SIGNIFICANCE OF READING IN THE CONTEXT OF THE FORMATION OF IMAGINATIVE THINKING IN ADOLESCENTS


Cite item

Full Text

Abstract

Subject : Study of the relationship between reading children's literature and the development of imaginative thinking in adolescents. The goal of the article : to reveal the level of formation of image thinking in teenagers aged 11-14 years. Method of research : experimental based on questionnaires. The results of the work . The features of children's literature and the role of reading in childhood and adolescence in different historical periods are considered. The loss of interest to the book in modern society is discussed. The psychological aspects of formation of images of world around children are shown. Own data of questionnaire (projective methods) of teenagers about their representation of literary heroes on the example of Peter Pan J.M. Barrie are analyzed. Characteristic differences in the degree of detailing of images in multi- and low-reading children are revealed. Sex and age differences in the perception of Peter Pan by respondents were noted. Conclusion : Regular reading contributes to richer imaginative thinking.

Full Text

Чтение литературных произведений является одной из составляющих гармоничного развития ребенка. Чтение выполняет образовательную, воспитательную и коммуникативную функции, также выступает фактором социализации детей и подростков [1]. В число образовательных функций чтения входит среди прочего развитие образного мышления. Образное мышление осуществляет преобразование образов восприятия в образы представления [2] и при этом передаёт знание не просто об отдельных, изолированных свойствах реальной действительности, а формирует целостную, мысленную картину действительности [3]. Образы рождаются из зрительных, слуховых, тактильных, мышечных и прочих представлений с участием воображения и памяти. К разновидностям образного мышления можно отнести пространственное, ассоциативное, наглядно-образное, художественно-образное и визуальное мышление. С самого рождения одной из основных задач ребенка становится изучение окружающего мира, формирование представления о нем, развитие мышления в целом. Малыши, еще не зная, как называются те или иные предметы, действия, фиксируют информацию всеми способами, а уже потом воссоздают в своём воображении те или иные картины или ситуации, которые представляют собой образное мышление. Так, видя ручку, ребёнок может представить самолёт или корабль. Детям в возрасте 3-4 лет зачастую не знакомы названия предметов, поэтому они воссоздают мир наглядно-действенным способом. Сначала малыш начинает ходить, трогать, щупать, пробовать все на вкус (действие), только потом к нему приходит понимание, что он сделал и как называется то или иное действие или предмет. В этот момент воображение активно перерабатывает информацию, наделяя предметы свойствами. В итоге, в голове у ребенка создаётся целостный образ. Воображение позволяет ориентироваться в действиях, мыслить «наперёд», нацеливаться на результат. Образное мышление предоставляет возможность отразить реальную действительность в новых, непривычных, неожиданных сочетаниях и связях. Образное мышление можно связать с фольклором, который имеет неразрывную связь с развитием литературы. Так, фольклорист А.Н. Афанасьев считает, что язык представляет собой «развалины древнего организма» [4]. В древние времена, еще до существования письменности, люди говорили метафорами, потом по мере развития, перешли к мифологическому мышлению, вследствие того что не могли объяснить явления природы. Человек представлял грозу (имел образ) и с помощью фантазии мог домыслить, как происходит это атмосферное явление. Так и с чтением: по мере развития у детей накапливаются знания об окружающем мире. Соответственно, когда ребёнок читает, он воссоздаёт эти образы, наделяет их красками и определенным настроением. Человечество развивалось, и в какой-то момент, с развитием письменности и грамотности, книга стала едва ли не единственным источником знаний. Также чтение было и определенной формой досуга: например, девушки читали, а потом делились впечатлениями о прочитанном, дискутировали. Именно поэтому к книге относились с большим почетом и уважением. Не удивительно, что долгое время главной функцией в литературе для детей считалась дидактичность, потому что книга решала ряд задач, а именно: развитие воображения, саморазвитие, расширение кругозора, развитие памяти и мышления, овладение языком, рефлексия, концентрация внимания (умение мыслить вглубь). Во время чтения человек получает большой объем информации, и ему нужно её представить. Это происходит бессознательно с участием воображения и способности к эмоциональному восприятию. Комбинируя и воссоздавая различные образы, получаемые из авторского текста, читатель накладывает их на свой интеллектуальный, культурный и языковой уровень развития. У каждого читателя этот уровень отличается, неодинаковы и эстетические представления, и проблемы, которые волнуют ребенка или подростка на данном этапе жизненного пути. Все эти приводит к существенным различиям в формируемых в сознании образах художественного текста. Но в любом случае при чтении художественной литературы развиваются воображение, фантазия, умение критически мыслить, происходит развитие образного мышления. Всё это способствует личностному росту, включая развитие интеллекта и приобретение жизненного опыта. Эти функции необходимы для гармоничного развития личности. Однако за последние два десятилетия существенно сократилась доля читающих людей в России и в мире. По данным аналитического центра Юрия Левады, больше чем у половины жителей нашей страны достаточно равнодушное отношение к литературе: 27 % респондентов читают книги несколько раз в год, а 28% не читают вовсе. За двадцать с лишним лет доля людей, которые ежедневно читают книги, снизилась в два раза - с 23% до 14% [5]. В контексте детского чтения прослеживается аналогичная тенденция. Во многом это обусловлено тем, что появились всевозможные гаджеты, которые заменили одну из самых популярных в недалеком прошлом форм досуга - книгу. Время, используемое ранее на чтение «для души», современные подростки тратят на просмотры фильмов и компьютерные игры. Большой выбор способов и средств проведения досуга у современных школьников приводит к замещению «книжной» культуры «визуальной». В самих по себе электронных устройствах с различным набором развивающих игр нет ничего плохого, однако под влиянием уже готовых зрительных образов у детей и подростков в меньшей степени работает и развивается образное мышление. В то же время с бурным развитием технологий, с информатизацией практически всех сфер жизни общества, с появлением таких понятий, как «умный дом» и «интернет вещей», когда компьютер заменяет человека в немыслимых ранее ситуациях, все большую ценность приобретают именно человеческие качества. Это относится как к эмоциональной сфере, к умению выстраивать отношения, обладать эмпатией, так и к деловой. В настоящее время крепнут тенденции управлять людьми не в жестко директивном стиле, а с помощью «мягкой силы» («soft skills»). При принятии управленческих решений и в процессе добычи знаний преимуществом человека перед машиной является эвристический подход, основой которому служит образное мышление. Цель исследования: выявить уровень сформированности образного мышления у подростков 11-14 лет в зависимости от частоты чтения художественной литературы. Организация эксперимента. Чтобы выявить взаимосвязь развития образного мышления и чтения литературных произведения у детей, мы разработали опросник, оценивающий восприятие персонажей литературных произведений: Джеймс Барри «Питер Пэн», Льюис Кэрролл «Алиса в стране чудес», Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц». Опросник предназначен для школьников 10-14 лет и предполагает решение следующих задач: -показать важность чтения школьников с точки зрения развития образного мышления; -сопоставить литературу и образное мышление; -выявить насколько дети включают воображение при чтении книг; -проанализировать художественные образы, рожденные при чтении книг; -проанализировать влияние слова на воображение. Участникам исследования необходимо было кратко охарактеризовать главных героев указанных трех произведений, зарисовать одного из них, схематично проиллюстрировать несколько указанных эпизодов книг, а также ответить на вопросы о частоте чтения художественной литературы и соответствии образов, возникающих при чтении книг и просмотре фильмов по одним и тем же произведениям. В исследовании приняли участие 20 детей в возрасте от 11 до 14 лет включительно. Результаты исследования. По данным опроса его участники были разделены на две группы: те, кто читает раз в неделю и чаще (1-я группа), и те, кто читает только на каникулах и реже (2-я группа). Рассмотрим на отдельных примерах, как увидели и охарактеризовали литературных героев участники исследования. В настоящей работе представлены данные только по образу Питера Пэна. Опрошенная 1, девочка 13 лет, читает раз в неделю. Из трех предложенных литературных героев она выбрала Питера Пэна. В словесном портрете девочка указала две характеристики. Первая: «это парень был из тех, кто просто любит жизнь», а вторая данная ему характеристика: «Ф - френдзона». В переводе с молодежного сленга это означает, что с Питером можно дружить, но не более. Такое видение главного героя отлично согласуется с авторским образом. Ведь Питер Пэн не хотел взрослеть. Данная мысль проходит красной нитью через все произведение. Логично, что читательнице подросткового возраста с вечным ребенком никаких серьезных отношений (о которых она сама, похоже, уже задумывается!), иметь не представляется возможным. Интересен сам факт оценки главного героя с такой стороны. Посмотрим, что же нарисовала опрошенная 1. Изображен Питер Пэн весьма детально и занимает все отведенное для рисунка место. В её представлении Питер Пэн подросток, как и она сама. Об этом свидетельствуют пропорции героя, размер его головы относительно тела и размер лица. Качество рисунка очень хорошее, поэтому можно многое увидеть и понять. Питер Пэн лежит, опершись на локоть и подперев ладонью голову. В зубах у него цветущая роза. Стебель прикушен где-то посередине. Лицо обращено к зрителям, глаза приоткрыты. На лице у Питера Пэна, несмотря на розу в зубах, виднеется полуулыбка. Понятно, что Питер расслаблен и всем доволен. Волосы у него давно не стрижены, челка закрывает весь лоб. А зачем стричься? Ведь у Питера нет стремления попасть в морскую пехоту или в авиацию, или стать ученым. Этих амбиций не показывает ни автор Дж. Барри, ни наша читательница. Одежда у Питера свободная и удобная. Рубашка застегнута лишь наполовину. Как же иначе получать удовольствие от жизни, если одежда будет сковывать движения? Интересная деталь: Питер изображен босым. Мы не знаем, лежит ли он на траве или на ковре, или, быть может, на просторном диване - этого не показано, однако ясно, что прилег он не на минутку, а надолго. Значит, пальчики на ногах должны расслабиться и подышать свежим воздухом. Можно предположить, что Питер Пэн мечтает о чем-то приятном и, если и думает о чем-то, то явно не о самом серьезном. Опрошенный 2, мальчик 11 лет, читает художественную литературу, как и первая опрошенная раз в неделю. В словесном описании Питера Пэна есть две характеристики - «озорной, веселый». Скорее всего, в Питера Пэне респондент видит себя и отображает свои существующие и воображаемые качества. На рисунке видно, что его герой гордо смотрит на мир, расправив плечи и держа грудь колесом. Отваги ему не занимать! Тем более что в правой руке меч, готовый отразить противника. И это не случайно, ведь в словесном портрете даны короткие характеристики не только Питера, но и других героев книги. В частности, там упомянут «Капитан Джез Крюк - предводитель пиратов, главный враг Питера». А если есть враг, то надо быть готовым к сражению. И похоже, что, в отличие от образа Питера Пэна у первой опрошенной (девочки), у второго опрошенного - мальчика - Питер совсем другой: вполне боевой, ответственный, целеустремленный. Возможно, оба описанных образа отличаются от авторского, но такова интерпретация читателей, пропустивших книгу через себя, через свои личностные качества и стремления. Оба приведенных примера относились к 1-й группе респондентов, имеющих регулярный опыт чтения художественной литературы, помимо задаваемого в школе. Для всех представителей этой группы характерна тщательная прорисовка репродуцируемых образов героев произведений и наличие собственного отношения к прочитанному. Следующие два опрошенных являются характерными представителями второй - менее читающей группы опрошенных. Опрошенный 3, мальчик 14 лет, читает художественную литературу только на каникулах. В словесном портрете охарактеризовал Питера Пэна словами автора: «мальчик, который не хочет взрослеть». Это говорит о том, что респондент не слишком вдумывался, а может, в принципе, слабо представляет себе главного героя. Его рисунок это подтверждает. Изображенный Питер Пэн выполнен схематично - одной достаточно плотной черной линией, без штриховки. «Мальчик, который не хочет взрослеть» смотрит на нас анфас, из деталей у героя присутствуют лишь шляпа и меч. Несмотря на то, что этот респондент уже в подростковом возрасте и, казалось бы, его образное мышление должно быть хорошо развито, восприятие рассматриваемого рисунка говорит об обратном. Опрошенный 4, мальчик 11 лет, читает художественную литературу также только на каникулах. В словесном портрете он охарактеризовал Питера Пэна такими же, как и у предыдущего респондента, словами автора. Однако мальчик добавил, что «у него (Питера Пэна) есть фея». Её мы видим на рисунке рядом с самим Питером. При этом Питер Пэн изображен достаточно просто: одной линией без штриховок, но уже с большим количеством прорисовок, нежели у предыдущего опрошенного. У главного героя мы видим шляпу, меч, башмаки и прорисованные элементы одежды. Питер улыбается, его выражение на лице излучает игривое настроение. Возможно, оно отражает настроение опрашиваемого. Среди прочего в анкете был вопрос о том, насколько совпадает образ книжного героя с экранизацией. Школьники, которые читают регулярно, уверенно выбирали вариант ответа: «часто представляю себе героя по-своему, не как на картинке или на экране». Это значит, что из художественного текста в голове сложилась определенная картинка, достаточно детализированная и устойчивая. У менее читающих респондентов преобладали ответы: «как художник показал героя или как актер его сыграл, так я его и вижу» либо: «обычно я представляю героя книги сам, но когда вижу его потом в кино, мой образ меняется». Устойчивость их образов меньшая, чем у их более часто читающих сверстников. Таким образом, на основе анализа результатов анкетирования мы выявили взаимосвязь частоты чтения с развитием образного мышления. Образы респондентов 1-й более часто читающей группы - богатые и осмысленные, что свидетельствует о развитом образном мышлении их создателей. В противоположность им, образы респондентов 2-й, менее читающей, группы достаточно скупы и практически лишены каких-либо подробностей. Таким образом, наша гипотеза о влиянии чтения на развитие образного мышления подтверждается. Вывод: регулярное чтение способствует формированию более богатого образного мышления.
×

About the authors

Liubov Vladimirovna Seriapina

Samara State University of Social Sciences and Education

Email: lyubovzhavoronkova@gmail.com
master's student of magistracy "Literary criticism"

Elena Yur'evna Romanova

«Academy for gifted children (Nayanova)

Email: e-yu.romanowa@yandex.ru
candidate of pedagogical sciences, Senior Researcher, Department of Pedagogy and Psychology Samara, Russia

References

  1. Колосова, Е. А. Чтение как фактор ранней социализации современных российских детей / Е.А. Колосова // Вестник РГГУ. Серия: Философия. Социология. Искусствоведение. - 2009. - № 2. - С. 284-290.
  2. Валькман, Ю. Р. Онтологии в моделировании образного мышления / Ю.Р. Валькман, Р.Ю. Валькман // В сборнике: тринадцатая национальная конференция по искусственному интеллекту с международным участием КИИ-2012 Труды конференции. - 2012. - С. 310-317.
  3. Коконцева, Е. В. Взаимосвязь развития наглядно-образного мышления, способности к символическому опосредствованию и диалектического мышления у детей старшего дошкольного возраста / Е.В. Коконцева // Воспитание и обучение детей младшего возраста. - 2014. - № 2. - С. 114.
  4. Афанасьев, А. Н. Славянские колдуны и их свита / А.Н. Афанасьев // Москва, РИПОЛ классик, 2009. - 408 с.
  5. Досуг и развлечение [электронный ресурс]. - режим доступа: https://www.levada.ru/2019/07/01/dosug-i-razvlecheniya/ (дата обращения: 01.02.2020).

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2020 Seriapina L.V., Romanova E.Y.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies