VOICE AND SPEECH OF THE TEACHER AS A MEANS OF PEDAGOGICAL FASCINATION


Cite item

Full Text

Abstract

The article examines vocal fascination as a phenomenon of pedagogical influence. The purpose of the article is to identify what techniques of voice fascination are necessary for a student-future teacher, how to master them in order to effectively use them in teaching and communicating with children in the classroom. The techniques of voice fascination necessary for a future teacher for effective use in teaching and communicating with children were revealed: expressive intonation, tempo, rhythm of speech, novelty effect, fascinating presentation of information, creating a holiday atmosphere, facial expressions, smile. On the example of the work of the "Theater of the Word KB Sargsyan" methods of voice and speech development in future teachers in the process of intoning a poetic text are revealed. The means of effective influence of the teacher's vocal fascination have been identified, which help to captivate, interest students in the learning process, and increase motivation.

Full Text

Ведение. В результате бурно развивающейся информатизации общества появляются новые технологии. Значительную часть информации человек получает через Интернет и СМИ. Борьба за интересы зрителей, желание привлечь внимание читателя или слушателя становится главной целью телеканалов, газет, радио, и, конечно, рекламы. В этой борьбе за сердца и умы современного человека средства массовой информации объединяет мастерское владение эффектами фасцинации. В психологии «фасцинация» (от латинского - пучок, связка) - это «влияние на воображение и волю человека в целях его психологического подчинения» [1, с. 344]. Но есть у термина и другое значение: «словесное воздействие на человека, при котором достигается минимальная потеря информации» [1, c. 344]. Фасцинология - относительно новая отрасль психолого-педагогической науки. В переводе с английского буквально fascination - очарование, колдовство. Фасцинация - это умение человека (в нашем случае - педагога) силой своего личностного воздействия заинтересовать обучающегося, пробудить в нем радость познания, мотивировать к обучению путем применения целого арсенала педагогических средств: выразительного голоса, мимики, улыбки, увлекательной подачи информации, темпа обучения, эффекта новизны и т.д. Активный пропагандист фасцинологии как науки В.М Соковнин пишет: "Я определяю фасцинацию как такое воздействие сигнала, принадлежит ли он природному явлению (молния) или целенаправленному человеческому поведению (обольщение), которое вызывает внимание, волнение, захваченность» [2]. Методы исследования: сравнительный анализ, эксперимент, анкетирование. Материалы исследования. На примере работы “Театра Слова К.Б. Саркисян” раскрываются методы развития голоса и речи у будущих учителей в процессе интонирования поэтического текста. История вопроса. Впервые эффект фасцинации как сигнала, создающего благоприятные условия для принятия информации, в середине 20 века описал в своих научных трудах Ю.В. Кнорозов. Продолжатели его идей - А. Брудный, А. Войскунский, Н.Л. Мусхелишвили, И.И. Саленко, А.Ш. Сафаргалина, В.М. Соковнин, Ю.А. Шрейдер, Е.В. Омельченко и др. - убедительно доказывают, что эффекты фасцинации повышают усвоение информации, способствуют преодолению коммуникативных барьеров в обучении, общении. Одним из ведущих компонентов фасцинации является вербальная коммуникация, к которой относится речь. Хорошо поставленный, уверенный голос привлекает к себе внимание, заставляет слушать. Результаты исследования. Для голосовой фасцинации используются как вербальные средства (ритм, темп, интонация речи), так и невербальные (взгляд, жест, мимика). Преподаватели, артисты, бизнесмены, политики заинтересованы расположить к себе людей. Они интуитивно используют искусную речь с целью обратить на себя внимание, вызвать эмпатию у слушателей. Мастерское владение голосовой фасцинацией создает очарование личности, придает ей отчетливо выраженную индивидуальность. Тембр как один из компонентов голосовой фасцинации играет важную роль. Суггестивное воздействие тембра голоса является общепризнанным и широко используется как в медицинской практике, так и средствах массовой информации, рекламе, ораторском искусстве и т.д. По мнению психологов, в процессе восприятия 40% информации мы получаем, слушая голос, и только 7% передает речь. Ораторы Древней Греции и Рима прекрасно знали и использовали фасцинирующие приемы. Многочисленны приемы речевой экспрессии: смена нагнетающих напряженность ритмов речи, голосовые модуляции, семантические паузы, яркие многовариантные повторы и драматизация, занимательные истории, декламация, притчи, анекдоты, ключевые фразы и даже коллективное хоровое пение. Фасцинация проявляется также в быстрой, энергичной подаче учебного материала. Важно знать, что влияние фасцинации на человека может быть позитивным (поднять настроение, вселить радость, надежду на доброе, хорошее) и негативным (устрашать, запугивать). Речевая экспрессия широко используется в образовательной деятельности. Ее приемы у каждого преподавателя индивидуальны, используются интуитивно и зависят от индивидуальности, педагогических способностей и актерского мастерства учителя. Манера говорить, педагогическое интонирование (Б.М. Целковников, О.Ю. Солопанова) [3], интонационно-смысловая часть речи вызывает эмоциональную реакцию ученика, производит стимулирующий эффект на мотивацию к обучению. Дети любят учителей, которые умеют пошутить, используют неожиданные сравнения, меткие словечки, каламбуры, проявляют артистические способности. Улыбка - врожденное качество человека. Умение учителя доброжелательно смотреть на учеников, общаясь, улыбаться для создания радостной, приподнятой, активной творческой атмосферы на уроке можно отнести к манипуляционным средствам в арсенале педагогической техники. В.А. Ширшов настоятельно советует преподавателям найти самую лучшую и выразительную, нефальшивую улыбку, прежде чем идти в класс [4]. Голос - самый совершенный инструмент общения и фасценирующего воздействия на человека. Голоса харизматичных артистов, дикторов, ведущих телепрограмм и шоу, исполнителей высокого профессионального уровня могут завораживать, околдовывать, пугать, вызывать совершенную разнообразную гамму чувств и эмоций. Каждый из нас испытывал воздействие, очарование голосом, исходящее от великих певцов. Пение Ф. Шаляпина, В. Атлантова, И. Кобзона, Д. Хворостовкого, А. Нетребко, Л. Паваротти и др. оказывает колоссальное воздействие на публику, которая восхищается не только безупречной вокальной техникой, но реагирует прежде всего на уникальный, узнаваемый голос, красоту его тембра, выразительность, теплоту, доверительность интонации. Эстрадные певцы, драматические артисты, владеющие методами донесения поэтического текста, художественного слова, производят гипнотическое действие на слушателей. Они превосходно умеют варьировать интонациями, громкостью, тембром, а также мелодичностью своего голоса в зависимости от ситуации. Мы можем наблюдать удивительный эффект фасцинации в вокальной музыке, песне, исполненной на иностранном языке: даже не зная точного перевода слов, мы прекрасно понимаем, какие чувства передает певец, о чем он поет. Музыка обладает колоссальным фасценирующим воздействием, которое пока мало изучено. Как известно, маленькие дети не понимают слов, но считывают состояние говорящего благодаря врожденному эмоциональному слуху, сформировавшемуся в перинатальный период. Мама при общении с ребенком использует такие методы фасцинации, как улыбка, игра, жесты, артистизм для привлечения внимания ребенка, и самое главное - голос, его выразительная интонация. Сказать слова можно по-разному. Фраза «мой малыш» сказанная с разным эмоциональным настроем, может успокоить ребенка или заставить плакать. Понять специфику фасцинации как эффекта, под влиянием которого теряется семантическая значимая информация, но повышается воздействие, нам поможет пример из педагогической практики. На одном из уроков музыки дети знакомились с романсом французского композитора Габриэля Форе на стихи Ромена Бюссина «Пробуждение». Никто из обучающихся не знал французского языка, но перед прослушиванием романса учитель выразительно прочитал стихотворение в подлиннике. Выразительная интонация поэтических строк, ритмическая организация слов произвели магическое воздействие на детей, не оставили равнодушным никого в классе [5]. Мы попросили студентов старших курсов Самарского социально педагогического университета ответить на вопрос: Какое влияние оказывает голос учителя на восприятие урока обучающимися? Какие трудности в речевом общении, воздействии на организацию урока, дисциплину, общение, они испытывали во время педагогической практики? Приведем мнения наших респондентов: «Дети воспринимают лучше, когда рассказываешь с эмоциями». «В университетах есть такие предметы как педагогика, психология, но нет дисциплин, которые учат специальной выразительной речи, эмоциональной подаче учащимся материала на уроке в школе». Темы уроков, которые выбирают студенты на педагогической практике, чаще всего ограничиваются образовательным стандартом. Дети совершенно по-другому, с энтузиазмом и интересом воспринимают начинающего учителя, если на своем уроке он с увлечением, эмоционально и завораживающе рассказывает о судьбе композитора, его творческих взлетах и падениях, об эпохе, в которой жил и творил гений, о его соратниках, друзьях; когда слышат выразительно прочитанные стихи, которые легли в основу романса, кантаты, оперы. Сложные музыкальные термины, как считают студенты, нужно преподносить на живых образных примерах, в энергичном темпе, в форме загадок, ребусов, кроссвордов, в игре, чтобы дети поняли и заинтересовались, потому что, когда нагружаешь психику ребенка, воспринимать информацию труднее. И в этом эмоциональная, образная речь, выразительные интонации голоса обязательно помогут учителю увлечь, очаровать, захватить внимание, вовремя поощрить активность. Но понимая необходимость владения своим голосом как инструментом педагогического воздействия, все студенты признавались, что испытывают большие трудности в налаживании контакта с классом, установления свободного общения по многим причинам: отсутствие опыта, волнение и страх перед малознакомой аудиторией, необходимость динамично вести урок, следить за временем, успеть выполнить все разделы конспекта урока, все запланированные виды деятельности. В результате - потери именно в умении преподнести себя, сделать голос своей визитной карточкой, выразить в его интонациях свою заинтересованность предлагаемой темой урока. Здесь обучающихся обмануть достаточно трудно. Обладая хорошо развитым эмоциональным слухом, дети мгновенно считывают весь спектр эмоционального состояния студента-практиканта с его голоса. Одним из традиционных испытанных методов совершенствования голоса всегда были вокальные упражнении и декламация стихов. В нашем Самарском государственном социально-педагогическом университете в течение 20 лет действует «Театр Слова Клары Саркисян». Создатель и руководитель студенческого любительского коллектива - профессор университета Саркисян Клара Борисовна - автор инновационной методики, целого направления в культурологии - Музыкально-поэтической антропологии. Клара Борисовна мастерски владеет искусством поэтического слова и многие годы передает студентам эту безграничную любовь и преданность русскому слову, поэзии, культуре. Она убеждает своих воспитанников, что в прочитанном вслух стихотворении, его мелодике, звучании зашифрованы богатый личностный смысл. Представляя поэзию наравне с музыкой - искусством интонируемого смысла, К.Б. Саркисян не только приобщает студентов к поэзии, но учит одухотворять Слово, понимать его смыслы и иметь к нему собственное отношение. На репетициях Театра студенты учатся проживать каждое Слово, его звучание, семантику. Клара Борисовна помогает чтецам тонко расставлять акценты, выражать интонацией голоса важное в поэтическом тексте, учитывая при этом настроение стихотворения и самого исполнителя. Клара Борисовна считает, что «работая со словом, мы выявили его чудесную возможность - быть - превращаться - становиться в с е м: музыкой, танцем, жестом, цветом, светом, движением, радостью, болью, тишиной и, быть может, самое главное - универсальным инструментом познания, опытом познания мира». «Стихи подобны волшебному фонарю - так удивительно и достоверно преображается все, к чему, кажется, давно привык. Возможно, тут срабатывает какой-то механизм по «подъему» человека из обыденной жизни на высоту, «заказанную» стихом» [6]. Мы провели онлайн-опрос и проинтервьюировали студентов-участников Театра. Вот что они рассказали. Вспоминая о своих выступлениях на спектаклях «Театра Слова», выпускница пишет: «Я выходила на сцену и, тонко направляемая рукой Мастера, начинала творить волшебство… В такие моменты казалось, что ты воспаряешь над миром людей и начинаешь властвовать их умами, захватывать их сердца, проникать в их души. В эти мгновения приходит осознание того, что ты не совсем обычный человек и обладаешь каким-то особым даром - даром открывать людям поэзию во всех её гранях. Но дар этот, конечно, не сваливается на тебя с неба, это результат долгой и упорной работы, ювелирной работы со Словом». «Благодаря Кларе Борисовне мне удаётся глубоко проникнуть в поэтический текст, услышать стихотворение, услышать автора, услышать себя. И позволить петь струнам моей души, а значит услышать их тем, кто слушает меня», - признается участница Театра. Большинство участников Театра Слова разных лет стали учителями, хормейстерами и широко используют полученные профессиональные навыки работы с поэтическим словом, выразительного чтения на уроках в школе, завораживают, очаровывают своих учеников красотой звучащего Слова и Музыки, обладающих магическим фасценирующим эффектом. Учителю важно уметь себя презентовать детям. В работе учителя музыки особенно важно влюбить детей в музыку, искусство. Постижение музыкального искусства должно приносить удовольствие и радость. Принцип фасцинации как ненасильственное воздействие на ребенка в целях пробуждения в нем отзывчивости на прекрасное, развития способности наслаждаться музыкой и искусством в целом, творить самому, предполагает организацию образовательного процесса на основе сотворчества и сотрудничества. Изучая специфику фасцинации в обучении музыке, мы обратились к педагогическому творчеству Анны Даниловны Артоболевской, воспитавшей более 25 лауреатов международных конкурсов. На ее уроках казалось, что она «колдует», очаровывает детей музыкой, мягкостью движений. Ничего особенно она еще не сказала, а дети уже увлечены музыкой. Завораживая словом, Анна Даниловна стремилась разбудить фантазию ребенка, активизировать образное восприятие музыки через рисование на тему музыкальных пьес, сочинение стихов-подтекстовок к их мелодиям. Анна Даниловна огромное значение придавала Слову учителя: «Какими бы важными знаниями, опытом не обладал педагог, как великолепно не владел бы инструментом, но, если он не владеет словом, интонацией, не способен фантазировать, чувствовать тех, к кому обращается, - плоды его труда будут минимальны» [7]. Любовь к музыке становились главными помощниками в ее работе с детьми. Выводы. Подводя итоги нашего исследования, мы хотели бы обратить пристальное внимание будущих учителей на эффекты педагогической фасцинации, для того чтобы знать их возможности в обучении и воспитании современных школьников, использовать этот принцип в арсенале своих педагогических средств. В дальнейшем мы надеемся найти в нашем университете единомышленников среди преподавателей и студентов для организации исследовательской лаборатории Педагогической фасцинации.
×

About the authors

T. A Kolysheva

Samara State Social and Pedagogical University

Email: kolysheva@sgspu.ru
Samara, Russia

E. S Kuzmina

Samara State Social and Pedagogical University

Email: elena.kuzmina@sgspu.ru
Samara, Russia

References

  1. Дьяченко, М. И., Кандыбович, Л. А., Кандыбович, С. Л. Психологический словарь-справочник. - М.: ИД.Куприянова, 2009. - 456 с.
  2. Соковнин, В. М. Фасцинация как наука. - Фасцинология. - 2003. - N1. - С. 9-14.
  3. Целковников, Б. М., Солопанова, О. Ю. Феномен педагогического интонирования в теории и практике организации образовательного процесса. - Культура и образование. - 2017. - №2 (65). - С. 95-98.
  4. Ширшов, В. Д. Педагогическая фасцинация // Моделирование социально-педагогических систем: Материалы региональной научно-практической конференции (16-17 сентября 2004 г.) / Гл. ред. А.К. Колесников; Отв.ред.И.П.Лебедева; Перм.гос.пед.ун-т. - Пермь, 2004. - С. 93-101.
  5. Колышева, Т. А., Благинина, Т. И. О музыкально-педагогической фасцинации или Зачем педагогу-музыканту фасцинация? / /Музикалнообразователни стратегии и практики в предучилищна, училищна и извънучилищна среда. - Шеста международна научно-практическа конференция. - София, 2021. - С. 7-10.
  6. Саркисян, К. Б. «И слово в музыку вернись…» (музыкально-поэтическая антропология). - Самара: Изд-во СамГПУ, 2001. - 244 с.
  7. Артоболевская, А. Д. Первая встреча с музыкой. Учебное пособие из опыта работы педагога-пианиста с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. Изд. 6-е. - М.: Советский композитор, 1992 - 107 с.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2021 Kolysheva T.A., Kuzmina E.S.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies