CONTEMPORARY THEATER ARTS IN THE EDUCATIONAL ACTIVITY OF THE TEACHER


Cite item

Full Text

Abstract

Contemporary theatrical art is considered in the article in two aspects: as a way to solve the problems of educating students (education by means of theatrical art) and as a means of preparing future teachers to solve educational problems (theatrical pedagogy). At the same time, educational activity is understood from the standpoint of a culturological approach as a purposeful activity of a teacher acting as an intermediary between a child and culture, to include students in modern culture context. The ideas about the peculiarities of contemporary theatrical art that influence the educational tasks solution are concretized: brightness and originality, which create motivation for moral problems discussion; minimalism, allowing you to focus on moral conflict; a large selection of genres, taking into account the students individual capabilities; interactive nature, allowing students to formulate, substantiate and defend their own moral position; combination of artistic and creative activity and computer technology, adequate to modern schoolchildren worldview. Theatrical art, removing the contradictions between the emotional-figurative and the emotional-logical, contributes to the personal holistic development, individuality and subjectivity of the child, allows him to experience the various situations of modern world. The scientific knowledge about the possibilities of theatrical pedagogy in the process of preparing future teachers for educational activities has been clarified: the use of theatrical pedagogy elements contributes to the students' communicative abilities development, the rejection of the stereotypical solution of professional tasks, the ability for improvisation, emotional self-regulation, flexible and productive conflict resolution. The preparation of future teachers for educational activities by means of theatrical pedagogy is considered as one of the conditions for the effectiveness of their professional activities in solving education problems.

Full Text

Введение. Одной из сфер жизнедеятельности, эффективно влияющей на саморазвитие личности, является искусство. Н.Е. Щуркова отмечает, что искусство предоставляет детям художественный образ Человека и его Жизни, пленяет подростка и юношу образом достойного, наполняет душу идеалами без наставлений, доказательств, поучений и устрашений. Ученый считает, что родители и педагоги должны ввести в реальную действительность ребенка обязательное общение с искусством, не как отдельное и редкое мероприятие, а как постоянный и обязательный элемент воспитания. Общение с искусством, продолжает автор, не простое информационное накопление знаний. Искусство - это всегда общение человека с людьми посредством художественного образа, необходимо вместе с детьми разобраться, в чем оно заключается: что говорит нам? чем потрясает? чем волнует? Зачем художник взял перо, кисть? И главное: как видится жизнь в том или ином произведении [9, с. 59]. В качестве особо перспективного направления совершенствования воспитательной деятельности педагога Н.Е. Щуркова рассматривает театральное искусство. Включение в процесс воспитательного взаимодействия элементов театрализации, по ее мнению, позволит детям и подросткам и осмыслить разнообразные жизненные ситуации, понять ценностные основы человеческих взаимоотношений [9]. Театральное искусство, согласно словарным определениям, это вид искусства, в основе которого лежит художественное отражение жизни, осуществляемое посредством драматического действия, исполняемого актерами перед зрителями. В разных определениях акцентируются разные аспекты театрального искусства: его коллективный характер (основное произведение театрального искусства - спектакль - создается усилиями творческого коллектива), синтетический характер (театральное искусство представляет собой синтез искусств - литературы, музыки, живописи, хореографии и т.д.), эмоциональное и духовное единение актеров и зрителей, ориентация на отражение наиболее значимых духовных, нравственных, социальных проблем. Именно благодаря названным характеристикам театральное искусство обладает большими возможностями в решении воспитательных задач. Театральное искусство прошло длительный путь развития. Современное театральное искусство существенно отличается от того, на образцах которого воспитывались многие современные учителя и родители учащихся, и его воспитательный потенциал в современной педагогике ещё не раскрыт. Между тем анализ особенностей современного театрального искусства позволяет утверждать, что использование его при решении воспитательных задач может быть весьма результативным, поскольку лежащие в основе его идеи значимы с точки зрения развития личности, индивидуальности, субъектности ребенка. Определение специфики использования современного театрального искусства в воспитательной деятельности педагога составляет важную и актуальную задачу педагогической науки. Целью данной статьи является конкретизация и систематизация научных представлений о возможностях современного театрального искусства в воспитательной деятельности педагога и об условиях их успешной реализации. При этом важно рассмотреть и некоторые аспекты подготовки педагога к воспитательной деятельности. Методология исследования. Методологическую основу исследования составили положения культурологического подхода (Е.В. Бондаревская, Н.Е. Щуркова) о воспитании как деятельности по включении ребенка в контекст современной культуры и о профессиональной позиции педагога как посредника между ребенком и культурой. В качестве теоретических методов выступили: анализ положений и выводов, представленных в отечественной психологической и педагогической литературе, классификация и обобщение. Материалы исследования. Поскольку исследование носит теоретический характер, в качестве материалов выступают философские (Л.И. Столович), искусствоведческие (Т.В. Астафьева, Я.В. Кривоспицкая) психологические (Л.С. Выготский, А.А. Леонтьев) и педагогические (О.С. Булатова, О.М. Головенко, В.А. Ильев, П.Ю. Козодаев, В.П. Кузовлев, Т.Н. Полякова, Н.Е. Щуркова) исследования, в которых отражены различные аспекты использования театрального искусства в процессе подготовки педагога к воспитательной деятельности и в процессе решения педагогом воспитательных задач. История вопроса. В процессе изучения философских, психологических, педагогических исследований был осуществлен анализ контекста, в котором употребляется понятие «театральное искусство». Было установлено, что данное понятие используется, как правило, в двух случаях: 1) когда речь идет о воспитании педагогом учащихся средствами театрального искусства; 2) когда говорится о подготовке будущих педагогов к воспитательной деятельности. Во втором случае исследователи оперируют такими понятиями, как «театральная педагогика», «педагогическое творчество», «творческие способности педагога». В научной литературе (Ю.П. Азаров, Е.В. Бережнова, В.И. Загвязинский, И.Я, Зязюн, В.А. Кан-Калик, А.К. Маркова, Н.Д. Никандров, В.В. Краевский, Г.П. Щедровицкий и др.) творчество рассматривается как необходимый элемент педагогической деятельности; раскрыты такие понятия, как «творческая личность учащегося» и «педагогическое творчество», выявлены условия и возможности достижения педагогического творчества и его самодиагностики; определены этапы, уровни и предмет творческой педагогической деятельности. В исследовании Т.Н. Поляковой признаки проявления творческих способностей в человеке совпадают с признаками творческого учителя, что позволяет автору выделить взаимосвязанные компоненты в структуре личности учителя, соотносимые с творческим развитием, и показатели, которые фиксируют изменения на уровне творческих проявлений в его деятельности [7, с. 19]. Учёный выделяет компоненты в структуре личности учителя и проявления приращений творческого характера в деятельности учителя. Аксиологический компонент отражает ценностные ориентации на духовность и гуманистические идеалы; ценностное отношение к себе как творческой личности, к педагогическому взаимодействию как условию взаимного творческого роста, к преодолению трудностей как способу творческого развития; терпимость к проявлениям различий и нестандартности; способность воспринимать среду как предпосылку для самосовершенствования; осознание нравственной ответственности за воспитательные действия. Когнитивный компонент включает знание психолого-педагогических основ личностного роста как творческого самосовершенствования, современных подходов к организации педагогического процесса со стратегических позиций творческого развития в субъект-субъектных отношениях; процесс самопознания и осознания себя творческой личностью; проявление потребности в «живых» знаниях, которые можно обрести в совместной диалогической деятельности; выдвижение новых идей; видение проблемы и способов её решения. Мотивационный компонент выражает потребность в самоактуализации, в раскрытии и расширении своих созидательных возможностей, укреплении духовной силы; нацеленность на саморазвитие. Эмоционально-регулятивный компонент включает волевые усилия к самосовершенствованию, преодолению собственных границ и стереотипов мышления; преодоление препятствий на пути к самостроительству и личностному становлению; самодисциплина; рефлексия; «осуществление творческого самопроектирования» (А.К. Маркова); открытость по отношению к другим и новому; «упразднение общественных ограничений» (Ю.А. Гагин, Ю.Н. Кулюткин); эластичность психики (быстрая переключаемость); стрессоустойчивость; терпимость; отсутствие аффективных проявлений, психологическая мобильность, способность к релаксации. Воображение, эмоциональность, память, внимание, спонтанность, эмпатия, наблюдательность; аутентичность - способность быть самим собой; интуиция, проявления импровизационного поведения; проницательность, открытость. Социально-коммуникативный компонент проявляется в активной жизненной позиции; интересе к общению; умении строить отношения в группе, оценивать и разрешать конфликты; конвенциональный тип коммуникации; сознательное отношение к освоению коммуникативных и интерактивных технологий; осознание значимости взаимодействия на уровне сотворчества; личная ответственность в процессе коллективной деятельности. Эстетический компонент выражается в художественном восприятии мира; осознании положительного воздействия гармонии; чувство прекрасного; потребность в художественном творчестве, создании творческих продуктов. Технологический компонент предполагает расширение области применения педагогических знаний и методов, усовершенствование имеющегося опыта; освоение знания на уровне «знания-трансформации» (В.П. Беспалько); освоение технологий проектной и сценарной деятельности. Экзистенциальный компонент включает качества и проявления творческого стиля жизни, не признанные официально (Е.П. Торренс); творческие акты, артефакты [7, с. 20-21]. Роль театральной педагогики в создании особой технологии профессиональной подготовки будущих учителей отмечали многие учёные. Так, по мнению О.М. Головенко, при обучении студентов педагогической технике весьма существенным является развитие таких качеств, как наблюдательность, внимание, воображение, общение, владение мимикой, пантомимикой, постановка голоса, снятие мышечных зажимов, убеждение словом [3]. В.П. Кузовлев считает, что знания и умения, которые театральная педагогика может дать учителю, способны облегчить процесс взаимодействия и взаимопонимания между учителем и учениками. По мнению ученого, учитель должен обладать высоким уровнем продуктивно-творческого мышления, которое требует способности самостоятельно и нетривиально решать сложные проблемы [6]. О.С. Булатова предлагает формировать у студентов такие умения, как: умение сочетать образное и логическое; владение приемами воздействия на внимание аудитории; умение управлять своим психофизическим аппаратом и творческим самочувствием; умение эффективно действовать в условиях публичных выступлений и др. [2]. Среди личностных качеств О.С. Булатова выделяет артистизм как особый образно-эмоциональный язык творения нового; проникновенный стиль сотворчества педагога и ученика, ориентированный на понимание и диалог с другими, другодоминантность. По мнению автора, артистизм - это не только внешние факторы (жесты, мимика, интонации), но и «способность почти мгновенно переключаться на новые ситуации, оказываться в новом образе, умение жить идеями, передаваемым ученикам на уроке» [2, с. 15]. В.П. Кузовлев полагает, что педагогический артистизм - «это сложный комплекс личностных качеств и умений, позволяющий учителю глубже, ярче выразить себя и тем самым сформировать адекватную реакцию учеников на свои мысли и чувства [6, с. 18]. По мнению Т.Н. Поляковой, понятие «артистизм» в применении к профессии педагога, как и к любой другой в сфере «человек-человек», обозначает не художественный талант, а способность человека к «переселению» в другие жизни, вмещению в себя жизни и судеб других людей, многообразия мира, умение слышать и слушать ритмы времени [7, с. 28]. Основная часть. Согласно выводам Т.Н. Поляковой, достижение учителем высоких результатов обученности и воспитанности учащихся в современных условиях зависит от уровня осуществления им педагогической деятельности, в которой особую роль играют организация педагогического общения, готовность к смене ролевых позиций (от транслятора знаний к позиции фасилитатора, модератора, тьютора), применение интерактивных методов работы, отказ от стереотипа выработанных предыдущим опытом действий, гибкость, проявление толерантности в конструктивном разрешении межличностных конфликтов, умение преодолевать эмоциональное «выгорание» и т.п. [7, с. 4]. Интегративным видом искусства, объединяющим в себе различные средства и способы творческого самовыражения, нашедшим эффективное применение в психолого-педагогической практике, является театр, востребующий такие качества человека, как свобода, раскрепощенность, спонтанность. К.С. Станиславский акцентирует внимание на воспитывающем воздействии театра, раскрывает сущностный аспект театральной педагогики, описывает различные средства, методы и формы эффективного формирования нравственных качеств личности. Т.Н. Полякова полагает, что свидетельством тесного взаимодействия театрального искусства и педагогики в последние десятилетия становится разработка новых направлений на границе театральной и общей педагогики: «школьная театральная педагогика» (О.А. Антонова), «драмогерменевтика» В.М. Букатов, А.П. Ершова), «актерско-режиссерская педагогика» (О.С. Булатова), «гносеодрамма» (В.В. Воробьев, В.Ю. Пузыревский), «акмеодрамма» (И.В. Юстус), проникновение театральных терминов в понятийный аппарат педагогической науки: «режиссура» (урока, педагогического взаимодействия), «артистизм» (учителя), «урок-спектакль», «педагогическая импровизация», «драматургия» (урока, педагогического действия) и др., которые нередко заменяют уже существующие в педагогике понятия, не привносят нового смысла [7, с. 22]. В.А. Ильев, объясняя интерес к театральной педагогике в образовательном процессе, поясняет, что с помощью средств этой педагогики можно направленно влиять на мотивационную, эмоционально-образную и интеллектуально-творческую стороны личности учащихся. В театральном искусстве не существует противоположности между эмоционально-образным и интеллектуально-логическим [4]. О.М. Головенко сопоставила театральную и педагогическую деятельность и пришла к выводу, что: 1) и актерское, и педагогическое творчество осуществляется в обстановке публичного выступления; 2) в силу своей специфики они делают объект своего воздействия одновременно и субъектом творчества, сотворцом; 3) в их основе лежит творчество в отведенное для этого определенное время, что требует оперативности в управлении своим психическим состоянием; 4) результаты творчества динамичны, развиваются, изменяются, представляют процесс; 5) творчество носит коллективный характер; 6) общим и основополагающим для той и другой деятельности является метод физических действий [3]. Однако, несмотря на явное сходство творчества актера и учителя, наука не отождествляет их. По мнению В.А. Ильева, речь идет о возможностях использования некоторых методических приемов из арсенала театральной педагогики для повышения мастерства педагогического воздействия. Ученый выделил четыре круга способностей педагога, работающего по закономерностям театральной педагогики. Так, для области искусства ученый выделил второй круг способностей (общих для всех видов искусства): воображение, образная память, активная реакция на явления действительности, тонкая чувствительность, эмоциональная восприимчивость [4]. Что касается воспитания учащихся средствами театрального искусства, то наиболее полно эта проблема рассмотрена в работах Н.Е. Щурковой [9]. Исследователь предлагает использовать в воспитательной деятельности педагога два варианта театрального искусства. Первый вариант предполагает погружение учащихся в мир театра: знание и глубокое понимание как содержательной основы театрального искусства, так и актёрского мастерства, участие школьников в театральных постановках и т.п. Второй вариант - это использование элементов театрализации для повышения качества решения воспитательных задач. Н.Е. Щуркова предлагает множество форм воспитательного взаимодействия, где используются элементы драматизации. Одной из таких форм является социодрама, участники которой могут «примерить» на себя роли героев и антигероев разнообразных жизненных ситуаций, выступить в качестве «участников» или «свидетелей» таких ситуаций. К театральному искусству педагог обращается и в рамках таких форм воспитательного взаимодействия, как «Магазин одной покупки», «Предлагаю - выбираю», «Разговор с великим» и др. По мнению S. Yan и P. Slattery, важнейшей частью нравственного воспитания является переживание за другого человека на основе глубокого понимания его внутреннего мира [16]. Театральное искусство как нельзя лучше способствует решению этой задачи. Перечисленные формы воспитательного взаимодействия могут быть использованы и в процессе нравственного воспитания будущих педагогов. На важность нравственного воспитания будущих специалистов обращают внимание как отечественные, так и зарубежные исследователи [17]. Современное театральное искусство имеет ряд особенностей, которые делают его востребованным как в процессе подготовки будущих педагогов к воспитательной деятельности, так и при решении воспитательных задач в школе. Среди таких особенностей, выделенных специалистами [1], [5], [8], [10], [11], [12], [15], наиболее значимыми в контексте воспитания представляются следующие: - яркость и неординарность произведений современного театрального искусства привлекают внимание как студентов, так и школьников. Броская, необычная внешняя форма стимулирует интерес к внутреннему содержанию произведений, заставляет задуматься над лежащей в основе театрального действа духовной, нравственной, социальной проблемой, создает эмоциональный настрой, необходимый для ее серьезного и вдумчивого обсуждения; - минимализм, свойственный многим современным спектаклям, позволяет сосредоточиться не на эстетике оформления спектакля, а на сущности лежащей в его основе коллизии, что особенно значимо при решении проблем духовно-нравственного воспитания; - большой выбор жанров и направлений в сфере современного театрального искусства (моноспектакли, мюзиклы, документальный театр, перфоманс и многое другое) позволяет учесть индивидуальные возможности учащихся при выборе спектакля для просмотра, обсуждения либо постановки силами обучающихся; - интерактивный характер современного театрального искусства, позволяющий школьникам формулировать, обосновывать и отстаивать собственную нравственную позицию, а будущим педагогам - «проигрывать» разнообразные ситуации профессиональной деятельности в сфере воспитания, развивать свои творческие способности, умение взаимодействовать с незнакомыми людьми в нестандартных условиях в режиме импровизации. Многие современные театральные постановки относят к так называемому иммерсивному искусству. Такие спектакли содержат в себе элементы квеста, мюзикла, включают сюжеты компьютерных игр. Зрители являются активными участниками и сотворцами действия, могут выбирать одну из нескольких сюжетных линий; - особая организация пространства современного театра, позволяющая зрителям не только активно участвовать в театральном действе, но и лучше слышать реплики актеров, видеть детали их костюмов, жесты, мимику и как результат - глубже понимать их чувства и переживания. Таким образом у обучающихся формируется способность к эмпатии, к адекватному внешнему выражению эмоций; - соединение в современных театральных постановках художественно-творческой деятельности и компьютерных технологий, адекватное мировосприятию представителей молодого поколения и позволяющее лучше понять основную идею спектакля. Современные отечественные [5] и зарубежные [13], [14] исследователи рассматривают театрализацию как феномен современной жизни, как часть современной реальности. Такой подход представляется весьма перспективным с точки зрения принципа связи воспитания с жизнью. Разумеется, в современном театральном искусстве есть также элементы, использование которых недопустимо при решении воспитательных задач. Нарушение нравственных табу, использование обсценной лексики, антиценностное содержание - все это является основанием для исключения произведения из контекста воспитания. Выводы. Результаты проведённого исследования позволяют сделать следующие выводы. Театральное искусство целесообразно использовать в двух сферах: при решении воспитательных задач (воспитание средствами театрального искусства) и при подготовке будущих учителей к решению воспитательных задач (театральная педагогика). В том случае, если при подготовке будущих учителей используются элементы театральной педагогики или театральная педагогика как целостная система, будущий учитель не только овладевает педагогической техникой - тем инструментарием, который обеспечивает успех его взаимодействия с детьми, но и достаточно близко и подробно знакомится с театральным искусством, которое может использовать впоследствии как средство воспитания учащихся. При этом подготовку будущих учителей к воспитательной деятельности средствами театральной педагогики можно рассматривать в качестве условия эффективности их деятельности по решению воспитательных задач. С точки зрения организации воспитательной деятельности важными являются такие особенности современного театрального искусства, как неординарность, преобладание идейного содержания над внешним оформлением, интерактивный характер, усиление «виртуальности» за счет использования компьютерных технологий.
×

About the authors

L. V Osipova

Volgograd State Social and Pedagogical University

Email: li-di-ya@yandex.ru
Volgograd, Russia

References

  1. Астафьева, Т. В. Современное театральное искусство как новая форма творческих отношений / Т.В. Астафьева // Известия Уральского государственного университета. Сер. 1. Проблемы образования, науки и культуры. - 2010. - № 6(85), ч. 1. - С. 161-166.
  2. Булатова, О. С. Педагогический артистизм / О.С. Булатова. - М.: Академия, 2001. - 240 с.
  3. Головенко, О. М. Система Станиславского в процессе формирования педагогической техники будущего учителя: автореф. дисс…. канд. пед. наук / О.М. Головенко. - М., 1991. - 15 с.
  4. Ильев, В. А. Когда урок волнует (театральная технология в педагогическом творчестве) / В.А. Ильев. - Пермь: Аспект-пресс, 2008. - 377 с.
  5. Кривоспицкая, Я. В. Современное театральное искусство как феномен виртуальной реальности / Я.В. Кривоспицкая // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. - 2011. - № 2(26). - С. 79-80.
  6. Кузовлев, В.П. Профессиональная подготовка студентов в пединституте: автореф. дисс…. докт. пед. наук / В.П. Кузовлев. - М., 1999. - 50 с.
  7. Полякова, Т. Н. Театрально-игровая деятельность в творческом развитии учителя в процессе посдипломного образования: автореф. дисс…. докт. пед. наук / Т.Н. Полякова. - СПб., 2010. - 49 с.
  8. Соловцова, И. А. Особенности восприятия современного искусства школьным учителем: оценки, суждения, уровень компетентности / И.А. Соловцова, А.И. Шипицин // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные. Медико-биологические науки. - 2021. -Ттом 23, № 76. - С. 57-63.
  9. Щуркова, Н. Е. Новые технологии воспитательного процесса искусства / Н.Е. Щуркова, В.Ю. Питюков. - М., 1993. - 112 с.
  10. Greenberg, C. Homemade Esthetics: Observations on Art and Taste. - Oxford University Press, 1999.
  11. Hudson, T. Theatrical Evolution Through the Great War // Journal of Arts and Humanities. - 2020. - Volume 9. - Issue 1. - Рp. 1-5. Text: unmediated.
  12. Kourkoulis L. Morality, Consciousness, and the Phenomenal World: A Future Art Curriculum / Art Education, Volume 74. - Issue 1 (2021). - Рp. 26-30. Text: unmediated.
  13. Miller, W., Cardamone, A. Educating Through Art, Ecology, and Ecojustice: A Rain Barrel Project / Art Education, Volume 74. - Issue 1 (2021). - Рp. 40 - 45. Text: unmediated.
  14. Ni Ming-Tsuey. Walter Sicket’s Music-Hall Scenes and Theatricality of Modern Experience // International Journal of Art and Art History. - 2020. - Volume 8. - Issue 2. - Рp. 17-23. Text: unmediated.
  15. O’Donoghue, D. Engaging Conversations in Art Education / Studies in Art Education: A Journal of Issues and Research. - Volume 61. - 2020. - Issue 4. - Рp. 293-297. Text: unmediated
  16. Yan Sijin, Slattery P. The Ethical Fearful Subject: On the Fear for the Other, Moral Education, and Levinas in the Pandemic // Studies in Philosophy and Education. - Volume 40(4). - 2021. - Рp. 1-12. Text: unmediated.
  17. Yu Genfa, Zhu Guangyong. The Integration of Moral Education and a Professional Course to Better Strengthen Moral Education and Cultivate Students // 6th Annuai International Conference on Social Science and Contemporary Humanity Development. Advances in Social Science, Education and Humanities Research. - Volume 517. - 2020. - Рp. 412-416. Text: unmediated.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2021 Osipova L.V.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies