DEVELOPMENT OF INTEGRATIVE MENTALITY OF THE MUSICIAN STUDENTS IN THE CONTEXT OF THE PEDAGOGICAL COLLEGE


Cite item

Full Text

Abstract

The article captures up to date issues of music education of the secondary professional educational organizations. The complexity and at the same time uniqueness of the music teacher/music director professions are noted, the problem of decrease of applicants' educational background is described. Interviews with teachers of subject-cycle commissions and content analysis of educational and methodological documentation on the disciplines included in the music-theoretical training and interdisciplinary courses from the professional module PM.03 Pedagogical musical and performing activities among educational institutions of the Volga Federal District, confirming the need for transforming the educational process by creating an integrative model of musical and theoretical training were conducted. Scientific research in the field of pedagogical integration is analyzed, it is determined that integration in pedagogy is not only a process and result, but also the principle of development of its theory and practice. As a result of pedagogical integration the integrative thinking is defined. Based on the obtained knowledge the methodological basis for the design of an integrative model was formed. The leading approach to modeling of professional musical-theoretical training of students is the integrative one, which ensures the integrity of professional formation of specialists and is manifested in the extent of integrative thinking, the growth of systematic knowledge, complexity of skills, willingness for self-actualization and self-development. The design of the model of musical-theoretical training is carried out taking into account the implementation of integrative processes at four levels: inter-subject, intra-subject, interpersonal and intrapersonal. The leading principle of modeling the content of musical and theoretical training of students is the principle of integration, which ensures the effective achievement of the goals of the educational process by forming a holistic view of the musical art. To implement this principle, the following tasks are solved: the object of integration is defined, factors that contribute and do not contribute to the integration of the designated objects are identified, and the expected result is defined. According to the results of the functioning of the model, students have developed skills of integrative thinking, performing and pedagogical skills, increased interest and activity in the learning process and the emergence of emotional and value orientations. The article proves the need to use an integrative model of musical-theoretical training of students of a pedagogical college.

Full Text

Введение. Специальность 53.02.01 Музыкальное образование готовит выпускников СПО к получению квалификации учитель музыки / музыкальный руководитель. Их будущая область профессиональной деятельности - музыкальное образование детей в организациях дошкольного и общего образования. Виды деятельности, которые должны осуществлять будущие выпускники: организация музыкальных занятий и музыкального досуга в дошкольных образовательных организациях, преподавание музыки и организация внеурочных музыкальных мероприятий в общеобразовательных организациях, педагогической музыкально-исполнительской деятельности и методического обеспечения процесса музыкального образования. Следует отметить, что уникальность и одновременно сложность специальности 53.02.01 Музыкальное образование заключается в том, что за стандартный период времени (2 года 10 месяцев (для абитуриентов с аттестатом среднего общего образования) и 3 года 10 месяцев (для абитуриентов с аттестатом основного общего образования), который отводится ФГОС СПО по любой специальности на получение профессиональных знаний, умений и практического опыта, обучающимся необходимо освоить не только педагогическое, но и исполнительское мастерство. И это вполне достижимая цель при условии наличия у абитуриентов предпрофессиональной (базовой музыкальной) подготовки. Однако, как показывает статистика, за последние 10 лет произошло качественное снижение контингента абитуриентов на музыкальных отделениях СПО (например, в 2007-2008 учебном году 85% абитуриентов, поступивших в государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Самарской области "Самарский социально-педагогический колледж" (далее - ГБПОУ "ССПК"), имели предпрофессиональную (базовую музыкальную) подготовку, а в 2017-2018 учебном году это количество упало до 33 % и с каждым годом падение продолжается). Помимо выше обозначенной проблемы в настоящее время большая часть студентов музыкального отделения, получивших образование в музыкальных школах, школах искусств, демонстрирует достаточно низкий уровень исполнительства и музыкально-теоретической подготовки. Изучая проблему, мы получили подтверждение того, что она не уникальна для Самарского региона. Многие преподаватели разных учебных заведений нашей страны (будь то высшая школа или среднее звено) - М.И. Ройтерштейн (МПГУ) [6, с. 3], Л.Л. Щитова (КОМК), Л.П. Робустова (НГК), И.С. Гусева (НМК) [2, с. 71-73] отмечают, что в последнее десятилетие также столкнулись с качественным снижением контингента абитуриентов. Причиной этому послужил целый ряд обстоятельств: последствия демографического кризиса середины 1990-х годов, уменьшение количества ДМШ и ДШИ, связанное с их преобразованием, реорганизацией и ликвидацией, а также отсутствие заинтересованности выпускников школ в получении музыкально-педагогического образования в силу ряда причин. В результате мы наблюдаем не только спад количества желающих осваивать профессию "учитель музыки, музыкальный руководитель", но и отмечаем, что выбирают ее абитуриенты, которые видят себя педагогами в будущем, но при этом либо никогда не занимались музыкой, либо относились к своему музыкальному образованию достаточно посредственно и не ставили себе цели достижения профессионального исполнительского мастерства. Учитывая все вышесказанное, мы посчитали необходимым провести аналитическую работу, чтобы понять, как влияет снижение контингента абитуриентов на качество освоения специальности 53.02.01 Музыкальное образование и каким образом выстраивается образовательный процесс на музыкальных отделениях педагогических колледжей для подготовки специалистов, отвечающих требованиям современного общества. Методология исследования. Аналитическая работа состояла из двух этапов: 1) интервью с преподавателями предметно-цикловых комиссий: музыкально-теоретической и музыкально-инструментальной подготовки, хорового дирижирования и вокального класса, основного (народного) и дополнительного музыкального инструмента и методистами по практическому обучению отделения "Музыкальное образование" ГБПОУ "ССПК" г. Самара; 2) контент-анализ учебно-методической документации и содержания рабочих программ по общепрофессиональным учебным дисциплинам (далее - ОПД), входящим в состав музыкально-теоретической подготовки и междисциплинарным курсам (далее - МДК) из состава ПМ.03 Педагогическая музыкально-исполнительская деятельность (они являются важнейшими в части профессиональной подготовки музыканта-педагога) среди учебных заведений Приволжского федерального округа, осуществляющих подготовку студентов по специальности 53.02.01 Музыкальное образование. Обобщая полученные материалы интервью можно сказать, что с трудностями, возникающими по причине полного отсутствия или низкого уровня базовой музыкальной подготовки студентов, сталкивается абсолютное большинство преподавателей ГБПОУ "ССПК", при этом все отмечают неспособность студентов к комплексному, системному восприятию информации. Тот уровень общей профессиональной музыкальной подготовки, который демонстрируют выпускники, большинство преподавателей считает недостаточным. Выходя на практическое обучение, студенты не всегда имеют необходимый запас теоретических знаний и практических умений, соответствующий практическим видам деятельности; они не имеют накопленного музыкального материала производственного репертуара; при отсутствии навыков быстрого и качественного разучивания предоставляемого музыкального материала демонстрируют исполнительскую подготовку низкого качества, слабый уровень аналитической деятельности и неумение вести грамотный профессиональный диалог о музыке. Исследуя учебно-методическую документацию, в том числе рабочие программы, мы акцентировали свое внимание на наличии либо отсутствии интегративных связей внутри дисциплин, входящих в музыкально-теоретическую подготовку и между вышеуказанными дисциплинами, и междисциплинарными курсами. Подводя итоги анализа учебно-методической документации и содержания рабочих программ всех вышеперечисленных дисциплин и МДК, следует отметить, что музыкально-теоретическая подготовка является базовым фундаментом для освоения ПМ.03 Педагогическая музыкально-исполнительская деятельность, эффективность которого напрямую зависит от их нераздельности, пересеченности тем и заданий. Те интегративные связи, которые мы отметили в процессе проведения контент-анализа, - в основном, формальность, не способствующая объединению полученных знаний в целостную систему представлений о языке музыки, что говорит об отсутствии возможности формирования интегративного мышления, так необходимого для роста системности знаний и комплексности умений обучающихся такой интегративной специальности, как учитель музыки/музыкальный руководитель. Многие учебные заведения понимают проблему качественного снижения контингента абитуриентов и подготовки кадров, не соответствующих требованиям общества, и пытаются решить ее путем увеличения количества часов, отведенных на освоение дисциплин, составляющих музыкально-теоретическую подготовку и МДК, входящих в ПМ.03 Педагогическая музыкально-исполнительская деятельность (используются часы вариативной части ОПОП). Однако, как показывает практика, увеличение количества часов на изучение дисциплин - малоэффективная мера, если при этом используется узкопредметный подход в преподавании, не позволяющий развивать столь необходимый для обучающихся навык интегративного мышления. Проанализировав ситуацию, мы понимаем, что система общей профессиональной музыкальной (в том числе музыкально-теоретической) подготовки не соответствует требованиям современного общества. Данная проблема не до конца изучена и требует более детальной проработки педагогическим сообществом. В этой связи вопрос о необходимости трансформации образовательного процесса в части вышеперечисленных дисциплин и МДК, а именно о создании интегративной модели музыкально-теоретической подготовки, способствующей формированию интегративного мышления (объединение полученных знаний в целостную систему представлений о языке музыки), приобретает особую актуальность. Целью данной статьи является исследование педагогической интеграции и проектирование интегративной модели музыкально-теоретической подготовки, способствующей формированию интегративного мышления, являющегося как основой проявления, так и результатом интеграции. История вопроса. Более подробно рассмотрим сущностные характеристики понятия "педагогическая интеграция". "Интеграция (лат. integer - полный, цельный) - объединение в целое, в единство каких-либо элементов, восстановление какого-либо единства..." [7, с. 203]. Проблема интеграции затрагивает различные отрасли науки: философию, психологию, социологию, педагогику и др. В образовании понятие "интеграции" вводится в 1980-х годах и служит предметом исследования у таких ученых как В.С. Безрукова [1], М.Н. Берулава [2], Н.Ф. Бунакова, В.И. Водовозова, А.Я. Данилюк, С.Б. Ельцов [4], И.Д. Зверев [5], В.Н. Максимова, В.Я. Стоюнина, Н.К. Чапаев [11, 12], П.М. Эрдниев. "Педагогическая интеграция". В педагогике, так же, как и в других науках, интеграция является как процессом, так и его результатом. По мнению В.И. Шярнаса, интеграция выполняет также роль принципа развития ее теории и практики. Триединая роль интеграции (принцип, процесс, результат), говорящая о многофункциональности данного понятия, не дает возможности представить его единую трактовку и обязывает нас к определению каждой из ролей [13]. В.С. Безрукова предлагает следующие определения каждой из них: 1. Педагогическая интеграция как принцип развития педагогической теории и практики есть ведущая идея, отражающая особенности современного этапа развития и гарантирующая в случае ее реализации достижение более высоких позитивных результатов в научной и практической деятельности. Если педагогическая интеграция проявляет себя как принцип, то она охватывает своим влиянием достаточно большое число дидактических, воспитательных и школоведческих явлений и знаний о них и в этом смысле типична; это значит, что она располагает факторами, обеспечивающими ее широкое влияние, как на педагогическую теорию, так и на практику. В.С. Безрукова выделяет следующие правила для реализации данного принципа: 1) определить объект интегрирования; 2) выделить факторы как способствующие, так и не способствующие интегрированию обозначенных объектов; 3) сформулировать ожидаемый результат с учетом потребностей и особенностей участников образовательного процесса. 2. Педагогическая интеграция как процесс есть непосредственное установление связей между объектами и создание новой целостной системы в соответствии с предполагаемым результатом. Как процесс педагогическая интеграция есть процедура интегрирования объектов, проектирование пути получения результата. Она включает в себя выбор необходимых и целесообразных связей из всей совокупности их видов и типов, способов их установления. 3. Педагогическая интеграция как результат есть та форма, которую обретают объекты, вступая во взаимосвязь друг с другом. Такие формы широко известны: интегративный курс (УДЕ), интегративный урок, технологии "погружения" и школы диалога культур, модульное обучение и др. [1, с. 29-31]. А.И. Смоляр отмечает, что для современного уровня развития педагогики характерны тенденции интеграции, проявляющиеся во взаимопроникновении методов исследования и понятийного аппарата [10, с.240]. В.А. Сластенин подчеркивает, что интеграция - это не эмпирическое объединение произвольного множества элементов процесса обучения, связанных лишь ситуативно, а переход количества в качество. Это внутренняя взаимосвязанная и взаимообусловленная целостность процесса обучения, обладающая свойствами, отсутствующими у составляющих её компонентов (целей, содержания, методов, форм и т.д.). Это открытие новых связей и отношений между компонентами путём включения в новые системы связей [9]. Определением сущности педагогической интеграции на протяжении многих лет занимался Н.К. Чапаев, исследователь одним из первых подошел к решению вопроса о технологии интегрирования. При анализе инвариантных характеристик Н.К. Чапаев определяет интеграцию как системное образование, объединяющее в себя: 1) интегративное целое, представляющее собой синтез процессуальных и результирующих составляющих интеграции; 2) интеграцию-процесс; 3) интеграцию-результат, отражающую момент фиксации получения в ходе осуществления интеграционного процесса определенного интегрального «продукта» [12, с. 184-185]. Н.К. Чапаев придерживается мнения, что педагогическая интеграция - это процесс и результат развития, становления и формирования многомерной человеческой целостности в условиях осуществления интегративно-педагогической деятельности [12, с. 183]. Е.В. Яковлев и Н.О. Яковлева рассматривают педагогическую интеграцию как высшую форму выражения единства целей, принципов, содержания, форм организации, как создание укрупненных педагогических единиц на основе взаимосвязи различных компонентов учебно-воспитательного процесса [14, с. 108]. М.Н. Берулава под интеграцией содержания образования понимает «процесс и результат взаимодействия его структурных элементов, сопровождающихся ростом системности и уплотненности знаний учащихся» [2, с. 8]. Анализируя научную литературу, мы приходим к выводу, что педагогическую интеграцию необходимо рассматривать исключительно как целостную систему, состоящую из взаимопроникаемых и взаимосвязанных компонентов образовательного процесса, имеющей своей целью формирование у обучающихся целостного, комплексного, системного знания о тех или иных явлениях, сторонах и свойствах материального мира или общественной жизни, составляющих предмет учебной дисциплины. Как уже было сказано выше, результатом педагогической интеграции является интегративное мышление. В.С. Безрукова дает следующее определение: "Интегративное мышление - это не просто использование сложных мыслительных операций. Это еще и определенная стратегия, и тактика рассуждений и доказательств, владение дедуктивной и индуктивной логикой построения познавательного процесса. Интегративное мышление делает человека способным строить гипотезы, устанавливать причинно-следственные связи, выводить аксиомы, сопоставлять теорию и практику. Интегративное мышление - это возможность человека совершать более глубокое и широкое познание действительности..." [1, с. 33]. Соглашаясь с мнением ученого, мы также приводим выдержку из доклада американских ученых Национальной академии наук, Национальной инженерной академии и медицины о том, что современная система образования слабо приспособлена к выпуску специалистов, способных осуществлять интеграцию различных отраслей. Авторы считают, что необходимо прививать студентам мета-навыки мышления в различных дисциплинах и моделях, а также предоставить возможность практиковать их в продуктивной работе с другими людьми. По мнению специалистов вышеперечисленных академий, целью образования в сегодняшнем узкоспециализированном и наукоемком мире должно стать обучение мета-навыку интегративного мышления, которое предполагает выход за рамки естественнонаучных, технологических, инженерных и математических дисциплин, гуманитарных наук и свободных искусств. В стране, стремящейся к процветанию в мире будущего, главной целью образования должно стать формирование такого интеграционного потенциала [15]. Педагогическая интеграция в музыкальном образовании является актуальным вопросом как в нашей стране, так и за рубежом. Многие зарубежные педагоги среднего и высшего звена считают внедрение интеграционных процессов необходимым условием для построения инновационного образовательного пространства. Среди них G. Heiling [19], U.H. Nwauzor[20], M. Bribitzer-Stull [16], S. Andrew Granade [18], M. Clague , J. Evans, K. Fournier, M. Hickey, B. Anne Younker [17], Ch. Stover [21] и др. Проектирование интегративной модели музыкально-теоретической подготовки студентов педагогического колледжа основывается на полученном знании о педагогической интеграции. Раскрывая сущность моделирования процесса изучения дисциплин музыкально-теоретического цикла, мы придерживаемся следующего определения: интегративная модель музыкально-теоретической подготовки студентов в условиях педагогического колледжа - это педагогическая модель обучения, состоящая из теоретических знаний и умений, получаемых в процессе освоения дисциплин музыкально-теоретического цикла (сольфеджио, элементарная теория музыки, гармония, анализ музыкальных произведений), используемых в рамках приобретения практического опыта на музыкально-исполнительских дисциплинах (вокальный класс, хоровой класс и управление хором, музыкально-инструментальный класс), связанных единым интегрирующим началом - языком музыки. При разработке модели используется целый комплекс подходов: ценностно-смысловой, деятельностный, системный, компетентностный и другие, но учитывая, что вид профессиональной деятельности будущих учителей музыки и музыкальных руководителей является интегративным по своему содержанию и структуре, мы считаем, что ведущим подходом к моделированию профессиональной музыкально-теоретической подготовки должен быть именно интегративный, поскольку он обеспечивает целостность профессионального становления специалистов, проявляющегося в степени сформированности интегративного мышления, роста системности знаний, комплексности умений студента, выражающихся в теоретической и практической подготовленности к будущей профессиональной деятельности, а также готовности к самоактуализации и саморазвитию личности. Наиболее полно интегративный подход представлен в работах Л.А. Артемьевой, Н.С. Антонова, В.С. Безруковой, М.Н. Берулава, И.Г. Еременко, М.И. Махмутова, В.И. Загвязинского, Н.К. Чапаева и др. Реализация интегративного подхода предполагает осуществление интегративных процессов на четырех уровнях: - межпредметный, внутрипредметный (В.С. Безрукова, И.В. Блауберг, И.П Подласый, Э.Г. Юдин); - внутриличностный и межличностый (Н.К. Чапаев, Б.Г. Ананьев, Е.В. Яковлев, Н.О.Яковлева). Соглашаясь с мнением Е.О. Галицких [3] о том, что сущность интегративного подхода, его внутренняя основа и содержание заключается в целостности образовательного процесса, основанного на интеграции всех четырех уровней, мы проектируем модель музыкально-теоретической подготовки, основываясь на межпредметной, внутрипредметной, внутриличностной и межличностной интеграциях. Межпредметная интеграция позволяет сформировать у студентов умения и навыки деятельности интегративного характера, приобрести опыт практической деятельности объединения теоретического знания разных дисциплин, способствующий повышению результативности образовательного процесса и мотивации обучающихся к профессиональной деятельности. В процессе внутрипредметной интеграции осуществляется установление интегративных связей между разделами одной дисциплины, позволяющих объединить смысловые, содержательные, структурные и технологические компоненты в одно целое. Одной из важнейших характеристик интеграции, по мнению Н.К. Чапаева, является ее личностная направленность. Ученый определяет высшей целью интеграции - личность, восстановление ее целостной сущности [11, с. 61-77]. В профессиональной деятельности реализуются два вида интеграции: внутриличностная, представляющая из себя стремление к достижению личностью Я-концепции и согласованности с ней собственного поведения, и межличностная, достичь которой возможно путем выработки общих основных принципов взаимодействия между партнерами, что приводит к формированию социальной общности (пары, группы) [11]. В рамках проектирования интегративной модели музыкально-теоретической подготовки студентов результатом внутриличностной интеграции становится интеграция профессионального знания обучающегося. Достижение этого результата происходит при совмещении внутренних усилий личности студента и внешнего воздействия целенаправленного образовательного процесса, что всегда связано с проблемой осознания обучающимися ответственности за результат своего обучения, с готовностью личности к самоактуализации и саморазвитию. Результатом межличностной интеграции становится интеграция преподавателей разных предметно-цикловых комиссий в единую группу, устанавливающую интегрированные цели, содержание обучения, создающую комплекс методов и форм проверки уровня освоения теоретических знаний, умений и приобретения практического опыта их применения в профессиональной деятельности. Основываясь на мнении В.И. Шярнаса и В.С. Безруковой о том, что интеграция в педагогике является не только процессом и результатом, но и принципом развития ее теории и практики, ведущим принципом моделирования содержания музыкально-теоретической подготовки студентов мы выделяем именно принцип интеграции, обеспечивающий эффективное достижение целей образовательного процесса за счет формирования целостного представления о музыкальном искусстве. Для успешной реализации данного принципа нами определены следующие задачи: 1. Определить объект интегрирования - в качестве объекта мы выбираем комплекс теоретических знаний о языке музыки (средствах музыкальной выразительности), получаемых на дисциплинах, входящих в состав музыкально-теоретической подготовки (сольфеджио, элементарная теория музыки, гармония, анализ музыкальных произведений) и используемых в рамках приобретения практического опыта (создание аннотаций на изучаемые произведения) на междисциплинарных курсах, входящих в состав ПМ03 Педагогическая музыкально-исполнительская деятельность (вокальный класс, хоровой класс и управление хором, музыкально-инструментальный класс). 2. Выделить факторы как способствующие, так и не способствующие интегрированию обозначенных объектов. В качестве способствующих факторов мы выделяем: со стороны преподавательского состава - заинтересованность в качестве освоения учебного материала и сокращении времени на его изучение, приобретение опыта публичных выступлений и музыкально-аналитической деятельности; со стороны обучающихся - потребность в связи теоретических знаний и умений с приобретением практического опыта в будущей профессиональной деятельности. Негативными факторами со стороны преподавателей могут быть следующие: сложность в согласовании единого для всех предметно-цикловых комиссий производственного репертуара и требований к его анализу, необходимость отойти от привычной формы оценки полученных знаний и умений; со стороны студентов - это неумение и нежелание пользоваться теоретическими знаниями в своей практической деятельности; пробелы в теоретических знаниях, обеспечивающих формирование профессионального навыка в процессе аналитической деятельности; неумение мыслить системно и организовывать свою самостоятельную деятельность. 3. Сформулировать ожидаемый результат с учетом потребностей и особенностей участников образовательного процесса. Анализируя вышеперечисленные факторы, педагогический состав определяет целесообразность интегрирования теоретических знаний о языке музыки, получаемых в процессе освоения дисциплин музыкально-теоретической подготовки с приобретением практического опыта их применения на МДК, входящими в состав ПМ03, и мысленно предвосхищает ожидаемый результат. Под результатом в данном случае понимается формирование интегративного мышления, повышение уровня освоения теоретических знаний, практических умений и готовность к профессиональной музыкально-педагогической деятельности. Помимо ведущего принципа интеграции основу и новизну модели музыкально-теоретической подготовки студентов составляет система принципов последовательности и систематичности, доступности, прочности и действенности результатов образования, сотрудничества, сознательности, связи теории с практикой. В рамках проектирования модели музыкально-теоретической подготовки была решены следующие задачи: 1) внесены изменения в рабочие программы по дисциплинам, входящим в музыкально-теоретическую подготовку (ОПД.06 Элементарная теория музыки, гармония, 07 Анализ музыкальных произведений, ОПД.08 Сольфеджио). Материал выстроен на основе межпредметной, внутрипредметной и внутриличностной интеграции; 2) внесены изменения в рабочие программы по МДК, входящим в состав ПМ03 Педагогическая музыкально-исполнительская деятельность (МДК03.01 Вокальный класс, МДК03.02 Хоровой класс и управление хором, МДК03.03 Музыкально-инструментальный класс). Материал выстроен на основе межпредметной, внутрипредметной, межличностной и внутриличностной интеграции; 3) введено понятие "общий производственный репертуар" по вышеперечисленным дисциплинам и МДК, а также внесены изменения в организацию процесса обучения, с включением данного репертуара, работа над которым позволила сформировать у студентов умения и навыки деятельности интегративного характера, приобрести опыт перевода теоретического знания разных дисциплин в практическую деятельность, способствующий интеграции профессионального знания обучающихся и повышению результативности образовательного процесса. Процесс обучения был организован на основе всех четырех видов интеграции; 4) разработан и внедрен план анализа музыкальных произведений производственного репертуара в форме аннотации согласно требованиям дисциплин, входящих в музыкально-теоретическую подготовку и МДК из состава ПМ03 Педагогическая музыкально-исполнительская деятельность; 5) скорректированы учебные планы и сопутствующая документация с целью объединения оценки результатов деятельности по дисциплинам, входящих в музыкально-теоретическую подготовку и МДК из состава ПМ03 Педагогическая музыкально-исполнительская деятельность (каждый семестр, на протяжении всего периода освоения вышеуказанных дисциплин и МДК); 6) организована интегрированная рубежная и промежуточная аттестация в форме публичного выступления со вступительным словом по написанной аннотации и демонстрацией музыкально-исполнительских и педагогических навыков. В результате функционирования интегративной модели музыкально-теоретической подготовки формирование интегративного мышления студентов было осуществлено следующим образом: 1) учащиеся в процессе изучения языка музыки на дисциплинах, входящих в музыкально-теоретическую подготовку, осуществляли музыкально-аналитическую деятельность (выполняли анализ произведений производственного репертуара, осваиваемого на междисциплинарных курсах, входящих в состав ПМ03 Педагогическая музыкально-исполнительская деятельность (вокальный класс, хоровой класс и управление хором, музыкально-инструментальный класс) в форме написания аннотации), тем самым соединяя теоретическое знание с практическим умениями, переходя от конкретного к абстрактному, обобщая полученные знания, устанавливая причинно-следственные связи, подбирая соответствующие формулировки для письменного изложения информации и т. д. Одновременно студентами проводилось соотнесение всего текста аннотации с требованиями преподавателя. Все действия студентов сопровождались проявлением таких личностных качеств, как трудолюбие, воля, ценностные ориентации, отношения к учебной деятельности, креативность и др.; 2) промежуточная аттестация проводилась в формате двойного оценивания. Студенты выступали перед аудиторией с вступительным словом, последующим исполнением выбранного произведения (по билету) и демонстрацией педагогических приемов работы над ним. Кроме этого, преподавателю музыкально-теоретических дисциплин были сданы составленные аннотации по произведениям. Они оценивались по плану анализа музыкальных произведений того или иного междисциплинарного курса из состава ПМ03 Педагогическая музыкально-исполнительская деятельность, утвержденного совместно преподавателями по МДК и по музыкально-теоретическим дисциплинам. Благодаря такому формату студенты смогли продемонстрировать не только свои исполнительские и педагогические навыки, но и сформированный в процессе обучения навык интегративного мышления, а также культуру речи, культуру умственного труда и дисциплинированность. По итогам проведения эксперимента по внедрению интегративной модели музыкально-теоретической подготовки студентов педагогического колледжа комиссия однозначно оценила результат как положительный, отметив прогресс не только в формировании навыков интегративного мышления, исполнительских и педагогических навыков, но и в целом повышение заинтересованности и активности обучающихся в процессе обучения и появление эмоционально-ценностных ориентиров. Вывод. В результате проведенной нами работы стало очевидно, что современное музыкально-педагогическое образование остро нуждается в трансформации образовательного процесса. Эксперимент продемонстрировал эффективность созданной нами интегративной модели музыкально-теоретической подготовки и доказал необходимость ее использования для формирования интегративного мышления студентов-музыкантов, необходимого при подготовке будущих профессионалов, способных не только качественно вести свою будущую деятельность, но и преобразовывать ее, работать на опережение текущей ситуации, расставляя точки движения в будущем.
×

About the authors

T. Y Fedotova

Samara State University of Social Sciences and Education

Email: tanita80@inbox.ru
Samara, Russia

References

  1. Безрукова, В. С. Интеграционные процессы в педагогической теории и практике: [монография] / В.С.Безрукова. - Екатеринбург, 1994. - 152 с. - ISBN 5-230-06616-4. - Текст : непосредственный.
  2. Берулава, М. Н. Теоретические основы интеграции образования / М.Н. Берулава. - М.: Изд-во Совершенство, 1998. - 192 с. - Текст : непосредственный.
  3. Галицких, Е. О. Интегративный подход как теоретическая основа профессионально-личностного становления будущего педагога в университете: специальность 13.00.08 "Теория и методика профессионального образования": диссертация на соискание ученой степени доктора педагогических наук / Елена Олеговна Галицких; Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена - Санкт-Петербург, 2002.- 387 с. - Текст : непосредственный.
  4. Ельцов С. Б. Механизмы педагогической интеграции содержания электротехнических дисциплин / С. Б. Ельцов // Интеграционные процессы в педагогической теории и практике: сборник научных трудов / ред. В. С. Безрукова. - Свердловск: Изд-во Свердл. инж.-пед. ин-та, 1992. - Вып. 3. - С. 158-162. - Текст : непосредственный.
  5. Зверев И. Д. Межпредметные связи в современной школе / И. Д. Зверев, В. Н. Максимова. - М.: Педагогика, 1981. - 160 с. - Текст : непосредственный.
  6. Иофис, Б. Р., Ройтерштейн М. И.: научная деятельность и авторская модель музыкально-теоретической подготовки учителя музыки // Вестник кафедры ЮНЕСКО Музыкальное искусство и образование. - 2015. - №4 (12). - С. 80-91. - Ежекв. - ISSN 2309-1428. - Текст : непосредственный.
  7. Кондаков, Н. И. Логический словарь-справочник. 2 изд., испр. и доп. - М.: Наука, 1975. - 720 с. - ISBN 978-5-458-23268-5. - Текст : непосредственный.
  8. Робустова Л. П., Светлова О. А., Осипова Н. В., Щитова Л. Л., Гусева И. С. "Научно-практическая конференция "Проблемы и перспективы развития региональной системы многоуровневого профессионального музыкального образования": особенности новой встречи // Вестник музыкальной науки. - 2016. - №1(11). - С. 68-82. - Ежекв. - ISSN 2308-1031. - Текст : непосредственный.
  9. Сластенин, В. А. Педагогика: инновационная деятельность: уч. пособие/ В.А. Сластенин, Л.С. Подымова. - М.: Магистр,1997. - 308 с. - Текст : непосредственный.
  10. Смоляр, А. И. Профессиональное самосознание учителя: вопросы методологии, теории и технологии развития. [монография] / А.И.Смоляр. - Самара: ПГСГА, 2013. - 356 с. - ISBN 978-5-8428-1015-4. - Текст : непосредственный.
  11. Чапаев, Н. К. Интеграция образования и производства: методология, теория, опыт / Н.К. Чапаев, М.Л. Вайнштейн. - Екатеринбург; Челябинск, 2007. - 408 с. - Текст : непосредственный.
  12. Чапаев, Н. К. Педагогическая интеграция: методология, теория, технология [монография ] / Н.К.Чапаев. - Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та; Кемерово: Изд-во Кемер. гос. проф.-пед. колледжа, 2005. - 325 с. - ISBN 5-8050-0177-2 - ISBN 5-93963-006-5 - Текст : непосредственный.
  13. Шярнас, В. И. Принцип интеграции - ведущий принцип профессиональной дидактики / В. И. Шярнас // Интеграционные основы проектирования педагогических технологий: материалы 7-й сессии Международной школы-семинара, пос. Таватуй, 1-5 февр., 1993. - Свердловск: Изд-во Свердл. инж.-пед. ин-та, 1993. - С. 37-42. - Текст : непосредственный.
  14. Яковлев, Е. В. Педагогическая концепция: методологические аспекты построения / Е.В. Яковлев, Н.О.Яковлева. - М.: Гум. изд. центр ВЛАДОС, 2006. - 239 с. - ISBN 5-691-01523-0 - Текст : непосредственный.
  15. «Rising Above the Gathering Storm: Energizing and Employing America for a Brighter Economic Future» /National Academies Press. - Washington, D.C., 2007. - URL: https://www.nap.edu/catalog/11463/rising-above-the-gathering-storm-energizing-/and-employing-america-for (дата обращения: 05.09.2020) - Текст : электронный.
  16. Bribitzer-Stull, Matthew. "Contention in the Classroom: Encouraging Debate and Alternate Readings in the Undergraduate Theory Class."/Journal of Music Theory Pedagogy 17 (2003); Р. 21-39. - Текст : непосредственный.
  17. Building Bridges: "Same and Different Issues Across Music Theory, Music History, and Music Education" / Mark Clague, Julie Evans, Karen Fournier, Maud Hickey And Betty Anne Younker. - College Music Simposium. - 2007. - Р. 140-153.
  18. Granade, S. Andrew. "Undergraduate Development of Coursework in Musicology" / Oxford Handbooks Online / doi: 10.1093/oxfordhb/9780199935321.013.12/ Oxford, 2014. - Р. 1-29. - Текст : электронный.
  19. Heiling, G. "An Integrated Swedish Teacher Education Programme In Music" / Educating Music Teachers For The 21st Century / Sense Publishers, 2011. - p.15-50. - ISBN 978-94-6091-503-1 - Текст : непосредственный.
  20. Nwauzor, U. H. "An Integrated Approach to Music Education through Teaching and Learning in Secondary Schools in Nigeria" /Journal of Resourcefulness and Distinction. - 2014. - Volume 9 (1). - Р. 1-12. - Текст : непосредственный.
  21. Stover, Ch. "Analysis as Multiplicity" / Journal Of Music Theory Pedagogy Online. - 2013. - Volume 27. - Р. 111-141. URL: https://jmtp.appstate.edu/analysis-multiplicity (дата обращения 13.07.2020). - Текст : электронный.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2021 Fedotova T.Y.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies