IDEI MIKhAILA BAKhTINA I VYZOVY XXI STOLETIYa: OT DIALOGIChESKOGO VOOBRAZhENIYa K POLIFONIChESKOMU MYShLENIYu


Cite item

Full Text

Abstract

Full Text

«Идеи Михаила Бахтина и XXI столетия: от диалогического воображения к полифоническому мышлению» - под таким названием в Саранске, в Мордовском государственном университете им. Н.П. Огарева 5-10 июля 2021 года проходила XVII Международная Бахтинская конференция, на которой выступило более 100 ученых из разных стран мира: от США, Бразилии, Канады до Австралии, Японии, Китая, европейских стран и, конечно, бахтиноведы России. С одной стороны, это было актом поклонения великому человеку, выдающемуся российскому мыслителю, замечательному филологу, философу, культурологу, психологу и педагогу Михаилу Михайловичу Бахтину (1895-1975), оставившему величайшее научное наследие, которое вдохновляет на творческие исследования уже не одно поколение. С другой стороны, это был грандиозный праздник мысли, показавший как идеи Бахтина не просто живут, но и активно развиваются в мире. В-третьих, и это следует подчеркнуть, изменился подход к творчеству Бахтина, миновал бюрократизм, появился новый, подлинный «филолог в философии и философ в филологии» (В.Л. Махлин). И, в-четвертых, особо значимо это мероприятие конкретно для города Саранска и Мордовского государственного университета им. Н.П. Огарева, так как в течение недели оно было событием огромного масштаба, став центром торжества гуманитарной мысли не только в России, но и в мировом пространстве. Почему Саранск? Почему Мордовский университет получили право провести этот форум? Саранск сыграл большую роль в жизни Бахтина. Некоторые ученые считают, что наша отечественная провинция в лице Саранска спасла Бахтина от катаклизмов времени, «на долгие годы пригрела, чтя его, доверив ему, недавнему ссыльному, кафедру…» (В.Н. Турбин). А мы, современники Бахтина, действительно чтим его за исключительную жизнестойкость, мудрость, талант ученого, глубину его трудов, за высокий пример человечности в общении со студентами и коллегами. И гордимся, что Бахтин создал некую «визитную карточку» не только Мордовскому университету, но и Саранску, ставшему для российского и зарубежного научного мира «городом Бахтина». Поэтому Международный Бахтинский комитет в 2017 году в Шанхае на очередной XVI конференции решил, что Мордовский университет - одно из наиболее активно и динамично развивающихся высших учебных заведений России. В его стенах почти 25 лет преподавал Бахтин, работали и продолжают трудиться ведущие российские исследователи бахтинского научного наследия. В Мордовском университете открыт Центр М.М. Бахтина, главная задача которого - освоение и актуализация теоретического наследия мыслителя во всей полноте: сохраняются книги и мемориальные вещи ученого, ведется активная научно-исследовательская работа по изучению биографии мыслителя, концентрируются воспоминания и архивные записи, а также конспекты лекций, прочитанных Бахтиным. В Саранске открыт памятник Бахтину - первый и на сегодняшний день единственный в мире. С 2019 года издается научный журнал «Бахтинский вестник». Один раз в пять лет, начиная с 1999 года, проводятся Международные Саранские Бахтинские чтения, издаются монографии, сборники материалов Бахтинских научных чтений, защищаются докторские и кандидатские диссертации, исследующие и развивающие его идеи. Наш город стал местом притяжения для гостей из разных стран мира. И проведение в Саранске (хотя и в виртуальном пространстве в связи с пандемией) Международного Бахтинского форума - лучшее тому подтверждение. В форуме приняли участие ведущие бахтиноведы, члены Международного Бахтинского комитета: Крейг Брэндист (Лондон, Великобритания), Галин Тиханов (Лондон, Великобритания), Кен Хиршкоп (Ватерлоо, Канада), Кэрил Эмерсон (Пристон, США), Цичао Чжоу (Пекин, Китай), Сяо-хэ Лу (Шанхай, Китай), Сандлер Сергей (Израиль), Матусов Евгений (Делавер, США), В.Л. Махлин (Москва, Россия), Н.И. Николаев (С-Петербург, Россия), В.И. Тюпа (Москва, Россия), О.Е. Осовский (Саранск, Россия). Основной задачей XVII Международной Бахтинской конференции было обсудить научное, общественное и культурное значения творческого наследия Бахтина; актуализировать его в современном поликультурном мире; рассмотреть перспективность идей мыслителя для развития гуманитарных наук в условиях глобализации; показать трансформацию образовательной среды; укрепить сотрудничество отечественных и зарубежных исследовательских центров, вузов и академических институтов на основе изучения и применения идей Бахтина в поиске ответов на вызовы XXI столетия. В рамках основных направлений конференции было заслушано 18 пленарных докладов, работали 12 панелей: биография Бахтина в социокультурном контексте; Бахтин в мировой философии; Бахтин как филолог; идеи Бахтина и проблемы педагогики и психологии; жизнь идей Бахтина в современном мире. Кроме того, были проведены онлайн-симпозиумы: «Бахтинские идеи диалогизма в практике учителя» в Японии; «Диалогический метод понимания практики: диалогический обмен между дисциплин» в Новой Зеландии и Австралии, а также отдельная панельная дискуссия «О любви и избытке видения в диалогизме Бахтина» в Норвегии, Японии и Новой Зеландии. Каждый доклад и выступление сопровождали десятки вопросов, которые вызывали продолжительные дискуссии. Участники из разных стран и континентов говорили о реальной жизни идей Михаила Бахтина в современных философских, филологических, педагогических и психологических, культурологических исследованиях, о применении их в реальных практиках. Отмечалось, что в первые десятилетия нового тысячелетия окончательно определилась значимость идей Бахтина. Русский мыслитель стал одним из наиболее цитируемых ученых не только в отечественной, но и в зарубежной гуманитаристике. И как вывод звучало утверждение о том, что наследие Михаила Бахтина, Бахтинская идея диалога, Бахтинское слово имеют непреходящее научное, культурное и общественное значение. Круг вынесенных на обсуждение конференции проблем еще раз свидетельствует об особой роли идей Бахтина в становлении нового мышления, в осознании единства культуры, науки, образования и творчества. При этом подчеркивалось, что сегодня в мире, в России, и, в частности, на конференции происходит отказ от штампов, нарабатываются новые подходы в бахтиноведении. Собор и карнавал, диалог и философия поступка, хронотоп дороги либо хронотоп пути - общеизвестные категории Бахтина, но мы услышали на конференции совершенно новый поворот в их осмыслении. Так, философы и культурологи наряду с теоретическими проблемами как философия поступка с различными спецификациями внутри этого контекста (социальный самоконтроль, долженствование и нравственный субъект, моральная ответственность, феноменология поступка, нравственные измерения хронотопа, мифотворчество и культурная память и др.) рассматривали идею вненаходимости, смыслы «Я» и «Другого», аспекты технокультурной сингулярности, полифоническую инаковость и полифоническое мышление, диалогическую философию и др. Филологи, представляя Бахтинские идеи в литературоведении, сумели выделить очень много новых проблем, которые касались прежде всего поиска концептуальности в литературном творчестве: эсхатологическая концептология в драме; гетероглоссия как способ создания гротеска; сентиментализм в историко-литературной концепции Бахтина. Рассматривалась рецепция Бахтинских идей в современном литературоведении: схождение и отталкивание; жанровые параллели в европейских литературах; теория романа Бахтина и ее вклад в теорию метапрозы. Многие доклады были посвящены конкретным писателям либо литературным произведениям, прочитывая их под преломлением бахтинских смыслов: вокруг и внутри Гоголя: Лев Пумпянский и Михаил Бахтин; хронотоп романа - хронотопия города и науки; репрезентация смеховой культуры в городской газете; полифоническая инаковость в «Заратустре» Ф. Ницше; «Другой» в устном поэтическом фольклоре: предок - антипод - «второе я» и др. Психологи и педагоги обсуждали проблемы диалогической педагогики, исследовательский и критический диалог как инструмент рефлексии и обучения, «диалогические методики» в школьном образовании и др. Ученые Дании и США предложили институционализацию государственных школ в свете идей Бахтина. Были вынесены на обсуждение: проблема использования спонтанности и карнавального смеха Бахтина во внеклассной диалогической практике; модель урока по теме «романтическая педагогика»; значение эрготерапевта как диалогического автора в лечении деменции; создание диалога за пределами критической оценки других. Михаил Бахтин - русский мыслитель, но его идеи изменили интеллектуальный и культурный климат мира. Его труды - живой источник сил и вдохновения для нескольких поколений исследователей. Так, на секции «Жизнь идей Бахтина в современном мире» были актуализированы следующие темы: «рецепция мысли Бахтина в Бразилии» (Антонио Жозе - Сан-Паулу, Бразилия); «музейный диалогизм в США» (Конни Богард - Канзас, США); «Бахтин в Индии…» (Лакшми Бандламуди - Нью-Йорк, США); «жизнь бахтинских идей в Китае» (Лин Цзяньхо, Го Цзиньюань - Пекин, Китай); «хронотопическая встреча с Бахтиным на пороге» (Михаил Градовский - Ставангер, Норвегия; Джейн Уайт - Кентербери, Новая Зеландия); «круг Бахтина и Восток» (Крейг Стивен Брэндист - Шеффилд, Великобритания) и др. Участники конференции отмечали, что книги Бахтина как продукт творческого ума и активатор гуманитарного потенциала все еще мало изучены с этой стороны. В предисловии к своей «Эстетике словесного творчества» Бахтин писал о взаимосвязи вины и ответственности. Если вторую часть этой диады можно сегодня услышать очень часто, то о вине (и покаянии) практически не слышим. Действительно, какова степень вины искусства перед жизнью? Вопрос был поставлен Бахтиным давно, но до сих пор глубина этой мысли мало изучена. Безусловно, наследие Бахтина имеет непреходящее научное, культурное и общественное значение, бахтинская идея диалога как никогда актуальна в современном поликультурном мире. Бахтинское слово обладает вдохновляющей энергией, а его идеи подвигают к творческому поиску. Таким образом, шесть дней участники конференции своими идеями создавали бахтинскую ауру, бахтинский воздух, бахтинское пространство, насыщая его новыми диалогическими созвучиями и научными резонансами, и как отметил Г.Л. Тульчинский (Санкт-Петербург) - «радостью узнавания развития идей Бахтина». Так, В.Л. Махлин (Москва) в первый же день предложил для осмысления блестящую категорию «творящее сознание», тут же придав ей «хоровой характер». Она была подхвачена, активно раскрывалась и подтверждалась, спикерами в раскрытии своих заявленных тем. С.А. Смирнов (Новосибирск) как бы обобщил сказанное, отметив, что шесть дней работал «Всемирный гуманитарный университет», который выработал свою особую институциональную сеть. «Нет таких эпитетов, чтобы оценить данный конгресс». Галин Тиханов (Лондон) подчеркнул значимость виртуального проведения конференции. Оно создало «четкую интеллектуальную амбицию». Он же заявил, что конференция позволяет говорить о «Третьем Бахтинском круге» (Англия, Россия), который «думает по-бахтински». Много слов благодарности прозвучало на конференции в адрес Центра М.М. Бахтина в Мордовском университете. Е.Я. Бурлина (Самара): «Вдохновителями и организаторами всего действа стали научные сотрудники Центра М.М. Бахтина. Несмотря на дистанцию, создалась удивительная атмосфера общения единомышленников. Созданная в Центре аура позволила притягивать к себе бахтиноведов из самых разных уголков своей доброжелательностью и деловитостью, созидательностью». Н.П. Ледовских (Рязань): «Центр выглядит очень достойно за счет научной содержательности и воспитывающего воздействия на студентов. Вот так на исторической дистанции, в техническом онлайне и благодаря Центру, мы объединились вокруг мыслителя, уникальный памятник которому есть только в Саранске». Наряду с благодарностью звучали очень серьезные напутствия: создать новую научную биографию Бахтина - «это под силу саранским коллегам»; проводить в течение года подобные семинары; «не стесняться» приглашать ученых из разных стран; повысить статус электронного журнала «Бахтинский вестник»; продумать и внедрить совместные коллективные исследовательские проекты по смеху и многое другое. Одним словом, в дни конференции состоялся грандиозный праздник мысли. Объединил всех участников Михаил Бахтин - «Великий Творец высокой интеллектуальной культуры». Через «прикосновение» к такому человеку проявляется страстный интерес к другому бытию, отражающемуся в способности к самосовершенствованию, самоуглублению и самопознанию в поиске ответов на вызовы XXI столетия.
×

About the authors

N. I Voronina

References

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2021 Voronina N.I.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies