«ЧУДОДЕЙСТВЕННАЯ ДИАГОНАЛЬ» В ПРОСТРАНСТВЕННОЙ ОРИЕНТАЦИИ: ОТ ГУМОРАЛЬНОЙ ТЕОРИИ И КОНЦЕПЦИИ СТИХИЙ В ВААСТУ-ВИДЬЕ К КОМПОЗИЦИИ В ЖИВОПИСИ


Цитировать

Полный текст

Аннотация

В настоящей статье продолжается рассмотрение системных, структурных и функциональных аспектов пространственной модели древнеиндийской Ваасту-видьи. С одной стороны, Ваасту-видья локализует максимум стихий в промежуточных секторах пространства. Главное направление в ней отведено Северо-Востоку. Эта ориентация совпадает с ориентацией на магнитный полюс Земли, значимой для пространственной ориентации многих видов животного мира. С другой стороны, концепция стихий соотносится с античной концепцией четырёх жидкостей, античной гуморальной теорией, использовавшейся в медицине, а также для определения четырёх видов темперамента. В ходе анализа устанавливается общность пространственных моделей Ваасту-видьи и пермских бляшек, описывающих полёт шамана из нижнего мира в мир высший, а также традиционных изображений плана храмового сооружения. Применение концепции «чудодейственных» диагоналей к анализу композиции живописных произведений, функциональному зонированию и геополитике позволяет обратить внимание на важный элемент традиционного миропонимания, который был утрачен современной цивилизацией.

Полный текст

Введение. Цивилизационные процессы, состоящие в росте естественнонаучного и гуманитарного знания, неизбежно сопровождаются утратой некоторых навыков, которые в прежние времена были жизненно необходимы для выживания. Среди них ощущение непосредственной включённости в природный мир, выражающееся в способности к различению тонких градаций в состояниях природы, в знании растительного и животного миров, и чувство прекрасного, определявшего облик всех окружающих элементов быта от одежды, утвари до мест проживания. В восприятии пространства утверждается в силу этих же причин определённая степень упрощения, состоящая в приоритете пространственных оппозиций, определяемых основными сторонами света как устойчивыми элементами человеческого бытия. Актуальность настоящего исследования состоит: во-первых, в привлечении к рассмотрению концепции четырёх жидкостей, популярной в античный период, понятия стихий - динамических начал, закрепляемых древнеиндийской Ваасту-видьей за промежуточными сторонами света; во-вторых, в подтверждении концепции Ваасту-видьи посредством обращения к «диагональным элементам» композиции живописных произведений. Методы исследования. В материалах, опубликованных на страницах предыдущего номера настоящего журнала, читатель уже познакомился с 45-элементными мандалами [2] древнеиндийской Ваасту-видьи [5; 7; 11]. В сопоставлении с онтологической моделью саанкхьи, древнеиндийской философии числа, насчитывающей 25-элементов, была успешно предпринята верификация традиционных характеристик восьми секторов пространства [2]. Это создало предпосылки для совершения следующего методологического шага - рассмотрения концепции стихий, локализуемых в промежуточных секторах ваасту-маналы, в соотнесении с концепцией четырёх жидкостей гуморальной теории [4; 17]. Ситуативно к анализу привлекается пространственная ориентация секторальной модели функционального зонирования, учитывающая фактор первоначал, представленных пифагорейским тетрактисом [3; 8; 15; 16]. Выводы подкрепляются данными зоопсихологии [13; 14], анализом глобальных ориентиров и региональных онтологий культуры [6], анализом вероятностного распределения помещений отечественного вуза [8, c. 233-241]. История вопроса. На сегодняшний день гуморальная теория (от лат. humor - «жидкость»), известная как гуморальная патология, встречается, пожалуй, только в культурологических и искусствоведческих исследованиях в контексте обсуждения культа меланхолии, состоящей в некоем безумии, которое делает людей великими. Начало дискуссии о природе такого рода меланхолии положил приписываемый Аристотелю текст «Проблема» (30-я глава). Выделяются три стадии формирования гуморальной теории. Предпосылкой для формирования гуморальной теории выступило почитание пифагорейцами числа «4» как совершенного числа, а также установление групп категорий: 1) земля, воздух, огонь, вода; 2) весна, лето, осень, зима (1-я стадия). Концепция четырёх стихий, предложенная Эмпедоклом и установившая единые онтологические основания как для макро-, так и для микрокосма, была дополнена Филистионом, главой сицилианской школы медицины, основанной Эмпедоклом, посредством соотнесения стихий с физическими понятиями (качествами): огня - с жаром, воздуха - с холодом, воды - с влагой, земли - с сушей (2-я стадия). Завершило формирование этой концепции нахождение физиологических субстанций (жидкостей, соков), которые могли бы производиться парными комбинациями этих качеств, например: чёрная желчь считалась холодной и сухой, жёлтая желчь - сухой и горячей, кровь - горячей и влажной, флегма - влажной и холодной (3-я стадия). Здоровье объяснялось равновесием этих четырёх жидкостей, а заболевание и темперамент - преобладанием одной из них [17]. Индийская аюрведа, до сих пор остающаяся традиционным средством для поддержания и восстановления здоровья, также использует понятие стихий при обосновании концепции трёх дош (скр. dosha- - «недостаток; плохое качество, порок; болезненное состояние; расстройство трёх составных элементов тела»), определяющих конституцию человека. Однако в ней учитываются не четыре, а пять стихий, и принцип комбинирования качеств иной: вата- (скр. vaata- - «ветер») - производное эфира и воздуха; питта (скр. pitta- «желчь») - производное огня и воды; капха (скр. kapha- - «слизь, мокрота») - производное воды и земли. Особенность концепции стихий в Ваасту-видье состоит в смещении акцентов в восприятии пространства с основных сторон света, первостепенных для цивилизованного человека, на промежуточные: «наибольшее влияние и силу оказывают не основные направления по полюсам, а их сочетания, которым соответствует наибольшее проявление активности Стихий» [12, с. 26]. В Ваасту-видье действует принцип постепенного нарастания мощи стихий и достижения их максимума в промежуточных секторах (т. е. на диагоналях) с постепенным ослаблением в секторах основных сторон света: «По часовой стрелке от 0 градусов (Север) до 90 градусов (Восток) располагается стихия Воды. Её активность достигает максимума в северо-восточном направлении (на отметке 45 градусов); затем в направлении к 90 она ослабевает. От 90 градусов (восточное направление) берёт начало стихия Огня. Своего апогея стихия Огня достигает на отметке 135 градусов (Юго-Восток), затем следует её ослабление до 180 градусов. Дальше на смену приходит стихия Земли. Её апогей соответствует 225 градусам (Юго-Запад), после чего влияние Земной стихии ослабевает при её перемещении к 270 градусам (Запад). И, наконец, на западном направлении берёт начало стихия Воздуха. Максимального уровня своей активности она достигает на отметке 315 градусов (Северо-Запад), сходя на минимум к отметке 360 градусов (или 0 градусов)» [12, с. 25-26]. Концептуально расположение и движение стихий может быть представлено по аналогии с концепцией кругового движения в трактате Аристотеля «О небе» в виде двух перекрещивающихся оппозиций. В рамках первой оппозиции - движение вниз - вода (Северо-Восток) стремится к земле (центру) и ею впитывается (Юго-Запад). Отнесение стихии земли к юго-западному сектору находит подтверждение в рамках секторальной модели функционального зонирования, которая рассматривается как одна из актуализаций цикла самоорганизации, синхронизированного с элементами пифагорейского тетрактиса и имеющего точку отсчёта в северо-западном (затактовом) секторе. Юго-западный сектор в этом сопоставлении получает седьмой номер, т. е. соотносится с Гептадой тетрактиса, атрибуты которой «отсутствие протяжённости» и «сильная крепость внутри декады» [3; 8; 15; 16]. Во второй оппозиции - движение вверх - огонь (Юго-Восток) устремляется в воздушную стихию и ею ограничивается (Северо-Запад). Представить себе эти две оппозиции можно на примере Андреевского флага, имеющего вид белого прямоугольного полотнища с синим или голубым косым Андреевским крестом. С культом меланхолии концепцию стихии воды, закреплённой за северо-восточным сектором, объединяют функция познания и состояния молитвенного сосредоточения, отрешённости от мирского. При этом Северо-Востоку могут быть приписаны качества меланхолического сока: холодный (т. е. северный), сухой (т. е. восточный, высушиваемый утренним солнцем), а также чёрный /о желчи/ (т. е. сумеречный, предрассветный). Соответственно, определение жёлтой желчи, принятое в русском языке, соотносится с солнечным характером юго-восточного сектора ваасту-мандал (стихия огня), оцениваемым как сектор процветания, а эта характеристика, в свою очередь, - с атрибутами античной Пентады «середина чисел», «равновесие», «справедливость», «свадьба». Серьёзное отношение к изложенной концепции стихий пробуждают коллективные исследования из области психологии животных. Немецким и чешским зоопсихологам удалось показать, что животные ориентируются на магнитное поле, т. е. по линии Юго-Запад - Северо-Восток, при этом предпочтительным является направление в сторону Северо-Востока [14, c. 136]. Прыжок при мышковании всегда осуществляется строго по магнитному меридиану в направлении от южного магнитного полюса к северному. Неизвестно, знали ли древнеиндийские мыслители об этом явлении или нет, но фактически оно зафиксировано в юго-западном секторе астрологических мандал в образе демона Рааху, проглатывающего Солнце. В ваасту-мандалах этот сектор представлен демоницей ночи НайрРити. По результатам, полученным доктором Сабиной Бегалль и её коллегами на основе анализа космических снимков 308 пастбищ по всему миру, 60-70 % коров из более 8,5 тысяч были ориентированы на момент съёмки на магнитный север, т. е. на северо-восток [13]. Значимость данного соответствия гораздо бо́льшая чем, можно было бы предполагать. Дело в том, что ваасту-мандалы Древней Индии, далёкой во времени и в пространстве, не столь уж чужды нам. Ориентацию, сопоставимую с ваасту-мандалами, имеют такие артефакты, как пермские бляшки, отражающие полёт шамана с целью обретения магической силы из нижнего мира, где обитает Ящер. В юго-западном секторе находится его голова, проглатывающая солнце. Через срединный мир людей шаман направляется в верхний небесный мир [9, с. 61], где обитают две Небесные богини Лосихи. В левом нижнем секторе (соотв. северо-западному) иногда отображается вторая голова, выпускающая светило. Тождество имеет место не только между функциями «нижних» секторов, но и «срединных» (мир людей - в мандале средний уровень справа) и «верхних» (мир богов). Как видно в сравниваемых моделях используются сопоставимые образные ряды. Согласно легендам народов северо-востока Европы (А. А. Спицин - Прикамье, Приобье), «оленьцы малые» порождаются двумя небесными богинями, полуженщинами-полуоленихами «на потребу людям и волкам». В древнерусской мифологии культу двух Небесных Олених (Лосих) соответствует культ двух Рожани́ц [10, с. 476]. В ваасту-мандалах две богини отнесены к завершающим двум полям периметра ваасту-мандал (северо-восточный сектор) - это Адити (№ 31), порождающая богов и бесконечность, и Дити, прародительница демонов и всего конечного (№ 32). Схема 1. Концепции четырёх стихий в Ваасту-видье и четырёх жидкостей в гуморальной теории (Scheme 1. Concepts of the four elements in the Vastu-Vidya and the four liquids in the humoral theory) Кроме того, совпадает пространственная ориентация ваасту-мандал и строительных планов храмовых сооружений, принятая в западноевропейской архитектурной традиции, согласно которой верх схемы соотносится с алтарной, т. е. восточной частью здания, а в нижней, т. е. западной, размещается вход. Исследования показали совпадение пространственной ориентации ваасту-мандал и живописных произведений от икон до живописных и портретных полотен [8, с. 196-198]. Изложенное позволяет приступить к сравнительному анализу перечисленных концепций. Участие в данном применении гуморальной теории расширяет её диапазон от интерпретации четырёх типов темперамента до уточнения качественных характеристик секторов пространства, в том числе пространства живописного в произведениях искусства. В последнем применении секторальный подход позволяет интерпретировать такие факторы, как наклон головы, корпуса портретируемого, разворот его корпуса, направление взгляда и движения. Результаты исследования. В гуморальной теории с Северо-Востоком ваасту-мандал соотносится функция чёрной желчи (греч. μέλαινα χολή [мелэна холе]), характеризующая меланхолический темперамент и настроение. Во-первых, атрибут «чёрный» может указывать на состояние предрассветной сумрачности (погружённость в себя и легкая ранимость), в котором проявляется одиночный импульс, импульс вдохновения. Этот вид жидкости определяется категориями холодного (соответствует Северу) и сухого (соответствует Востоку), а в Ваасту-видье мы имеем в северо-восточном секторе действие стихии воды. Если учесть, что в восточном секторе стихия воды прекращает своё действие, то определение Востока посредством категории «сухости» становится вполне оправданным. Рекомендация Витрувия, римского архитектора I века до н. э., по размещению библиотек именно в восточном секторе с целью обеспечения сухости удовлетворяет данному критерию. Генрих Корнелий Агриппа, автор знаменитого трактата «Оккультная философия» (1533), ссылаясь на Аристотеля утверждал: «<…> сивиллы, вакхиды, Пикератиз Сиракуз, Химон стали гадателями благодаря меланхолическому соку. Если существует в человеческом теле нечто, причиняющее человеку исступление, то это меланхолический сок, но не тот, который называют чёрной желчью, вещью столь скверной и столь ужасной <…>; мы же подразумеваем здесь меланхолический сок, который называется натуральным и белым. Когда он возбуждён и воспалён или разогрет и взволнован, то возбуждает исступление, ведущее к девинации, особенно, если при этом ему помогает какое-либо небесное влияние, более всего Сатурна, который будучи холодным и сухим, как и меланхолический сок, повседневно влияет на него, увеличивает его и сохраняет. Помимо того, будучи патроном тайного и уединённого созерцания, он сообщает ей знания и предсказания вещей будущих; именно так понимает это Аристотель в своей книге «Проблемы»: благодаря меланхолии <…> люди становятся поэтами. <…> все, кто отличается в науках, в большинстве своём являются меланхоликами» [1, с. 91]. В средневековой алхимии Агриппы выделялись три типа меланхоликов: 1) поэт, творец; 2) философ, врач; 3) мистик, провидец. Первый тип был запечатлён А. Дюрером в гравюре «Меланхолия I» (1514), второй тип (со значительной степенью уверенности) - в гравюре «Святой Иероним в келье» (1514), а третий запечатлён не был. К третьему типу может быть отнесён неканонический образ Христа в картине А. Иванова «Явление Христа народу» (1837-1857). Христос изображён одиноко приближающимся из северо-восточного сектора к группе апостолов, возглавляемой Иоанном Крестителем, и к толпе нищих. Размещение в практике Ваасту-видьи комнат для молитв, духовных практик в северо-восточном секторе подтверждает правильность соотнесения с меланхолическим темпераментом. В схеме 1 (справа) содержится возможность функционально оправданного соотнесения северо-восточного сектора с античной Триадой, атрибуты которой «благочестие», «ум», «гармония», «мир», «единомыслие». Из трёх допустимых направлений - Северо-Востока, Востока, Севера - «Северо-Восток считается наилучшим местом для расположения комнаты для молитв, так как здесь находится высшая часть Ваасту-пуруши (Бога Земли)» [12, с. 131]. В случае образовательного учреждения «комнату руководителя делают на северо-востоке, а для остального персонала отводятся помещения на северо-западе» [12, с. 199]. В СамГУПС в северо-восточном секторе административного здания, соответственно, размещается кабинет проректора по учебной работе. Каджол Щастри, обращаясь к понятию Северо-Восток как к ключевому и самому важному из всех направлений, характеризует особенности развития Японии, российского Дальнего Востока и Африки. С его точки зрения, распределение Японских островов «во многом отвечает принципам правильного Ваасту. Северо-восточная часть - удлинённая, вытянута в нужном направлении. Присутствие аспекта ‘восходящего солнца’ располагает к техническому прогрессу страны (прежде всего развитию высоких технологий), способствует духовному росту, долгожительству и здоровью его граждан» [12, с. 20-21]. Аналогичное действует и в отношении акватории озера Байкал, контуры которого обладают сходством с контурами Японских островов. К факторам, определяющим, относительно критериев Ваасту, слабую защищённость Японии от внешней агрессии и природной стихии, относится наличие водного пространства на юге и юго-западе и близость к экваториальным («огненным») водам. В случае с Африкой северо-восточный сектор, определяющий собственную траекторию развития, «как будто срезан» Аравийским полуостровом. «В верхней его части западный и северо-западный фрагменты имеют вытянутую конфигурацию, в то время как по Ваасту они должны быть сжаты относительно северо-восточной части. С запада Африка омывается Атлантическим океаном, что весьма неблагоприятно, поскольку присутствие воды на западе всегда будет приводить к конфликтам, войнам и нестабильности на данной территории. Думается, что указанные признаки весьма неплохо согласуются с реальным положением вещей, когда континент, обладающий несметными богатствами в виде полезных ископаемых (в том числе и алмазами), до сих пор не смог отстоять свою независимость и достичь высшего благосостояния» [12, с. 20-21]. Желчи (греч. χολή [холе]), в формировании которой участвуют категории сухого (Восток) и горячего (Юг), соответствует холерический тип, отражающий позитивный аспект солнечной энергии Юго-Востока ваасту-мандал. Данный аспект символизирует функции развития и плодородия, отрицательный аспект которых - самодостаточность. Желтый цвет желчи, принятый в русском языке, может интерпретироваться в соотнесении с юго-восточным сектором как цветовой символ растущего солнца (f динамического развития). При определённых социально-экономических и политических условиях качество самодостаточности может приводить к исключению из актуальных процессов и к отставанию в развитии. Ваасту-видья рекомендует в случае частного дома размещать в юго-восточном секторе кухни и столовые, а в случае образовательных центров «не иметь никакого здания или постройки на юго-востоке, это угол Огня» [12, с. 199], сопоставимый с красным углом крестьянских изб. В СамГУПС вполне в согласии с требованиями Ваасту-видьи в юго-восточном секторе главного здания (корпус № 5) находится храм иконы божией матери «Утоли моя печали». В композиции иконописного произведения наклон головы или корпуса фигуры, размещённой в правом верхнем (юго-восточном) секторе в направлении центра, может выражать сострадание, умиление, символизировать плодородие и изобилие. В иконе «Богоматерь Владимирская» всё это соединяется в аспекте материнства. Лик Сына-младенца, взирающего в этой же иконе слева направо (северо-восточный аспект), выражает идею духовного импульса и предрассветной духовности (а также идею младенчества). Кровь, символизирующая в гуморальной теории сангвинический тип (лат. sanguis [сангвис] - «кровь», «жизненная сила»), определяется категориями горячее (Юг) и влажное (Запад). Кровь как символ служит указанием на стремление к доминированию, свойственное некоторым юго-западным культурам (Испания, Португалия), одна из форм доминирования - колонизация. Приведённый выше пример с лисой в двух отношениях показателен, во-первых, речь идёт о нападении, захвате (f достижения, завершающая импульс, данный в северо-восточном секторе), во-вторых, рыже-огненный окрас служит иллюстрацией сангвинического типа и этимологии слова лат. sanguis. В юго-западном секторе ваасту-мандал также реализуется функция захвата. По Ваасту-видье, если в здании необходима оружейная комната, то её следует устраивать именно на юго-западе. Примером «юго-западного» отношения может служить Киев, как столица Украины, земля которой насчитывает длинную историю подчинений и переподчинений. Это отношение в рамках секторальной модели проблемно по определению. В картине А. Иванова «Явление Христа народу» в нижнем правом (юго-западном) секторе находится группа «дрожащих» - обнажённых отца и сына, которая, контрастируя с пышными одеждами правого (южного) сектора, внушает страх Божий и побуждает к покаянию в грехах (f утверждения веры). Соотнесение Запада в ваасту-мандалах с водой (хотя стихия воды закреплена за Северо-Востоком) и соотнесение соответствующего этапа с категорией влажное в гуморальной теории вполне может определяться географическим расположением океана на Западе. Флегме (греч. φλέγμα [флегма] - «мокрота», «слизь», т. е. «отхаркиваемая жидкость»), определяемой относительно категорий влажное (Запад) и холодное (Север), соответствует флегматический тип. Флегматики обычно характеризуются как сильные, уравновешенные люди с инертным типом нервной системы, решения которых взвешены и продуманы, они не склонны к конфликтам, порой вялы и безразличны к окружающим. Ваасту-мандала закрепляет за северо-западным сектором функцию выявления пороков, недостатков и болезней, что сближается с темой «отхаркивания». В пермских бляшках с двухголовым Ящером эта тема выражена ещё более ярко: вторая голова, расположенная в левом нижнем (северо-западном) секторе, исторгает проглоченное солнце. Размещение отделений интенсивной терапии допускается Ваасту-видьей при строительстве больниц именно в северо-западном секторе [12, с. 202]. Относительно суточного цикла за северо-западным сектором возможно закрепление функций консолидации достижений, архивации информации, а также формирования планов по их возможному применению в будущем. На геополитическом уровне сила флегматического типа проявляется в более динамичном характере городов и культурных центров, расположенных на Северо-Западе. Так, Петербург и Москву, с одной стороны, Москву и Самару (один из центров Волжской Вольницы XVI в.; запасная столица в 1941-1942 гг.), с другой стороны, объединяет отношение (диагональ) Северо-Запад - Юго-Восток. По отношению к Европейской части России в качестве северо-западного субъекта выступает Северо-Атлантический (т. е. Северо-Западный) Альянс. В обоих случаях город (субъект), расположенный северо-западнее, оказывается более динамичным, а на юго-востоке - более самодостаточным. Вплоть до начала Великой Отечественной войны самодостаточность Самары приводила к отставанию в развитии. Аналогичный пример рассматриваемого отношения имеет место между Киевом, с одной, Донецком и Луганском, с другой стороны, а также между Анкарой и Курдистаном. В картине «Явление Христа народу» фигура Иоанна Крестителя (нижний левый, т. е. северо-западный сектор) реализует функцию доминирования: она самая крупная, возвышающаяся над всеми остальными. Его взор, обращённый к толпе, воздетые руки, крест в левой руке служат консолидации внимания как персонажей, так и зрителей и дают мощный посыл в направлении Искупителя. Выводы. Из рассмотренного различия между ориентацией на Север и Северо-Восток вытекает главное различие между естественно-научной картиной мира, с одной стороны, и мифологической (включая древнеиндийские мандалы и пермские бляшки, отражающие шаманские практики), совпадающей с ориентацией животных в пространстве, - с другой. Полученные результаты свидетельствуют об общности концепций стихий в Ваасту-видье и четырёх жидкостей в гуморальной теории. Расширение темы «чудодейственных» диагоналей на функциональное зонирование зданий и территорий, на геополитику и на композицию живописных произведений позволяет обратить внимание на важный элемент миропонимания, который был утрачен современной цивилизацией.
×

Об авторах

Д. В Денисов

Самарский государственный университет путей сообщения

Email: denisansk@gmail.com
Cамара, Россия

Список литературы

  1. Агриппа, Г. Оккультная философия. - М.: Изд-во Ассоциации Духовного Единения «Золотой Век», 1993. - 116 с.
  2. Денисов, Д. В. Отражение онтологической модели саанкхьи в пространственной организации индийских ваасту-мандал // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки. - 2021. - Т. 23, № 80. - С. 60-67.
  3. Денисов, Д. В., Журавлев, М. Ю., Латыпова, Н. М., Медведева, Н. Ю., Досковская, М. С. Функциональная дифференциация пространства и десятиэлементная числовая модель древних культур // Градостроительство и архитектура. - 2020. - Т. 10, № 3. - С. 104-113.
  4. Король, Д. А. Культ меланхолии и «сатурнианство» в западноевропейской образности Ранненового Времени // ΠΡΑΞΗΜΑ. - 2016. - Vol. 4, № 10. - C. 32-52.
  5. Кришна, Тalavane. Индийское искусство ваасту: Организация окружающей среды для укрепления здоровья, достижения благополучия и обретения счастья / [пер. с англ. Н. Г. Григорьевой]. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2004. - 272 с.
  6. Люсый, А. А. Глобальные ориентиры и региональные онтологии культуры (Северо-Юг: российский и мировой) // Философские науки. - 2008. - № 10. - С. 75-85.
  7. Неаполитанский, С. М., Матвеев С. А. Сакральная архитектура мира. Созидательные принципы мировой гармонии. - М.: Амрита, 2013. - 608 с.
  8. Первоначала как фактор организации и освоения пространства: генезис, число, топология, вероятность, классификация: монография / Д.В. Денисов, М.Ю. Журавлёв, Н.Ю. Медведева и др.; под общ. ред. Д.В. Денисова. - Самара: Изд-во СамГУПС, 2016. - 352 с.
  9. Рыбаков, Б. А. Язычество древних славян / Б.А. Рыбаков. - М.: Наука, 1981. - 607 с.
  10. Рыбаков, Б. А. Язычество Древней Руси / Б.А. Рыбаков. - М.: Наука, 1987. - 783 с.
  11. Тюлина, Е. В. Храм, мир, текст: ваастувидья в традиции пураан. - М.: Вост. лит., 2010. - 255 с.
  12. Щастри, Каджол. Ведическая архитектура Васту: Принципы строительства нашего идеального дома / пер. с англ. - М.: 2014. - 224 с.
  13. Begall, S., Červený J., Neef J., Vojtěch, O, Burda, H. Magnetic alignment in grazing and resting cattle and deer. - PNAS. - 2008. -September 9. - Vol. 105. - № 36. - p. 13451-13455.
  14. Broschart, J. Der gepolte Fuchs /j. Broschart // GEO. - 2011. - Nr. 3. - S. 136.
  15. Denisov, D., Zhuravleva, Т., Zhuravlev, М., Kabanova, Е. Function-topological model of urban space sectoral zoning // E3S Web of Conferences. - 2020. - Vol. 164, 04016.
  16. Denisov, D., Zhuravleva, Т., Zhuravlev, М. The Mechanism for Implementing the Sector Model of Functional Zoning // CPT 2020. - URL: https://doi.org/10.2991/assehr.k.210225.059 (дата обращения: 27.11.2021).
  17. Klibansky, R., Panofsky, E., Saxl, F. Saturn and Melancholy: The study in history on natural philosophy, religion and art. - Nendeln (Liechtenstein): Kraus-Thomson Org. Ltd., 1979. - 536 p.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Денисов Д.В., 2021

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах