КОМИЧЕСКАЯ НАРОДНАЯ ОПЕРА Г.Р.ДЕРЖАВИНА: ГЕНЕЗИС ЖАНРА


Цитировать

Полный текст

Аннотация

В статье анализируется пьеса Г.Р. Державина «Дурочка умнее умных». Исследование сюжета, типологии героев, поэтики, музыкального ряда позволяет увидеть в генезисе пьесы оперу-буфф и ранний русский водевиль начала XIX века.

Полный текст

Введение. В данной работе речь пойдет о комической опере Г.Р. Державина «Дурочка умнее умных» [1], менее привлекавшей внимание исследователей и самим автором относимой к роду «бездельных» сочинений [2, с. 500]. История вопроса. «Безделками» на рубеже XVIII-XIX веков именовали разножанровые произведения от экспромтов, альбомных стишков и эпикурейских (эротических) шуток, мадригалов и анакреонтических песен, гедонистических стихотворений и стилизованных «народных песен» до бурлескных поэм, сказочек, и комических опер с национально-русским (фольклорным) содержанием. Н.М. Карамзин свою богатырскую сказку «Илья Муромец», к примеру, тоже именует «безделкой»: «Вот начало безделки, которая занимала нынешним летом уединенные часы мои» [3, с. 115]. И.И. Дмитриев поэму «Причудница» с народнопоэтической основой печатает в своем сборнике «И мои безделки». Литературные «безделки», поэтические, шутливо-иронические, сказочные, начинают осознаваться как жанровое образование в стихии «легкой поэзии» рубежа XVIII-XIX веков. Водевильные постановки рассматриваются тоже как «драматические шутки», «драматические фельетоны» (А.А. Шаховской), безделки (Н.А. Полевой). А.И. Писарев также отмечал, что «водевиль - это безделка, делающая удовольствие публики гораздо лучше и важнее сухих журнальных статей…» [4, с. 34]. Методы исследования: в работе использованы историко-генетический и типологический методы. «Лёгкая поэзия» этого времени - широкое общеевропейское явление, противостоявшее высокой традиции и жанрам классицизма, лишенное серьезного содержания с ориентацией на развлекательность. Но литературное развлечение - вещь не менее серьезная, поскольку это та эстетическая категория, от которой читатель получает наслаждение. Результаты исследования. Две пьесы Г.Р. Державина являются явными «безделками», шутками. Это «Кутерьма от Кондратьев» - детская комедия в одном действии с хорами, адресованная племянницам Державина Львовым и представлена ими в домашнем театре в имении Званка в 1806 г. (включена автором в прижизненные Сочинения 1808 года). Другая пьеса - «Дурочка умнее умных», названная автором комической народной оперой, написана, вероятно, после 1808 г., но не позднее 1812, поскольку упоминается Державиным в «Записках…», завершаемых 1812 г. Показательно, что к этому времени основной корпус трагедий (героических представлений) автором был завершен, однако интерес его к легким музыкальным жанрам сохранился, как сохранился интерес и к анакреонтике. В 1804 г. по выходе в отставку он печатает отдельным изданием «Анакреонтические песни», а в 1808 включает их в третий том своих сочинений, как бы демонстрируя тем самым авторскую творческую свободу. В народной опере Г.Р. Державина наблюдается отход от высокого содержания в сторону быта, анекдота, буффонады с включением хоров, дуэтов, сольных партий с крестьянским мелосом. Все это напоминало раннюю народную оперу-водевиль [5], пьесу легкую, шутливую, развлекательную. Героиня оперы Державина «Дурочка умнее умных» - умница Лукерья, сирота, воспитанная в Петербургском Новодевичьем монастыре под покровительством императрицы, по возвращении к бабушке в родной городок на Волге Тетюши спасает свою семью и всех жителей от волжских разбойников, притворившись дурочкой и заманив злодеев в подвал, как в ловушку. Она начитана, по газетам знает, что разбойники Железняк и Черняй бежали из Сибири и разбойничают по Волге. Из истории известна ей княгиня Ольга, хитростью отвратившая дерзкие требования древлян и отомстившая за гибель мужа, - образ, воодушевляющий Лушу на решительные действия. Сюжет предполагает легкое и веселое развитие действия, но при этом Державин прорисовывает бытовые типы в сатирическом плане. Таковы Старокопейкины, Прохор Фахрамеевич и Акулина Сидоровна, - дед и бабка сироты Лукерьи: он - из мещанского сословия, отставной прапорщик и женин подкаблучник; она - урожденная княжна Кудахтина, помешанная на европейской моде и нарядах, стремящаяся к собственному возвеличиванию в окружении недалеких людей. Среди них слуга Пивкин - отставной капрал, пьяница и трус. Воевода Хапкин и подьячий Проныркин - взяточники и крючкотворы. Да и своего супруга Прохора Вахрамеевича она не жалует: «…дворянская кровь с мещанскою - всегда как небо от земли» [1, с. 269]. На этой почве выстраиваются взаимоотношения супругов: грубые пререкания не только со стороны княжны, но и со стороны мужа-мещанина: «…сиятельная моя помощница, княжна Кудахтина! Позабыла ты, что из моего взята ребра: смотри, чтобы я его назад не потребовал; а то ты уж очень развеличалась, расфуфырилась, раскудахталась» [1, с. 269]. Ветхозаветная реминисценция здесь бурлескна. Автор неслучайно подбирает просторечную лексику для характеристики княжны, причисляющей себя к древнему дворянскому роду: разважничалась, разрядилась, раскудахталась (говорила суетливо, произносила звуки, похожие на куриные). Княжна Кудахтина снижена в, казалось бы, историческом сюжете уже с начала драматического действия. Поэтому ожидать чего-то серьезного от оперы не представляется возможным. С другой стороны, и сам исторический сюжет с Железняком и Черняем далек от исторической действительности. Г.Р. Державин указал, что действие происходит в пригороде Тетюшах между 1755 и 1780 гг. Источники свидетельствуют, что Железняка, после Уманской резни преданного суду и приговоренного к пожизненному заключению в шахтах Нерчинска, в 1755 г. не было в живых. Описанные разбои Железняка и Черняя на Волге после подавления крестьянской войны и казни Пугачева в январе 1755 г. - не более чем легенды. Однако имела место версия и о том, что Железняк бежал с каторги и даже принимал участие в пугачевской войне. В украинской народнопоэтической памяти запорожский казак Максим Железняк представлен как герой национально-освободительной борьбы с поляками и защитник православной веры. В песнях и преданиях его образ предстает в идеализированном виде. Т. Шевченко делает его главным героем в поэме «Гайдамаки». Однако у Г.Р. Державина Железняк и Черняй - воры, разбойники, супостаты, примкнувшие к злейшим врагам государя и отечества. Бесчинства разбойников в опере соотносятся с пугачевской войной, в подавлении которой участвовал сам Державин, и критическое отношение к которой запечатлел в своих «Записках». Более того, в сюжете оперы они откровенно карикатурны: легко одураченные девицей, заманенные ею в подпол в поисках ценностей, они мертвецки опиваются обнаруженным там вином и берутся под бабий караул. Сцена явно буффонадная - бабы, девки, дворовый люд, вооруженные метлами, ухватами, кочергами, граблями, доставляют разбойников к воеводе Хапкину и подьячему Проныркину, которые сами готовы сорвать куш с разбойников, если они поделятся с ними награбленным. «Поймали курицу, несущую золотые яйца» [1, с. 304], - рассуждают они. Разработав схему побега преступников, они в мечтах уже пируют в столичных кабаках и трактирах, гротескно исполняя дуэт: То-то, брат, поторжествуем, Во столицах попируем, К барам на обеды бряк, По паркетам шарк, шарк, шарк! И кареты не кареты, И манжеты не манжеты, И французский модный фрак. Право, братец, право так! [1, с. 306]. Карикатурна и княжна Кудахтина. Вылезшая из-за печи, куда она только что пряталась от разбойников, препоручив встречать их хлебом-солью своей внучке, теперь она предводительствует в бабьем карауле с портазаном в руках (колющее оружие), надев сверх женского шушуна с чепцом конный лосиный колет (военный мундир). «Вот какая престрашная валит сила, - говорит иронично Старокопейкин, - мы, пожалуй, и ногайскую орду теперь с Сидоровной завоюем» [1, с. 315]. Карикатурны и мужские персонажи гвардии сержант (он же жених Луши) Фуфыркин и отставной ландмилицкий прапорщик Старокопейкин (он же дед героини), казалось бы, по роду своей деятельности призванные защищать волжский городок от разбойников. Они же прячутся под пуховые перины и в печную трубу. Ведущую партию ведет в пьесе Лукерья. Осознав, что силою не одолеть ораву разбойников, она решает отвратить несчастье притворством. Прикинувшись влюбленной в «гостей» дурочкой, Луша «выбалтывает» секрет относительно хранящегося в подполе деда золота и серебра, тем самым заманив их в западню и предотвратив кровопролитие. Пленение завершается буффонадным комических шествием героев под барабанную дробь в окружении толпы дворовых людей, крестьян, баб и девок под предводительством бабки Сидоровны. Утрированно-комичная манера актерской игры, элементы шутовства (Сидоровна поверх дамской одежды надевает мужской мундир, сержант Фуфыркин, жених Луши, вылезает из коника из-под перин в курином пуху), гротескные сцены - идут также от буффонады. В пьесе нет ни одного возвышенно-благородного героя, что подчеркивается фамилиями Пивкин, Хапкин, Проныркин, Старокопейкин, Кудахтина. Героиням-дворяночкам присвоены простонародные, деревенские имена Акулина и Лукерья. Диссонансом звучит имя заглавной героини Лукерьи, которая воспитана была в северной столице под высочайшим патронажем императрицы. Да и герою-любовнику, который метит на должность губернского прокурора, дана неблагозвучная фамилия Фуфыркин (фуфырь - капризный, чванливый щёголь). Усматривать сколько-нибудь серьезное содержание в пьесе, аллюзии «политических реалий» [6, c. 214] недавнего прошлого представляется затруднительным, ибо это откровенная шутка, забавный анекдот, творческая «безделка», как отмечал сам автор, созданная в народно-бытовой песенной традиции. Цель её - развлечь зрителя, посмешить, доставить удовольствие путем зрелищного действия, наполненного музыкой, движениями, пением, речитативами. В этом явное влияние раннего русского водевиля начала XIX века и общей тенденцией движения литературы к так называемой легкой поэзии и легким жанрам, которым отдают дань и литературные корифеи, воспитанные на классицистических традициях. Музыкальный ряд пьесы весьма многообразен. Здесь находим не только хоры и сольные партии, характерные для комической оперы, но и дуэты, трио, квартеты, квинтеты. Вводит также Державин речитативы (особая вокальная музыкальная форма, не подчинённая симметрическому ритму, род певучего разговора, который воспроизводит ритмический и интонационный рисунок естественной речи) и мелодрамы (монолог героя, сопровождающийся музыкой, которая звучит одновременно с произнесением текста). Столь многообразная вокально-музыкальная палитра сближала народную оперу Г.Р. Державина с водевилем. Находим у Державина и характерные для водевиля структурно закрепленные за жанром «выходные», «действенные» и «финальные» [7, с. 113-114] арии/куплеты. Открывается пьеса «выходным» хором девушек, которые представляют главную героиню и намечают лирическую тему зрелища: Не на яблоньке, не наливное Яблочко мило блеск издает; А у бабушки здесь родимое Дитятко, внучка-роза цветет [1, с. 259]. Так называемые «действенные» куплеты, сопровождающие развитие сюжета, раскрывают характеры, объясняют, предуведомляют поступки героев. Ария героини: Впрямь нельзя ли ухитриться И злодеев истребить? Дай блажною притвориться И их в яму заманить. Злато мудрых ослепляет, Красота всех в сеть ведет; Бог невинным помогает, Силу слабым придает [1, с. 278]. «Финальные» куплеты[i]каламбурно обыгрывают название пьесы и содержат мораль: Свет народов есть ученье, Неучение есть тьма; От губерний учрежденья В царстве русском тишина. Свят закон и сей царицы, Что воспитаны девицы. Умных дурочка умней. Слава, слава, слава ей! [1, с. 322]. С героиней и ее женихом Фуфыркиным связана музыкальная лирическая тема. Текст их любовных арий литературен, близок к романсу: ЛУКЕРЬЯ Страдаешь ты напастью злою, Я муки чувствую твои; И знай, что я моей душою В твоем живу вся бытии. ФУФЫРКИН Когда твой дух по мне томится Взаимною любви тоской, - Поверь, что всякий вздох стремится И мой существовать с тобой [1, с. 285-286]. Хоровые партии Державин выдерживает в фольклорном стиле, что отвечает жанровой установке «народной» оперы. Здесь усматриваются традиции обрядовой свадебной поэзии: Что не месяц млад, не за облаком, С утренней, красной, светлой звездой, - С невестой жених сел за столиком, Дитятко, внучка! Бог уж с тобой [1, с. 261]! Иные сопровождаются плясками под ложечный ритм (Дай зелена вина, / Девка красна, пива пьяного [1, с. 289]). Хоры разбойников стилизованы либо под бурлацкие песни (Уж прошла черна ночь осенняя, / И туман восстал, заря бледная [1, с. 301]), либо под разбойничьи (На закате красна солнышка, / На восходе светла месяца, / Не черный ворон по поднебесью. - / Атаман летал под Тетюшами [1, с. 273]), либо под тюремные (Заунывно сердце молодецкое / Как черный ворон крячет в ветре [1, с. 297]). Выводы. В целом, если говорить о позднем Державине, необходимо отметить, что его творчество развивалась в русле актуальных литературных тенденций начала XIX в. Драматургия его не была по достоинству оценена современниками, да и поныне остается еще неполно изученной. Между тем именно в этой художественной области нашли в творчестве писателя наиболее полное выражение приметы переходности его творческого метода от классицизма к предромантизму, в том числе роль синтеза искусств: литературы и музыки, литературы и фольклора, стилевой полифонии.
×

Об авторах

А. И Разживин (Ключёвский)

Казанский федеральный университет

Email: airazzhivin@kpfu.ru
Елабуга, Россия

Список литературы

  1. Гавриил Романович Державин: собр.соч.: откр. сер. Т.5. Драматургия Г.Р. Державина / вступ.ст. А.И. Разживина; КФУ; ВГУЮ. - Репр. изд. [Сочинения Державина: в 9.т. / под.ред. Я. Грота. - СПб.: Тип. Императорской академии наук, 1864-1883]. - Казань; М.; СПб.: ООО «ИПК «НП-Принт», 2018. - 324 с.
  2. Державин, Г. Р. Записка из известных всем происшествий и подлинных дел, заключающая в себе жизнь Гаврилы Романовича Державина. С литературными и историческими примечаниями И.И. Бартенева - М.: В Типографии Александра Семена на Мясницкой, 1860. - 501 с.
  3. Карамзин, Н. М. Илья Муромец // Карамзин Н.М. Полное собрание стихотворений. - М.-Л., 1966. - 424 с.
  4. Писарев, А. И. Анти-Телеграф, или Отражение несправедливых нападений г-на Полевого - М.: в тип. Имп. Московского театра. У содержателя А. Похорского, 1826. - 34 с.
  5. Сербул, М. Н. Русский водевиль 1810-1820 гг.: Дисс. …канд. филол. наук. - Томск, 1989. - 223 с.
  6. Ларкович, Д. В. Г.Р. Державин и художественная культура его времени: формирование индивидуального авторского сознания: монография. - Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2011. - 344 с.
  7. Немировская, И. Д. Творчества А.И. Писарева и историко- литературный процесс первой трети XIX века: монография. - Самара: СГСГА, 2009. - 188 с.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Разживин (Ключёвский) А.И., 2021

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах