Radaeva E.A. «Istoriya sovremennoy zarubezhnoy literatury. Uchebno-metodicheskoe posobie k kursu «Istoriya sovremennoy zarubezhnoy literatury» dlya studentov filologicheskogo fakul'teta napravleniya bakalavriat. - Samara: Nauchno-tekhnicheskiy tsentr, 2019. - 293 s. ISBN 978-5-98229-391-6 Radaeva E.A. «Istoriya zarubezhnoy literatury: uchebno-metodicheskoe posobie dlya studentov filologicheskogo fakul'teta pedagogicheskikh vuzov napravleniya bakalavriat».- Samara: Nauchno-tekhnicheskiy tsentr, 2020. - 217 s. ISBN 978-5-98229-427-2


Cite item

Full Text

Abstract

Full Text

Вузовские публикации - это часть работы преподавателя, которая в глаза не бросается и обычно проходит достаточно незаметно. Все знают, какими научными или научно-методическими проблемами, помимо учебного процесса, занимаются коллеги на кафедре, и вполне рядовым делом считается очередная статья или внеочередная монография уважаемого доцента или профессора, ведущего параллельный с тобой учебный курс. Два раза в году - к июлю и декабрю - все опубликованные статьи, пособия, монографии подлежат некоему административному учету; их группируют по жанрам-рубрикам, признают или молчаливо осознают их важность, актуальность, нужность для науки или учебного процесса, все это автоматически уходит в общих отчетах «наверх», а только что «отчитавшиеся» авторы начинают с новой энергией плюсовать в свой актив все, что у них на очереди, что уже прежде было разослано или только будет разослано в разные РИНЦ-, ВАК-, зарубежные, а то и всемирные СКОПУС-редакции, поскольку через пару месяцев грядет новый отчет. Таков круговорот вузовской науки в природе! Что касается рецензируемого здесь «парного» издания, то тут не все так. Их автор-составитель Элла Александровна Радаева - кандидат филологических наук, доцент кафедры русской и зарубежной литературы и методики преподавания литературы Самарского государственного социально-педаго-гического университета (СГСПУ), активный ученый и не менее активный воспитатель-энтузиаст, член Российского союза ученых-германистов. Ее научная сфера - экспрессионизм в современном художественном творчестве (в первую очередь, в литературе Австрии), но в этом ее вышедшем почти одновременно «парном» пособии «австрийская» тема лишь частично и скромно вошла в тему обеих книг. В томе, посвященном новейшим десятилетиям мирового литературного процесса, наряду с современными писателями Африки и Латинской Америки, Японии и стран славянской Европы, фигурируют и не всем еще известные австрийские писатели П. Хандке и Б. Шлинк. Остальные добрые 85-90% объема этих пособий - темы общелитературные, это новейшие наработки автора-составителя, информация «на вырост», работа на эрудицию. И этот проделанный автором большой труд «для других» вызывает величайшее уважение. Предназначенные для «бакалавров» пособия представляют как «синхронное» описание литературного процесса последних тридцати лет зарубежной литературы (т. 1). Так и три тысячелетия «диахронии» (т. 2) - уплотненный обзор процесса мировой культуры, начиная от греческой архаики (Х век д.н.э.) и кончая поздним постмодернизмом начала ХХ1 века. Ограниченный «листаж» пособия не дает возможности развернуть его содержимое до значимости «полномасштабного» учебника, но такие учебники уже существуют, ценность же этих выпущенных в Самаре пособий - в емких авторских лекционных обзорах, впечатляюще представивших читателям каждый из культурно-исторических периодов прошлого - архаику, греческую и римскую классику, эллинизм, «темные века», ренессанс, барокко и все последующие этапы новейшей мировой литературы. Избегая обычной путаницы по-разному понимаемых терминов «современный», «новый» и «новейший», правильнее было бы уже в заглавии тома о современной литературе представить ее именно как литературу «новейшую», поскольку книга содержит обзор тенденций наиболее актуальной мировой литературы (1990-2018 гг.). В учебных пособиях Э.А. Радаевой импонирует уход от обычной «западоцентричности» их содержания. В них представлены лауреаты престижных премий из Японии и Южной Африки, Южной Америки и славянских стран Европы, представители самых разных творческих направлений и экзотических наименований - романов «мистических» и «женских», «графических» и «готических», концептуализма и киберпанка, реализмов «чистых» и «грязных», с приставками «пост-» и «нео-». В лекционные обзоры-«консультации» включены «Жанр фэнтези» и «Литература Востока», произведения таких авторов-лауреатов, как П. Коэльо и С. Кинг, Дж. Роулинг и Д. Барнс, Д. Кутзее и К. Исигуро, Ф. Бегбедер и Ч. Паланик. Для проработки на практических занятиях предложены «Осень в Петербурге» и «Бесчестье» Д. Кутзее, «Предчувствие конца» Дж. Барнса и «Остаток дня» и «Погребенный великан» К. Исигуро, «Бойцовский клуб» Ч. Паланика и «Элегантность ежика» М. Барбери. Заявленная в книгах узкая адресность пособий (бакалавриат) достаточно условна, поскольку оба издания, несомненно, могут послужить и студентам-филологам широкого профиля, и преподавателям параллельных литературных курсов, и школьным учителям-словесникам, планирующим работу с внеклассным чтением. Книга о современном литературном процессе включает краткий теоретический курс к проведению практических занятий (тезисы лекционного материала), четко выверенные вводные лекции перед вхождением в каждую из национальных литератур, скромно названные «консультациями», собственно планы практических занятий порой с неожиданными вопросами, с подробным списком литературы для подготовки, с темами курсовых и выпускных квалификационных работ, с тестами срезового контроля и вопросами итогового характера - для зачетов «простых», зачетов дифференцированных и экзаменов. Встречает понимание и маленький редакторский «штрих», когда в пункты библиографического списка бывают добавлены ориентирующие сноски. Например: - Сабатини Р. Одиссея капитана Блада (разоблачение преступлений колонизаторов и работорговцев) (2, с. 208)»; - Уйда (Луиза Раме). Степь. Нелло и Патраш (образы смелых и самоотверженных детей). Сказки: «Дитя из Урбино», «Нюрнбергская ночь» (реальная судьба талантливого ребенка) (2, с. 207); - «Эриксон Т. Белый мыс (тяжелая жизнь рыбаков и судьбы детей) (2, с. 209). Есть ли в рецензируемых книгах поводы для читательских возражений? Это, как при знакомстве с любым изданием, где у автора и критика мнения не обязательно должны совпадать. Так, можно поставить вопрос о правомерности отнесения новеллы П. Мериме «Матео Фальконе» к рубрике «Исторические и приключенческие романы», поскольку это не роман и вряд ли приключенческая повесть. Можно подумать и о том, стоит ли считать произведениями для детского чтения тюремную хронику «Репортаж с петлей на шее» Ю.Фучика (2, с. 213) или романы Э.Штриттматтера «Чудодей» (2, с. 212) и «Крестоносцы» Т. Сенкевича (2, с. 214), вводя при этом «Крестоносцев» еще и в литературу ХХ века (публикации романа в 1897 и 1900 гг.). Точно так же сомнительно относить к писателям-фантастам ХХI века К. Саймака, скончавшегося в 1988 г. (2, с. 212). Опечаток в книгах не много. Если произведениям А. Доде и Т. Майн Рида уделено достаточно места в Библиографии, рекомендованной для чтения, то вовсе не упомянут в ней остался такой гораздо более заслуженный автор приключенческих романов, как Р. Хаггард с его «Дочерью Монтесумы», со всей его Южной Африкой и «Копями царя Соломона». Всего обилия литературных фактов включить в учебное пособие невозможно, и тем не менее жаль, что из поля зрения составителя выпала всегда дружественная к нам Сербия и, в частности, Бранислав Нушич, адресовавший детям свою веселую «Автобиографию». Неоднозначно звучит пункт Библиографии «Лира и палаш»: Сб. стихов для детей венгерских поэтов» (2, с. 219). М.б., лучше: «Венгерская поэзия для детей»? Такие мелкие недочеты часто происходят от элементарной спешки и устраняются в последующих переизданиях, которых данные пособия, несомненно, будут заслуживать. Изменившийся в результате «перестройки» образовательный процесс потребовал в нашей стране новых подходов, нового планирования и новых учебных пособий, которые выдавались «на гора» далеко не сразу. Студенты и вузовские преподаватели получили давно ожидавшуюся книгу, написанную опытным преподавателем, - умное учебно-методическое пособие, весьма нужное для учебного процесса. Судя по всему, обеим книгам предстоит стать важным подспорьем в современном учебном процессе, ставшем реальностью в вузовской образовательной практике последних десятилетий.
×

About the authors

A. S Bakalov

References

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2020 Bakalov A.S.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies