Methods of increasing motivation for choreography lessons in students of higher education institutions of culture

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

This article touches upon the problem of motivation for the activities of students-choreographers of universities of culture and art, without which the most effective pedagogical methods and technologies do not bring the desired result. The problem is relevant for the system of higher choreographic education. The paper considers the methods of stimulating motivation for activity, which, in the author's opinion, bring the greatest benefit in the formation of motivation for choreographic activity. The revealed methods are tested during the ascertaining and forming experiment in the system of higher education of choreographers. The author gives statistical data of the changes that have taken place with the motivation of choreographer students to work, after the introduction of a set of selected methods for stimulating motivation. Analysis of the data shows that during the experiment the number of students with a positive motive for activity in the second and third year of the Samara State Institute of Culture increased significantly and the number of students with a negative motive for activity decreased (from 53% to 0%) and (from 66% to 0 %). For first-year students, the changes are not statically significant, due to the fact that a positive motive for activity was observed among choreographer students in the first year of study and amounted to (89%). This led to the conclusion that the primary task of a teacher of a modern university will be to promote the emergence of positive motives for activity, before introducing new methods and technologies for teaching students.

Full Text

Введение. В современном высшем образовании основные усилия профессорско-преподавательского состава вуза направлены прежде всего на обновление технологий обучения и совершенствование методического аппарата учебного процесса, в то время как повышению мотивационной сферы деятельности обучающихся не уделяется должного внимания. Остается без внимания тот факт, что именно мотивация является важным рычагом активизации учебно-познавательной деятельности и относится к самым трудно осознаваемым сторонам человеческой психики. Новейшие технологии и усовершенствованные методики обучения не дают должного результата, вследствие того что современные студенты чаще ориентированы на деятельность вне вуза, и ищут мотив применения своей активности вне самого процесса обучения. И, несмотря на то что в вузы культуры и искусства студенты чаще приходят добровольно, в отличие от поступающих в другие высшие учебные заведения, и здесь фактор мотивации при выборе специальности и направления подготовки играет решающую роль, однако практика показывает, что в процессе учебной деятельности стабильно происходит снижение мотивации студентов к обучению от года к году.

История вопроса. Проблема мотивации и мотивов к учебной деятельности получила свое развитие в трудах В.Г. Асеева [3]; Л.И. Божович [4]; Е.П. Ильина) [6]; Л.С. Илюшина [7]; Д.А. Леонтьева [10]; А.К. Марковой [12]; С.Л. Рубинштейна [14]; Д.Н. Узнадзе [15]; П.М. Якобсона [16] и др. Однако данные исследования не дают целостную картину развития и формирования мотивации для специфической хореографической деятельности, где излишние усилия, ограничения и боль часто подавляют еще не сформировавшуюся мотивацию студентов, где трудности и определенные лишения доминируют над зародившимися, но не окрепшими мотивами.

  Методы исследования. Для выполнения задач нашего исследования были использованы следующие методы: теоретические (анализ педагогической, психологической, методической литературы; сравнительный анализ); эмпирические (педагогическое наблюдение; беседы; познавательные дискуссии; тестирования; констатирующий и формирующий эксперимент; анализ; изучение и обобщение полученных результатов); методы математической статистики (U-критерий Манна-Уитни).  

 Мотивация учения – не стихийно возникающий процесс. Мотивацию необходимо специально формировать, развивать и стимулировать [8, с. 5]. Мотивами, как известно, называются причины поступков человека. Совокупность тех или иных мотивов составляет мотивацию личности. Весьма важно ежедневно поддерживать интерес и формировать мотивацию студентов к обучению, так как только личная мотивация позволит студенту двигаться и развиваться дальше. Поэтому первостепенной задачей преподавателя будет вызвать эмоциональный отклик, чтобы активизировать познавательные психические процессы.

Как отмечает Л.И. Божович, с этой целью большое значение имеют разнообразные формы и методы стимулирования мотивации. Под стимулированием мотивации в обучении понимается побуждение обучающихся к активной учебной деятельности. Стимулирование связано с непосредственными действиями преподавателя, который сознательно влияет на обучающихся, вызывая у них определенные мотивы учения. К ценным методам стимулирования мотивации к занятиям она относит: метод игр; cтимулирующее влияние наглядности, отличного показа педагогом, благодаря которому повышается интерес учеников к изучаемым материалам; метод создания ситуаций познавательной дискуссии. Включение учеников в ситуации дискуссии не только углубляет их знания и умения при исполнении движений, но и непроизвольно приковывает их внимание к теме, вызывает новый интерес к учению, пробуждает новые силы, позволяющие преодолеть утомляемость [4, с. 31].

Как отмечает В.В. Анисимов, действенным методом стимулирования мотивации к занятиям является создание в учебном процессе ситуаций успеха, например: выступления обучающихся на мероприятиях, открытых уроках, спектаклях, показах; информация и отчет по работе (группа ВКонтакте, сайт, и т.д.). А также требования педагога к внешнему виду, дисциплине в посещениях, к форме, прическе; привлечение к работе над костюмами, реквизитом, все это играет большую роль в создании мотивации к занятиям [2, с. 113]. В.В. Анисимов также указывает и на то, что на формирование мотивов учения оказывает влияние стиль педагогической деятельности. Авторитарный стиль формирует «внешнюю» мотивацию учения, мотив «избегания неудачи», задерживает формирование внутренней мотивации. Демократический стиль педагога, наоборот, способствует внутренней мотивации [2, с. 211]. В.В. Анисимов выделяет и метод эмоционального стимулирования, т.е. введение в учебный процесс необычных заданий, непривычных этюдов, с использованием различных предметов, чтобы оно захватило своей необычностью, яркостью, удивительностью, которая позволяет удачно организовать изучение нового материала, а также методы, направленные на формирование чувства долга и ответственности к занятиям. Мотивы долга и ответственности перед коллективом, учителями, родителями и перед самим собой, стремления получить их оценку, одобрение, желание занять должное место в группе и коллективе [2, с. 217].

Н.П. Гильфанова в своем методическом пособии «Формирование мотивации к занятиям хореографией» пишет: «…мотив в хореографии может быть не только движенческий, он может быть пространственным и относиться к рисунку танца, он может быть временным, т.е. появляющимся в различных ритмических вариациях. Очень часто хореографы используют позиционные мотивы, т.е. определенные статические позы и положения, являющиеся как бы основой, вокруг которой строятся остальные движения. Это может быть и изменение энергии движения; изменение временных характеристик (изменение ритма, изменение скорости движения); изменение пространственных характеристик (варьирование пространственной амплитуды, уровня, направления) и т.д.» [5, с. 3-4].

Знание методов мотивирования обучающихся позволило выбрать те из них, которые наилучшим образом соответствовали бы решаемым учебно-воспитательным задачам и подходили бы для хореографических дисциплин. К таким методам стимулирования мотивации относим:

— создание ситуаций познавательной новизны: ситуации с использованием различных предметов (подушек, блоков, тренажеров, эспандеров и т.д.); уроки «геометрии» на изучение положения тела в пространстве (балетных поз) и рисунка танца; построение уроков хореографии на симфоническую и современную музыку;

— создание ситуаций эмоциональных переживаний (через видеоинформацию о травмах известных танцовщиков и пути их восстановления);

— создание ситуаций познавательной дискуссии: дискуссию о методической грамотности исполнения хореографических движений и влияние методических ошибок на травмы в хореографии;

— создание ситуаций занимательности: показ видеоматериала сложных технических движений в исполнении знаменитых мировых танцовщиков, определяющих интерес студентов к изучаемым движениям и этюдам; показ новых современных танцевальных направлений в хореографии, в исполнении знаменитых мировых танцовщиков, определяющих интерес студентов к новым постановкам;

— создание ситуаций хореографических игр: игра-викторина на знание хореографических терминов;

— создание креативных ситуаций: участие в создание реквизита и костюмов для хореографических спектаклей и экзаменационных показов;

— создание ситуаций успеха: участие в хореографических конкурсах, фестивалях, мастер-классах известных танцовщиков; самостоятельное создание студентами видеороликов своих уроков хореографии, выступлений, спектаклей, показов, индивидуальных технических достижений студентов и публикация их в интернет и СМИ средства массовой информации;

- создание ситуаций планирования будущего: разъяснение преподавателем миссии хореографа в XXI веке.

 Было решено провести исследование и диагностику влияния отобранных нами методов мотивирования обучающихся на их позитивный мотив к деятельности. Для этого занятия в экспериментальной группе (93студента) проводилось с использованием отобранных методов, а занятия в контрольной группе (93студента) традиционно. Анализ результатов исследования позитивного мотива к деятельности студентов-хореографов контрольной и экспериментальной групп мы провели при помощи методики М. Люшера, Эггерта по цвету [11]. С учетом типа ВНД, подходящего для занятий хореографией, выделенного учеными Н.П. Абаскаловой, З.С. Мироновой и И.А. Бадниным: тип ВНД, соответствующий оранжево-красному – холерик (сильный, уравновешенный, подвижный) [1] - подходит для занятий хореографией [13]; тип ВНД, соответствующий зеленому - сангвиник (сильный, уравновешенный, подвижный) [1] - подходит для занятий хореографией [13]; тип ВНД, соответствующий желтому – сангвиник (сильный, уравновешенный, подвижный) [1]; тип ВНД, соответствующий cинему – флегматик (инертный) [1] - в хореографии обучаются отдельно [13]; тип ВНД, соответствующий фиолетовому - меланхолик [1] - в хореографию не целесообразно принимать [13].

 Было проведено исследование на всех трех студенческих курсах. До проведения экспериментальной работы со студентами-хореографами, их уровень позитивного мотива к деятельности в контрольной и экспериментальной группе были идентичны. Позитивный мотив к деятельности прослеживался у студентов-хореографов на первом году обучения, у большинства студентов-хореографов вторых и третьих курсов не наблюдалось нарастания позитивного мотива к деятельности, а если оно и присутствовало у некоторых студентов, то не стабильно. На рисунке 1 представлена динамика показателей позитивного мотива к деятельности у студентов-хореографов 1 года обучения. В экспериментальной группе первого года обучения (ЭГ1) - 1 на 1 констатирующем этапе из 11% (3 студента) негативный мотив присутствует (интерпретация, расшифровка предпочитаемых цветных пар по М. Люшеру) [11] у 2 студентов (зеленый и коричневый) — чувство неудовлетворенности, усталости, переоценка значимости отношения к себе со стороны окружающих; у 1 студента (красный и коричневый) — негативное настроение, огорчение и разочарование из-за неудачи.

 

Рис.1. Динамика показателей позитивного мотива к деятельности у студентов-хореографов первого года обучения (Dynamics of indicators of positive motive for activity among students-choreographers of the first year of study).

 

Из 89% (28 студентов), имеющих активные положительные тенденции: у 13 студентов (оранжевый и фиолетовый) возбуждение, увлеченность; у 10 студентов (оранжевый и зеленый) настроение положительное, желание поиска первых путей решения стоящих задач, стремление к самоутверждению; у 5 студентов (зеленый и желтый) — стремление к признанию, популярности, желание произвести впечатление. В этой же группе (ЭГ 2) на формирующем этапе, у 31 студента (100%) произошли статистически не значимые изменения позитивного мотива к деятельности, очевидно, в связи с тем, что изначально были высокие результаты в позитивном мотиве к деятельности). На рисунке 2 представлена динамика показателей позитивного мотива к деятельности у студентов-хореографов 2 года обучения.

 

Рис.2. Динамика показателей позитивного мотива к деятельности у студентов-хореографов второго года обучения (Dynamics of indicators of positive motive for activity among students-choreographers of the second year of study).

 

В экспериментальной группе (ЭГ 1) - 1 на констатирующем этапе из 53% (17 студентов), негативный мотив присутствует (интерпретация, расшифровка предпочитаемых цветных пар по М. Люшеру) у 6 человек (зеленый и желтый) — состояние беспокойства, стремление к признанию, популярности, желание впечатлений, повышенное внимание к реакциям окружающих на свои поступки; у 5 студентов (зеленый и коричневый) — чувство неудовлетворенности, усталости, переоценка значимости отношения к себе со стороны окружающих; у 3 студентов (желтый и коричневый) - негативное настроение, огорчение и потребность в эмоциональной разрядке и отдыхе; у 2 студентов (синий и коричневый) — чувство беспокойства, страх одиночества, стремление уйти от конфликтов, избежать стресса, эмоциональная неудовлетворенность, самоограничение, поиск поддержки; у 1 студента (коричневый и желтый) — утрата веры в положительные перспективы, вероятность необдуманных решений («мне все равно»).

Из 47% (14 студентов), имеющих активные положительные тенденции: у 5 студентов (зеленый и синий) отмечается позитивное состояние, стремление к признанию, к деятельности, обеспечивающей успех; у 4 студентов (красный и синий) отмечается — деловое возбуждение, активное стремление к деятельности; у 3 студентов (зеленый и красный) — активное стремление к успеху, к самостоятельным решениям, преодолению преград в деятельности; у 2 студентов (красный и зеленый) активное стремление к цели, преодолению всех трудностей, стремление к высокой оценке своей деятельности. В этой же группе (ЭГ 2) на формирующем этапе у 31 студента (100%) произошли статистически значимые изменения позитивного мотива к деятельности: у 9 студентов (красный и фиолетовый) — повышенное возбуждение, не всегда адекватная увлеченность, стремление произвести впечатление; у 7 человек (зеленый и желтый) — стремление к признанию, популярности, желание произвести впечатление; у 6 студентов (желтый и зеленый) — настроение положительное, желание поиска первых путей решения стоящих задач, стремление к самоутверждению; у 5 студентов — (оранжево-красный) — символизирует силу волевого усилия, агрессивность, наступательные тенденции, возбуждение; у 3 студентов (желтый и фиолетовый) — небольшая эйфория, стремление к ярким событиям, желание произвести впечатление; 1 студента (зеленый и синий) — позитивное состояние, стремление к признанию, к деятельности, обеспечивающей успех. Таким образом, мы видим, что среди студентов, на которых мы воздействовали с помощью отобранных нами методов мотивирования обучающихся, значимо возросло количество студентов с положительным мотивом к деятельности, тогда как в контрольной группе изменений не произошло. На рисунке 3 представлена динамика показателей позитивного мотива к деятельности у студентов-хореографов 3 года обучения.

 

Рис.3. Динамика показателей позитивного мотива к деятельности у студентов-хореографов третьего года обучения (Dynamics of indicators of a positive motive for activity among studentschoreographers of the third year of study).

 

В экспериментальной группе (ЭГ 1) – 1 на констатирующем этапе из 66% (21 студент), негативный мотив присутствует (интерпретация, расшифровка предпочитаемых цветных пар по М. Люшеру) у 8 студентов (фиолетовый и голубой) — неопределенное настроение, стремление к согласию и гармонии, чувство неудовлетворенности, стимулирующее к активности; у 6 студентов (фиолетовый и оранжевый) — некоторое возбуждение, увлеченность, активное стремление произвести впечатление, стрессовое состоя из-за неудач в активных, иногда необдуманных действий; у 5 студентов (фиолетовый и зеленый) настороженность, желание произвести впечатление, стрессовые состояния из-за неосуществившегося самоутверждения; у 2 студентов (коричневый и фиолетовый) — чувство неудовлетворенности, стремление к комфорту.

Из 34% (10 студентов), имеющих активные положительные тенденции: у 4 студентов (зеленый и желтый) — стремление к признанию, популярности, желание произвести впечатление; у 3студентов (зеленый и красный) — активное стремление к успеху, к самостоятельным решениям, преодолению преград в деятельности; у 3 студентов (зеленый и синий) — позитивное состояние, стремление к признанию, к деятельности, обеспечивающей успех. В этой же группе (ЭГ 2) на формирующем этапе, у 31 студента (100%) произошли статистически значимые изменения позитивного мотива к деятельности: у 12 студентов (оранжевый и зеленый) активное стремление к цели и высокой оценке своей деятельности; у 8 студентов (зеленый и оранжевый) стремление к преодолению всех преград и успеху в деятельности; у 7 студентов (зеленый и желтый) — стремление к признанию, популярности, желание произвести впечатление; 4студента (зеленый и синий) — позитивное состояние, стремление к признанию, к деятельности, обеспечивающей успех. Таким образом, мы видим, что среди студентов, на которых мы воздействовали с помощью отобранных нами методов мотивирования обучающихся, значимо возросло количество студентов с положительным мотивом к деятельности, тогда как в контрольной группе изменений не произошло.

Формирующий этап эксперимента подтвердил результативность включения в учебно-образовательный процесс методов стимулирования мотивации студентов-хореографов. Показатели позитивного мотива к деятельности студентов-хореографов экспериментальной группы на всех трех курсах стремительно изменились (таблица №1).

  

Таб. 1. Различия в показателях позитивного мотива к деятельности, студентов-хореографов экспериментальной группы до и после экспериментального обучения (Differences in indicators of a positive motive for activity, students-choreographers of the experimental group before and after experimental training)

 

Параметры сравнения

Средние значения

До и после эксперимента

ЭГ1

ЭГ2

Уровень значимости

Позитивный мотив к деятельности

 

 

 

I курс

89%

 

100%

Не значимы

II курс

47%

100%

 

р≤0,01

IIIкурс

 

34%

100%

р≤0,05

 

Подобные изменения объясняются тем, что в процессе работы у студентов-хореографов экспериментальной группы, благодаря включению в учебно-образовательный процесс отобранных нами методов стимулирования мотивации к деятельности (создание ситуаций познавательной новизны, эмоциональных переживаний, познавательной дискуссии, занимательности, хореографических игр, креативных ситуаций, ситуаций успеха и планирования будущего) сформировался позитивный мотив к деятельности.

Выводы. Cтановится очевидным, что новые технологии и методики обучения без своевременного содействия развитию мотивационной сферы личности студентов не принесут запланированного результата. При решении учебно-воспитательных задач преподаватель вуза в первую очередь должен содействовать возникновению позитивных мотивов и их развитию: от поверхностных – к более глубоким; от нестабильных – к целенаправленным и стабильным. Для того чтобы позитивный мотив к хореографии не ослабевал, а постоянно рос, преподавателю хореографии самому необходимо быть в постоянном творческом поиске, быть увлеченным своей деятельностью и увлекать за собой других.

×

About the authors

Kristina V. Pavinskaya

Samara State Institute of Culture

Author for correspondence.
Email: kristal-oriental@mail.ru

candidate of pedagogical sciences, associate professor of the department of choreography

Russian Federation, Samara

References

  1. Abaskalova, N. P. Sistemnii podkhod v formirovanii zdorovogo obraza zhizni subektov obrazovatelnogo protsessa «shkola-vuz» Tekst: monografiya /N.P. Abaskalova. – Novosibirsk: Izd. NGPU, 2001. – 361 s.
  2. Anisimov, V. V. Obshchie osnovi pedagogiki [Tekst]: ucheb. posobie / V.V. Anisimov, O.G. Grokholskaya, N.D. Ni-kandrov. – M.: Prosveshchenie, 2007. – 574 s.
  3. Aseev, V. G. Motivatsiya povedeniya i formirovaniya lichnosti [Tekst] / V. G. Aseev. – M.: Misl, 2003. – 158 s.
  4. Bozhovich, L. I. Problemi razvitiya motivatsionnoi sferi rebenka [Tekst] / L.I. Bozhovich, L.V. Blagonadezhdinoi // Izuchenie motivatsii povedeniya detei i podrostkov. – M.: Pedagogika, 1972. – S. 7 - 44.
  5. Gilfanova, N. P. Formirovanie motivatsii k zanyatiyam khoreografiei [Elektronnii resurs]. – URL: https://www.art-talant.org/publikacii/50323-formirovanie-motivacii-k-zanyatiyam-horeografiey.
  6. Ilin, Ye. P. Motivatsiya i motivi / Ye.P. Ilin. – Sankt-Peterburg : Piter, 2011. – 512 s.
  7. Ilyushin, L. S. Obrazovatelnaya motivatsiya: teoriya i metodologiya issledovaniya / L. S. Ilyushin. Monografiya. SPb.: Izdatelstvo BAN, 2002. –216 s.
  8. Kravtsov, G. G. Igra kak osnova detskogo tvorchestva [Tekst] / G. G. Kravtsov // Iskusstvo v shkole. – 2004. – № 2. – S. 3-8.
  9. Kraevskii, V. V. Obshchie osnovi pedagogiki [Tekst]: uchebnik dlya stud. vissh. ped. uch. zav. / V. V. Kraevskii. - Mos-kva: Izdatelskii tsentr «Akademiya», 2018. – 256 s.
  10. Leontev, D. A. Obshchee predstavlenie o motivatsii cheloveka // Psikhologiya v vuze. – 2004. – № 1. – S. 51—65
  11. Lyusher, M. Tsvetovoi test Lyushera/ M. Lyusher. – М.: Izd-vo «AST»,2005. – 192 s.
  12. Markova, A. K. Formirovanie motivatsii ucheniya v shkolnom vozraste: Posobie dlya uchitelya. – M.: Prosveshchenie, 1983. – 96 s.
  13. Mironova, Z. S. Badnin I. A. / Povrezhdeniya i zabolevaniya oporno-dvigatelnogo apparata u artistov baleta / Z. S. Mironova, I. A. Badnin. M., «Meditsina», 1976. – 320 s., il.
  14. Rubinshtein, S. L. Osnovi obshchei psikhologii - SPb: Izdatelstvo «Piter», 2000. – 712 s., il.
  15. Uznadze, D. N. Motivatsiya - period, predshestvuyushchii volevomu aktu / D.N. Uznadze. // Psikhologiya lichnosti : teksti / red. Yu.B. Gippenreiter, A.A. Puzirei. – M.: Izdatelstvo Moskovskogo universiteta, 1982. – S. 80-84.
  16. Yakobson, P. M. Psikhologiya chuvstv i motivatsii / P.M. Yakobson. – Voronezh : MODEK; M.: Institut prakticheskoi psikhologii, 1998. – 304 s.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML
2. Рис.1. Динамика показателей позитивного мотива к деятельности у студентов-хореографов пер- вого года обучения (Dynamics of indicators of positive motive for activity among students-choreographers of the first year of study) .

Download (206KB)
3. Рис.2. Динамика показателей позитивного мотива к деятельности у студентов-хореографов вто- рого года обучения (Dynamics of indicators of positive motive for activity among students-choreographers of the second year of study).

Download (156KB)
4. Рис.3. Динамика показателей позитивного мотива к деятельности у студентов-хореографов тре- тьего года обучения (Dynamics of indicators of a positive motive for activity among studentschoreographers of the third year of study).

Download (138KB)

Copyright (c) 2023 Pavinskaya K.V.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies