THE MOTIVE OF THE CITIZENSHIP OF THE PROVINCIAL NOBILITY LATE XVIII - BEGINNING XIX CENTURIES (ON THE MATERIAL OF "DAY NOTES" BY PETER OZNOBISHIN)


Cite item

Full Text

Abstract

In this article, the authors come to the conclusion that the "Daily Notes" by Pyotr Oznobishin, which they are examining, only at first glance represent a set of disparate notes: notes from day to day according to the same scenario. But the theory of the text shows that the "Notes" represent a certain meaningful integrity, with all the diversity of facts, phenomena, remarks, but all this is consolidated by the image of the author-narrator. "Notes" secretly, latently, but convey the atmosphere of the Pavlovian era: we feel the threshold of the historical transition from the "eighteenth" century to the Alexander era. Brought up in an enlightened, albeit provincial noble environment, Pyotr Nikanorovich is able, if not to understand, then to feel the "change of milestones." At the same time, he has a fairly wide outlook: due to the peculiarities of the service, he moves up and down the Volga from city to city, from Kazan to Astrakhan. The “breakthrough man” is especially experiencing a change of milestones, providing a crossroads of cultures. And about this we are told not only by synopsis, stories, literary texts ..., but also diaries, memoirs, and in this case "Notes" clearly reflect the era of breakdown: historical facts are submitted through a "living" witness of the breakdown. History is comprehended not only by “out-of-the-box” personalities, as M.N. Virolainen, but also by such ordinary, ordinary people as P.N. Oznobishin. In addition, the authors polemicize with the Polish researcher Eliza Malek, who argued that "despite all the efforts of the writers and the authorities, the noblemen's withdrawal from the service of the state was 'rampant'." Long-term studies of the authors show that some part of the Russian nobility, mainly of the capital, aspired to be in "idleness and festivity, ... gravitated to all types of play and fun", but the absolute majority of both the capital, and especially the provincial nobility, served on military and civil service. And this is a vivid confirmation of the huge family of the Penza-Simbirsk nobles of the Oznobishins. Particular interest "Day Notes" by P.N. Oznobishin is presented for specialists due to the fact that this is a purely archival material and is being introduced into scientific circulation for the first time by us.

Full Text

Мотив гражданственности провинциального дворянства конца XVIII - начала XIX вв. ярко прослеживается в «Дневных записках»[1] Петра Никаноровича Ознобишина (1770-1813)[2]. 1797 год - первый год начала реформ Павла I. Многое из того, что случилось в этом году, Петр Никанорович объясняет тем, что это - год «невисокосный». 5 апреля (16) 1797 г. в день своей коронации император сам зачитал Новый порядок престолонаследия, который просуществует до 1917 года. Сенат опубликовал этот документ 14 (25) апреля 1797 года: престол переходит представителю царствующей династии мужского пола в порядке старшинства. Это, по мысли Павла I, предотвращало возможность дворцовых переворотов. Ирония судьбы: Павел был убит как раз в ходе дворцового переворота. Кроме этого, Павел издал манифест о трехдневной барщине - начало законодательного ограничения крепостного права в России. А также законодательно запрещалось заставлять крестьян работать в воскресные дни. В этом же году Россия продолжала воевать с Наполеоном на территории Европы: знаменитый Италийский поход А.В. Суворова. Петр и его жена встретили новый год в Пензе. Стояли сильные морозы: внизу 165 листа, за рамкой, есть приписка о том, что «16 генваря был мороз на 30 градусов» (I, л. 165). Поехали в родовое имение Троицкое по «предурной дороге, ехали всю ночь» (I, лл. 166-167). Гостили в Корсуне, Симбирске и 11 февраля 1799 г. они «поутру рано приехали мы в Казань» (I, л. 170). Интересно, что для чиновников того времени использовались съемные квартиры, переезжали Ознобишины с одной на другую довольно часто. Почти каждый день - служба в Комиссии: прием денег, письма по службе, а в эти месяцы много писем из Астрахани, из дома, ответы на них. Чиновник конца XVIII - начала XIX вв. и по службе, и по душе должен был много писать, следить за перепиской, отвечать на запросы, огромное количество рапортов вышестоящим начальникам. За всеми этими обычными и обыденными делами, заботами стоит честный, порядочный человек, дворянин из глухой провинции. И сейчас Инза, возникшая неподалеку от Троицкого, городское поселение, узловая станция. Троицкое рубежа XVIII - начала XIX веков - самая обычная дворянская усадьба помещиков средней руки, и вместе с тем там проживали высокообразованные по тому времени люди, достаточно передовые по своим взглядам и гражданским убеждениям. Только через 50-60 лет усилиями следующего поколения Ознобишиных, и прежде всего сына Петра Дмитрия Ознобишина имение станет образцовым, культурным гнездом Симбирской и Пензенской губерний. Служба в Казенной палате Астрахани, Казани, Царицына стала уделом жизни Петра Никаноровича. Именно исполняя свой гражданский долг, Петр так усердно служит, о чем красноречиво говорят его ежедневные «Записки»; так, 27 апреля 1799 г. он пишет: «Принял слишком сии 100000 р[ублей]» (I, л. 191), а уже на следующий день, 28 апреля 1799 г. новая запись: в «четверток поутру был в комиссии» (I, л. 192). 5 мая 1799 г. «четверток поутру был в комиссии и почте» (I, л. 193). И так практически каждый день. Исполнять свой долг - святая обязанность Петра, как и тысяч других российских чиновников его уровня. 26, 27, 28 мая 1799 г. Петр записывает: «Получено известие о разбитии не малой части французов в Италии Суворовым» (I, л. 198). За этой лаконичной фразой стоит замечательный Италийский поход А.В. Суворова[3]. Во время своего пребывания в Астрахани Петр Ознобишин познакомился с семейством Варваци[4]: на момент знакомства они только получили российское дворянство, поддержку правительства и лично Екатерины II. Безусловно, имело значение их финансовое обеспечение: глава семейства был миллионером, что и определило и его судьбу, и судьбу его детей. Петр Никанорович был одним из двенадцати детей у Никанора Ознобишина и, естественно, не мог претендовать на богатое наследство. Поэтому женитьба на одной из дочерей Ивана Варварци - Александре - бесспорно, давало возможность и карьеру сделать, и обеспечить себя материально. Отслужив в Казани, он вернется в Астрахань и напишет о венчании в соборе, поедет в свадебное путешествие через родные места - Пензу, Троицкое, Симбирск - до Казани. К сожалению, в этом долгом путешествии Петр ни разу не запишет в дневнике, о чем он разговаривал с женой, какие эмоции его переполняли: только о поломке кареты более-менее подробно и о том, что им пришлось пересесть в возок. Судя по записям, Петр особенно подробно описывает свои служебные обязанности и погоду (причем о погоде - ежедневно). Так, 2 - 4 июля 1799 года он записывает о казанской погоде: «день был теплой и ясной», «день был с утра ясной», 7 июля «день был с переменною ясностию… Ночь была ясная и теплая»; часто после обеда он фиксирует - «силной дожжь» (II, лл. 104, 105)[5]. 1 августа 1799 г. П.Н. Ознобишин узнал, что послано на него представление С.К. Вязмитинову[6] «О помещении на сие место меня»: речь идет о назначении Петра в Царицын комиссионером[7] (II, л. 107). 4 августа 1799 г. в «четверток день был такой же. По утру по известию было собрание всего дворянства в соборе, где было благодарственное молебствие за победу, одержанную над французами графом Суворовым при Жиованни[8] (подчёркнуто П.Озн. - О.Б.). По окончании чего был в комисии, где свидетелствована была казна и оказалось капиталной в 50000, воинской жалованной во 140655 р[ублей] 5 к[опеек] и инвалидной 4428 р[ублей] 86½ к[опеек]. Потом пробыл весь день дома. Ночью был маленкой дожжичек» (II, л. 107 об.). Как всегда у Петра Ознобишина, нет каких-либо комментариев или эмоций по этому событию, это его манера, его стиль: суховатый, деловой, чисто информационный. Поэтому его «Дневные записки» - не мемуары, где автор дает волю чувствам, воспоминаниям, делает сопоставления и т.п. Он систематически получает русские и французские газеты, внимательно штудирует их - ведь это основной источник информации для всей российской провинции. Конечно, они приходят с большим или меньшим опозданием. Довольно много времени отводит Петр своим взаимоотношениям не только с семьей, но и с крепостными. Так, 26 августа 1799 г. он пишет, что «По утру рано приехали из деревни от брата Серг[ея] Ник[аноровича] люди с запасом ко мне - Артюшка, бежавший от меня, Яшка кучер, Ванька форейтор и девочка Маврушка, привезли писмы от матушки от 12 и 13 августа и братнино из Троицкаго от 14-го августа. Матушка пишет, чтоб к людям быть добрее, за то что бежавшие к ней не лгали, а брат просил, чтоб Артюшку простил, но я решился его не держать и отправил обратно» (II, л. 111 об.). Петр описывает типичную в то время ситуацию из жизни помещиков: он был довольно добр к крепостным, 27 августа «По утру все збирал людей в дорогу, отправляя Акульку и Артюшку обратно и с ними разныя для дома нужныя посылки, дав им от здешней полиции билет. После обеда их отправил с писмом к брату Сергею Никонорычу» (II, л. 111 об. - 112). Далеко не все помещики были так лояльны к своим крепостным и их провинностям. Художественная литература конца XVIII - первой половины XIX вв. запечатлела ужасы крепостничества - от радищевского «Путешествия из Петербурга в Москву» и … до тургеневских «Записок охотника». Не претендуя на высокохудожественные образцы эпохи, Петр Ознобишин в своих «Записках», исходя из их жанра, выявляет характерные черты русского провинциального дворянства. 6 сентября 1799 г. Петр был в комиссии, а на почте получил московские газеты, «где писано о разбитии Жуберта Соворовым»[9] (так в рукописи - О.Б.) (II, л. 113 об.). Как известно это была битва русских войск с французскими при Нови 4 (15) августа, продолжался знаменитый Италийский поход. На первый взгляд кажется, что «Записки» представляют набор разрозненных заметок: записки изо дня в день по одному и тому же сценарию. Но теория текста убеждает нас, что «Записки» представляют некую содержательную целостность, при всей пестроте фактов, явлений, замечаний, но все это консолидируется образом автора-повествователя. «Записки» скрытно, подспудно, но передают атмосферу Павловской эпохи: мы ощущаем преддверие исторического перехода от «осьмнадцатого» столетия к Александровской эпохе. Воспитанный в просвещенной, пусть и провинциальной дворянской среде, Петр Никанорович способен, если не понять, то почувствовать «смену вех». При этом у него достаточно широкий кругозор: из-за особенностей службы он переезжает по Волге вверх и вниз из города в город, от Казани до Астрахани. Конечно, ему трудно следить за общероссийскими событиями, тем более за европейскими. Мы не раз обращались к трудам Юрия Михайловича Лотмана, особенно к его замечательным «Беседам о русской культуре»[10]. «Ритм истории», который так гениально ощущал А.С. Пушкин, заставил Ю.М. Лотмана сказать, что XVIII век принял - такой же «великий конец», «как и первый век нашей эры, завершивший огромный исторический цикл»[11]. Как А.Н. Радищев для А.С. Пушкина, указывает Ю.М. Лотман, был «человек века, в котором “отразилась вся французская философия XVIII в.”»[12], так и Петр Ознобишин, конечно, человек XVIII века (не смотря на то, что в 19 веке он проживет еще 13 лет). Люди рубежа эпох чрезвычайно интересны: всегда непросто начинать новую эру, перейти из прошлого века в нынешний. «Переломный человек» особенно переживает смену вех, обеспечивая стык культур. И об этом нам повествуют не только синопсисы, истории, художественные тексты…, но и дневники, мемуары, а в данном случае «Записки» явственно отражают эпоху слома: исторические факты поданы через «живого» свидетеля перелома. История постигается не только «выпадающимися» личностями, по выражению М.Н. Виролайнен, но и такими обычными, обыкновенными людьми, каким был Петр Никанорович Ознобишин. Нельзя согласиться с утверждением польской исследовательницы Элизы Малек о том, что «несмотря на все усилия литераторов и властей, отход дворян от службы государству был “повальным”»[13]. Без статистики нельзя делать такие утверждения, а «усилия литераторов» были однонаправленными: некорректное утверждение. Наши многолетние исследования показывают, что какая-то часть русского дворянства, в основном столичного, стремилась пребывать в «праздности и праздничности, … тяготели ко всякого типа игре и забаве»[14], но абсолютное большинство и столичных, и, особенно, провинциальных дворян, служило на военной и гражданской службе. И тому яркое подтверждение огромный род пензенско-симбирских дворян Ознобишиных. «Записки» Петра Никаноровича свидетельствуют, что и он, и сотни (именно сотни, судя по его переписки) из его окружения дворян верой и правдой служили своему Отечеству. «Дневные записки» Петра Ознобишина кажутся чрезвычайно просты, но это простота дорогого стоит: обыкновенность возведена в ранг культурно-исторического явления. В истории русской литературы и культуры мы отыщем немного подобных «Записок»: поражает скрупулезность автора, его трудолюбие, честность, хронологический охват - изо дня в день с 1796 г. по 1811 г. 14 сентября 1799 г. Петр Ознобишин получил «указ о посылке меня комиссионером в Царицын» (II, л. 115). На листах II, л. 118 об., 119 он дает очень интересное «Примечание», в котором описывает «город сей Казань»: насколько нам известно, это - первое описание Казани[15]. 30 сентября он выехал из Казани, а 2 октября «под вечер приехал в Корсун», 3 октября - в родовое имение Троицкое, где «нашли братьев Сергея и Ивана, … и всех в добром здоровье» (II, л. 119 об.). 24 октября приехали в Царицын (II, л. 122), где он вновь начал получать «газеты русския и французския». Примечательно, что Петр, как и его отец Никанор, читал по-французски, а его сын Дмитрий Петрович станет полиглотом: по разным сведениям он владел от 10 до 14 языками. По делам службы, судя по «Запискам», он неоднократно ездил из Царицына в Астрахань через Сарепту[16] (14 ноября, 1 декабря) (II, л. 123 об., 124). 17 декабря он получил московские и французские газеты, из которых узнал о победе «цесарцов над французами»[17] (II, л. 131 об.), а 24 декабря он вновь прочитал в тех же газетах те же сведения (II, л. 133 об.). Почти каждый день Петр фиксирует в «Записках» свои служебные дела: «хлопотал», «свидетельствовал казну» и т.п. 30 декабря «получил из военной комиссии указ с новою печатью герба с украшением Малтискаго Креста» (II, л. 135 об.). Лист 136об. дает «Примечание», в котором содержится описание города Царицына[18] по тому же типу, что и Казани. Таким образом, «Дневные записки Петра Ознобишина» - интересный материал для характеристики гражданственности и патриотизма провинциального дворянства конца XVIII - начала XIX вв. Особый интерес они представляют для специалистов в связи с тем, что это сугубо архивный материал и впервые нами вводится в научный оборот.
×

About the authors

O. M Buranok

Samara State Social and Pedagogical University

Email: buranok@pgsga.ru
Samara, Russia

A. O Buranok

Samara State Social and Pedagogical University

Email: buranok@yandex.ru
Samara, Russia

References

  1. Буранок, О. М. Казанские страницы в «Дневных записках Петра Ознобишина» (1796 - 1811) // XXXIV Зональная конференция литературоведов Поволжья: матер. конф. (3-4 октября 2014 года). - Казань: Изд-во КФУ, 2014. - 292 с. - С. 16-25.
  2. Дневныя записки Петра Ознобишина с 1796 года // РГАЛИ. Ф. п/1337. Опись № 2. Ед. хр. № 92.
  3. Лотман, Ю. М. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства (XVIII-начало XIX века). - СПб., 1994.
  4. Лотман, Ю. М. Опыт реконструкции пушкинского сюжета об Иисусе // Пушкин. - СПб., 1997. - С. 289.
  5. Малек, Э. «Неполезное чтение» в России 17-18 веков. - Warshawa-Lodz, 1992. - С. 75.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2020 Buranok O.M., Buranok A.O.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies