ОДА «НАДЕЖДА» В. И. МАЙКОВА В КОНТЕКСТЕ МАСОНСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ XVIII ВЕКА


Цитировать

Полный текст

Аннотация

В статье рассматривается отношение В.И. Майкова к философской категории надежды на примере одноименной оды, в которой отразились нравственно-этические искания поэта-масона: вера в абсолютное счастье через надежду на лучшее. Автор выделяет несколько категорий людей. В первую входят люди, надежда которых сопряжена с государством, во вторую - те, кто питает надежду на личное благо. В ходе анализа рассмотрена масонская идеология, которая в России тесно переплетена с христианством, исследовано художественное выражение философской категории надежды в оде В.И. Майкова, выявлена связь этой категории с понятиями счастья и веры. В результате исследования конкретизированы некоторые образы-символы оды, связанные с масонскими взглядами поэта, рассмотрены нравственно-философские мотивы оды и антропологическая сущность категории «надежды» в представлении русских масонов XVIII века.

Полный текст

Введение. В 1778 году В.И. Майков пишет оду «Надежда», появление которой тесно связано с масонскими взглядами поэта. Эта ода обращена к значимой в христианской антропологии, на которую опирались русские масоны, категории «надежды». Цель масона и предмет его надежд и чаяний - стать со-Творцом, так как Бог создал человека по образу и подобию своему. Именно в ложах через нравоучения человек должен прийти к добродетели и счастью [9, с. 40]. Методы исследования. При анализе использованы культурно-исторический и герменевтический методы литературоведческого исследования. История вопроса. В христианском учении вера, надежда и любовь идут рука об руку. При этом надежда, как отмечает С.А. Левицкий, понимается ниже, чем Любовь и Вера, и мыслится противоположностью страху [3, с. 238], испытывая который человек приходит к Вере. Вера направлена на Абсолют, а надежда - на частное, индивидуальное благо [3, с. 239]. При этом, как замечает С.А. Левицкий, в каждой надежде есть вера, что личная воля совпадет с волей судьбы, Абсолютом [3, с. 241]. Но «…благосклонность судьбы, удача, удавшаяся жизнь…» - это одно из четырех значений категории счастья, как отмечал В. Татаркевич [8, с. 32]. Таким образом, надежда - основа для веры в достижимость человеком счастья. Философские категории надежды и счастья неотрывно связаны для масонов с понятием «свобода». Свобода в кругах русских масонов не воспринималась как призыв к революционным действиям. В отличие от западноевропейских стран, учение масонских лож в России носило глубоко нравственный контекст [7, с. 45]. Русские масоны стремились к «Высшему благу», к Свету, к Творцу через работу над «внутренним человеком». В связи с глубоко религиозной основой русского масонства вопросы, над которыми работали братья-каменщики, тоже имели под собой философско-теософскую основу. Так, свобода с нравственно-философско-теософского ракурса представляет собой свободу человека в выборе. Уже в средневековой философии в трудах Аврелия Августина, Климента Александрийского, Иоанна Дамаскина и др. доминирует мысль о вере человека как свободном устремлении к Богу - источнику Истины и спасения, которые в свою очередь являются благом для человека. Позднее, в период Нового времени, происходит изменение мировоззрения философов в сторону обоснования веры через познание (Д. Локк и Д. Юм). Однако, например, в трудах И. Канта рассматривается моральная вера как высшая. Еще в период средневековья поднимался вопрос о возможности существования Зла в мире, где есть Бог. И почему Бог не искореняет зло. Тогда было принято во внимание, что человек, созданный по подобию Божиему, обладает свободой воли и в том числе использует эту свободу воли не во благо [1, с. 10]. Развивая эту мысль, И. Кант говорит о свободе воли как о свободе от какого-либо закона. Потому что если воля подчиняется закону, то она уже не свободна. А значит, воля свободна от нравственных законов, но им подчиняется [2, с. 17]. При этом человек не надеется на получение чего-либо при соблюдении моральных законов, и надежда не является основой морали, но каждый человек стремится к счастью. Согласно учению И. Канта, только совокупность счастья и морали позволяет человеку достичь «Высшего блага», которое возможно при соединении реального блаженства, не зависящего от нас, с зависящим от нас достоинством быть счастливым. А основанием надежды на это «Высшее благо», к которому стремятся все, согласно И. Канту, является Бог [2, с. 27]. Таким образом, надежда, с одной стороны, - путь к личному счастью, с другой - мостик от личного счастья к «Высшим благам» посредством объединения нравственности (свободной воли) и счастья через веру в Бога, дающего надежду и укрощающего страх. В.И. Майков, который был масоном и трудился над своей душой, размышлял о счастье и пути к нему через надежду. Эти размышления отразились в творчестве поэта, в частности, в оде «Надежда». Эта ода посвящена надежде как основе для достижения человеком счастья и способе избавления от внутренних страхов, мешающих человеку стать счастливым. Надежда для поэта - «дар природы милосердой, / Чем мы дыхаем и живем, / О друг нам в жизни сей нетвердой…» [4, с. 263]. Поэт считает, что надежда всем людям дана от рождения и сопровождает их всю жизнь: «До самой смерти от рожденья / У нас ты в сердце возжжена» [4, с. 263]. Именно надежда помогает людям в их горестях и бедах, чаяньях и стремлениях: С тобою мы пути проходим, Пустыни, дебри и моря, Тобою страхи попираем, Тобою бедства презираем! [4, с. 263] Для людей надежда - «чувств пресветлая заря» [4, с. 263], которая помогает им справиться с любыми трудностями. Неслучайно в начальной строфе оды обращение к символике зари и пути. Эти образы имели особое значение в масонской идеологии, о чем пишет А.Г. Маслова: «…жизнь человека воспринималась масонами как путь, соотносящийся с суточным путем солнца, а утренняя заря являлась символом «просветления, возрождения», символом «начала движения к полдневному Солнцу, то есть Богу» [5, с. 98]. Композиционно ода распадается на 3 части в соответствии с законами философской оды, где середина посвящена собственно рассматриваемой проблеме, а начало и заключительная часть закольцованы. Рассмотренные выше строки, посвященные прославлению надежды, представляют собой вступление. Основная часть условно делится на два тематических раздела, и в ней рассматривается четыре категории людей, для кого надежда - опора в жизни. Первая категория - это люди, которым надо поверить в свою победу. Герой и победитель в брани, Гласимый древле полубог, Простерти мысль и храбры длани К победам без тебя б не мог [4, с. 263] Без надежды, питающей веру в победу, по мнению поэта, герой не стал бы героем и победителем. Он жизнь свою скончал бы прежде, Не распростря своих побед, Но, одолжен своей надежде, Покрыл трофеями свой след [4, с. 263]. Но победа нужна не только героям на поле брани. Любому человеку, стремящемуся к чему-то и очень желающему чего-то, вне зависимости от его социального статуса необходима вера в то, что он сможет в этом соревновании с жизненными обстоятельствами стать победителем. Поэтому автор пишет: «Ты входишь в царские чертоги, / Равно как в хижины убоги» [4, с. 263]. Второй категорией людей, которые обращаются к надежде, автор выделяет бедняков и впавших в немилость. Иные, на концах вселены Живя, за быстростию рек, Двора и счастья удаленны, Не могут их достигнуть ввек [4, с. 263]. Примечательно, что для В.И. Майкова счастье и царский двор стоят рядом. Век Просвещения рассматривал человека как часть государства, поэтому в мировоззрении аристократов XVIII века значимым для Отчизны, безусловно, мог стать только человек, приближенный ко Двору. Те же, кто не смог стать приближенным, надеются на лучшее до последних своих дней: Но их надежда не покинет, И их собой она бодрит, Доколе краткий век их минет, Всегда им счастие сулит [4, с. 263]. В этих строках поэт отмечает, что счастье наступает после претворения надежды в жизнь. А без надежды люди внутренне были бы мертвы, так как отсутствие стремления к чему-либо для автора подобно смерти: Без сей же нам приятной жертвы [надежды] Мы были б прежде смерти мертвы [4, с. 264]. Третья группа людей, которой надежда стала верной спутницей, - старики. Иные, старостью согбенны, При дверях гроба уж стоят И, зря чувств силы погребенны, Еще жить в свете долго мнят [4, с. 264]. Люди боятся смерти. И надежда на то, что они ещё какое-то время будут жить, выступает в данных строчках как антагонист страху смерти. Люди при этом не просто бесцельно хотят продлить свою жизнь, но собрать богатства: И, уже смертью в гроб ведомы, Богатства тешатся сбирать, Садят сады и строят домы, Как будто им не умирать [4, с. 264]. Примечательно, что богатства для стариков, по мнению поэта, не царские почести и материальные блага. Старики уже послужили государству, отдали свой долг и, находясь на заслуженном отдыхе, собирают другие богатства: строят дома и сажают сады. Образы дома и сада в стихотворении поэта-масона не случайны. Дом - оплот семьи, центр не государственной, общественной жизни, а частной и уединенной. Это место, где человек может найти покой и умиротворение. Кроме того, масоны - зодчие, которые под руководством Великого Архитектора Вселенной (Бога) строят мир как в прямом, так и в переносном смысле. Многие архитектурные памятники XVIII - XIX веков сохранили следы масонской символики. В некоторых домах масонов были потайные подземные ходы в сады, которые воспринимались как путь из Тьмы к Свету. Сад для масона неразрывно связан с домом и также имеет глубоко символический смысл. О масонских садах написано множество работ. Для братьев сад - это место, где человек может размышлять над вечными вопросами о бытии жизни, ежедневно работать над своей душой [6, с. 86]. Как будто подводя итог размышлению о старых, В.И. Майков пишет: «Доколе смертный не увянет, / Надежда жить в нем не престанет» [4, с. 264]. Следующая группа людей близко связана с предыдущей и тоже обращается к Надежде. Больные люди на смертном одре из последних сил, не теряя надежду, стараются жить. Иной, болезнью удрученный, Тягча иссохшим телом одр, С надеждой дух не разлученный Еще при самой смерти бодр. Хоть сердце, яко воск, в нем тает, И с телом смерть уж дух делит, Надежда дух еще питает И скорбно сердце веселит, И посреди сея надежды Смыкает смерть ослабши вежды [4, с. 264]. Поэт отмечает, что надежда дает смертельно больному человеку последние минуты «веселья», которое в данных строчках подразумевает радость человека, когда он думает, что сможет справиться с недугом и выздороветь. Заключительная часть оды так же, как и вступительная, снова восхваляет надежду. Но если в первой части поэт говорит обо всем человечестве, то финальная часть звучит камерно, обращается к вопросам частной жизни обычного человека, поэт просит надежду не покидать его. О дар прещедрыя природы! В моем ты сердце обитай И жизни мне в оставши годы Из сердца вон не вылетай [4, с. 264]. Именно надежда, как мыслит поэт, делает жизнь людей «любезной», огорчения «сносными», а мучения «не страшными». Выводы. Ода «Надежда» отразила двойственность взглядов поэта-масона и поэта-человека эпохи Просвещения. Особую роль в выражении этих взглядов играет композиция данной оды. Произведение состоит из трех частей, построено по законам философской оды, где середина посвящена собственно рассматриваемой проблеме, а начало и заключительная часть закольцованы. Центральная часть разделена на два тематических раздела. В первом речь идет об общественном значении надежды, здесь поэт-гражданин отразил надежды, сопряженные с исполнением государственного долга, удовлетворением надежд человека-гражданина, связанных с реализацией потребностей в общественном служении. Автор говорит во вступлении о том, что надежда полезна всем людям, а в основной части надежда сопровождает победителей войн; людей, стремящихся быть полезными Отечеству. Вступление тесно связано с проблематикой первого раздела основной части: поэт отражает надежды и чаяния тех, кто мыслит себя частью России, и старается всеми возможными способами стать незаменимым для государства. Вторая половина оды обращена к частным проблемам. Во второй половине основной части поэт упоминает стариков и больных людей, желающих счастья для себя, личного блага. Они надеются, что смогут продлить свою жизнь. Заключение же передает чувства самого поэта и его желание всегда в душе иметь надежду. Заключение также носит частный характер, и здесь мы видим одновременно и следование традиции - во вступлении и в заключении прославляется надежда, и отход от нее, так как заключение носит индивидуальный характер, приближено к звучанию псалма, что не характерно торжественной оде. Примечательно, что в оде человек изображен в идеальном представлении как нравственно глубокая личность, он не стремится добиться желаемого нечестным путем. В. И. Майков в оде отразил масонскую мысль, основанную на христианском учении, о том, что какова бы ни была надежда человека - государственная или частная - именно она дает людям возможность верить в счастливое будущее и радоваться ему. Надежда, по мнению автора, путь к счастью и радости через истинную веру и нравственные поступки.
×

Об авторах

О. А Метелева

Вятский государственный университет

Email: olesyaste@mail.ru
Киров, Россия

Список литературы

  1. Атмурзаева, Ф. И. Проблема соотношения добра и зла в истории философии (средневековье) // Кабардино-балкарский государственный аграрный университет им. В.М. Кокова. - 2016. - №44. - С. 8-12.
  2. Кант, И. Лекции по этике. Пер. с нем./Общ. ред., сост. и вступ. ст. А. А. Гусейнова. - М.: Республика, 2000. - 431 с.
  3. Левицкий, С. А. Трагедия свободы. - М.: Канон, 1995. - 512 с.
  4. Майков. В. И. Ода «Надежда» // Майков В.И. Избранные произведения. - М.; Л.: Советский писатель, 1966. - С. 263-264.
  5. Маслова, А. Г. Поэтика времени и пространства в русской поэзии 1760 - 1780-х годов. - Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2013. - 212 с.
  6. Метелева, О. А. Становление феномена «усадебного текста» русской литературы в поэзии В. И. Майкова и его современников // Вестник Костромского государственного университета. - 2019. - Т 25. - № 4. - С. 83-87.
  7. Назарова, Ю. В. Этика русского масонства // Известия ТулГУ. Гуманитарные науки. - Вып. 2. - Тула: Изд-во ТулГУ, 2012. - С. 44-52.
  8. Татаркевич, В. О счастье и совершенстве человека. - М., 1981. - 368 с.
  9. Смит, Д. Работа над диким камнем: Масонский орден и русское общество в XVIII веке/Авторизованный перевод с англ. К. Осповата и Д. Хитрово. - М.: Новое литературное обозрение, 2006. - 224 с.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Метелева О.А., 2021

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах