INTERDISCIPLINARY RELATIONS IN THE STUDY OF LITERATURE IN THE SYSTEM OF UNIVERSITY PHILOLOGICAL EDUCATION


Cite item

Full Text

Abstract

The article deals with the importance of studying interdisciplinary relationships in teaching literature at a university. On the example of the author's academic course working program "Literature and Cinematography in School Education", the main methods of working with students in the studied discipline are shown, attention is drawn to the importance of this subject in the training of future teachers of the Russian language at the Pedagogical Department at the university.

Full Text

Введение. Углубленное изучение междисциплинарных связей при преподавании вузовских дисциплин дает возможность, опираясь на методологию междисциплинарного изучения литературы, осмысления литературных явлений в их взаимосвязях с устным народным творчеством, историей, философией, педагогикой, краеведением, искусствоведением. Такой подход закрепился в Саратовском государственном университете имени Н.Г.Чернышевского и нашел свое разрешение в целом ряде Международных научных конференций, которые ученые Саратовской филологической школы организовывают с середины 1990-х годов. На сегодняшний день проведено VIII Международных и Всероссийских конференций с международным участием. Основная цель таких конференций - выявление особенностей традиционных и новаторских технологий изучения отечественной и мировой литературы в широком историко-философском, психолого-педагогическом и культурологическом аспектах. Их задачи - изучение и обмен опытом преподавания литературы в вузе и школе, осмысление возможностей выхода литературы в междисциплинарное пространство, изучение научно-познавательных, историко-литературных и прочих аспектов и связей, публикация научных материалов в сборнике статей с целью выхода в гуманитарное научное пространство. Все это существенно раздвигает горизонты видения и понимания изучаемых явлений литературы. С включением в учебные планы подготовки бакалавров Института филологии и журналистики СГУ по направлению Педобразование таких курсов по выбору, как «Литература и искусство в школьном обучении» и «Литература и кинематограф в школьном обучении» (7 семестр, 60 часов), проблема рассмотрения междисциплинарных связей представляется особенно актуальной. В качестве примера остановимся на курсе «Литература и кинематограф в школьном обучении». Методы исследования: обзор, сравнительный анализ, педагогический эксперимент. История вопроса. В настоящее время существует достаточно объемный методический материал по проведению школьных уроков литературы с использованием фильмов-экранизаций. Причем программы различных элективных курсов рассчитаны на учащихся разных классов [1]. Так, программа, составленная И. Юдиным и Т. Юдиной, предлагает анализ кинематографических интерпретаций художественных произведений, входящих в школьную программу по литературе 5-11 классов. Предполагается сформировать разновозрастную группу для проведения спецкурса в составе не менее 5 человек. Спецкурс предусматривает 68 часов (2 часа в неделю) и включает в себя два этапа: проведение занятий лекционно-семинарского характера и на заключительном этапе самостоятельную постановку фильма-экранизации, причем каждый участник проекта (основная творческая группа) может попробовать себя в роли сценариста, режиссера, оператора, художника, монтажера, звукооператора, рецензента и т.д. [8]. Подбор фильмов для просмотра и обсуждения тоже соотносится с программой по литературе и предлагает некоторую дифференциацию (5-8 кл, 9-11 кл). Программа элективного курса «Литература и кино», составленная Н.В. Мочальниковой, рассчитана на учащихся 10 классов, когда подводится своеобразный итог изучения курса литературы в школе. «Для знакомства с основами киноискусства выбраны фильмы-экранизации литературных произведений, входящих в школьную программу, что позволит еще раз обратиться к литературному материалу, изучавшемуся на разных этапах школьного обучения, повторить и, возможно, переосмыслить его» [4, с. 2]. Все авторы школьных программ ставят приблизительно сходные задачи: заинтересовать учащихся миром кино, расширить их кругозор, повысить общую и эстетическую культуру обучающихся; познакомить учащихся с основами киноискусства, создать условия для формирования у учащихся навыков зрительской культуры; сопоставить фильмы-экранизации и литературные первоисточники (соответствие замысла режиссера замыслу автора в раскрытии на экране тематики и проблематики, образов и характеров персонажей, жанровой структуры и особенностей поэтики произведения); заинтересовать школьников чтением художественной литературы через просмотр и обсуждение фильмов. Методисты предлагают и ряд приемов для эффективного использования фильмов-экранизаций на уроке литературы. Они видятся в методах сравнительного анализа художественного текста и фильма в целях сопоставления средств создания конфликта автором литературного произведения и режиссером-интерпретатором [3, с. 93]. Таким образом, в помощь учителям-словесникам предлагается достаточный материал для творческой работы с учениками. В то же время вузовским курсам, посвященным изучению механизмов взаимодействия двух искусств литературы и кинематографа, должного внимания не уделяется. Важность этой учебной дисциплины при работе с филологами на отделении Педобразования обусловлена необходимостью подготовить будущих учителей-словесников к проведению компетентных школьных уроков по литературе с использованием фильмов-экранизаций. Результаты исследования. В связи с этим можно предложить авторскую рабочую программу дисциплины «Литература и кинематограф в школьном обучении» [6]. Она рассчитана на студентов 4 курса уже побывавших в школе на педагогической практике. Целями освоения дисциплины являются: формирование компетентного специалиста-филолога, обладающего необходимым комплексом знаний, умений и навыков в вопросах взаимовлияния литературы и смежных искусств (кинематограф). В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать общие закономерности развития киноискусства; художественную специфику кино, его основные жанры; художественные фильмы-экранизации, рекомендованные для обязательного просмотра; уметь понимать природу киноискусства, самостоятельно выявлять межпредметные связи изучаемых произведений в рамках гуманитарной области знания; соотносить фильмы, снятые по литературным произведениям, с программой средней школы по литературе; владеть теоретическими представлениями по проблеме экранизации, навыками использования фильмов-экранизаций на уроке. Материалы исследования. Прежде всего, на вводном занятии, представляется необходимым поставить перед студентами вопрос о необходимости изучения этой дисциплины наряду с классическими филологическими дисциплинами, разъяснить им, что проблему экранизации правомерно рассматривать как проблему литературоведческую. Известно, что история экранизации классики относится ещё ко временам незвукового кино, затем этот процесс активно протекал в 1920-30-е годы. Уже в то время отечественное литературоведение проявляло живой интерес к кинематографу как искусству (Б. Эйхенбаум, Ю. Тынянов, В. Шкловский, И. Эренбург). Однако в последующие годы вопросы экранизации почти не исследовались. «И только на рубеже 1970-80-х годов в связи с обращением кинематографа к классике с целью найти в ней четкие и ясные ориентиры, восстановить распавшуюся связь времен, обновиться духовно, в литературоведении вновь был поставлен вопрос об экранизации классической прозы как литературоведческой проблеме (В. Шкловский, И. Андроников, Я. Белинкис, У. Гуральник)» [7, с. 105]. В связи с этим студентам предлагается изучить и законспектировать статьи В. Гофеншефера, Б. Эйхенбаума, Ю. Тынянова, В. Шкловского (Сборник «Поэтика кино». М., 1927), познакомиться с теоретическими суждения исследователей второй половины XX века по вопросам экранизации (И. Андроников, Я. Белинкис, У. Гуральник, В. Кожинов и др.). Достаточно очевидна связь между состоянием литературоведения на каждом историческом этапе его развития и эволюцией кинематографических трактовок литературной классики. Однако известно, что перевод литературной образности из словесного ряда в зримый не обходится без определенных потерь. Даже самая добротная, бережная, истинно творческая экранизация есть в известной мере «хирургическая операция» [2, с. 19]. На семинарских занятиях следует донести до студентов, что как и любой род творчества, экранизация литературы - неустанный поиск, в котором, в конечном счете, многое зависит от творческой индивидуальности экранизатора, его таланта, эстетических симпатий и привязанностей, от характера экранизируемого произведения, его образной структуры. В кинематографии ищутся механизмы трансформации словесного образа в экранный при условии воссоздания художественного мира классического произведения во всей его подлинности; понимание идейной позиции писателя и оценка степени эстетического проникновения художника в проблемы жизни своей эпохи; сохранение идейно-художественной направленности первоисточника и современное его прочтение; эквивалентные выразительные средства для перевода на экран литературного оригинала, заложенных в нем идей, эмоций, представлений, всего того, что образует духовный мир героев экранизированного произведения. В этой связи важным является соотношение выразительных возможностей слова и изображения. Кино обращается к жизненно конкретным, видимым, зримым, динамическим формам воспроизведения действительности. Одной из основополагающих проблем курса является вопрос о «переводе» литературного произведения на язык кино. Здесь следует осветить споры исследователей вокруг термина «экранизация». Студенты должны различать полное перенесение произведения литературы на экран, так называемую собственно экранизацию, и фильм, снятый «по мотивам», - адаптацию. Представляется, что суждения М. Ромма о «монтажном потенциале» классических литературных произведений [5, с. 153] могут служить хорошим подспорьем в решении вопроса об удачной экранизации. Далее в курсе от теоретических вопросов стоит перейти к основным вехам в истории развития кинематографа, поскольку современные молодые люди, воспитанные на низкосортных развлекательных зарубежных блокбастерах, очень смутно представляют этапы становления отечественного кино, зачастую не могут назвать имена режиссеров - классиков советского экрана. Прослеживая этапы развития отечественного кинематографа, знакомим студентов с творческой биографией известных кинорежиссеров (С. Эйзенштейн, В. Пудовкин, А. Довженко, И. Пырьев, А. Зархи, С. Бондарчук, С. Герасимов, М. Швейцер, А. Михалков-Кончаловский, Н. Михалков и др.). Знакомство студентов с лучшими экранизациями произведений А. Пушкина, И.Тургенева, Ф.Достоевского, Л.Толстого, А.Чехова помогает детально разобраться в проблеме успешного переноса на язык кино литературного произведения. Для обсуждения на семинарских занятиях и подготовки к зачету предлагается система вопросов и заданий. Например: 1. Рассмотреть три экранизации «Капитанской дочки» А. Пушкина в отечественном кинематографе: фильм 1928 г. (реж. Ю. Тарич, сценарий В. Шкловского), фильм 1958 г. (реж. В. Каплуновский, сценарий Н. Коварского) и фильм 2000 г. «Русский бунт» (реж. А. Прошкин). 2. Сравнить три экранизации «Анны Карениной» (режиссеры А. Зархи 1967, С. Соловьев 2009, Джо Райт 2012). Сопоставить кинофильмы и роман Л.Н. Толстого; 3. Посмотреть картину К. Шахназорова «Анна Каренина. История Вронского» (минисериал) (2017г.) и ответить на вопрос, что она представляет: добротную экранизацию или фильм «по мотивам»? 4. Реализм и постмодернизм в искусстве кино. Написать мини рецензию на две экранизации «Бориса Годунова» А. Пушкина (режиссеры С. Бондарчук 1986г., В. Мирзоев 2011г.). 5. Три экранизации «Чайки» А.П. Чехова («Чайка» 1970. Реж. Ю. Карасик, «Чайка» 2005 Реж. А. Терехова и «Чайка» 2015 Реж. Майкл Майер). В чем удачи и просчеты экранизаторов? Сопоставить пьесу А.П. Чехова с фильмом К. Камарго «Дни и ночи» (2013 г.), снятому «по мотивам». После просмотра и обсуждения отдельных фильмов-экранизаций и сопоставления их с литературной первоосновой студентам предлагается поразмышлять, в какой форме можно использовать фрагменты картин на уроках по литературе? Предлагается составить конспекты с использованием фильмов-экранизаций, подготовить соответствующие презентации, а также написать обоснованное аудиторное сочинение-рассуждение «Мой любимый фильм-экранизация». Завершается курс самостоятельным написанием собственного киносценария. Работа предваряется составлением экспликации фильма и его синопсиса. Анализ представленных к итоговому зачету студенческих сценариев, написанных по небольшим произведениям русских и зарубежных писателей, показывает, насколько успешно они освоили курс «Литература и кинематограф». Интересно отметить, что студенты в качестве литературной первоосновы для сценария берут не только эпические, но и лирические произведения, причем диапазон авторов весьма широк: от лиричес ких стихотворений А. Пушкина до стихотворений С.Есенина и В. Маяковского. В этом видится их попытка подобрать авторские кинообразы, передающие дух литературной первоосновы. Выводы. Таким образом, вузовская практика показывает, что учебная дисциплина «Литература и кинематограф в школьном обучении» может быть весьма полезной в формировании компетентного филолога, будущего преподавателя литературы в школе.
×

About the authors

A. L Fokeev

Saratov National Research State University named after N.G. Chernyshevsky

Email: fokal56@rambler.ru
Saratov, Russia

References

  1. Быкова, Ж. В. Программа курса внеурочной деятельности «Литература и кино»/ Ж.В. Быкова [Электронный ресурс]: [сайт]. - URL: https://videouroki.net/razrabotki/litieratura-i-kino.html (дата обращения: 08.05.2021). Ощепкова, Т.Г. Проект программы элективного курса по литературе «Литература и кино» /Т.Г.Ощепкова [Электронный ресурс]: [ сайт] URL : https://nenuda.ru/%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B5%D0%BA%D1%82 (дата обращения 8.05.2021).
  2. Гуральник, У. А. Русская литература и советское кино / У.А.Гуральник. - М.: Наука, 1968.
  3. Кабенова, А. М. Эффективное использование экранизаций на уроке литературы / А.М.Кабенова // Проблемы педагогики. - 2018. - № 2. - С. 93-102.
  4. Мочальникова, Н. В. Программа элективного курса «Литература и кино»/ Н.В. Мочальникова [ Электронный ресурс ] : [ сайт ] - URL : https://nsportal.ru/shkola/vneklassnaya-rabota/library/2014/12/20/rabochaya-programma-elektivnogo-kursa-literatura-i (дата обращения 08.05.2021).
  5. Ромм, М. И. Беседы о кинорежиссуре / М.И. Ромм. - М.: Союз кинематографистов СССР, 1975.
  6. Фокеев, А. Л. Рабочая программа курса «Литература и кино в школьном обучении»/ А.Л.Фокеев [Электронный ресурс]: [сайт]. - URL: https://www.sgu.ru/structure/philological/courses/bachelor-filologicheskoe-obrazovanie-prikladnoy-bakalavriat/literatura-i-kinematograf-v-shkolnom-obuchenii (дата обращения 08.05.2021).
  7. Фокеев, А. Л. Кинематографичность классики (к проблеме экранизации литературных произведений) / А.Л.Фокеев // Литература - театр - кино: проблемы диалога. Коллективная монография. - Самара: Изд-во «Самарский университет», 2014. - С. 104-109.
  8. Юдин, И. И., Юдина, Т. Н. Программа элективного курса "Литература и кино" для 5-11-х классов / И.И.Юдин, Т.Н.Юдина [Электронный ресурс]. - URL: https://urok.1sept.ru/articles/603601(дата обращения 08.05.2021).

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2021 Fokeev A.L.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies