РОЛЕВЫЕ ИГРЫ КАК НЕОБХОДИМЫЙ МЕТОД ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ КУРСАНТОВ


Цитировать

Полный текст

Аннотация

Данная статья посвящена описанию методов, эффективных для формирования коммуникативной компетенции у курсантов ведомственных вузов ФСИН России. В статье раскрывается понятие коммуникативной компетенции, определяются методы, которые способствуют повышению уровня сформированности компетенции. Автор большое внимание уделяет активным методам обучения, предлагая их определение. В статье также дается классификация активных методов обучения, которые используются на занятии по иностранному языку. Обосновывается необходимость использования активных методов во всех видах учебной работы, при этом делается акцент на целесообразности проведения ролевых игр на занятиях. Автор предлагает алгоритм проведения ролевой игры, приводя конкретные примеры. В статье также обозначены преимущества и недостатки, с которыми можно столкнуться при проведении занятий с использованием игровых методов.

Полный текст

Динамика современного образовательного процесса напрямую зависит от умений выпускников самостоятельно анализировать и применять полученные знания, принимать взвешенные, продуманные решения, позволяющие своевременно реагировать на новые вызовы. В большей степени этому способствует изменение направленности образовательного процесса в современных вузах, который носит деятельностный, продуктивный характер и ориентирован на формирование и развитие профессиональных навыков и умений у будущих выпускников. В таких условиях образовательная политика в области изучения иностранных языков в вузах также претерпевает изменения. Поиск новых форм и методов обучения, которые позволят оперативно и качественно решать любые учебные задачи, - среди главных приоритетов. Для современных выпускников знание иностранного языка является тем интеллектуальным багажом, который необходим для будущей профессиональной деятельности. Умение применять на практике полученные знания, навыки работы с иноязычными сайтами, чтение аутентичной литературы, возможность непосредственного общения с представителями других стран в формате конференций, круглых столов, зарубежных командировок - это далеко не полный список тех преимуществ, которые дает знание иностранного языка. Изучение иностранных языков во многих институтах осуществляется в рамках формирования коммуникативной компетенции. Коммуникативную компетенцию следует определять как способность курсанта к иноязычной речевой деятельности всеми языковыми средствами, готовность не только осуществлять эту деятельность, но и использовать умения, навыки самостоятельной работы для профессионального роста, профессиональной мобильности [4, с.70]. Процесс формирования и развития коммуникативной компетенции осуществляется на протяжении всего времени изучения дисциплины в вузе, как в аудиторной, так и внеаудиторной формах. На занятиях мы изучаем активную лексику, работаем с профессионально-ориентированными текстами, выполняем задания на отработку и закрепление полученных знаний. Внеаудиторная форма работы требует от обучающихся большей самостоятельности и желания получать новые знания. Непосредственно для внеаудиторной работы разрабатываются различные комплексы заданий и упражнений, включающие в себя не только материалы для домашнего чтения, но и различные творческие задания, выполнение которых предполагает работу в сети Интернет. Большое значение для формирования и развития коммуникативной компетенции играют методы, которые используются на занятиях. Современное занятие по английскому языку - это продуманное сочетание как традиционных, так и активных методов обучения. Именно такой симбиоз методов дает возможность рационально использовать каждую минуту занятия и развивать отдельные навыки и умения. Выбор метода зависит от задач и целей занятия. Но тенденция последних лет свидетельствует о том, что все больше преподавателей склонно использовать активные методы обучения на занятиях. Это довольно предсказуемо, если вспомнить о том обучающем эффекте, который достигается на занятиях с использованием этих методов. С одной стороны, эти методы помогают разбить рутинное течение занятия, активизировать познавательную активность и деятельность обучающихся. С другой - они меняют роль преподавателя на занятии: преподаватель становится координатором возрастающей активности обучающихся. В связи с ростом активности обучающихся и их участием в каждом этапе занятия, преподавателю необходимо отслеживать действия обучающихся, направляя их в нужное русло, помогать с формулировкой ответов и поиском нужной литературы. К сожалению, описать функции и задачи преподавателя в рамках статьи довольно трудно, но мы попытались сделать акцент на главных. Необходимость использования активных методов во всех видах учебной работы студентов еще в 70-х годах прошлого века обосновывает А.М. Матюшкин [5]. А.А. Вербицкий считает, что с помощью форм, методов и средств активного обучения можно достаточно активно решать целый ряд задач, трудно достижимых в традиционном обучении [3]. С.А. Мухина и А.А. Соловьева рассматривают эти методы как «способ организации учебного процесса, при котором обеспечивается вынужденная, оцениваемая и управляемая активность обучаемых, сравнимая с активностью преподавателя» [6, c.11]. По мнению Н.В. Борисовой, на занятиях с использованием методов активного обучения происходит изменение самого способа усвоения информации. «Мы передаём не информацию о деятельности плюс немного деятельности, а имитируем деятельность, основываясь на информации» [1, c.18]. Активные методы обучения, которые мы используем на занятиях английского языка в Самарском юридическом институте ФСИН России, условно можно разделить на индивидуальные и групповые [2, c. 17]. К групповым относятся: дискуссионные методы (групповая дискуссия, «мозговая атака», «круглый стол»), игровые методы (ролевая и деловая игры, ситуации инсценирования различной деятельности). К индивидуальным методам - подготовка презентаций, написание эссе или репортажа, создание тезауруса по изучаемым темам. Пожалуй, самыми трудоёмкими, но одними из наиболее эффективных можно назвать игровые методы. Игра, по мнению С.А. Шмакова, предстает перед нами как отражённая модель поведения, проявления и развития сложных самоорганизующихся систем, которая включает в себя альтернативные сценарии разных жизненных процессов. Практически в любой игре заложены «вольные основы» самовыражения, импульсы творческих ходов, выборов, предпочтений [8, c.19]. Игры, в которые мы играем на занятиях, несут некий элемент соревновательности, позволяя при этом закрепить и отработать изучаемый материал в увлекательной форме. Учебно-ролевая игра всегда направлена на решение конкретных обучающих, развивающих и психологических задач. В ней всегда есть результат. Она отличается высокой степенью свободы, но протекает в рамках четко заданных правил, структуры и времени под руководством ведущего (преподавателя) [7]. Ещё одна особенность игры заключается в том, что обезличенный процесс обучения приобретает в игре личностное значение. Приобретение знания в процессе игры активизирует мыслительную и познавательную деятельность игрока, толкая его на поиск ответов. Игры занимают особое место в процессе языковой подготовки, так как являются одновременно и методом, и формой организации обучения, синтезируя в себе практически все плюсы методов активного обучения. Смело можно утверждать, что использование игр способствует выполнению важных методических задач: 1) снятие языкового барьера и создание психологической готовности обучаемых к речевой коммуникации; 2) естественная отработка языкового материала путем многократного повторения; 3) тренировка учащихся в выборе нужного речевого варианта, что является подготовкой к ситуативной спонтанности речи. Для достижения большего образовательного эффекта мы предлагаем следующий алгоритм проведения ролевой игры, включающий в себя 3 главных этапа. 1) Подготовительный этап: а) введение обучающихся в ролевую ситуацию. На этом этапе происходит знакомство с вопросами для обсуждения или с самой проблемой; б) знакомство и изучение активного лексического материала игры; в) предварительная отработка и закрепление лексических единиц и грамматических структур. Кроме того, на этом этапе обучающиеся самостоятельно работают с соответствующим текстом, отрабатывают дополнительный лексический, грамматический, фонетический материал и собирают информацию для каждой конкретной игровой ситуации. 2) Собственно ролевая игра. По условиям ролевой игры курсантам предлагается ситуация, с которой они могут столкнуться или уже сталкивались. Участники в некритичной и комфортной обстановке разыгрывают коммуникативные ситуации. Спонтанность их речи, употребление изученного тезауруса, способность найти правильные слова для передачи своих чувств, эмоций формируют основу для достижения результативности коммуникативной ситуации в целом, что напрямую позволяет определить, достигнута ли основная цель игры. Преподаватель во время игры, как правило, принимает роль ведущего или одну из «второстепенных» ролей для того, чтобы иметь полное право, не разрушая создавшуюся коммуникативную ситуацию, вмешаться в процесс общения, стимулировать «пассивных» участников к беседе, направить действия обучающихся в нужное русло. 3) Заключительный этап предполагает подведение итогов игры и оценку преподавателем деятельности курсантов. Мы считаем, что это один из важнейших этапов игры, потому что здесь разбираются и анализируются все допущенные ошибки. Чем детальнее и скрупулезнее будет выполнен разбор ошибок, тем эффективнее и результативнее будут проходить другие игры. Примером одной из самых интересных, но в тоже время трудных считается игра, имитирующая судебное заседание. Для успешного проведения этой игры необходима большая подготовительная работа, которая связана с изучением и отработкой лексических единиц по теме. Отдельно с курсантами изучается фабула избранного для игры дела и заблаговременно распределяются роли (если курсантов много, то на одну роль могут назначаться двое курсантов, которые готовят роль во взаимодействии). С целью экономии учебного времени целесообразно проводить подготовительную работу во внеаудиторное время на самостоятельной подготовке. Как правило, ход заседания фиксируется на телефон, что позволяет впоследствии продуктивно проводить разбор игры и обсуждение ошибок. В рамках статьи следует обозначить трудности, которые встречаются при проведении ролевых игр: 1) организация и проведение любой игры очень трудоемкое занятие не только для преподавателя, но и для курсантов. Часто мы сталкиваемся с проблемой нехватки времени, что, в свою очередь, существенно затрудняет проведение самой игры. Всегда следует помнить, что игра не будет интересна учащимся, если ее проведение превратится в пустую формальность. 2) в процессе игры не следует допускать доминирования кого-либо. Для этого необходимо, чтобы каждый знал и отчетливо представлял свою роль и место в игре. 3) организация и проведение ролевых игр - это двойная ответственность со стороны преподавателя, поскольку должна быть проведена большая подготовительная работа по отработке и закреплению изученных лексических единиц и того языкового материала, который необходим для игры в целом. Выход мы находим в распределении или перераспределении аудиторного времени и внеаудиторного, отводимого на самостоятельную работу. В качестве заключения хотелось бы отметить следующее. Игровые методы приносят удовольствие от процесса познания, доказывая, что изучение иностранного языка не всегда нудное и тяжелое занятие. Они позволяют уменьшить время, необходимое для изучения конкретной темы при более эффективном усвоении учебного материала. Игры, в которые мы играем на занятиях, развивают способности и умения самостоятельно оценивать и анализировать полученные знания и принимать нестандартные решения. Для того чтобы игра состоялась, необходима большая скоординированная работа всей группы и преподавателя. Организация и проведение игры - довольно трудоемкий процесс, но результат, который мы получаем, оправдывает и время, и средства.
×

Об авторах

Г. А Гиренок

Самарский юридический институт Федеральной службы исполнения наказаний России

Email: girenokgala@mail.ru
Самара, Россия

Список литературы

  1. Борисова, Н. В. Образовательные технологии как объект педагогического выбора. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2000. - 146 с.
  2. Быков, А. К. Методы активного социально-психологического обучения. - М.: ООО «ТЦ Сфера», 2005. - 160 c.
  3. Вербицкий, А. А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. - М.: Высшая школа, 1991. - 207 с.
  4. Гиренок, Г. А. Формирование коммуникативной компетенции на занятиях по английскому языку / Современные технологии в Российской системе образования // IX Всероссийская научно-практическая конференция. - Пенза, 2011. - С. 70-73.
  5. Матюшкин, А. М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. - М.: Педагогика, 1972. - 414 c.
  6. Мухина, С. А., Соловьёва, А. А. Нетрадиционные педагогические технологии в обучении. - Ростов н/Д.: Феникс, 2004. - 379 c.
  7. Прокофьева, Н. В. Учебно-ролевая игра как эффективный метод обучения аспирантов // Современные исследования социальных проблем [Электронный ресурс] / Прокофьева - 2018. Том 9. № 1-2. - URL: https://cyberleninka.ru/article/v/uchebno-rolevaya-igra-kak-effektivnyy-metod-obucheniya-aspirantov (дата обращения - 15.06.2020).
  8. Шмаков, С. А. Игры учащихся - феномен культур. - М.: Новая школа, 1994. - 239 с.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Гиренок Г.А., 2020

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах