I.V. Nekrasova «Sovremennaya russkaya proza: zakonomernosti, tendentsii, imena». - Brno: Tribun EU, 2018. - 208 s. ISBN 978-80-263-1421-9


Cite item

Full Text

Abstract

Full Text

При надлежащей популяризации начно-методического пособия Ирины Владимировны Некрасовой и, соответственно, чуть более пристальном внимании к нему со стороны ученой и читательской среды книга могла бы стать настоящим Событием в современном российском литературоведении. Труд «Современная русская проза: закономерности, тенденции, имена» издан в 2018 г. доцентом Самарского государственного социально-педагогического университета в Чехии, в Брно, в порядке межвузовского сотрудничества, доступен в ряде электронных библиотек и - печатная версия - в библиотеках нашего города. И само название работы, и поднимаемые в ней вопросы интересуют не только профессиональных филологов, но и любого обывателя - в первую очередь, россиянина, неравнодушного к судьбе литературы (и культуры!) в родной стране. В этой связи автор выбирает проблемный подход в структурировании своего исследования, которым занимается не первый десяток лет: истоки современного литературного процесса, тенденции сюжетостроения, жанровые модификации, отдельно говорится о документальности и автобиографизме как одной из стратегий в нынешней прозе (а такого рода литература составляет на сегодняшний день действительно огромный пласт!), традиции, темы, мотивы русской классики в ней. Увенчивает работу методическая часть: разработанные для студентов-филологов планы семинаров и, что не менее важно, интересно и актуально - исследовательские технологии, которые в данном случае поистине эксклюзивны. Должно сказать, во многом труд носит субъективный характер, и это вполне объяснимо, учитывая дефицит фундаментальных работ по данной теме, а также тот факт, что новые имена врываются на литературный небосклон столь стремительно, что и невозможно однозначно судить о тенденциях, не имея перед глазами того или иного писательского «наследия», в целом. (Ведь тот же Роман Сенчин вошел в литературу всего лишь 20 лет назад - это для маститого писателя не такой большой срок, который позволял бы исследователям проследить траекторию его мировоззренческих изменений). Поэтому часто И.В. Некрасова в своей работе говорит от первого лица, беря исключительно «на свою ответственность» все сделанные ею научные выводы о сегодняшней ситуации в российской литературе. Но, несмотря на вышеуказанную субъективность, даже человеку мало-мальски знакомому с ведущими именами на современной литературной арене нельзя не согласиться с ключевыми позициями автора. Так, в разделе об интертекстуальности (принципы которой объяснены, кстати сказать, едва ли не самым толковым, доступным научно-популярным языком - на примере творчества Виктора Пелевина) автор (и мы вместе с ней) соглашается с Е. Елиной, приводя блестящую цитату последней: «…подчас «новая» литература во многом напоминает инсталляцию - своеобразное художественное построение, выполненное из деталей, каждая из которых в отдельности не имеет к искусству никакого отношения». Однако не может не радовать оптимизм, коим проникнуты итоги исследования, выведенные в заключении и перечеркивающие несколько снобистские суждения о современной отечественной литературе, укрепившиеся в массовом сознании: «Мир сегодняшней литературы такой многоплановый, что один-единственный тип персонажа не в состоянии выразить его сущность и явить особенности времени. Каким бы ни представляли нынешние авторы своего героя - «лишним», «маленьким», метущимся, маргиналом, эстетом, образцом нравственности или моральным уродом - сам процесс поиска такого образа безусловно достоин и читательского внимания, и профессионального изучения». Но что особенно важно - и здесь автор цитирует М. Черняк: «Современная литература пытается воплотить вечные вопросы в новой форме, следовательно - продолжает бесконечный диалог писателей, читателей, критиков и философов, который позволяет найти не только полифонию возможных ответов, но и, по прошествии времени, сделать разноликий слепок Эпохи: ее нравов, характеров, настроений». Научно-методическое пособие И.В Некрасовой заслуживает, на наш взгляд, не только сугубо вузовского пользования, но и доступа к широкому, «непрофессиональному» читателю, т.к. позволит последнему обрести столь долгожданный ключ к широкому пространству смыслов, содержащихся в прозе современных авторов, многие из которых либо уже заняли прочное место в истории литературы, либо несомненно заслуживают такового.
×

About the authors

E. A Radaeva

References

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2020 Radaeva E.A.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies