Origins of holiday culture of Lugansh region

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

The article examines the history of the formation of the festive culture of the Lugansk region and gives a brief description of them. The author examines various rituals, traditions and mass celebrations that shaped the festive culture of this region and comes to the conclusion that the festive culture of the current Lugansk People's Republic is the result of a unique cultural and historical experience accumulated by society and has deep spiritual, cultural and patriotic significance. There are many cultures and traditions represented in the Lugansk region due to historical circumstances: the relatively late settlement of the region; cohabitation of different nationalities on the same territory - Russians, Ukrainians, Serbs, Poles, Greeks, Jews and many others; economic, cultural, everyday ties that led to a significant ethnocultural rapprochement of peoples. Examples are given of the fusion of fraternal Serbian culture with the traditions and holidays of the Don Cossacks: the Serbian Bozhich (carol at Christmas), and the general custom of the first guest of Christmas morning, and Easter, and transforming pagan holidays, rituals, such as Ivan Kupala, Maslenitsa; and many other common holidays and traditions. It is emphasized that for many nations, oral and intangible cultural heritage constitutes the main source of identification. One of the main types of intangible heritage is the culture of holidays.

Full Text

Введение. Интерес к прошлому, закономерно возникший на определённом этапе развития человеческого общества, интерес к своим корням, к истории, культуре, быту народа – есть общемировая тенденция. Праздничная культура является важной частью образа и духа определенного периода времени, отражает политический строй государства, имеет основу в традиционной, народной культуре и часто связана с конфессиональными установками государства [4, с. 496].

По мнению А.И. Мазаева, праздник – это «древний и постоянно воспроизводимый элемент культуры, который в отдельные периоды истории способен переживать упадок, но не может исчезнуть совсем» [5, с. 9].

Праздник как явление жизни духовной, как фактор семейной, профессиональной, религиозной и социальной интеграции, как форма выражения национально-культурных традиций, всегда привлекал внимание исследователей в области истории, этнографии, философии, религиоведения, культурологии, социальной психологии, искусствознания, режиссуры, педагогики и других направлений гуманитарного знания. Праздники всегда играли большую роль в жизни общества, отвлекая от повседневности посредством общения и развлечения, способствуя формированию и укреплению общности людей.

В Толковом словаре В.И. Даля объяснение празднику дается на основе понятия «праздность» [3]. Я.П. Белоусов тоже определяет понятие «праздник», беря за основу древнеславянское «праздь» – отдых, безделье, лень [2].

С помощью праздника происходит вовлечение человека в жизнь социума, освоение общественного опыта, знаний, ценностей, норм поведения, морали и пр.

Праздничная культура является связующим фактором между поколениями, формирует историческую память народа. Участие в праздничном действии формирует чувство принадлежности к народу, его культуре. При различных формах проведения праздника идёт передача от поколения к поколению представлений о картине мира, передача опыта, навыков труда, семейно-бытовых традициях, проходит усвоение нравственных норм младшими его участниками и развитие их эстетических вкусов.

М.Е. Сидорова считает, что «праздничная культура сопровождает человеческое общество с самых ранних стадий развития и является неотъемлемой составляющей культуры в целом» [7, с. 680].

Народная праздничная культура – это многовековой концентрированный опыт народа, который материализован в предметах искусства, труда и быта: это традиции, обряды, обычаи, верования; это мировоззренческие, нравственные и эстетические ценности, определяющие лицо нации, ее самобытность, уникальность, ее социальную и духовную особенность.

Одними из главных составляющих духовной жизни народа являются праздники и обряды, которые отражают не только этническое своеобразие, но и моральные ценности, ментальность, историю. Принципиальной особенностью праздников является идея неразрывного единства всех сторон культуры – норм поведения, искусства, культурных и духовных традиций.

Методы исследования. Основным методом исследования является анализ научной литературы, опубликованной в период 1974-2020 гг. Протяженный по времени ряд идей и размышлений позволил составить общую картину развития темы, которой посвящена статья.

История вопроса. Луганщина является уникальной территорией в плане культуры. В статье рассматриваются особенности развития фольклора Луганского края, связанная с исторически сложившимися обстоятельствами: позднее заселение края; многонациональность; экономические, культурно-бытовые связи, которые привели к значительному этнокультурному сближению народов.

Как рассказывает в своей работе об истории луганского края М.В. Орешкин, с 3 в. до н. э. и до середины 3 в. н. э. на территории области жили сарматские племена. Позднее – печенеги и половцы. Эти земли, получившие название «Дикое поле», отделяли Русское государство от Крымского ханства. После монголо-татарского нашествия Луганская степь опустела. Во второй половине XVI в. Русское государство для охраны своих южных границ развернуло в южных степях пограничную сторожевую службу. Сюда приходят Донские и Запорожские казаки. С их приходом начинается строительство укрепленных городов, сторожевых постов, зимовников [6].

Однако этот первоначальный этап заселения оказался мало перспективным. Казачьих поселений было мало. Дальнейшее решение данной проблемы было найдено в религиозной плоскости.

Еще Петру Великому пришла идея привлечения патриотов православного вероисповедания для заселения данных территорий, но воплотить ее он не успел.

Данную идею начала воплощать императрица Елизавета Петровна, которая обратилась к царствовавшей в Австро-Венгрии Марии-Терезии с просьбой не препятствовать сербским офицерам и офицерам других национальностей перейти на службу в Россию. За счет расселения офицеров православного вероисповедания – бывших поданных Австрийской империи. Так началось заселение территорий, расположенных между Северским Донцом, Бахмутом и Луганью. Так, в 1752 г. прибыли первые военные переселенцы, принявшие военное подданство и присягу в составе двух конных гусарских полков под командованием Райко Прерадовича (Родиона Депрерадовича) и Ивана Шевича. При заселении переселенцам предоставлялись земельные наделы. Размер надела зависел от ранга: чем выше ранг, тем больше земельный надел при условии заселения его в установленный срок семейным и оседлым народом. Земля, отведенная для поселений рот Шевича и Прерадовича, получила название Славяносербии.

В конце XVIII в. Россия удачно завершила ряд военных компаний, в ходе которых получила выход к Черному морю. Для дальнейшего завоевания Крыма требовалось укрепление южных рубежей государства. Для этого использовались как старые турецкие крепости, так и строящиеся новые. Для их вооружения, а также для ведения военной компании по завоеванию Крыма, требовались пушки, орудия и т.д., что было затруднительно приобрести в связи с большой удаленностью от Урала: требовалась новая металлургическая база. Выбор месторасположения нового чугунолитейного завода был предоставлен шотландцу Карлу Гайскойну. После изучения полезных ископаемых им было предложено лить пушки из чугуна, а также разместить завод у слияния рек Ольговой и Лугани. Так и был основан рабочий поселок Каменный брод. Уже в 1800 г. была выпущена первая продукция завода. Вскоре он был закрыт и перепрофилирован в патронный завод [6].

Следующей ветвью развития Луганска послужило открытие ряда промышленных предприятий за счет иностранного капитала в конце XIX – начале XX вв.

Несомненно, в указанные периоды заселения и развития региона укреплялось и сельское хозяйство – земледелие, садоводство, скотоводство и пр.

Результаты исследования. На Луганщине представлено множество культур и традиций в связи с исторически сложившимися обстоятельствами: сравнительно позднее заселение края; совместное проживание разных национальностей на одной территории – русских, украинцев, сербов, поляков, греков, евреев и многих других; хозяйственно-экономические, культурные, бытовые связи, которые привели к значительному этнокультурному сближению народов. Поэтому важно сохранить традицию каждой народности региона. Каждая из культур ассимилировалась с другими. Именно это является отличительной чертой нашей территории. Например, слияние братской сербской культуры с традициями и праздниками донских казаков: и сербский Божич (коляда под Рождество), и общий обычай первого гостя Рождественского утра, и Пасха, и трансформирующиеся языческие праздники, обряды, такие как Ивана Купала, Масленица; и множество других общих праздников и традиций.

Этнограф и фольклорист К.В. Чистов отмечает, что «традиция есть (система) связей настоящего с прошлым, причем при помощи этой сети совершается определенный отбор стереотипов, которые затем опять воспроизводятся. Общество без традиций так же невозможно, как общество без культуры» [8, с. 47].

Множество народных праздников уходит своими корнями в язычество. Некоторые из древних обрядов и ритуалов сохранились в народных традициях и по сей день. Часть таких обрядов церковь умело приспособила к своим праздникам, а некоторые народные праздники стали частью или продолжением церковных. М.М. Бахтин считает праздник «первичной формой человеческой культуры» [1].

Рождество Христово – праздник, отмечаемый в самый короткий день в году. Праздник начинался 6 января, в Святой вечер. В этот день люди создавали в своих домах образы богатства, счастья, мира и спокойствия. Дома красили в белый цвет, увешивали рушниками и сухоцветами. Столы накрывали тонким слоем душистого сена и белоснежными скатертями. На «покуте» (угол под образами) ставили высокий пучок ржи и делали гнездо из сена, в которое клали кутью и узвар (кутья – поминальное блюдо, узвар – обрядовое питье, которое давали матери в первый день жизни ребенка). По народным поверьям, в канун Рождества начинают хозяйничать злые силы. В связи с этим использовались всевозможные обереги, в том числе магические заклинания и лекарственные травы. В первый день Рождества Христова после торжественной литургии в церкви на улицах появлялись колядовщики. Колядовщики поздравляли всех знакомых с Рождеством и Новым годом, желали здоровья, счастья и хорошего урожая.

Праздник Крещения Господня завершал Святки. Так же, как и в наше время, отмечался в память крещения Иисуса Христа Иоанном Предтечей в водах реки Иордан. Этот праздник называют еще Богоявлением, потому что во время крещения Иисуса Христа слетел с небес голубь – это был Святой Дух – и раздался голос Бога, сказавшего, что Иисус Христос – Его возлюбленный Сын. На Крещение в церквах освящают воду. У православных христиан до сих пор существует обычай приносить домой святую воду и бережно хранить ее. Эту воду пьют, умываются ею, считая ее целебной, окропляют ею дом.

Масленица – праздник, знаменующий начало хозяйственного изобилия и прощание с зимой. Ритуалы масленичной недели были призваны помочь солнцу двигаться по кругу и ускорить окончание зимы. Поэтому на Масленицу объезжали деревню на лошадях, сжигали колесо (символ солнца) на шесте, а на стол подавали блины в виде солнечного диска. На масленичных кострах сжигали соломенных кукол Масленицы. Проводы зимы сопровождались пением, ритуальным смехом и шутовским действием. Смех был утверждением жизни, весны и тепла. Существовала традиция печь круглые, желтые, похожие на солнце блины. Традиционными были катания на конных упряжках и санях с ледяных гор, кулачные бои, «тещины посиделки». Масленичные обряды очень необычны и интересны, он служит одновременно завершением зимнего праздничного ритуального периода и началом нового весеннего периода праздников и обрядов, которые должны способствовать обильному урожаю.

Пасха – самый большой, радостный и в тоже время самый древний христианский праздник, отмечающий воскресение Христа, отмечался с особой торжественностью. Пасха отмечалась верующими в первое воскресенье после весеннего равноденствия и полнолуния (с 22 марта по 25 апреля по старому стилю). Накануне Пасхи во всех храмах проводились всенощные богослужения, вокруг храма проходили крестные ходы. В это время в каждом доме уже пекутся традиционные куличи. Утром верующие отправляются по домам с угощением, даря другу крашеные яйца, приговаривая при этом: «Христос воскрес!» – «Воистину воскрес!». Этот обычай приветствия-поздравления, получил название «христосование». Христианская Пасха длится семь дней и называется Страстной неделей или Седьмицей.

Праздник Ивана Купалы. По поверьям, в этот день солнце купалось в воде, освящая ее и придавая ей очищающие и целебные свойства. Люди верили, что в этот день растения разговаривают друг с другом и переходят с места на место. Даже папоротники, которые не цветут, распускаются в эту ночь. Поскольку лекарственные травы в это время года обладают целебными свойствами, люди еще до восхода солнца отправлялись в лес, чтобы собрать сырье для лекарственных трав. В ночь с 23 на 24 июня люди отмечали этот таинственный и загадочный, но в то же время живой и радостный праздник. Он полон обрядовых действий, правил и запретов, песен, всевозможных примет, гаданий, легенд и поверий.

В этот день люди надевали цветочный поясок и возлагали на голову венки из трав, водили хороводы, пели песни, разводили костры, в середину которых ставили шест с укрепленным на нем горящим колесом – символом солнца.

В песнях, которые пели в деревнях, Купала назывался любящим, чистым и веселым. В день Ивана Купалы девушки делали венки из трав и цветов, а вечером пускали их по воде и наблюдали, куда и как они плывут. Если чей-то венок тонет, значит, его обладательницу суженый разлюбил и замуж за него ей не выйти.

Праздничная культура луганского края XVIII-XIX вв. была достаточно разнообразна. Зимние праздники – Рождество, Новый год, Крещение, Масленица – всегда сопровождались забавами ряженых; в эти дни пели, плясали, водили хороводы. Было также принято делать визиты соседям и знакомым, приглашать гостей и устраивать смотрины невест.

Несмотря на ассимиляцию культур, собственно европейские праздники на луганской земле не закрепились.

В конце XIX в. на Луганщине в Лозовой Павловке возникли такие очаги культуры, как народные аудитории. В то же время народная аудитория была создана в Луганске. Она имела библиотеку – читальню, зал для театральных представлений, где выступали приезжие артисты и художественная самодеятельность. Один из местных любителей театра – И.А. Боголюбов – стал впоследствии актером МХАТа. В театрах Петрограда и Москвы работал другой выходец из Луганска – А.М. Дорошенко (настоящая фамилия Дорошевич), начинавший свои выступления в гастролировавших здесь театральных труппах М. Кропивницкого, М. Старицкого и Г. Деркача.

В 1893 г. в Луганске начал действовать театр владельца пекарни купца Блинова. В городе был создан горно-коммерческий клуб, на сцене которого шли оперетты «Веселая вдова», «Граф Люксембург», «Жрица» и др. В Луганске на гастролях бывали украинские артисты, в том числе и всемирно известная актриса Мария Александровна Калина. Они поставили «Наталку-Полтавку» И. Котляревского. Приезжал сюда и широко известный в то время трагик М.Т. Иванов-Козельский. С его участием жители города увидели «Гамлета» и «Короля Лира» У. Шекспира, «Коварство и любовь» Ф. Шиллера.

Выводы. Для множества наций устное и нематериальное культурное наследие составляет главный источник идентификации. Одним из основных видов нематериального наследия является культура праздников.

Культура праздников обладает важным свойством – способностью воспроизводиться через социализацию и инкультурацию молодого поколения, позволяя ему освоить общий социальный опыт, связанный с праздничными ритуалами, их традициями и коммуникационными средствами, специфичными для конкретного сообщества. Этот процесс является неотъемлемой частью воспроизводства общества, делая его целостным и устойчивым.

Само общество представляет собой разнообразную коллективность, объединенную и в то же время разделенную специфической системой свойств праздничной культуры. Нельзя достичь воспроизведения этой коллективности в следующем поколении, не передав ему общие элементы праздничной культуры, которые сближали их предков.

×

About the authors

Margarita V. Oleynikova

Lugansk State Academy of Culture and Arts named after Mikhail Matusovsky

Author for correspondence.
Email: lgaki_olejnikova@mail.ru

Lecturer at the Department of Theater Arts

Russian Federation, Lugansk

References

  1. Bakhtin, M. M. Tvorchestvo Fransua Rable i narodnaia kul'tura srednevekov'ia i Renessansa (The work of Francois Rabelais and the folk culture of the Middle Ages and the Renaissance). – M.: Khudozh. lit., 1990. – 541 s.
  2. Belousov, Ia. P. Prazdniki starye i novye (nekotorye filosofskie aspekty problemy prazdnovaniia) (Holidays old and new (some philosophical aspects of the problem of celebration)). –Alma-Ata: Kazakhstan, 1974. – 84 c.
  3. Dal', V. I. Tolkovyi slovar' zhivogo velikorusskogo iazyka. V 4 t. T. 3 (Explanatory dictionary of the living Great Russian language. In 4 volumes). – M.: Rus. iaz., 1980.
  4. Zabylin, M. A. Russkii narod: obychai, obriady, predaniia, sueveriia (Russian people: customs, rituals, legends, superstitions). – M.: Russkaia kniga,1996. – 625 s.
  5. Mazaev, A. I. Prazdnik kak sotsial'no-khudozhestvennoe iavlenie: Opyt istoriko-teoreticheskogo nasle-dovaniia (Holiday as a social and artistic phenomenon: Experience of historical and theoretical inheritance) / A.I. Mazaev. – M.: Nauka, 1978. – 393 s.
  6. Oreshkin, M. V., Oreshkina, M. A., Teplitskii, Iu. M. Luganshchina: slavnyi put' cherez veka i tysiacheletiia : (istoriia Zemli i liudei s traditsiiami, dostizheniiami i moshch'iu tsivilizatsii): uchebnoe posobie (Lugansk region: a glorious path through centuries and millennia: (history of the Earth and people with traditions, achievements and the power of civilization): textbook) / M.V. Oresh-kin, M.A. Oreshkina, Iu.M. Teplitskii. – Lugansk: [b. i.], 2017. – 159 s.
  7. Sidorova, M. E. Prazdniki na osnove vekovykh traditsii kak osnova rossiiskoi sovremennoi kul'tury (Holidays based on centuries-old traditions as the basis of Russian modern culture) / M.E. Sidorova // Molodoi uchenyi. – 2020. – №23 (313). – S. 680-682 [Elektronnyi resurs]. – URL: https://moluch.ru/archive/313/71051/ (data obrashcheniia: 19.10.2023).
  8. Chistov, K. V. Traditsiia, “traditsionnoe obshchestvo” i problema var'irovaniia (Tradition, “traditional society” and the problem of variation) // Sovetskaia etnografiia. – 1981. – № 2. – S. 105-107.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2024 Oleynikova M.V.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies