно-исторических процессах всего человечества - открытие прошлого через его воскрешение в настоящем и на этой основе происходит конструирование будущего (Н.Ф. Фёдоров). Во главе педагогики творчества всегда стоит Человек и его социальная составляющая - личность: многогранность и индивидуальные качества, личный пример продуктивной деятельности, способность мыслить дивергентно, умение технологично идти к результату. Сопоставление поставленных извне задач с личным опытом, фиксация незнания, постановка и решение проблемных задач приводят к знанию, его порождению из внутренних резервов человека. Интеллектуальный, эмоциональный потенциал, а также продуктивное функционирование в различных сферах профессиональной деятельности актуализируют такую область, как человеческая культура. Это побуждает с особенным вниманием отнестись к той триаде, которой характеризуется педагогика творчества - Личность, Знание, Культура.
×

About the authors

T. V Svitova

Email: tatianasv@mail.ru

References

  1. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей: учеб пособие для студ. высш. учеб. заведений. М., Изд. центр "Академия", 2002. 320 с.
  2. Гладун А.Д. Миссия современного педагога // Физическое образование в вузах. Т. 20. 2014. №4. С. 5 - 8.
  3. Ионесов В.И. Профессия - Михелькевич // Педагогика творчества: личность, знание, культура. Материалы международной научной конференции (К 90-летию профессора Валентина Николаевича Михелькевича) / под ред. В.И. Ионесова. 2017. С. 47 - 49.
  4. Ионесов В.И., Михелькевич В.Н. Красота в исторических образах культуры: эстетические ресурсы социального миропорядка // Там же. С. 318 - 327.
  5. Михелькевич В.Н., Ионесов В.И. Культура и образование в креативной практике: объединяя мир через знания // Там же. С. 382 - 393.
  6. Михелькевич В.Н., Кравцов П.Г. Педагогика творчества: генезис и эволюция развития, методология и практика реализации // Там же. С. 394 - 415.
  7. Педагогика творчества: личность, знание, культура. Материалы Междунар. науч. конф. (Самара, 2017 г.) “Pedagogics of Creativity: Personality, Knowledge, Culture” / Samara, 2017. М-во культуры РФ, СГИК, СКО / под ред. В.И. Ионесова. Самара, Самар. гос. ин-т культуры, 2017. 729 с.
  8. Привалова В.М. Инициация в культуру как единый когнитивный процесс творческого восприятия, оценки и понимания знаково-символического контекста // Там же. С. 481 - 506.
  9. Свитова Т.В. Доктрина образования человека в Российской Федерации: отклик на рецензии // Вестник Института образования человека. 2016. №1: http://eidos-institute.ru/journal/2016/100/
  10. Хуторской А.В. Доктрина образования человека в Российской Федерации. М., Изд-во «Эйдос»; Изд-во Ин-та образования человека, 2015. 24 с. (Серия «Научная школа»).
  11. Хуторской А.В. Тезаурус человекосообразного образования: научное издание. М., Изд-во «Эйдос»; Изд-во Ин-та образования человека, 2015. 51 с. (Серия «Научная школа»).

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2019 Svitova T.V.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies