РОЛЬ ПРОИЗВЕДЕНИЙ А.П. ГАЙДАРА В НРАВСТВЕННО-ДУХОВНОМ И ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ШКОЛЬНИКОВ


Цитировать

Полный текст

Аннотация

Введение: Статья посвящена анализу роли произведений А.П. Гайдара в нравственно-патриотическом воспитании школьников. Целью статьи является восстановление произведений А.П. Гайдара в школьной программе по литературе. К сожалению, большая часть из их не знакома с произведениями Гайдара, так как они не входят в школьную программу. Сегодня, когда наблюдается деформация духовно-нравственных ценностей российского общества, произведения Гайдара являются действенным средством, защищающим подрастающее поколение от нравственного вырождения. Материалы и методы: Новизна работы заключается в новом подходе к творчеству А.П. Гайдара. Опираясь на сравнительно-сопоставительный и хронологический методы исследования, автор статьи доказывает, что А. Гайдар достигает успеха в нравственно духовном и патриотическом воспитании школьников, благодаря использованию нравственного потенциала народной сказки. Результаты исследования: Анализируя произведения А.П. Гайдара, автор статьи приходит выводу, что успех писателя в нравственно-этическом и патриотическом воспитании школьников связан с особым подходом к генетическому коду русского ребенка, который веками формировала народная сказка. Обсуждение и заключение: А.Гайдар, опираясь на детскую любовь к сказке, создает хорошо понятные детям тексты, используя жанровые особенности сказки, учитывая ее роль наследницы «национального духовного опыта» С одной стороны, он создает свои литературные сказки, с другой, использует поэтические приемы сказочного жанра, превращая их в один из инструментов своего авторского стиля.

Полный текст

Введение. А. Гайдар является символом советской эпохи. Ему удалось раскрыть главное в человеческих отношениях: где добро, а где зло; где отвага, а где трусость, где подвиг, а где предательство. Для детей и подростков А. Гайдар ценен тем, что с героев его произведений они могут брать пример. К сожалению, большая часть школьников не знакома с его творчеством, так как гайдаровские произведения исключены из целого ряда школьных программ. Так, в программе по литературе Воюшиной имя Гайдара не упоминается [8]; в программе Климановой-Горецкого с 2007года имя Гайдара вычеркнуто [3]; в программе Джежелей изучаются отдельные главы из «Горячего камня» И «Тимура и его команды»[9]; в программе Кубасовой упоминаются рассказы: «Маруся», «На отдыхе», «Голубая чашка», «Это было недавно», «Горячий камень» [5]; в программе «Литературное чтение ХХI века отрывок из рассказа «Чук и Гек» [6]; в программе Занкова - «Чук и Гек», «Горячий камень» [11]; в программе «2100» - фрагменты из «Тимур и его команда» [10]; в программах Коровиной [4] и Курдюмова [12] (для средних классов) Гайдара не знают совсем. Таким образом, изучение творчества А.П. Гайдара в школе осталось лишь в формате внеклассного чтения. Родина, семья, поступок, подвиг, дружба - все эти качества ценились в советское время, сегодня ценятся совершенно иные черты характера. Поэтому произведения Гайдара перестали быть актуальными. Кроме того, сама личность Аркадия Гайдара в постперестроечное время подверглась «переосмыслению». В начале 90-х появилась книга-разоблачение В. Солоухина «Соленое озеро» (1994), автор которой обвинял Голикова, командира ЧОНА, в запредельной жестокости на Тамбовщине и в Хакасии. В действительности версия В. Солоухина не выдерживает критики, так как автор не располагал документами, а опирался в своем расследовании исключительно на слухи. Сегодня, когда наблюдается явная деформация духовно-этических и нравственных ценностей российского общества, рассказы и повести А. Гайдара являются действенным средством духовно-нравственного и патриотического воспитания подрастающего поколения. Поэтому нам следует, обратившись к творчеству писателя, показать какими средствами пользовался А. Гайдар, обучая школьников добру, коллективизму, справедливости и любви к своей Родине. Материалы и методы. С этой целью обратимся к анализу гайдаровских произведений с позиции ныне востребованной информационной культуры. Информационная культура ориентирует школьников в определенном информационном пространстве. Информационная культура включает грамотность и компетентность в понимании и расшифровке новых знаний. Один из важнейших элементов информационной культуры школьника - умение использовать полученную информацию в освоении новых знаний. Хорошо известно, что фундаментом художественной литературы является устное народное творчество. Поэтому, изучая творчество любого писателя, следует учитывать информационную вертикаль, истоки которой следует искать в фольклоре, в котором значительное место занимает сказка. Народная сказка появилась тогда, когда человек по количеству и разнообразию своих представлений не отличался от ребенка. По этой причине сказка очень близка и понятна детям. Это хорошо почувствовал и А. Гайдар, который вслед за классиками русской литературы и, прежде всего, опираясь на опыт М. Горького, наследует сказочную традицию, развивающуюся по двум направлениям. С одной стороны - по пути создания литературной сказки, с другой - по пути использования сказочной поэтики в реалистических произведениях. Народная сказка занимает ведущее место в нравственно-этическом и патриотическом воспитании. Она входит в жизнь ребенка с самого раннего детства и остается с ним на всю жизнь. По мере взросления школьников меняется выбор сказочных текстов: простейшие детские сказки заменяются более сложными текстами. Все это учитывает А. Гайдар, создавая свои произведения для разных возрастных категорий. В результате сказочная традиция превращается в составную часть оригинального стиля детского писателя. Таким образом, успеха в нравственно-духовном и патриотическом воспитании школьников А. Гайдар достигает, благодаря использованию нравственно-патриотического потенциала народной сказки. С одной стороны, он создает свои авторские сказки, с другой, использует сказочную поэтику в своих реалистических детских произведениях. Гайдар успел написать не очень много. Однако такие книги, как «Р.В.С.», «Школа», «Четвертый блиндаж», «Военная тайна», «Голубая чашка», «Чук и Гек», неоконченные повести «Бумбараш», «Синие звезды», сказки и другие произведения завоевали писателю всемирную известность. Результаты исследования. Если говорить о жанре литературной гайдаровской сказки, то можно назвать три произведения: «Сказку о бедном старике и гордом бухгалтере» (1926г), «Сказку о Военной Тайне, о Мальчише-Кибальчише и его твердом слове» (1933г), «Горячий камень» (1941г). Первая создана по модели бытовой народной сказки: начинается традиционным сказочным зачином: «Жил да был в деревеньке Ягвинской, Ильинского района, бедный мужик Егор Макрушин» [1]. Так же как классический сказочный персонаж Егор отправляется искать счастье: «… и пошел старик искать счастья-работы» Заработал старик денег «столько, что хоть на целую корову не хватит, но на телушку вполне, да еще на поросенка в придачу» [4, с.447]. Но вот беда, деньги можно получить лишь, «когда БАЛАНС ВЫВЕДУТ» [4, с. 447]. Дальше действие разворачивается как в народной сказке: три раза ходит старик за деньгами, и каждый раз получает вместо денег стандартный ответ: приходи недельки через три, потому как в первый раз, «кредиты не отпущены», во второй - «реорганизация проводится», а в третий - «Ревизия идет?» Взмолился старик: «Третий месяц хожу. Лепешек старухиных без счету израсходовал, все лапти в износ пошли…» [4, с.449]. А старуха, как в известной пушкинской сказке, грозится из дома выгнать. Не известно выгнала ли она старика, только не получил он заработанных денег: «Испугался старик шума-грома, схватил сумку и подался в дверь поспешно». [4, с.447]. Гордый бухгалтер как ни в чем не бывало сел на свое место. Так заканчивается эта сказка, в которой наш герой остается «не солоно хлебавши». Совсем иначе развиваются события в сказке «О Мальчише-Кибалчише», да и сама она выстраивается по модели волшебной героической сказки. В ее основе лежит не просто авторский вымысел, а сконструированный писателем чудесный вымысел, который делит повествование на две части. Одна из них представляет собой светлые, жизнеутверждающие силы, вторая - темные, враждебные гуманистическому началу силы. Светлые силы представлены Мальчишем и его союзниками, темные - проклятым буржуином. Мальчиш ассоциируется с Иваном царевичем из волшебной сказки, а буржуин - с Кощеем. Собственно говоря, перед нами стилизованная волшебная сказка, поэтому повествование строится, исходя из требований сказочного жанра. Начинается оно традиционным сказочным зачином: «…В те дальние-дальние годы, когда только что отгремела по всей стране война, жил да был Мальчиш-Кибальчиш» [2, с. 181]. Картину мирной жизни омрачает предчувствие беды: «И все бы хорошо, да что-то нехорошо» [2, с. 181]. Беда не заставила себя долго ждать. Трижды появляется вестник беды, и трижды сторонники Мальчиша пытаются придти на помощь сторонникам мира: вначале уходит на его защиту отец Мальчиша, затем старший брат и, наконец, сам Мальчиш с малышами. Так создается ретардационный ритм повествования, характерный для сказочного жанра. Эта «сказовость» подчеркивается и особым построением фразы: «- Ну вот… День проходит, два проходит» [2, с. 182]. Герои говорят сказочным языком: «Я три дня не пил, три ночи не спал, три коня загнал» [2, с.183]. Число три является организующим звеном всего рассказа: три раза задают Мальчишу вопрос буржуины, пытаясь узнать от него Военную Тайну, три раза спрашивают о военном секрете Красной Армии. Однако так и не добились они ответа, несмотря на страшные муки, которым подвергли Мальчиша. Так погиб смелый Мальчиш. В отличие от традиционной сказки, конец гайдаровского рассказа печален. Однако, погибнув физически, Мальчиш одерживает нравственную победу. В 1934 году А.Гайдар пишет свою повесть «Военная тайна», куда он полностью включает «Сказку о Мальчише-Кибальчише». И это далеко не случайный факт в художественном творчестве писателя. Сказка понадобилась ему, чтобы, с одной стороны глубже проникнуть в характеры героев повести, с другой, сделать их более привлекательными и понятными для детского мировосприятия. В повести эта сказка воспринимается как Алькина сказка, сам же мальчик оказывается сродни сказочному персонажу, по нравственному потенциалу поставленный на один уровень со сказочным Мальчишем. Иными словами, вставная сказка играет в повести роль нравственного эталона, который близок и понятен ребенку и на который равняются основные персонажи. Не случайно Натка говорит о сильнейшем влиянии сказочного мира на формирование мировоззрения ребенка: «- Мальчиша заковали! - настойчиво повторила Натка. И тотчас же успокоила: - А про крушение я еще раз обязательно расскажу» [2, с. 194]. Поэтому и судьба маленького Альки трагична, ибо он воспринимается как зеркальное отражение своего двойника - Мальчиша. А. Гайдар, говоря о судьбе мальчика сказал: «Конечно, лучше, чтобы Алька остался жив. Конечно, неизмеримо лучше, если бы остались живы и здоровы тысячи и десятки тысяч больших, маленьких, известных и безызвестных героев: но этого в жизни не бывает…» [2, с. 419]. Сама «Военная тайна», по мнению писателя, и родилась из сказки, перенесение сказочной тематики в живую действительность делает ее более объемной и убедительной. Так идеи патриотизма, справедливости и вера в героическую будущность подрастающего поколения выступают не как авторские декларации, или идеи в чистом виде, а как художественно доказанная автором реальная жизнь молодого поколения. Сказка «Горячий камень» была опубликована в 1941 году, когда А. Гайдар был на фронте. Ее тоже следует отнести к волшебным сказкам, так как речь идет о волшебном камне: «Ясно, что камень был волшебный»[3, с.228]. Ивашка прочитал на нем такую надпись: «Кто снесет этот камень на гору и там разобьет его на части, тот вернет свою молодость и начнет жить сначала» [3, с. 228]. Собственно говоря, этим и заканчивается связь данного рассказа со сказочной ситуацией. Сама же она понадобилась автору, как и в случае с «Военной тайной», для того, чтобы сделать характеры героев рассказа: старика и Ивашки Кудряшкина более убедительными и привлекательными. Используя сказочный мотив: «вернуть молодость», А. Гайдар противопоставляет сказочную жизнь реальной действительности таким образом, что его герой отдает предпочтение не вертуальной, а живой, настоящей судьбе. Увлечение сказочным жанром не проходит для А. Гайдара бесследно. Поэтому, наряду с созданием собственных литературных сказок, писатель использует сказочную поэтику в своих реалистических произведениях. Это проявилось уже в самом тексте «Военной тайны». Так, например, сказовая интонация повести достигается благодаря повторам-подхватам фраз: «…то в кармане в пальто. - То в кармане в пальто, - повторил мальчуган …» [2, c. 135]; трехкратным повторам слов: «с парохода? - С парохода, с парохода!» [2, с. 137]. Используется и такой прием, как олицетворение вещи: «А чересседельник с гвоздя как соскочит да мне прямо по башке» [2, c. 157]. Герои повести склонны фантазировать: «…который привык к странным фантазиям своего товарища»[2, c. 176]. Налет сказочности неумолимо присутствует в рассказе «Голубая чашка». Так, например, герои рассказа, словно в сказке, собираются уйти «куда глаза глядят». Причем, сказовая интонация создается с помощью троекратного повтора: «куда глаза глядят. - А куда твои глаза глядят? - А глядят они, …» [2, с. 266]. Фраза строится, как в сказке, учитывая эффект неожиданности: «Идем мы, идем и вот видим, …» [2, с. 267] (Сравните, например, сказочную фразу: Идем, идем, вдруг видим - избушка на курьих ножках). Используются также повторы-подхваты акцентных слов: «А чем этот дурак над головой размахивает? - Это не дурак» [2, с. 271]. Композиция рассказа напоминает кумулятивную композицию животной сказки: главные герои встречают на своем пути много любопытных персонажей. Из эпизодов встреч и складывается история путешествия автора рассказа и его дочери Светланы. У каждого встречного героя своя судьба, которая своеобразно оценивается и воспринимается Светланой и ее отцом. Такой подход расширяет повествовательную ткань рассказа, выводя его действие за рамки реальных событий. В итоге животные начинают размышлять и уподобляться сказочным персонажам: «Поглядел Полкан (пес - М.Ш.): глаза у Светланы ясные, руки пахнут травой и цветами. Улыбнулся и вильнул хвостом» [2, c. 275]. Сказка живет в сознании одного из главных персонажей: «Захотелось и Светлане заглянуть под землю. […]. Разглядела «под землей какое-то черное море, и кто-то там в море шумит и ворочается. Должно быть, рыба акула с двумя хвостами: один хвост спереди, другой - сзади. И еще почудился ей Страшила в триста двадцать пят ног. И с одним золотым глазом. Сидит Страшила и гудит» [2, с. 277]. Таким образом, можно констатировать, что сознание Светланы по сути своей сказочное. И поэтому она одушевляет и рака, который, «злобно хватил Светлану за палец» [2, с. 282] и гуся, который «клюнул - тут ему, раку, и смерть пришла» [2, c. 283]. Все это вместе взятое и придает рассказу колорит сказочности, а ее герои в действительности и не разбивали голубой чашки. В своем следующем рассказе «Чук и Гек» А. Гайдар снова пользуется сказочными поэтическими приемами. Начинается рассказ традиционным зачином: «Жил человек в лесу возле синих гор». Однако, поскольку речь пойдет не об этом человеке, то появляется второй зачин: «А жили они с матерью в далеком огромном городе, лучше которого и нет на свете» [3, с. 32], который предваряет историю удивительного путешествия молодой женщины с двумя маленькими детьми. Удивительного потому, что ехать нужно было «за три девять земель» через глухую тайгу, в «три десятое царство», где работал муж и отец маленьких ребятишек. Наконец путешествие заканчивается тем, что перед ними оказывается незнакомая и пустая избушка среди заснеженного леса. Только к ночи появляется таинственный хозяин избушки, который оказывается обыкновенным сторожем. Сложившаяся ситуация заставляет наших героев вспомнить о русских народных сказках: «…мать долго рассказывала им разные истории и сказки» [3, с. 56]. Гек спрашивает Чука: «почему волшебники бывают в разных историях и сказках?», и мечтает «что, если бы они были и на самом деле?» [3, с. 56]. Тогда, продолжает мальчик, «мы бы попросили волшебника, он слетал бы к папе и сказал бы ему, что мы уже давно приехали» [3, с. 56]. Правда, Чук не разделял оптимизма своего брата, он считал, что «все волшебники должны быть жуликами» [3, с. 57]. Однако, так или иначе, оба мальчика, судя по всему, любили слушать сказки. И, разумеется, не без их влияния, мечтали о необыкновенной и приключенческой жизни. Так в их сознании появляется «задумчивый командир бронепоезда, тот, что неутомимо ждал приказа от Ворошилова, чтобы открыть против врагов бой, … [3, c. 66]. И каждый из них был счастлив, Хотя счастье каждый понимал по-своему. Следы сказочной поэтики можно отыскать и в незаконченной повести «Синие звезды». Во-первых, она задумывалась как трехчастная структура. Во-вторых, число три довольно часто используется ее автором: «…целых три дня и две ночи»; «А на третью ночь… [4, с.285 - 286]; часто используются троекратные повторы слов: «Дадим, дадим, дадим! [4, с. 289]. Во сне Кирюшки оживает и очеловечивается галка: «- Кар! - закричала хитрая остроглазая галка, поспешно взлетая с нижних ветвей на верхние сучья. - Карр… берегитесь! Это идет опасный человек, Кирюшка с рогаткой в руках и с камнями в кармане» [4, c.286]. Cам Кирюшка часто вспоминает сказочных персонажей: «Как в сказке про великанов» [4, c. 370], в результате, порой, действительность в представлении героя выглядит «непривычно и даже немного страшновато» [4, с. 370]. Обсуждение и заключение. Таким образом, А. Гайдар, опираясь на детскую любовь к сказке, создает хорошо понятные детям тексты, используя жанровые особенности сказки, учитывая ее роль наследницы «национального духовного опыта» [2], достигает огромного успеха в нравственно этическом, духовном и патриотическом воспитании школьников. С одной стороны, он создает свои литературные сказки, с другой, использует поэтические приемы сказочного жанра, превращая их в один из инструментов своего авторского стиля. Можно также говорить о том, что все его произведения буквально пропитаны сказочной романтикой. Если вспомнить удивительную гипотезу Е. Мелетинского: сказка является матрицей талантливых художественных произведений [7], то тяга А. Гайдара к форме народной сказки, лишний раз подтверждает его художественный талант. Поэтому необходимо снова ввести гайдаровские произведения в школьную программу по литературе, если мы хотим сохранить свою национальную идентичность.
×

Об авторах

Михаил Парфенович Шустов

Нижегородский государственный педагогический университет имени Минина

Email: mparfenovich@yandex.ru
доктор филологических наук, профессор профессор кафедры русской и зарубежной филологии

Список литературы

  1. Гайдар Аркадий. Собрание сочинений в 4х тт. М., 1959 - 1960. В дальнейшем при ссылке на это издание в тексте статьи в квадратных скобках будет указан номер тома и стр., например, [4, c.447].
  2. Ильин И.А. Духовный смысл сказки // Одинокий художник. М., 1993. С.229 - 241.
  3. Климанова Л., Горецкий В., Голованова М., Виноградская Л. и др. Литературное чтение. 4 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. Часть 1. 4-е издание (комплект из 2 книг). М., Просвещение, 2015.
  4. Коровина В.Я. Литература. Хрестоматия художественных произведений. 9 класс. М., Изд-во Просвещение 2018. 447 с.
  5. Рабочая программа по учебному курсу «Литературное чтение». Составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) начального общего образования по литературному чтению и программы О.В. Кубасовой для УМК Литературное чтение. Программа для общеобразовательных учреждений. 1 - 4 классы. М., «Просвещение», 2011: http://schkola-1-turinsk.org.ru/wp-content/uploads/2015/.pdf
  6. Литературное чтение. Учебник для учащихся 1 - 4 классов общеобразовательных учреждений: в 2 ч. 4-е изд., дораб. М., Вентана-Граф, 2013. 192 с.: ил. - («Начальная школа XXI века»)
  7. Мелетинский Елеазар. Сказка как матрица // Paradox. №12, 2003.C. 12 - 20.
  8. Воюшина М.П. Программа по литературе для начальных классов общеобразовательной средней школы. СПб., Специальная литература, 1997. 110 с.
  9. Джежелей О.В. Программа для общеобразовательных учреждений. М., Изд-во, Дрофа, 2010. 64c.
  10. Программа по литературе основного общего образования (базовый уровень) с учетом программы по литературе для 8 класса. Образовательной системы «Школа 2100» (Авторы-составители: Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева. М., Баллас), рекомендованной Министерством образования и науки Российской Федерации. Учебный план МБОУ «Гимназия № 2» имени Баки Урманче НМР РТ на 2012 - 2013 учебный год.
  11. Программа по литературному чтению 1 - 4. Занков. Библиотека материалов. Пояснительная записка к рабочей программе по обучению грамоте. Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций: Закон Российской Федерации «Об образовании» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, программы формирования универсальных учебных действий (приказ Минобрнауки от 06.10.2009 г. № 373; (Программы по литературе для общеобразовательных учреждений (5-9). Курдюмова Т.Ф. М., Дрофа, 2015» Рабочая программа рассчитана: в 5 классе - 102 часа в год (3 часа в неделю).

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Шустов М.П., 2020

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах