В деревню Иже в лес: символическая натурфилософия поэтического мира Валерия Дударева (размышления над книгой М.А. Дударевой, Д.А. Ариповой, В.В. Никитиной «поэзия в цифровую эпоху. В художественном мире Валерия Дударева», 2024)
- Authors: Океанский В.П.1, Океанская Ж.Л.1
-
Affiliations:
- Ивановский государственный университет
- Issue: Vol 26, No 2 (2024)
- Pages: 108-109
- Section: REVIEWS
- URL: https://journals.eco-vector.com/2413-9645/article/view/633785
- ID: 633785
Cite item
Full Text
Full Text
В новой книге Марианны Дударевой, подготовленной вместе с её яркими соавторами, осуществлена не только впечатляющая герменевтическая аналитика художественного мира поэта Валерия Дударева, но формулируется и даже решается фундаментальная проблема современной культурфилософской мысли, наследующей неистощимую энергию контрапункта культуры и цивилизации; её можно было бы по-геноновски представить и так: первозданность поэзии в царстве количеств. Эта тема пожизненно мучила Хайдеггера и стала фактической основой его всё ещё недораспознанной историософии, столь близкой опытам нашей отечественной интеллектуальной культуры конца Нового времени – современная цифровизация только усиливает, но сущностно не трансформирует эту тему. Если мы откроем работу Ясперса «Духовная ситуация времени», то более всего поражает, что это – труд почти столетней давности. Конечно, можно сказать, что надвигающиеся эонические изменения просматривались издалека…
Куда бежать от цифрового засилия? – в неисчислимое, в лес с его «тайной жизнью», в мир, где ели живут «лет триста, как положено»; пути туда лежат через деревню: там открываются стихии, которые собирает лес. Это хорошо знали ранняя Античность и древняя Индия – оное сохраняет свою силу поныне, когда деревня в запустении и дороги из города проваливаются в непроходимые чащи «за деревеньками бездомными, что погружаются во тьму». Деревня хранила космические ориентиры Гагарина и других, но весьма оптимистично звучит мысль, что «здесь никакая цивилизация не уничтожит деревенские колодцы» – особенно на фоне того, что их зарастание и разрушение началось именно здесь, в этих заповедных недрах, причём на наших глазах, задолго до триумфального восшествия на престол её величества Цифры, и однако же – на заре его.
Но почему цифровое рабовладение-рабство должно быть страшнее генетического кушитства? – ведь последнее легко сбривает метафизические вершины русской религиозной философии, пики её пневматологической метафизики: умозрения Хомякова, Бердяева, Льва Шестова, без элеваций которых остаются лишь манящие топи, бездны и мглы «бесконечной равнины», иными словами – «гиблые места», которые «не проявлены даже в Логосе» и могут быть постижимы лишь апофатически.
Книга содержит в себе краткую энциклопедию основных алхимических первоэлементов поэзии Валерия Дударева (Земля, Небо, Вода, Огонь, Воздух, Родина, Дерево), но композиционно далее выстроена иерархическая лествица: здесь осуществляются подъём и последующий взлёт от восхитительной инерционности плотных слоёв мировых стихий – через ипостазированные и осердеченные «диалоги с Другим» и другими – к венчающей «обратной перспективе» Божественного Присутствия «жёлтыми заборчиками Детства» – возделанного лесного рая с «синими оконцами», где «небо отражается», «столиками дубовыми» и «блинчиками из солнца». Нет сомнения в том, что у такого замечательного филолога, каким был В.П. Раков, эта книга оказалась бы настольной!
Авторы показывают каким дивным образом поэт Валерий Дударев «пошёл по пути инициатических трансмиссий в культуре вопреки надвигающейся цифровой камалоке», завершив свою земную дорогу в последнем прибежище – маленькой царственной Кохме, в уютном доме, воздвигнутом высоко над кручею, грёзоподобной складкою обнажившейся Бездны. И восхитительны при этом герменевтические мосты художественной персонологии (или, как лучше сказал бы отец Павел Флоренский, просопонологии!) главного героя книги: неизменные спутники Пушкин и Лермонтов, «виденный воочию» Лосев, орфический имяславец Мандельштам, эзотерический холмогорец Самойлов, непосредственно причастный Ungrund немецких мистиков, «недорисованные лица» от Кюхельбекера до Шпенглера, от «метельных» других до подлинного «я», неотменимо ускользающего в переходах от «чёрного» до «белого» и от диурна к ноктюрну – через них и в них говорит тот «символический язык», который «возвращает в сакральное лоно Вселенной».
Так вот и мы, «долистав» до своей «лошади», другими чудесными воротами вошли в магнитное поле этого гипнотического потока:
Мы друг другу рассказали
Про последнюю дорогу,
Зимы с вёснами связали
Паутинкой тонкой… Богу
Посвятим свои печали
На пути к воспетой дали!
1 апреля 2024 г.
About the authors
Вячеслав Петрович Океанский
Ивановский государственный университет
Author for correspondence.
Email: presidium@ssc.smr.ru
доктор филологических наук, профессор, заведующий кафедрой культурологии и изобразительного искусства Шуйского филиала, член Союза кинематографистов России
Russian Federation, ИвановоЖанна Леонидовна Океанская
Ивановский государственный университет
Email: presidium@ssc.smr.ru
доктор культурологии, профессор кафедры иностранных языков и профессиональных коммуникаций
Russian Federation, Иваново