Painter Vasily Nefyodov in the biography and work of sculptor Stepan Erzia (Nefyodov)

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

The relevance of the topic is due to the need for a comprehensive study of the creative personality of an outstanding sculptor of the 20th century Stepan Dmitrievich Erzya (Nefyodov, 1876–1959). Object of the article: biography and creative (including art-pedagogical) activities of sculptor S.D. Erzia; subject of the article: creative, mentoring relationship of the sculptor with his nephew, the painter Vasily Ivanovich Nefyodov (1890–1918). The study is of a historical and cultural nature; it uses comparative-historical and biographical methods. The sources of the study are the works of S.D. Erzia and V.I. Nefyodov (both located in museums and archives of the Russian Federation, including the Republic of Mordovia, and not preserved, known only from photo reproductions), press materials of the first third of the 20th century, archival documents. The author reconstructs the biography of V.I. Nefyodov, reveals the role of S.D. Erzia in his creative development. As a result of the study, it has been proved that a number of surviving paintings, which are considered by researchers as the works of S.D. Erzia, actually had been created by his nephew. The author attributes the photo of V.I. Nefyodov, made in the suburbs of Paris Seaux in 1912, sculptural portraits of V.I. Nefyodov created by S.D. Erzia and other works dedicated to him. It is proved that the unpreserved statue “Prayer for a Chalice” made in the Urals, which some researchers (for example, the Ural archivist E.V. Shimonek) call “an unknown creation of Erzia”, is a grave monument for V.I. Nefyodov, made exactly from this photo.

Full Text

Введение. Важной частью творческой деятельности выдающегося русского скульптора, мордвина по происхождению, Степана Дмитриевича Эрьзи (Нефедова, 1876–1959) была деятельность художественно-педагогическая. На протяжении многих лет он принимал непосредственное участие в подготовке новых поколений художников – представителей различных видов изобразительного искусства (скульптуры, живописи, графики) в России и за ее пределами. Несомненно, что учеником, с которым С.Д. Эрьзя связывал большие творческие надежды, был его племянник Василий Иванович Нефедов (1890–1918). С.Д. Эрьзя внимательно следил за профессиональным становлением племянника, способствовал его творческому развитию. Безвременная смерть Василия на Урале в разгар гражданской войны стала тяжелым ударом для скульптора. Он бережно хранил живописные работы племянника. Василию Нефедову посвящен ряд работ скульптора, которые атрибутируются в данной статье.  

История вопроса. Художественно-педаго-гическая деятельность С.Д. Эрьзи в литературе освещена далеко не полно. Более того, крайне мало исследований по данной теме носит научный характер; в основном, это мемуарная и публицистическая литература (например, биографический очерк Г.О. Сутеева (прослеживающий жизненный и творческий путь мастера до 1926 г.), в котором названы имена некоторых из его учеников [14; 18]; книга Н.И. Трофимова «Эрьзя в Баку», где рассматривается, в частности, работа скульптора в Высшей художественной школе Азербайджана [15] и др.). В научной литературе – в публикациях Е.П. Алексеева кратко освещается уральский период творчества Эрьзи и его работа в Екатеринбургской художественно-про-мышленной школе, при этом исследователь отмечает, что о жизни С.Д. Эрьзи на Урале существует «больше слухов и легенд, чем реальных фактов», рассказы о нем полны «неточностей и противоречий», а исчезнувшие на Урале скульптуры мастера «превратились в миф, в легенду» [2, с. 193]. Уральский архивист Е.В. Шимонек поставила вопрос о судьбе надгробного памятника Василию Нефедову, созданного С.Д. Эрьзей. Однако ей не удалось найти следов этого произведения и не известны его фоторепродукции [20]. В публикациях автора данной статьи прослежен художественно-педагогический опыт Эрьзи в целом [4], дан подробный анализ творческого пути некоторых из его учеников [см., например: 3]. В данной статье рассматриваются творческие, наставнические отношения скульптора с его племянником – живописцем Василием Нефедовым, реконструируется творческая биография живописца, идентифицируются его сохранившиеся произведения, которые ошибочно атрибутируются исследователями как работы Эрьзи; рассматриваются скульптурные портреты Василия и другие посвященные ему работы, созданные Эрьзей. Отдельное внимание уделяется выполненному Эрьзей надгробному памятнику Василию – статуе «Моление о чаше», которую Е.В. Шимонек называет «неизвестным творением Эрьзи».

Методы и материалы исследования. Статья носит историко-культурный характер; в ней использованы сравнительно-исторический и биографический методы. Источниками исследования являются произведения С.Д. Эрьзи и В.И. Нефедова (как находящиеся в музеях и архивах Российской Федерации, в том числе Республики Мордовия, так и несохранившиеся, известные лишь по фоторепродукциям), материалы отечественной прессы первой трети XX в., документы из Отдела рукописей Государственного Русского музея (ОР ГРМ), Российского государственного архива литературы и искусства (РГАЛИ), Центрального государственного архива Республики Мордовия (ЦГА РМ).

Результаты исследования. Василий Иванович Нефедов – сын старшего брата С.Д. Эрьзи (Нефедова) Ивана Дмитриевича, который с начала 1890-х гг. жил со своей семьей в г. Алатырь Симбирской губернии. В этом городе началось, а затем продолжилось в Казани обучение будущего мастера скульптуры иконописному мастерству. Решив в дальнейшем посвятить свою жизнь светскому искусству, С.Д. Эрьзя отправляется в Москву, где учится Строгановском училище (1901/1902 учебный год), затем в Московском училище живописи ваяния и зодчества (МУЖВЗ, 1902–1907 гг.). Увлечение светской живописью С.Д. Эрьзя передал и своему племяннику. Обучаясь в Москве, летом он навещал родных в Алатыре, занимаясь с Василием.

Как установлено нами, в 1905 г. С.Д. Эрьзя (являясь учеником МУЖВЗ) устраивает Василия в Строгановское училище. Судя по представленным документам, до этого «сын крестьянина г. Алатыря» Василий Нефедов проходил обучение в Алатырском уездном училище. Прошение на имя директора Строгановского училища о принятии Василия Нефедова в число любителей рисования пишет сам С.Д. Эрьзя, беря на себя обязательство вносить установленную плату за учение (подписано 31 августа 1905 г.). Судя по обнаруженными нами документам, Василий был принят в число кандидатов Училища, жил в общежитии студентов (ул. Большая Дмитровка, дом Ляпина). Он был кандидатом в I полугодии 1905/1906 учебного года, затем по неизвестным нам причинам был отчислен (получил обратно свои документы 26 мая 1906 г. [9].

 Вернувшись в Алатырь, Василий занимался в художественной школе-студии местного живописца Н.А. Каменьщикова (1880–1963). Весной 1907 г. С.Д. Эрьзя отправляется в Европу, весной 1912 г. к нему во Францию приезжают его мать Мария Ивановна и Василий, который остается у него в пригороде Парижа Со на год, занимаясь под его руководством живописью и, вероятно, скульптурой. В 1912 г. создана одна из лучших эрьзинских работ этого периода – «Василий» («Вася», «Портрет племянника», бронза), находящаяся ныне в ГРМ (на сайте музея портрет ошибочно датирован 1911 г. [21]).

Интерес представляет отправленное из Со письмо Василия, адресованное его алатырскому приятелю Ивану Дмитриевичу Канову, в котором он, поздравив с предстоящим праздником Пасхи, сообщает, что его дела «идут очень хорошо» и в мае он будет участвовать на выставке в Париже [6]. Вероятно, Василий собирался принять участие в Салоне Независимых, который проходил весной. Однако весной 1913 г. Степан Эрьзя уехал в Италию, а его племянник не позже конца апреля 1913 г. был уже в Алатыре.

27 апреля 1913 г. газета «Камско-Волжская речь» сообщает о том, что в Алатыре проводится ученическо-любительская художественная выставка, устроенная по инициативе Каменьщикова, на которой представлены две работы Степана Эрьзи и значительное количество живописных этюдов его племянника, применяющего манеру дяди – работа без кистей, пальцами: «В некоторых вещах чувствуется несомненное дарование, но в большинстве проглядывает подражание художникам “Бубнового валета”» [1].

Племянник действительно работал так, как учил его дядя. Письмо Канову, а также свои живописные работы (которые хранятся в ЦГА РМ) Василий подписывал «В. Эрьзя» или «В. Эрзя». Исследователи ошибочно приписывают их Степану Эрьзе [10, с. 14; 13, с. 193; 19, с. 40]. В книге-альбоме, составленной М.Н. Барановой и В.С. Ионовой, в числе живописных работ, действительно принадлежавших С.Д. Эрьзе, представлены и работы, выполненные Василием: «Пейзаж» (этюд, 1910, холст, масло), «Зады. Баня» (этюд, 1911, холст, масло), «Река Алатырь осенью» (этюд, 1911, холст, масло), «Стог» (этюд, 1911, холст, масло), «Пейзаж» (этюд, 1911, картон, масло) [12, с. 28, 29, 30, 31, 33]. Примечательно, что на некоторых этюдах поставлена авторская подпись: «В. Эрьзя» или «В. Эрзя» [см., например: 16]. Однако очевидно, что многие из хранящихся в ЦГА РМ работ, на которых такой подписи нет, выполнены Василием: все они датированы 1910–1911 гг., все изображают окрестности Алатыря или интерьер дома Ивана Нефедова, все, скорее всего, выполнены с натуры, а не по памяти. Вероятно, именно с этими этюдами Василий выступал на алатырской выставке в 1913 г.

С.Д. Эрьзя внимательно следит за творческим ростом талантливого племянника: вернувшись в Россию из Европы в 1914 г. и сняв мастерскую в Москве, он приглашает Василия к себе. Весной 1916 г. скульптора выселяют из мастерской за неуплату, осенью его призывают на военную службу (в госпитале). Василий снова возвращается в Алатырь. По утверждению Ю.Н. Папорова, он работает в Алатыре на железной дороге с момента возвращения из Парижа до начала лета 1915 г., затем уезжает в Москву; вернувшись весной – в начале лета 1916 г., снова работает на железной дороге до августа 1918 [7, с. 110, 121]. Однако, согласно объявлению, помещенному в алатырской газете «Знамя труда» 23 декабря 1917 г. Василий имеет в это время статус «свободного художника» и работает в собственной студии вместе с художником-декоратором С. Ураловым: исполняет театральные декорации, художественные плакаты, рекламы, вывески, транспаранты, «модную художественную отделку комнаты во всех стилях», планы, чертежи, эскизы, рисунки, скульптурные и художественно-живописные работы, а также дает уроки скульптуры, живописи, рисования и черчения [11]. Судя по документам, Василий обучал рисованию жителей Алатыря с 1908 г. В 1957 г. вернувшийся в СССР из Аргентины С.Д. Эрьзя получил письмо от жителя Алатыря Н.С. Грошева, который представился как радист и радиофикатор Алатыря и самодеятельный художник и сообщил, что он учился рисованию у Василия в 1908–1914 гг. [17, л. 81].

Летом 1918 г. С.Д. Эрьзя вместе со своей ученицей и гражданской женой Еленой Мроз и Василием отправляется в Екатеринбург (по командировке, выданной советским правительством). Однако на Урале в этот период разворачиваются события гражданской войны, идут боевые действия. Доехав до Невьянска, скульптор и его спутники вынуждены были высадиться с поезда в связи с наступлением на город чехословацкого корпуса. В этот момент слабый здоровьем Василий тяжело заболевает. Добравшись до Екатеринбурга, С.Д. Эрьзя пытается поместить его в местную больницу, однако этого сделать не удается, он отправляет племянника в больницу Полевского завода, где в начале осени 1918 г. Василий умирает.

Скульптор тяжело переживал смерть любимого племянника. Вероятно, вскоре после этого, осенью 1918 г., им была выполнена небольшая скульптура «Скорбь» (мрамор, МРМИИ им. С.Д. Эрьзи), составляющая своеобразный диптих с созданной в 1915 г. сходной с ней по размеру работой «Отдых» (мрамор, МРМИИ им. С.Д. Эрьзи), изображающей обнаженную женскую фигуру. Несмотря на то что прототипом «Отдыха» стала погребальная скульптура – аллегорические фигуры Микеланджело «Утро» и «Ночь» из капеллы Медичи, эта эрьзинская работа носит отнюдь не траурный, а чисто декоративный характер с ярко выраженным эротическим оттенком. Известна фотография, запечатлевшая Василия Нефедова в мастерской С.Д. Эрьзи в Москве рядом с «Отдыхом». После смерти Василия скульптор выполняет подобную обнаженную женскую фигуру совершенно иного – трагического звучания. Кажется, что это одна и та же юная женщина: в «Отдыхе» – спокойно полулежащая, с тщательно уложенными в модную прическу волосами, в «Скорби» – сжавшаяся в комок, со склоненным вниз лицом и разметавшимися волосами. (Композиционное решение этой работы несколько напоминает фигуру Микеланджело «Скорчившийся мальчик»).

 

Рис. 1. Василий Нефедов в мастерской С.Д. Эрьзи. Москва, 1915–1916 гг. На переднем плане – С.Д. Эрьзя. «Отдых». 1915, мрамор. Фотография из открытых источников (Vasily Nefyodov in the workshop of S.D. Erzia. Moscow, 1915–1916. In the foreground – S.D. Erzia. Rest. 1915, marble)

 

Рис. 2. С.Д. Эрьзя. Скорбь. 1918, мрамор. Фотография из открытых источников (S.D. Erzia. Sorrow. 1918, marble)

 

В 1920 г. скульптор выполнил масштабный монумент на могилу племянника – мраморную фигуру Христа. В марте 1920 г. в мастерской скульптора побывал С.С. Розанов, статья которого «У Эрьзи на Урале» была опубликована в 1923 г. В ней упоминается новое произведение С.Д. Эрьзи – «Моление о чаше» – «жертвенно склоненная фигура Христа», которую скульптор собирается установить «в качестве надгробия на могиле своего родственника» [8, с. 71]. Е.В. Шимонек, познакомившись со статьей С.С. Розанова, воспринимает эти слова как откровение, утверждая, что больше никаких упоминаний об этом факте ей нигде обнаружить не удалось [20, с. 17]. Однако эта скульптура, стоящая в мастерской С.Д. Эрьзи, запечатлена на целом ряде сохранившихся фотографий, в том числе и на одной из тех, которыми иллюстрирует свою статью Е.В. Шимонек, о чем сама исследовательница не подозревает – на этом снимке мастерской зафиксировано несколько находившихся там работ, выполненных мастером на Урале [20, с. 16]. Несомненно, скульптура была установлена на могиле Василия, однако она не сохранилась, что неудивительно – в советское время огромная статуя Христа не могла не вызвать к себе негативного отношения. У скульптуры было еще одно название, которое упоминает Г.О. Сутеев в своей рукописи (в ее опубликованный вариант [14] этот фрагмент не вошел) – «Христос, идущий по водам»; согласно биографу, эта работа – одно из «главнейших и лучших» произведений Эрьзи уральского периода [18, л. 57].

 «Моление о чаше» («Христос в Гефсиманском саду», «Гефсиманское моление», «Агония в саду») – известный евангельский сюжет, ставший основой большого числа произведений отечественной и мировой живописи. Е.В. Шимонек ошибается, утверждая, что С.Д. Эрьзя «очень редко обращался к библейским мотивам» [20, с. 17]. Имевший за плечами большой опыт работы в иконописных мастерских, он постоянно использовал христианские мотивы в своем искусстве.

 

Рис. 3. Слева: Василий Нефедов и Мария Ивановна Нефедова в парке Д’Эмбержер у входа в мастерскую С.Д. Эрьзи. Пригород Парижа Со, 1912. Фотография из ЦГА РМ (фрагмент); справа: С.Д. Эрьзя. Моление о чаше. Мрамор, 1920. ЦГА РМ (Left: Vasily Nefyodov and Maria Ivanovna Nefyodova at the entrance to the workshop of S.D. Erzia. Seaux (a suburb of Paris), 1912. Photo from the Central State archive of the Republic of Mordovia (detail); right: S.D. Erzia. Prayer for a Chalice. Marble, 1920. Photo from the Central State archive of the Republic of Mordovia

 

Христос – сквозной образ творчества С.Д. Эрьзи, однако, как правило, художник запечатлевает в нем собственный облик, т.е., по существу, создает «христообразные» автопортреты. «Моление о чаше» – единственный случай, когда С.Д. Эрьзя придает любимому образу черты другого человека – умершего племянника. Сюжет моления Христа в Гефсиманском саду связан с предчувствием близкой смерти. Эрьзя не случайно выбирает фотографию Василия, с которой он выполняет статую. Снимок сделан, вероятно, самим скульптором в 1912 г. в Со, у входа в его мастерскую в парке Д’Эмбержер, т.е. в саду. Некоторые исследователи считают, что на фотографии запечатлен сам Степан Эрьзя со своей матерью (и сестрой Евфимией) и соответственно относят снимок к началу 1900-х гг. [5, с. 10]. Однако это неверно. На нем изображены Василий, его бабушка (мать Эрьзи) Мария Ивановна (и возлюбленная скульптора – француженка Марта Эннебер).

Выводы. Проведенное исследование позволило реконструировать биографию племянника скульптора С.Д. Эрьзи – живописца Василия Нефедова, атрибутировать его сохранившиеся произведения, его фотографию, а также посвященные ему работы С.Д. Эрьзи. Исследование приводит к выводу, что в мордовском роду Нефедовых скульптор был не единственной творческой личностью. Несмотря на скромность своего дарования (особенно в сравнении с дядей), Василий испытывал неизменный интерес к художественному творчеству, потребность заниматься искусством, что духовно сближало его с выдающимся родственником.

×

About the authors

Irina V. Klyueva

National Research Ogarev Mordovia State University

Author for correspondence.
Email: klyueva_irina@mail.ru

phd (philosophical sciences), associate professor, department of culturology and library information resources

Russian Federation, Saransk

References

  1. Alatyr'. Hudozhestvennaya vystavka (Alatyr. Art exhibition) // Kamsko-Volzhskaya rech'. 1913. 27 apr.
  2. Alekseev, E. P. Nevidimyj Er'zia (Invisible Erzia) // Ural v panorame XX veka. – Ekaterinburg: Izd-vo SV-96, 2000. – S. 193–198.
  3. Klyueva, I. V. «U menya tol'ko odna Marta byla nastoyashchej uchenicej…»: Stepan Er'zia i Marta El'sa Vinicki (de Barros) («Only Martha was a real pupil I had...» Stepan Erzia and Martha Elsa Winitzky (de Barros)) // Centr i periferiya. 2018. – № 4. – S. 80–88.
  4. Klyueva, I. V. Skul'ptor S.D. Er'zia: hudozhestvennaya pedagogika kak forma kul'turotvorchestva (Sculptor S.D. Erzia: art pedagogy as a form of cultural creativity) // Hudozhestvennoe obrazovanie i nauka. – 2018. – № 3. – S. 65–71.
  5. Mezhdunarodnyj fond iskusstv im. S.D. Er'zi: restavraciya, kollekciya, proekty (2007–2017): al'bom (Stepan Erzia International Art Foundation: restoration, collection, pro-jects (2007–2017): album / otv. red. E.V. Butrova. – M.: B.i., 2018. – 216 s.
  6. Otdel rukopisej Gosudarstvennogo Russkogo muzeya (Manuscripts Department of the State Russian Museum) / F. 102. Op. 1. D. 16. 1 l.
  7. Paporov, Yu. N. Velikij Er'zia. Priznanie i tragediya: lit.-dok. povest'. Stepan Er'zia: bio-grafiya v dokumentah
  8. (The Great Erzia. Recognition and tragedy: literal-documentary story. Stepan Erzia: biography in documents. – Saransk, 2006. 424 s.
  9. Rozanov, S. S. U Er'zi na Urale (At Erzia in the Urals) // Argonavty. – 1923. – № 1. – S. 70–71.
  10. Rossijskij gosudarstvennyj arhiv literatury i iskusstva (Russian State Archive of Litera-ture and Art). F. 677. Op. 1. D. 6132. 1 l.
  11. S.D. Er'zia (Nefyodov) – skul'ptor. (1876–1959). Opis' dokumental'nyh materialov lichnogo fonda R–1689 (S.D. Erzia (Nefyodov) – a sculptor. (1876–1959). Inventory of doc-umentary materials of the personal fund R-1689) / pod red. G.E. Kuz'minoj. – Saransk: Mordov. kn. izd-vo, 1975. – 96 s.
  12. Svobodnyj hudozhnik V. Erzia i hudozhnik-dekorator S. Uralov (Freelance artist V. Erzia and decorator S. Uralov) // Znamya truda. [Alatyr' Simbirskoj gub.]. – 1917. – 23 dek. (№ 144).
  13. Skul'ptor Er'zia: [kn.-al'bom] (Sculptor Erzia: [book-album]) / avt.-sost. M.N. Baranova, V.S. Ionova, fot. V.I. Pochaev. – Saransk, 2006. – 568 s.
  14. Stepan Dmitrievich Er'zia (1876–2001): Perepiska. Stat'i o tvorchestve. Vospominaniya. Katalog proizvedenij (Stepan Dmitrievich Erzia (1876–2001): Correspondence. Articles about the Art. Memories. Catalog of works) / sost. V.S. Dvoreckaya. – Saransk: Mordov. kn. izd-vo, 2001. – 240 s.
  15. Suteev G. Skul'ptor Er'zia. Biograficheskie zametki i vospominaniya (Sculptor Erzia. Bio-graphical notes and memoirs). – Saransk: Mordov. kn. izd-vo, 1968. – 176 s.
  16. Trofimov, V. Er'zia v Baku (Erzia in Baku). – Saransk: Mordov. kn. izd-vo, 1970. – 48 s.
  17. Central'nyj gosudarstvennyj arhiv Respubliki Mordoviya (dalee – CGA RM) (Central State Archive of the Republic of Mordovia (hereinafter – CSA RM)). F. R-1689. Op. 1. D. 10. 1 l.
  18. CGA RM (CSA RM). F. R-1689. Op. 1. D. 338. 88 l.
  19. CGA RM (CSA RM). F. R-1689. Op. 1. D. 560. 208 l.
  20. Shibakov, N. I. Stepan Dmitrievich Er'zia. Problemy tvorchestva (Stepan Dmitrievich Er-zia. Problems of art). Saransk: Mordov. kn. izd-vo, 1976. 60 s.
  21. Shimonek, E. Neizvestnoe tvorenie Er'zi (Erzia’s Unknown Creation) // Ural'skij sledopyt. – 2014. – № 3. – S. 14–17.
  22. Er'zia (Nefedov) S.D. Portret plemyannika (Erzia (Nefyodov) S.D. Portrait of a nephew) // Virtual'nyj Russkij muzej [Elektronnyj resurs]. – URL: https://rusmuseumvrm.ru/data/collections/sculpture/18_20/sk-1812/index.php (data obrashhenija: 25.07.2023).

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML
2. Рис. 1. Василий Нефедов в мастерской С.Д. Эрьзи. Москва, 1915–1916 гг. На переднем плане – С.Д. Эрьзя. «Отдых». 1915, мрамор. Фотография из открытых источников (Vasily Nefyodov in the workshop of S.D. Erzia. Moscow, 1915–1916. In the foreground – S.D. Erzia. Rest. 1915, marble)

Download (257KB)
3. Рис. 2. С.Д. Эрьзя. Скорбь. 1918, мрамор. Фотография из открытых источников (S.D. Erzia. Sorrow. 1918, marble)

Download (374KB)
4. Рис. 3. Слева: Василий Нефедов и Мария Ивановна Нефедова в парке Д’Эмбержер у входа в ма- стерскую С.Д. Эрьзи. Пригород Парижа Со, 1912. Фотография из ЦГА РМ (фрагмент); справа: С.Д. Эрьзя. Моление о чаше. Мрамор, 1920. ЦГА РМ (Left: Vasily Nefyodov and Maria Ivanovna Nefyodova at the entrance to the workshop of S.D. Erzia. Seaux (a suburb of Paris), 1912. Photo from the Central State archive of the Republic of Mordovia (detail); right: S.D. Erzia. Prayer for a Chalice. Marble, 1920. Photo from the Central State archive of the Republic of Mordovia

Download (435KB)

Copyright (c) 2023 Klyueva I.V.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies