WINTER AS A SYMBOL OF THE DEATH OF THE SOUL IN THE CYCLE "WINTER SONNETS" BY V. IVANOV


Cite item

Full Text

Abstract

This article discusses the cycle of V.I. Ivanov's "Winter Sonnets", which the author wrote in a difficult time for him. From the first to the last (12th) sonnet, the lyric tries to preserve his soul. We examined the specifics of the poet's lyrics, the image of winter as a symbol of death and came to the conclusion that these sonnets represent a lyric cycle, since it has “author's contexts” (“graveyard of snowdrifts”, winter is a symbol of death, an orphan, a widow), a certain author's intention of combining poems, which is to show how the lyric hero overcomes difficulties, tries to save his soul when there is a blizzard, winter and snowdrifts around. All poems follow a certain order, showing the path of the lyric hero. The fifth sonnet stands out from this row, as it makes a reference to the past of the lyric hero. According to the typology of cyclical texts by M. Darwin, this cycle is connected, since it has a common title and has a certain sequence, which was set by the author himself.

Full Text

Введение. Вячеслав Иванович Иванов - русский поэт-символист, философ, переводчик и драматург, литературный критик, педагог. Одна из ключевых и наиболее авторитетных фигур Серебряного века. Творческое развитие Вячеслава Иванова отличалось внутренней логикой, последовательностью и устойчивостью его художественно-эстетической системы и «духовных координат». История вопроса. Творческое наследие Вячеслава Иванова изучали С. Аверинцев [1], И. Корецкая [4], которые выделили многообразие его работ, рассмотрели большой корпус поэтических произведений, оригинальных и переводных, публицистику, философские эссе, литературоведческие и антиковедческие монографии. В. Иванов создал оригинальную версию русского символизма, в которой соединились две генеральных тенденции Серебряного века: во-первых, - возвращение русской культуры к духовным основам христианства; во-вторых - творческое переосмысление и воссоздание художественных архетипов Античности, Средневековья и Возрождения [2]. Цикл в 12 сонетов был начат в Рождественские праздники 1919 г. и окончен в феврале 1920 г. Больные жена и дети В. Иванова жили тогда в подмосковном санатории «Габай» в Серебряном Бору. Лютою зимою В. Иванов, переутомленный, изнуренный, ездил навещать их по бездорожью в открытых санях. Методы исследования. Данный сборник мы будем рассматривать в качестве лирического цикла, используя целостный филологический анализ поэтического текста (с элементами герменевтики). Л.Е. Ляпина пишет: «Цикл - тип эстетического целого, представляющий собой ряд самостоятельных произведений, принадлежащих одному виду искусства, созданных одним автором и скомпонованных им в определенную последовательность» [5]. Мы принимаем данное определение и считаем, что лирический цикл - это определенное количество стихотворений, объединенных каким-либо общим признаком: адресатом, темой, символикой и т.п. Цикл обязательно нужно рассматривать как единое произведение, которое имеет общую семантику, понять которую можно лишь через анализ всего цикла вместе. Всего в сборнике «Зимние сонеты» 12 произведений, которых объединяет тема страшной, леденящей душу зимы. И эта тема прокладывается через мотив дороги, по которой идет лирический герой, обходя кладбища сугробов. Снега выпало настолько много, что образовавшиеся сугробы поглощают человека, если он наступит в них. На протяжении всех двенадцати сонетов прослеживаются религиозные отсылки, например, к чистилищу, аду, в который человечество попадает за грехи (а они тоже здесь присутствуют). Зима здесь изображена в качестве того времени года, который несет за собой смерть и разрушение, не зря автор часто использует такие эпитеты как «мертвый снег», «суровыя зима», «немых сугробах». С первых строк автор дает понять читателям, что от зимы хорошего ждать не стоит. И ведет эту нить до самого конца. При анализе будет сделан акцент на исследователя И.В. Фоменко, который выделял ряд особенностей: 1) наличие «только авторских контекстов»; 2) определенный авторский замысел объединения стихотворений в одно целое; 3) отношения стихотворений к целому цикла - элементы и система [7]. Рассмотрим подробнее каждый сонет. Перед читателями появляется картина начала зимы, когда выпадает «мертвый снег», но при этом «лес торжественный заснежен». Автор использует контрастные эпитеты, показав, что отрицательную оценку имеет только зима и все, что с ней связано, а лес так и остался красивым, не обращая внимания на накрывший его снег. Во второй строфе первого сонета лирический герой рассуждает о своем пути и жребии, который выпал: …А сон полей безвестен и безбрежен… Неслежен путь, и жребий неизбежен: Святая ночь, где мне сулишь ночлег? [3] Многоточия в конце делают акцент на неизбежном, грустном, что ожидает героя впереди. Он не может избежать того, что начертано ему судьбою, поэтому герой принимает как данное и вопрошает о ночлеге. Зима - время гаданий, когда человек хочет узнать свое будущее. Зима - это время смутное, таинственное, когда за метелью не видно, что будет дальше. И вижу я, как в зеркале гадальном, Мою семью в убежище недальном… [3] Лирический герой скучает, ощущает одиночество, и «сердце, тайной близостью томимо, // Ждет искорки средь бора.» Он мечтает о встрече с семьей, не быть одиноким, но сани (зимний транспорт) несут его не туда, «полет стремится мимо, мимо» [1, сонет I]. Так дорога лирического героя следует дальше, и уже во втором сонете он вопрошает у вождя его глухих дорог, как долго придется принимать испытания? Он находится уже в чистилищах глубоких, которые являются дорогами искупления своих грехов, где душа ждет отправления в рай или ад. Это жребий распутья, как называет чистилище герой. Его гордость погасили, а итогом испытаний получается то, что он связан с тем, кого не любит. Здесь проглядывается связь греха, за который мучится герой. Он не ответил на чувства другого, «кого любить не мог», и не попрощался. При этом вновь мотив смерти, ведь «прощеный поцелуй» - это обряд прощания перед захоронением усопшего. Герой, «полуденных лобзаний сладострастник», пытается бежать от «суровыя зимы», но так ли это легко? Перед ним новое испытание, ведь зима, как вестник смерти, не отпустит просто так. Вокруг героя кладбище сугробов, труднопроходимых, среди которых те, кто не смог перешагнуть, а мертвый снег похоронил в глубоких сугробах. Считается, что человек с холодным сердцем - злой, не способный любить. Автор использует в третьем сонете такое словосочетание как «зима души». Душа, покрытая снегом, как сердце Кая из сказки «Снежная королева». Лишь солнце может ее прогреть, но так ли часто зимой появляется теплое солнце? Обычно солнце является символом мороза, поэтому «она (душа) ж в немых сугробах цепенеет» [1, сонет III]. И появляется образ метелицы, которая тоже не приносит радости, а лишь поет тоску душе человека. Автор в данном четверостишии использует контраст эпитетов: холодное - теплое. Холодное в данном случае означает мертвое, а теплое - живое. Или же противопоставляет несколько слов в одной строке: «оледенел ключ влаги животворной…». Ключ воды должен был нести жизнь, а он из-за холода зимы оледенел. И мотив дороги не оставляет героя, чей двойник несет свой гроб. Куда он донесет его? Такой вопрос ставит читатель. В четвертом сонете мы узнаем о том, что половина зимы прошла, а зима «темная». Лирический герой рад, что конец зимы ближе: «Я праздную». «Холодная тюрьма» в лесу начинает преображаться, лес оживает, выходит из этого кладбища. Пятый сонет посвящен волку: Рыскучий волхв, вор лютый, серый волк, Тебе во славу стих слагаю зимний! [1, сонет IV]. Волк олицетворяет свирепость, коварство, жестокость. Символ волка связан и с нижним миром, в некоторых мифологиях он выступает как проводник душ. В сонете он голодный, ненавидим всеми, но при этом хозяйский пес, но выполняет роль проводника душ. Лирический герой причалил, «где челн души в безвестных взморий…». Он рассекал по реке, по которой отправляют души, и встречал его волчий вождь [6]. Пятый сонет как будто отделен от остальных. И это не случайно. Число пять в Библии означает число благодати, свободный дар Бога или число милости. В данном случае герой обретает милость, ведь он стоит перед волчьим вождем, который ждет его перед воротами чистилища. Обе терцины V-го сонета перекликаются с XVII-ой строфой автобиографической поэмы «Младенчество», написанной в Риме весною 1913 г. В. И. родился в маленьком домике своих родителей, стоявшем возле церкви св. Георгия, «супротив забора» Зоологического Сада, где ...... выла волчья свора И в щели допотопный рог Искал просунуть носорог. С Георгиевским переулком Там Волков узенький скрещен; Я у Егория крещен… [1, сонет IV]. Шестой сонет начинается с новолунья. Новолунье - это ночь без луны, когда лучше оставаться дома, найти общий язык со своей душой. На небе созвездие медведицы, которое состоит из семи звезд. Семь - это число духовного совершенства, завета и печати Божьей. Легенда гласит: созвездие большой медведицы - это возлюбленная Зевса, которая была наказана за нарушивший обет, а малая медведица - ее сын, страж. Весна все ближе, и лирический герой восклицает: Весну, всех весен краше и святей… [1, сонет VI]. И вот наступает утро, с которым обычно приходит что-то хорошее, но оно, в данном случае, отворяет «последние затворы зимних врат». А зима не несет ничего хорошего, поэтому мы можем судить о том, что врата эти в нижний мир, то есть ад. Автор описывает в 8 сонете город зимы: Пустырь окрест под пеленой зимы, И кладбище сугробов - переулок. [1, сонет VIII]. Никаких ярких эпитетов, которые бы описывали блеск снега, а лишь серость, пустырь и кладбище из снега. Создается ощущение одиночества, мотив смерти не отступает на задний план. По данному городу идет дух чумы, который несет за собой только смерть, а за ней жизнь пустая, сравниваемая с тюрьмой. Автор постоянно держит живые предметы в четырех стенах, закрывая их, не давая им свободы. Лирический герой находит теплое место в хижине, где можно укрыться от ледяной вьюги, но это не так-то легко. Лишь магический круг способен помочь: Тепло в черте магического круга, На очаге клокочет котелок, И светит Агни, как улыбка друга. [1, сонет VIII]. В Библии Агния - «агнец», то есть ягненок, использованный для всесожжения, замаливая грехи. Жертвоприношение ягнят играло очень важную роль, их приносили в жертву за грехи народа. И данный Агни, как друг, потому что сулит искупление грехов. Девятый сонет посвящен полностью зиме. Здесь она сирота унылая, вдова: Твое именованье - Сиротство, Зима, Зима! Твой скорбный строй - унылость. Удел - богов глухонемых немилость. Твой лик - с устами сжатыми вдовство. [1, сонет VIII]. Автор не использует звукопись, чтобы показать образ Зимы. Читатель рисует ее при помощи имен: сиротство, унылость, немилость, вдовство. В этом же сонете во втором четверостишие используется контраст мороза и теплого солнца: … Безвестье тут, беспамятство, застылость, - А в недрах - Солнца, Солнца рождество! [1, сонет VIII]. В конце предложения восклицательный знак, указывающий на торжественность, радость этого события, что где-то далеко есть солнце, пусть и его еще не видно, но оно есть, а значит будет тепло. Последние сонеты лирический герой путешествует по дороге, что предначертана ему. Он ищет весну, ощущает тонкость льда. Автор использует эпитеты «могильные глыбы», «лютые стужи», показывая отношение к зиме. Душа его не радуется, она замерзла, осталась в Царстве льда. Куда он идет, как существовать ему? Он задается вопросами, но не ищет ответа и решения. К концу последнего сонета весна становится ближе, а значит и душа начинает оттаивать. Лирический герой восклицает: «Любовь - не призрак лживый: верю, чаю!...». Он смог пережить озноб, мороз, метель, кладбище сугробов. И ночью стучит в гроба, но себя не находит в них, а значит есть еще шанс, есть еще будущее для лирического героя. Выводы. Таким образом, данные сонеты представляют собой лирический цикл, так как он имеет «авторские контексты» («кладбище сугробов», зима - символ смерти, сирота, вдова), определенный авторский замысел объединения стихотворений, который заключается в том, чтобы показать, как лирический герой преодолевает трудности, пытается спасти свою душу, когда вокруг метель, зима и сугробы. И последнее, что можно выделить - это отношения стихотворений к целому циклу. Все стихотворения следуют определенному порядку, показывая путь лирического героя. Пятый сонет выбивается из этого порядка, так как делает отсылку к прошлому лирического героя. Согласно типологии циклических текстов М. Дарвина, данный цикл является связанным, так как имеет общее заглавие и обладает определенной последовательностью, которую задал сам автор.
×

About the authors

A. Yu Antonyuk

Samara State University of Social Sciences and Education

Email: antonyuk.anastasiya@psga.ru
Samara, Russia

References

  1. Аверинцев, С. Поэзия Вяч. Иванова // Вопросы литературы. - 1975. - № 8. - С. 162.
  2. Аверинцев, С. Системность символов в поэзии Вяч. Иванова // Контекст. - 1989. - М., 1989. - С. 45.
  3. Иванов, Вяч. Зимние сонеты // Иванов Вяч. Лик и личины России. - М., 1995. - С. 634-640.
  4. Корецкая, И. Вяч. Иванов: метафора "арки" // Известия РАН. Серия литературоведение и языкознание. - 1992. - Т. 51. № 2. - С. 60.
  5. Ляпина, Л. Е. Проблема целостности лирического цикла [Текст] // Целостность художественного произведения и проблемы его анализа в школьном и вузовском изучении литературы. - Донецк: ДГУ, 1977. - 302 с.
  6. Мифы народов мира: Энциклопедия: В 2 т. - М., 1991. Т. 1.
  7. Фоменко, И. В. Об анализе лирического цикла (на примере стихов Б. Пастернака "Петербург") [Текст] // Принципы анализа литературного произведения. - М., 1984 - С. 171 - 178.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2021 Antonyuk A.Y.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies