CHARACTERISTICS OF THE UNFINISHED DRAMATIC WORKS OF I.S. TURGENEV


Cite item

Full Text

Abstract

Тhis article gives a general description of the unfinished dramatic works of I. S. Turgenev, and defines their problems. The author comes to the conclusion that among the unfinished scenes and comedies there were three ideas: "The Bridegroom", "Companion-ka" and "No. 17"; three beginnings of the work - "The Temptations of St. Anthony", "Two Sisters" and "Party". The pies "The Groom", "The Companion" and "No. 17" were started in the same period, in the spring of 1850. They are deliberately unfinished by the author. "The Companion" will soon be absorbed by the concept of "Own Master's Office" and the novel "Two Generations", and the plays "The Groom" and "No. 17" were supplanted by the play "A Month in the Country". The play "Party" was also supplanted by the play "The Bachelor". I.S. For a long time Turgenev tried to sit down at the play "Two Sisters", promising A.A. Kraevsky wrote the work on time, but deliberately left it unfinished. To the play "The Temptations of St. Anthony" by I.S. Turgenev thought to return when he was writing the preface to the translation about the Temptation by G. Flaubert, but the version of the manuscript did not reach us, that is, it remained deliberately unfinished.

Full Text

Введение. Обращаясь к незаконченному наследию И.С. Тургенева, мы обнаружили небольшое количество драматических произведений. История вопроса. Как известно, И.С. Тургенев больше знаменит своими прозаическими произведениями. Стихотворения, стихотворения в прозе и драматические произведения остаются менее исследованными, и тем самым привлекают внимание литературоведов. В своем исследовании мы попытаемся охарактеризовать незаконченные драматические произведения, а также выявить их проблематику. В незаконченном наследии И.С. Тургенева нами были обнаружены 6 драматических произведений. Методы исследования: комплексный филологический анализ текстов, а также историко-биографический. Результаты исследования. Драма в 1-м действии «Искушение святого Антония», согласно кратким сведениям А. Мазона, была начата И.С. Тургеневым в 1842 году во время пребывания в Москве. Работа над драмой продолжалась в течение месяца, однако исходя из писем к А.А. Бакунину от 30 апреля 1942 г., И.С. Тургенев писал: «"Искушение" пишется урывками, по ночам - однако готово более половины» [5; с. 688]. В данном произведении 3 сцены. Из каждой сцены мы узнаем сюжет. Из 1-й сцены мы узнаем, что двое черта наблюдают за стариком Антонием, который живет на берегу пустынного моря, возле скал и ведет отшельническую жизнь. Вместе с Антонием живет Валерий, которого тот называет своим сыном. Однажды с гор сходит человек и идет навстречу Антонио. Оказывается, это старый приятель Антонио - Карло Спада. Давние знакомые вспоминают друг друга и свою молодость. 2-я сцена перемещает нас в небольшую роскошно убранную комнату, в которой собирается народ. В центре - Аннунциата - молодая девушка, поющая для своих гостей. Все находящиеся в комнате люди признаются девушке в любви и говорят, что готовы сделать ради нее все, что угодно. С наступлением грома слышится голос сатаны, и все гости вздрагивают. Аннунциата признается, что ее зовет любовник-сатана, и быстро уходит. Действия 3-й сцены снова возвращают нас к пещере, где происходит разговор двух давних знакомых. Антоний признается Карло, что всю свою жизнь любил одну девушку - Марцеллину. И тогда Карло тоже повествует другу о том, что его возлюбленная давным-давно уже покойница. Он тоже был влюблен в девушку, но вскоре Марцеллина покончила жизнь самоубийством, утопившись в реке. Антоний выглядит разбитым. Тогда Карло предлагает своему другу вызвать «из гроба» [8, II; с. 508] Марцеллину, и тот соглашается. Перед Антонио возникает образ Аннунциаты, той самой девушки, которая пела для своих гостей. Влюбленные садятся на берег и начинают вспоминать былое. Драма обрывается на обращении святого Антония к Аннунциате, ответ которой остался уже ненаписанным: «Но, Марцеллина, скажи мне, отчего вчера... или нет - когда мы с тобой в последний раз ходили за город? Ну, всё равно... отчего я шел так скоро всё вдаль, вдаль - и почти забывал тебя? Ты не могла поспевать за мною и изредка жаловалась - я останавливался и опять бежал вперед... Чего я искал? Куда стремился? Не была ли ты со мной?» [II; с.512]. Спустя некоторое время, И.С. Тургенев возвратится к пьесе, когда будет писать предисловие к переводу об «Искушении» Г. Флобера, однако к нам вариант рукописи дошел не до конца. Поскольку и предисловие является незаконченным, отсюда мы можем сделать вывод, что пьеса была не закончена сознательно. «Две сестры» - незаконченная драма в 1-м действии И.С. Тургенева. Предисловие к пьесе датируется автором июнем 1844 года, отсюда можно предположить, что сама пьеса начата в это же время. До предисловия автором дается список действующих лиц. Всего в пьесе представлено семь персонажей: Фабиан, знатный и богатый человек, 35 лет; Валерий, приятель Фабиана, 50 лет; Неморино, бедный студент, 19 лет; Клара, любовница Фабиана, 23 лет; Антониетта, ее сестра, 17 лет; Немой негр, слуга Клары; Паж Клары. Данная пьеса представляет собой начало произведения. Действие разворачивается в загородном доме Клары. Сюжет драмы сводится к столкновению, соперничеству двух сестер, 23-летней Клары и 17-летней Антониетты, предметом воздыхания которых становится 35-летний богатый и знатный молодой человек по имени Фабиан. Однажды вечером Фабиан приходит в гости вместе со своим другом, Валерием, который всячески хвалит Фабиана и поскорее хочет увидеть его возлюбленную. Пьеса прерывается на словах Валерия к Кларе: «Прекрасная женщина, вы на меня смотрите с удивлением и с любопытством - как на весьма странного чудака. Я, действительно, чудак. Я влюблен, пламенно влюблен во всё прекрасное - и потому прошу вас, считайте меня с нынешнего вечера в числе ваших искреннейших обожателей... Не бойтесь, Фабиан вас ревновать ко мне не станет: я безвредный чудак. Но прекрасное, по-моему, должно быть прекрасным; я люблю наслаждаться...» [II; с. 519]. И.С. Тургенев отбросил написание пьесы сознательно, но намеревался вернуться через некоторое время, о чем свидетельствует объявление о подписке на «Современник» в 1849 г. Однако так и не закончил пьесу. Задуманная как комедия в 1-м действии «Вечеринка» - также незаконченное произведение И.С. Тургенева. Сцена, как указывает сам автор, была начата в Париже, в августе 1848 года. Действие сцены происходит в Москве, в комнате «на квартире Вербина в 183… г.» [II; с. 520]. Писателем представлен список действующих лиц будущей комедии: Михайла Александрович Беляев, 20 лет; Николай Семенович Долинский, 19 лет; Василий Иваныч Вербин, 23 лет; Блех, 17 лет; Щитов, 32 лет; Аполлон Субботин, 26 лет; Копотенко, 28 лет; Катя, 20 лет; Терентий, слуга Вербина, 55 лет. Исходя из текста сцены, выстроить сюжет удается крайне сложно. Единственное, что мы можем с точностью утверждать, что на квартире Вербина должна была состоятся вечеринка, встреча студентов. К Вербину приходят его друзья - Копотенко и Блех. Между знакомыми завязывается разговор, и пьеса обрывается словами Копотенко о семье Блеха: «Что ты его спрашиваешь? Разумеется, хорошо. Его отец - немец, чиновник, живет в Петербурге и на купеческой дочери женат. Чего еще? Жалованье свое получает он аккуратно» [II; с. 523]. В мемуарном пересказе Н.А. Тучковой-Огаревой, встречавшейся с Тургенев в то время в Париже, сохранилась сюжетная схема пьесы «Вечеринка»: «Он хотел представить кружок студентов, которые, занимаясь и шутя, вздумали для забавы преследовать одного товарища, смеялись над ним, преследовали его, дурачили его; он выносил всё с покорностью, так что многие ввиду его кротости стали считать его за дурака. Вдруг он умирает: при этом известии сначала раздаются со всех сторон шутки, смех. Но внезапно является один студент, который никогда не принимал участия в гонениях на несчастного товарища. При жизни последнего, по его настоянию, он молчал, но теперь он будет говорить о нем. Он рассказывает с жаром, каков действительно был покойник. Оказывается, что гонимый студент был не только умный, но и добродетельный товарищ; тогда встают и другие студенты, и каждый вспоминает какой-нибудь факт оказанной им помощи, доброты и проч. Шутки умолкают, наступает неловкое, тяжелое молчание. Занавес опускается» [2; с. 689]. К сожалению, полный текст комедии до нас не дошел, и мы не можем считать его законченным по воспоминаниям современников И.С. Тургенева. О замысле данной пьесы знал редактор журнала «Отечественные записки» А.А. Краевский, поскольку сам Тургенев намеревался отдать пьесу в печать. Однако вскоре писатель оставил работу над «Вечеринкой» и принялся за работу над новым произведением - пьесой «Холостяк». Таким образом, произошло вытеснение одного замысла другим. Напоминания А.А. Краевского всё более давили, и И.С. Тургенев в письме от 11 марта 1849 года обещал выслать «Дневник лишнего человека», упомянув вскользь о том, что «Вечеринка» тоже закончена. Однако в действительности все было иначе: Тургенева подорвала болезнь, комедия была вытеснена другими замыслами, такие как «Студент» и «Компаньонка». Пьесу «Компаньонка» И.С. Тургенев принялся писать 23 марта 1850 года. На точную дату указывает рукопись текста, в которой после названия пьесы автором сделана помета «Начата 23-го марта 1850 в Париже. Окончена…» [II, с. 524]. Данный замысел представляет собой перечень девятнадцати действующих лиц и определения места действия: «Действие происходит в селе Воскресенском, родовом именье г-жи Звановой» [II; с. 524]. Исходя из названия пьесы, в центре событий, по всей видимости, должна была быть героиня Елизавета Михайловна, компаньонка 24 лет. Выстраивать фабулу данной пьесы не представляется возможным в связи с краткой характеристикой персонажей. Однако из наблюдений мы выяснили, что у пьесы «Компаньонка», отрывка «Собственная господская контора» и романа «Два поколения» список действующих лиц схож между собой, и это подтолкнуло нас на дальнейший разбор данных произведений. Замысел пьесы «Жених» был задуман И.С. Тургеневым, по определению Ю.Г. Оксмана, условно весною 1850 года [2; с. 694]. Тургенев задумывал произведение как комедию в 2-х действиях. Сюжет не представлен, однако есть список девяти действующих лиц: 1. Подобаев, Ант<он> Антоныч, помещик. 2. Подобаева, Аграфена Антон<овна>, его жена. 3. Поликсена Антоновна, дочь их. 4. Карпеткина, Матрена Семеновна, соседка. 5. Вобцев, Воин Осипыч, сосед. 6. Лупоберов, Виктор Ардалионыч, сосед. 7. Лушин, Василий Михайлыч. 8. Захар, слуга. 9. Марфушка - девка. Трудно представить, какой сюжет ожидал бы нас, но по всей видимости, главным героем был бы Василий Михайлыч Лушин, поскольку только его автор не наделил характеристикой. Стоит отметить, что Тургенев неслучайно назвал будущий замысел комедией. Черты этого жанра уже наблюдаются в описании действующих лиц. Так, в фамилии помещика и его жены - Подобаевы - слышится доля иронии; кажется, что фамилия героев будет нарочито указывать на их поведение. Фамилия соседа Лупоберова также подсказывает нам, читателям, на преувеличение всего в поступках героя. Другого соседа помещика, Воина Осипыча Вобцева, автор наделил, с одной стороны, грозным и мощным именем, а с другой, смешной фамилией, похожей с произношением одной из видов рыбы. Таким образом, в данной пьесе автор сразу указал жанр - комедия, что настраивает нас на определенную ступень восприятия. Однако воплотить произведение в полное завершение Тургенев не смог, поскольку этому помешала работа над другим произведением - пьесой «Месяц в деревне». Ещё одна незаконченная по этой же причине комедия И.С. Тургенева, названная «17-й №». По определению Ю.Г. Оксмана, она была начата условно в то же время, что и комедия «Жених», весною 1850 года. Автор указывает на то, что комедия должна быть написана в 1-м акте. Сюжет пьесы Тургеневым не расписан, однако в тексте имеется список действующих лиц в пронумерованном порядке: 1. Чупчичайлов, Илья Ильич, отставной гусарский офицер, 27 л<ет>. 2. Кобениус, Федор Фомич - 22-х <лет>. 3. Свербишкин, купчик, 24 л<ет>. 4. Бобоша - 21 г<од>. 5. Мухлев, Савелий Кузьмич - 51 г<од>. 6. Мухлева, Олимпиада Кирилловна - 44 л<ет>. 7. Авдотья Савельевна, дочь их - 23 л<ет>. Фуньчик, сын их, 6 л<ет>. 8. Кассъян, 40 л<ет>. 9. Даша - 20 л<ет>. 10. Алеша - 25 [II; с. 523]. Автор сосредоточил свое внимание не на изображение сюжета, а на характеристику действующих лиц и их точное представление. Тургенев не закончил пьесу сознательно, поскольку писал ее при работе над другим произведением - пьесой «Месяц в деревне», к тому же помета в названии комедии «17-й №» указывает на попытку писателя найти нужное заглавие. Выводы. Таким образом, среди незаконченных сцен и комедий нами было обнаружены три замысла: «Жених», «Компаньонка» и «17-й №»; три начала произведения - «Искушения святого Антония», «Две сестры» и «Вечеринка». Пьесы «Жених», «Компаньонка» и «17-й №» были начаты в один период, весною 1850 года. Они являются незаконченными автором сознательно. «Компаньонка» в скором времени будет поглощена замыслом «Собственной господской конторы» и романом «Два поколения», а пьесы «Жених» и «17-й №» вытеснены пьесой «Месяц в деревне». Пьеса «Вечеринка» тоже была вытеснена пьесой «Холостяк». И.С. Тургенев долгое время пытался сесть за пьесу «Две сестры», обещав А.А. Краевскому в срок написать произведение, но так и оставил его незаконченным сознательно. К пьесе «Искушения святого Антония» И.С. Тургенев думал возвратиться, когда будет писать предисловие к переводу об «Искушении» Г. Флобера, однако к нам вариант рукописи дошел не до конца, то есть остался сознательно незаконченным.
×

About the authors

V. V Cherkasova

Samara State Social and Pedagogical University

Email: cherkasova.v@psga.ru
Samara, Russia

References

  1. Абрамовских, Е. В. Феномен креативной рецепции незаконченного текста (на материале дописываний незаконченных произведений А.С. Пушкина) [Текст]: монография / Е.В. Абрамовских; Российский гос. гуманитарный ун-т. - Челябинск: [Библиотека А. Миллера], 2006. - 279 с.
  2. Мазон, А. Парижские рукописи И. С. Тургенева [Текст] / А. Мазон; перевод с французского Ю. Ган; под ред. Б. Томашевского. - М.; Л.: Academia, 1931. - 259 с.
  3. Назарова, Л. Н. Тургенев-критик // Вопросы литературы. - М., 1958. - №4. - С. 228-230.
  4. Оксман, Ю. Г. Комментарии: И.С. Тургенев. Жених // Тургенев И.С. Полное собрание сочинений и писем в тридцати томах. - М.: Наука, 1978. Т. 2. - С. 693-694.
  5. Оксман, Ю. Г., Могилянский, А. П. Комментарии: И.С. Тургенев. Искушения святого Антония // Тургенев И.С. Полное собрание сочинений и писем в тридцати томах. - М.: Наука, 1978. Т. 2. - С. 688-690.
  6. Осьмакова, Л. Н. Незавершенные произведения и неосуществленные замыслы И.С Тургенева [Текст]: дис. … канд. филол. наук / Л.Н. Осьмакова. - М., 1967. - 284 с.
  7. Творчество Тургенева: сборник статей / под ред. И.Н. Розанова. - М.: Задруга, 1920. - 234 с.
  8. Тургенев, И. С. Полное собрание сочинений и писем [Текст]: в 30 т. / И.С. Тургенев; АН СССР, ИРЛИ (Пушкинский Дом). - М.: Наука, 1982. - 30 т.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2021 Cherkasova V.V.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies