UPDATING SPIRITUAL AND MORAL VALUES WHEN STUDYING POETRY OF THE XVIII CENTURY (ON THE EXAMPLE OF THE CREATIVITY OF E. I. KOSTROV)


Cite item

Full Text

Abstract

The study of the literature and culture of the native land is becoming relevant in the modern education system. In this regard, the programs of school literary education are being updated due to the introduction of local history and regionally significant topics. The study summarizes the methodological experience of conducting a lesson for secondary school students in the city of Kirov on the work of E. I. Kostrov, a native of the Vyatka region. The moral potential of Kostrov's poetry is revealed, recommendations are proposed for the analysis of individual works of the poet, in which such “eternal” values as love for the Fatherland, service to people, willingness to help those in need, adherence to the ideals of goodness and light are affirmed.

Full Text

Введение. Литература как искусство слова является одним из важнейших способов конкретизации абстрактных метафизических, в том числе этических, идей и дает читателю возможность приобщения к этим идеям через их непосредственное постижение при помощи чувственного восприятия. В связи с этим роль чтения и осмысления художественных произведений в становлении личности, в духовно-нравственном развитии человека трудно переоценить. Как справедливо отмечает Е.О. Галицких, чтение художественного произведения требует «особого аксиологического отношения» [5, с. 11], и такое отношение необходимо развивать у современных юных читателей, потому что выбор того, что читать, как читать, как интерпретировать, какую позицию принять, какую отвергнуть, всегда остается за читателем, и выбор этот - ответственный и нравственный по сути. В данном исследовании мы обращаемся к вопросам изучения в средней школе поэзии XVIII века, провозгласившей идеалы гражданственности, патриотизма и просвещения. Основой послужил методический опыт проведения уроков о творчестве Е.И. Кострова для учащихся средних школ г. Кирова. История вопроса. Обращение к подобным темам, ранее не входившим в программы, стало актуальным в последнее время, когда Правительство Российской Федерации обратило внимание на необходимость включения в школьное образование таких предметов, как «Родной язык (русский)» и «Родная литература (русская)». Появилась возможность расширить круг изучаемых в школьном литературном образовании тем за счет введения в программу анализа творчества писателей и поэтов родного края. Для Кировской области актуальным является изучение творчества поэтов - уроженцев Вятской земли, среди которых особое место занимает Е.И. Костров, достигший славы «российского Гомера» благодаря своему поэтическому таланту в последней трети XVIII столетия. Методы исследования Работа опирается на комплекс литературоведческих методов исследования: биографический, культурно-исторический, герменевтический, метод описательной поэтики. Е.И. Костров - поэт далекой классицистической эпохи. Для современных читателей его творчество представляется весьма архаичным. Воспринимать поэзию классицистов современному школьнику трудно, и вряд ли он способен пережить её как собственный чувственный опыт, который вызовет в его сердце душевный отклик и заставит задуматься над вопросами гражданского служения, нравственного и интеллектуального самосовершенствования, то есть над теми ценностями, которые декларирует поэзия классицизма. Тем не менее такая дистанцированность современного молодого человека от эпохи XVIII столетия не может являться поводом для отказа от изучения «неинтересных» классиков. В любом случае учащимся необходимо дать представление о великих людях России, о тех идеалах, которые всегда были значимы для русского человека. Изучение поэзии Е.И. Кострова дает возможность актуализировать проблемы духовно-нравственного воспитания личности в литературном образовании. Перед учителем стоит задача приблизить для современного школьника тот мир, который кажется ему абсолютно далеким. Это важно для сохранения традиций, для передачи памяти поколений, для установления диалога времен, для понимания того, что во все времена незыблемыми остаются «вечные» ценности воспитания в себе внутренних духовных качеств, необходимых для того, чтобы быть человеком. Личность Е.И. Кострова может привлечь современного школьника неординарной биографией, а его творчество - не только актуализацией духовно-нравственных ценностей, не утративших свое значение и в современную эпоху, но и неожиданными эстетическими решениями. На наш взгляд, знакомство учащихся с Е.И. Костровым должно основываться на принципе культурно-исторического подхода, предполагающего анализ произведений поэта в контексте эпохи классицизма и Просвещения. Такой подход также предполагает актуализацию межпредметных связей: знакомство с конкретными историческими деятелями, которым Е.И. Костров адресовал свои произведения. Результаты исследования. Нами был разработан урок для 8-9-х классов на тему: «Знаменитый чудак и поэт из Вятской губернии Ермил Иванович Костров», прошедший апробацию в ходе реализации проекта факультета филологии и медиакоммуникаций Вятского государственного университета «Урок в библиотеке», предполагающего проведение уроков для школьников преподавателями вуза в библиотеках г. Кирова. Цель урока - познакомить учащихся с личностью и творчеством Е.И. Кострова и раскрыть для учеников духовно-нравственный потенциал его поэзии. Попутно решались и задачи прикладного характера: формирование навыков анализа поэтических текстов, актуализация знаний по истории России и Вятского края. Структура разработанного для учащихся 8-9 классов урока состоит из трех разделов: 1) знакомство с биографией Е.И. Кострова; 2) анализ отдельных произведений, посвященных современникам поэта; 3) знакомство с незаурядной личностью Е.И. Кострова через обращение к воспоминаниям современников и литературным анекдотам о знаменитом в свое время первом переводчике гомеровского эпоса в России. В данной статье мы более подробно рассмотрим вторую часть урока, которая и предполагает в первую очередь актуализацию духовно-нравственных ценностей в сознании учащихся через анализ поэтических произведений. Е.И. Костров адресовал свои произведения видным государственным деятелям, и главной темой в этих произведениях всегда оставалась тема утверждения высоких духовно-нравственных ценностей, что было характерно для литературы XVIII века в целом. Среди адресатов лирики Е.И. Кострова - многие его современники, и анализ произведений поэта позволяет создать целостный портрет идеального человека, заботящегося и о благоденствии Родины, и о сохранении личных добродетельных качеств. Большинство произведений Е.И. Кострова посвящено императрице Екатерине II. В них создается всегда актуальный образ идеального правителя. В оде 1780 года, написанной на День Восшествия на престол Екатерины, Костров пишет: Сколь Царь превыше земнородных, Являет сан его и власть; В разумных Тварях и свободных Державствовать его есть часть: О бремя лестно, но тяжело! Несносно иго, но весело! Владыка всем, и всем он друг: Зреть связь вещей, премены, следства, Предвидеть сокровенны бедства, К сему великой нужен дух… [3, с. 45]. Быть правителем огромного государства - великая честь, но это и серьезнейшее бремя ответственности за все, что совершается под властью того, кто правит таким огромным государством, как Россия. Одним из главных качеств правителя и любого человека, облеченного властью, является покровительство наукам, противостояние злу и помощь гонимым и несчастным. Так, об известном меценате И.И. Шувалове поэт пишет: «От смертных гонит прочь несчастия суровы, И рушатся пред ним свирепых зол оковы» [3, с. 137]. Посвящал свои стихи Е.И. Костров и А.В. Суворову. В этих произведениях утверждается идеал полководца, любящего отечество, способного избрать верную тактику боя, неравнодушного к нуждам своих солдат, до тонкостей овладевшего наукой побеждать: Что сих побед вина? герой наш мало спит: Исполнен к отчеству любви и к богу веры; Он скор, неутомим, предчувствует, предзрит, Спокойно зиждет всё, сообразует меры. Любим подвластными, их попечитель нужд. Труды являет им как некие забавы; Корысти подлой чужд, Ревнитель россам славы [3, с. 148]. Важными для актуализации духовно-нравственных ценностей являются произведения Е.И. Кострова, адресованные М.М. Хераскову, директору Московского университета, и преосвященному Платону, митрополиту Московскому и Калужскому. В этих произведениях автор подчеркивает такие качества человека, как скромность, умение использовать каждую минуту краткой земной жизни для блага отечества и окружающих людей и управлять своими страстями. В оде, адресованной М.М. Хераскову, звучит категоричный призыв к человеку: Ты человек, и сим ты именем гордись; Оно велико и почтенно, Коль с добродетелью спряженно, Доволен буди им, собой его возвысь [3, с. 125]. Интересным для литературоведческого анализа представляется мадригал, адресованный митрополиту Платону: О Пастырь! Для тебя единственная честь, Чтоб свет наук умножить, Мрак грубый уничтожить, Парнасс российский превознесть И Музам во уста дать сладостную весть! Их глас стремится И возвестить твои доброты в свете тщится, Доколе бег планет и свет не прекратится [3, с. 164]. Мадригал - «небольшое стихотворение, написанное вольным стихом, преимущественно любовно-комплиментарного (реже отвлеченно-медитативного) содержания, обычно с парадоксальным заострением в концовке (сближающим М. с эпиграммой)» [1, стб. 493]. Анализ этого небольшого произведения Е.И. Кострова дает возможность для развития у учащихся необходимых умений целостного анализа стихотворного теста. Здесь, кроме традиционного выделения темы, лирического сюжета произведения, мифологических образов Парнасса и Муз, лексических, изобразительно-выразительных и ритмических средств, необычного рисунка рифмы, можно увидеть и языковую игру автора со словом «свет», трижды звучащим в тексте и каждый раз выступающем в новом значении. Самым известным стихотворением Е.И. Кострова является послание известному поэту XVIII века Гавриле Романовичу Державину «Письмо творцу оды, сочиненной в похвалу Фелицы», в котором Костров не только отмечает поэтические открытия своего современника, но пишет также о значимости совершенствования поэтами русского языка: Что, ревностию ты пылая И все пути изобретая, Стараешься вознесть природный наш язык. Он важен, сладок и обилен, Гремящ, высок, текущ и силен, И в совершенствии его твой труд велик [3, с. 114]. Здесь звучит, по сути, ода русскому языку, и на богатую эпитетику данного отрывка из «Письма к творцу оды, сочиненной в похвалу Фелицы», безусловно, следует обратить внимание учащихся. В этих строках «формируется образ поэта, знающего свое предназначение, которое состоит не в простом рифмовании слов и не в расточении пустых похвал высшим мира сего, а в совершенствовании русского языка, открытии новых возможностей русской поэтической речи» [2, с. 88]. Не случайно А.С. Пушкин писал: «Ломоносов, Херасков, Державин и Костров успели уже обработать наш стихотворный язык» [4, с. 216] Выводы. Подводя итог, можно отметить, что Е.И. Костров завещает читателям сохранять в себе лучшие человеческие качества, среди которых на первом месте - любовь к Отечеству, служение людям, готовность оказать помощь нуждающимся и следование идеалам добра и света. Творчество Е.И. Кострова содержит огромный нравственный потенциал и утверждает ценности, сохраняющие свою актуальность во все времена.
×

About the authors

A. G Maslova

Vyatka State University

Email: ag.maslova@mail.ru
Kirov, Russia

References

  1. Литературная энциклопедия терминов и понятий / Под ред. А. Н. Николюкина. Институт научн. информации по общественным наукам РАН. - М.: НПК «Интелвак», 2001. - 1600 с.
  2. Маслова, А. Г. Творчество Е. И. Кострова в контексте русской поэзии XVIII века. - Киров: ООО «Издательство «Радуга-ПРЕСС», 2019. - 182 с.
  3. Полное собрание всех сочинений и переводов в стихах г. Кострова. В 2 ч. Ч. 1. - СПб.: Императорская типография, 1802. - 258 с.
  4. Пушкин, А. С. Александр Радищев // Пушкин А.С. Полн. собр. соч.: в 10 т. Т. 6. С. 210-221. - М.: Художественная литература, 1962.
  5. Чтение как искусство: герменевтический аспект / сост. и науч. ред. Е. О. Галицких. - Киров: Изд-во ООО «Радуга-ПРЕСС», 2013. - 470 с.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2021 Maslova A.G.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies