РЕЦЕНЗИЯ НА МОНОГРАФИЮ Н.И. ВОРОНИНА «САРАНСК: ГОРОД И ГОРОЖАНЕ В ЗЕРКАЛЕ ИСТОРИИ»


Цитировать

Полный текст

Аннотация

Полный текст

Настоящая книга известного культуролога и искусствоведа, профессора Мордовского университета им. Н.П. Огарева Натальи Ивановны Ворониной «Саранск: город и горожане в зеркале истории» открывает читателю новую грань научного поиска автора. Книга приглашает читателя войти в «городские ворота» Саранска и узнать много нового об истории и культуре города. Культурные тексты города, выявленные и документально изученные автором, представлены выпукло, подробно и с большой любовью к предмету исследования. Совершая виртуальную прогулку по Саранску, городу одновременно провинциальному и столичному, автор размышляет о его символическом пространстве и антропологическом наполнении, выделяя особые знаковые черты в метафизике города. С этим связана и структура первой части, названной «Город». Города по-разному рождаются и разное порождают. В каждом городе есть знаки, свои собственные классификации существенных признаков, связанных, например, с личными именами: «Саранск С.Д. Эрьзи», «Саранск Ф.В. Сычкова», «Саранск стратонавтов», «Саранск М.М. Бахтина»; с каким-либо производством: «Саранск - город источников света», «Саранск - город оптического волокна»; со спортом: «Саранск - столица спортивной ходьбы», «Саранск - город организатор ЧМ-2018». Как пишет автор, «осмысление подобных знаков в сумме дает совмещение двух взглядов на город: если первый воссоздает панорамный обзор, то второй - частный, зависимый от мгновения времени и точки, с которой производится обзор. Они не только не поглощают и не упраздняют значимость города, а наоборот, увеличивают ценность духовного тела города» (с. 11). С семиотической точки зрения город и городское пространство во всем его символическом богатстве может рассматриваться как Текст. В городе формируется социальное расслоение, дистанцируются и фиксируются разные социальные роли людей, отражающиеся в многообразных сторонах жизни горожан, начиная от различий в функциях, взаимоотношениях, этикете, одежде, пище, жилище, и заканчивая изменением и особой структурированностью городского пространства. Соглашаясь с Т.П. Фокиной, считаем, что в тексте, символике любого города важна идея конструирования, постоянного выстраивания себя как на предполагаемой сцене. Здесь мы имеем в виду уже не «умышленность» города (Н.П. Анциферов), а необходимость заботы о его имидже. При этом сцена и кулисы постоянно меняются, то есть становится публичным то, что пряталось, и наоборот. Что же прячет в себе Саранск? На этот вопрос отвечает автор книги. В текстах города можно выделить саранский стиль, саранскую речь, вообще всякое саранское качество, одновременно соединяющее и разъединяющее культурный текст города. Например, Саранск сложился как русский город, тем не менее, великороссы здесь всегда вполне мирно сосуществовали с мордвой и татарами. В Саранске всегда жил древнерусский, православный дух. Он распространялся через храмы, которые были построены до 1917 года. В городе есть «Саранские горы», официально не существующие, но давно и прочно укрепился миф, что город стоит на семи горах (холмах), каждая из них имеет свое название (по версии В.М. Куклина): Земская, Острожная, Спасская, Успенская, Поклонная, которая разделена на Верхнюю и Нижнюю, Лысая1. «Ну, чем не «Рим на семи холмах!» - и это «греет» каждого саранского жителя, а молодожены «освоили» их как очень важный ритуал в своей судьбе», - пишет Н.И. Воронина (с. 9). Новая тенденция в городе связана с неоправданным сносом исторических домов и заменой их иногда худшими вариантами. Автор книги остро полемизирует по этому поводу с нынешними градостроителями (с. 10). Работа автора в архивах, библиотеках и музеях с документами позволили выявить целый ряд ранее не введенных в научный оборот документов. Так, описаны объекты, сохранившиеся до настоящего времени: Макаровский погост, Саранская пушкиниана, а также история появления объектов, связанных с именем поэта А.И. Полежаева в Саранске и документы о борьбе Саранска за статус столицы. Эти культурно-исторические феномены до настоящего времени не выделялись и не рассматривались как самостоятельное информационное пространство. Город-имя, город-тело, город-место, город-текст, город-миф - таков аналитический вектор автора книги в первой части. Итак, открываем книгу и отправляемся на «Прогулки по Саранску» с определенными остановками. Фактологическая история города известна, так как описана неоднократно и историками, и краеведами, и литературоведами, представлена в литературных произведениях, в живописи и графике, в песнях. Н.И. Воронина находит новый подход - метафизический, и в своих подразделах (остановках) открывает внутреннюю сущность Саранска, рассматривая «его душу» и создавая тем самым новый «саранский текст». Например, у стен Макаровского погоста (Иоанно-Богословский монастырь) автор приглашает читателя к размышлениям о «земном искусстве - небесной красоте» и не только. Описывая достоинства ландшафтно-архитектурного ансамбля XVIII века, автор сокрушается о том, что «вокруг погоста уже давно появился современный поселок, Макаровка, практически - это продолжение города Саранска, который вносит много (порой неблагоприятных) нюансов в островок прежней красоты. Постепенно искажаются, уничтожаются окрестные виды. С теперешней техникой за несколько часов можно стереть с лица земли беззащитный уголок пейзажа - березы на взгорье, поворот проселочной дороги, лужайку… Но надо помнить о будущем, закреплять и хранить историю. В этом нуждается замечательный памятник русского зодчества XVIII века на саранской земле - Макаровский архитектурный ансамбль» (с. 25). Следующая «остановка» - «Саранская пушкиниана: от XIX до XXI века» - очерк, в котором автор, наряду с конструктом пушкинского пространства в городе рассматривает три линии бытия пушкинианы: скульптурно-именная, житейская с извечным вопросом краеведов: «Бывал ли А.С. Пушкин проездом в Саранске»? и процесс создания современной саранской пушкинианы. Автор убедительно проводя их, аргументированно отвечает на поставленный вопрос («определенно и однозначно»): «Пушкин не просто «заезжал проездом в наш город», он «остановился» в нем навсегда. Важно, что в Саранске создана атмосфера «присутствия» поэта через книги, громкие чтения, демонстрацию пушкинских рукописей и рисунков, названия аллей, беседок и др.; в городе «живут читатели Пушкина, общаются с его героями, через них познают мир и самих себя. Поэт и сегодня как «живительный ресурсный источник» духовности с нами, в нашем городе» (с. 29). Таким образом, автор книги дает утвердительный ответ: «бывал и живет в настоящее время», объясняя это сегодняшним состоянием памяти о великом российском поэте в Саранске: памятники, площадки сказочных героев, имя его носят библиотека и центральный парк, улица, остановка транспорта и жилые комплексы «Пушкин», «Онегин» и др. В первой части книги есть раздел «Из прошлого Саранска», впечатляющий своей живостью изложения и обращенностью к подлинным историческим документам, представленным впервые. Их них читатель узнает о былях саранской ярмарки, о нравах и ментальности саранских жителей, а еще как Саранск стал столицей Республики Мордовия в борьбе с Рузаевкой. Заканчивается первая часть «Аксиологией саранской культуры: диалогом со временем». Во второй части книги - «Горожане» - представлены замечательные саранские жители, внесшие существенный вклад в науку - М.М. Бахтин, И.Д. Воронин, А.И. Сухарев, В.А. Юрченков - и в художественную культуру - В.А. Попков, Г.Г. Вдовин, С.Я. Терханов, М.Н. Антонова, Л.И. Кожевникова, И.М. Яушев. Автор размещает богатый иллюстративный ряд, воочию демонстрирующий историю города в лицах. Ценность книги заключена в том, что каждый персонаж представлен интересным текстом, уникальными фактами из жизни и творчества. Об этом можно судить даже по названиям очерков, в которые вложены смысловые характеристики каждого. Так, ученый и руководитель А.И. Сухарев представлен лозунгом «помогать думающим и неравнодушным» (с. 115), а выдающийся тенор И.М. Яушев как «человек-легенда» (с. 167), для В.А. Юрченкова найдена формула «полет над историей» (с.118), а для художника В.А. Попкова - «мудрость жизни и философия живописи» (с.126); певицу М.Н. Антонову характеризуют слова «я живу потому, что пою» (с.150), а композитора С.Я. Терханова - «музыка моя - мой хрупкий щит» (с.141). Некоторые выдающиеся саранские горожане представлены непосредственно в привязке к городу и краю: литературовед и культуролог М.М. Бахтин - «25 лет в Саранске» (с.73), композитор Г.Г. Вдовин - «саранский хронотоп» (с.136), певица Л.И. Кожевникова - «на саранских высотах» (с.154), и, наконец, ученый-краевед И.Д. Воронин - «летописец мордовского края» (с.79). Это очень известные люди в Саранске, и писать о них, наверное, было непросто, но заслуга автора в том, что найдены важные и глубинные истоки саранского бытия каждого из них, «жизнесмыслы» которого связали их судьбу с этим городом и определили сущность интересного пребывания в нем. Нельзя не сказать о тональности самой книги, историко-культурный контекст которой представляется теплым и довольно лиричным. Каждый факт осмысливается очень тонко и в то же время отмечен достоверностью. «Каждая строка книги оригинальна, неповторима, филигранно отточена, наполнена глубоким смыслом, правдой, подкреплена личными впечатлениями, знаниями, архивными материалами», - делится впечатлениями в разговоре доктор филологии, профессор В.И. Рогачев. - Ценность содержания книги в том, что она написана в духе бахтинского диалога, когда читатель со своими познаниями о городе не остается безучастным, индифферентным, а продолжает, подхватывает, дополняет, развивает в своем сознании мысли автора, когда написанное осмысливается им и становится частью собственного освоения пространства города». Н.И. Воронина, как бы следуя за М.М. Бахтиным, действительно «приглашает» к диалогу, «вхождению» и «участию» в обсуждении городских проблем, а также к выслушиванию полифонического звучания «голосов» именитых горожан, представленных во второй части. А ведь любой творческий текст - в определенной мере «откровение личности», имеющее «внутреннюю необходимость». Необходимость «высказаться», «выговориться» была и у Ворониной - серьезного ученого, доктора философских наук и кандидата искусствоведения, профессора, заслуженного деятеля науки России. Более пятидесяти лет она занимается исследованием истории культуры и искусства, метафизики музыки, проблем идентичности и ментальности в этномире, изучением краеведения и городской среды как сложной и неоднозначной материи. Ею издано 29 монографических работ. Бахтин предупреждал, что конец диалога «был бы равнозначен гибели человека и человечества», поэтому отношение к культуре должно быть пронизано неустанным интересом. Исследуя проблемы города, Воронина постоянно пребывает в пространстве Саранска, осуществляя свой диалог с текстами и жителями города. «Продолжение» диалога возможно до тех пор, «пока существуют мыслящие и ищущие люди», к коим и принадлежит неутомимый исследователь Наталья Ивановна Воронина - автор сего интереснейшего и полезного научного труда.
×

Об авторах

Н. Л Новикова

ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева»

Доктор философских наук, профессор, профессор кафедры философии ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева», Заслуженный деятель науки Республики Мордовия Саранск, Россия

И. Л Сиротина

ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева»

Доктор философских наук, профессор, зав. кафедрой дизайна и рекламы ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева», Заслуженный деятель науки Республики Мордовия Саранск, Россия

Список литературы

  1. Куклин В.Н. Топонимия Саранска // Саранск (малая серия): в 2 т. Саранск, 1997. Т.1. С. 556 - 560

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Новикова Н.Л., Сиротина И.Л., 2020

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах