РЕЦЕНЗИЯ НА СТАТЬЮ Д.А. ДЯТЛОВ «ТРИАДА «ОБРАЗ-МЕТОД-СТИЛЬ» В ИНТЕРПРЕТАЦИИ ФОРТЕПИАННОЙ МУЗЫКИ: К ПОСТРОЕНИЮ УНИВЕРСАЛЬНОЙ ТЕОРИИ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА»


Цитировать

Полный текст

Аннотация

Полный текст

Статья Д.А. Дятлова «Триада «образ - метод - стиль» в интерпретации фортепианной музыки: к построению универсальной теории исполнительства», (с. 27 - 31) объемом 0,4 п.л., посвящена поиску сущностных основ музыкальной интерпретации. Автором определена и сформулирована основа фортепианной и, шире, музыкально-исполнительской интерпретации. Ею стала краткая формула «образ-метод-стиль», которая, по мысли автора, выявляет сущность процесса интерпретирования музыкального текста. Образ определяется, как художественный предмет музыкальной интерпретации, как сам феномен звучащего произведения; стиль - как характер и особенности художественного предмета, а метод - как «инструмент», посредством которого художественный предмет является в реальном звучании. С точки зрения музыкально-исполнительской аналитики вышеупомянутой триаде отвечает триада «общее - частное - целое», имеющая, как пишет автор, «инструментальный» характер. Теоретический взгляд на проблему музыкально-исполнительской аналитики не мешает прикладному значению локального исследования. Его выводы, безусловно, будут полезны музыкантам-исполнителям в их практической работе с текстом музыкального произведения. В статье речь идет об интерпретации музыки высокой классики, об исполнении академической музыки, об аналитической работе с лучшими образцами классического музыкального искусства. Актуальность затронутых в статье проблем связана с тем, что в теории исполнительского искусства подобный взгляд на сочинение в процессе интерпретирования музыкального текста не получил до сего времени должного освещения. Изложенные в статье научные положения, связанные с определением сущностных основ интерпретирования музыкального текста, обоснованы и подтверждены необходимыми выводами. Предложенная автором триада «образ - метод - стиль» и соотносимая с ней триада «общее - частное - целое» впервые вводятся в научный оборот в данном контексте. Несомненный вклад автора в теоретическое музыкознание органично сопрягается с практическим применением выводов исследования, как в исполнительской деятельности музыкантов, так и в подготовке студентов в области профессионального музыкального искусства. Проблематика статьи соответствует тематике научного направления журнала «Известия Самарского научного центра РАН. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки».
×

Об авторах

И. Д Немировская

Самарский государственный социально-педагогический университет

Доктор филологических наук, профессор кафедры музыкального образования

Список литературы

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Немировская И.Д., 2019

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах