Управление качеством обучения студентов музыкально-исполнительского факультета на основе компетентностного подхода

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

На протяжении ряда лет существенной тенденцией в России и во всем мире являлась «европеизация» образования, и главной целью XXI в. во многих учреждениях высшего образования стало «выживание в новых условиях», что отодвинуло на второй план качество обучения, подготовки и профессионального роста будущих музыкантов-исполнителей. Это привело к размытию границ обучения, переориентированию на сиюминутные потребности общества, ценности которых, в значительной мере воспитывались западной системой. Однако стремительное изменение геополитической ситуации в мире оказало существенное влияние, на социокультурную ситуацию в России. Беспрецедентное внешнее давление вызвало неожиданный для многих зарубежных «партнеров» обратный эффект - рост патриотических настроений в России, рост национального самосознания, обращение к исторически сложившимся ценностям российского обучения и его качества. Профессиональная деятельность в сфере искусства имеет творческую природу, которая выражается такими характеристиками, как образность, эмоциональность, диалогичность, вариативность создаваемой продукции. Музыкант-исполнитель реализует свои индивидуальные способности специальными средствами, требующими развитых профессионально значимых свойств. В статье рассматривается аспекты подготовки будущих музыкантов-исполнителей с учётом принципов компетентностного подхода, позволяющего управлять и контролировать качество обучения в вузе. При этом особое внимание обращается на формирование творческих способностей в процессе коллективной профессиональной деятельности.

Полный текст

Введение. Высшее образование в России развивается по своим внутренним законам. Но эпоха глобализации весьма зримо воздействует на высшее образование во всех странах мира, и Россия не исключение. При этом меняется сама внутренняя парадигма высшего образования, которая порождает новые образцы, нормы, ориентиры, инновации [8, с. 152]. Современное общество предъявляет к выпускнику музыкально-исполнительского факультета высокие требования, в которых отражается необходимость высокого качества профессиональной подготовки, отвечающей мировым стандартам. Это связано прежде всего с превращением образования в важный фактор общественно-политической жизни страны и устойчивого социально-экономического развития общества в целом, а также с повышением его значения для саморазвития личности.

Методы исследования. Нами было проведено исследование и анализ данных об сформированности профессиональных компетенций у студентов музыкально-исполнительского факультета Самарского государственного института культуры для определения значимости дисциплины «Ансамбль» в профессиональной подготовке будущего музыканта-исполнителя.

На основе включённого наблюдения, интервьюирования студентов были выявлены причины низких показателей: отсутствие исполнительской, оркестровой практики, руководства творческим коллективом и профессионального опыта у второкурсников в профессиональной деятельности. Таким образом, мы убедились в необходимости управления качеством и контроля за самостоятельной работой студентов по дисциплинам «Ансамбль», «Оркестровый класс».

История вопроса. В современных исследованиях качество образования рассматривается как интегральная характеристика образовательного процесса и его результатов, выражающая меру их соответствия операционально-заданным целям общества по формированию и развитию гражданских, бытовых и профессиональных компетенций личности [6, с. 29]. Активным ядром качества образования, его стандартов выступает на сегодняшний день компетентностная ориентация.

Ряд исследователей рассматривают компетенцию как способность успешно применять знания, умения, навыки и личностные качества в различных проблемных профессиональных либо жизненных ситуациях; как уровень владения совокупностью знаний, умений, навыков и сформированных на их основе компетенций для успешной деятельности в определённой области [5], [15].

В сфере музыкально-профессионального образования актуальность компетентностного подхода обусловлена современной социокультурной ситуацией, связанной со стремлением к переосмыслению и возрождению в новых социальных условиях исторически сложившихся традиций музыкальной культуры [4, с. 149]. Третье поколение федеральных образовательных стандартов, разработанное на основе требований компетентностного подхода, суть которого заключается в усилении ориентации на результаты образования при высокой степени свободы путей его достижения, переносе акцента с преподавателя и содержания дисциплины («подход, центрированный на преподавателе») на студента и ожидаемые результаты образования («подход, центрированный на студенте»), даёт возможность гибко и оперативно обновлять образовательные программы в соответствии с динамично меняющимися запросами инновационной экономии [2].

В общей системе подготовки бакалавров по направлению подготовки 53.03.02 Музыкально-инструментальное искусство по профилю «Баян, аккордеон и струнные щипковые инструменты» особое место занимает дисциплина профильного модуля базовой части «Ансамбль». Её высокий статус просматривается в  разделе III «Требования к результатам освоения программы бакалавриата» ФГОС ВО, где указано, что в результате освоения программы бакалавриата у выпускника должны быть сформированы компетенции, установленные программой бакалавриата: способен осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде (УК-3); способен осуществлять музыкально-исполнительскую деятельность сольно, с солистом, в составе ансамбля (оркестра) (ПК-1); способен проводить репетиционную сольную, ансамблевую и/или концертмейстерскую и/или репетиционную оркестровую работу (ПК-3); способен к показу своей исполнительской работы (соло, в составе ансамбля, оркестра) на различных сценических площадках (в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в клубах, дворцах и домах культуры) с целью пропаганды музыкального искусства и культуры (ПК-10).

Важное значение дисциплины «Ансамбль» закреплено также в целях и задачах профессиональной деятельности, обозначенных профессиональным стандартом. Согласно этому документу, выпускник занимается осуществлением музыкально-исполнительской деятельность сольно, с солистом, в составе ансамбля (оркестра), с оркестром; исполнением оркестровых и ансамблевых партий; созданием художественной интерпретации музыкальных произведений; проведением сольной, ансамблевой, концертмейстерской и оркестровой репетиционной работы; овладение навыками репетиционной работы с партнерами по ансамблю и в творческих коллективах [9].

Из вышеперечисленного следует, что на занятиях в классе ансамбля должны моделироваться многие типичные для профессиональной деятельности будущих музыкантов-исполнителей действия, которые позволят оптимально сформировать профессиональный облик будущего музыканта-исполнителя. Сложная структура ансамблевых репетиций, обусловленная спецификой занятий, целями и задачами курса, стоящими перед дисциплиной «Ансамбль», создаёт прекрасные условия для различных сторон профессиональной подготовки артиста ансамбля и руководителя творческого коллектива.

Значимость дисциплины «Ансамбль» в профессиональной подготовке музыканта-исполнителя обусловлена такой формой в обучении студентов, как коллективное музицирование, в ходе которого проявляется тесная взаимосвязь ансамблевого исполнительства со специальными дисциплинами, а также его ответственное значение. Действительно, трудно себе представить, что музыкант-исполнитель никогда не играл в ансамбле, не познал особенностей коллективного музицирования, не соприкоснулся с работой в команде. Только практическая работа в ансамбле, непосредственное включение в живой процесс деятельности коллектива выявляют профессиональные способности и возможности, формируют специфические умения и навыки. Образовательное значение ансамблевого исполнительства неоценимо для будущего музыканта-исполнителя в формирование его личности, что не раз подчёркивалось выдающимися деятелями музыкальной педагогики. Так, известный музыкальный педагог П.С. Столярский считал, что в своём развитии ученик должен пройти несколько этапов: камерный ансамбль, симфонический оркестр, оркестр оперного театр, а уж потом концертная эстрада [12, c. 134].

Профессиональный уровень будущего музыканта-исполнителя, участника творческого коллектива во многом определяется наличием у него профессиональных компетенций к творческой деятельности. Число этих компетенций велико. Ему необходимы крепкая профессиональная выучка, сила эмоционального воздействия, развитые музыкальные способности. Из специфических исполнительских способностей следует отметить в первую очередь наличие сильной воли, высокое владение концентрированным и дифференцированным вниманием, быстроту реакции, способность ясно выражать свои намерения. Ансамблист должен быть личностью, способной наладить тесный контакт и взаимопонимание с участниками коллектива. Он должен обладать способностью ощущать ансамбль как единый и многокрасочный инструмент. Участник ансамбля должен хорошо знать этот инструмент, понимать художественную природу коллективного инструмента – ансамбля, знать особенности и выразительные возможности каждого инструмента, тонко чувствовать его инструментальную краску, «это сознательный, целенаправленный, эмоционально-волевой акт, ориентированный на достижение конечной художественной цели исполнительства - интерпретации музыки [11, с. 89].

Руководителю ансамбля необходимы, кроме специфических, и другие специальные музыкальные и музыкально-эстетические компетенции. К ним относятся музыкальных слух, способность восприятия и эмоционального переживания, чувство ритма, музыкальная память и воображение, развитой художественный вкус, умения верно оценивать различные явления в музыкальной жизни, музыкальность. Музыкальность – это «компонент музыкальной одаренности, который необходим для занятия именно музыкальной деятельностью в отличие от всякой другой, и притом необходим для любого вида музыкальной деятельности» [13, Т.1, с. 53]. Все перечисленные способности и свойства личности существуют в тесной взаимосвязи, поэтому недостаток в развитии или отсутствие одной из способностей неизбежно отразиться на творчестве музыканта-исполнителя: отсутствие эффективной коммуникации между участниками ансамбля, способности к синхронному исполнению музыкального произведения, ладового и гармонического слуха, метро-ритмической способности [1]. Благодаря тесной связи одного творческого навыка с остальными формирование одной компетенции является возбудителем для ряда других, позволяющих развивать и их. Так, внимание обострит слух, в свою очередь слух укрепит музыкальную память, разбудит воображение и т.д.

Управление качеством обучения будущего музыканта-исполнителя представляет собой целенаправленный, планомерный процесс формирования базовых компетенций студента (теоретических, исполнительских и личностных). Кроме того, этот процесс должен включать в себя ансамблевый вид подготовки [10, c. 8].

Проведя анализ структуры компетенций УК-3, ПК-1, ПК-3, ПК-10 по направлению подготовки 53.03.02 Музыкально-инструментальное искусство по профилю «Баян, аккордеон и струнные щипковые инструменты», приходим к выводу, что в совокупности можно выделить способности, которые в комплексе формируются в ходе изучения дисциплины «Ансамбль» [14]. В ходе констатирующего эксперимента в начале 3 семестра у студентов очной формы обучения измеряли следующие способности: отсутствие эффективной коммуникации между участниками ансамбля, способности к синхронному исполнению музыкального произведения, ладовый и гармонический слух, метро-ритмические способности у студентов, музыкальную память. Наряду с самооценкой способностей студенты второго года обучения специальностей «Искусство концертного исполнительства» и «Музыкально-инструментальное искусство», отвечая на предлагаемые вопросы, должны были раскрыть суть понятия «коммуникация», «компетенции», указать на значение этого категорий в профессиональной деятельности будущего музыканта-исполнителя, дать самооценку сформированности компетенций к коллективному музицированию. Использовалась следующая система оценок: «в очень большой степени», «в большой степени», «трудно сказать», «в меньшей степени», «отсутствует» (оценка «в очень большой степени» соответствовала наиболее высокому уровню сформированности компетенций, «отсутствует» – наиболее низкому). Был выявлен низкий уровень сформированности компетенций к коллективному музицированию у будущих музыкантов-исполнителей. Объяснением данному факту может быть наличие противоречия между желанием студентов получить творческую специальность и отсутствием установки на коллективную профессиональную деятельность в современных социокультурных условиях, а также отсутствие у них знаний о специфике коллективной работы, профессиональной деятельности и о характере выбранного профессионального направления.

Учебный процесс в образовательных учреждениях высшего образования при осуществлении индивидуально-творческого подхода строится на создании дидактических условий для творческого становления будущего музыканта-исполнителя, развития его интегральной индивидуальности на внутриуровневом и межуровневом взаимодействии, что требует разработки педагогической системы, средства которой обеспечивают развитие личности музыканта-исполнителя в ходе освоения интегрированного знания и системы интраиндивидуального влияния будущего специалиста на стратегию и тактику процесса овладения профессией [3]. При формировании способностей к коллективному музицированию система строится на синтезе принципов: принцип актуализации направлен на формирование музыкальной памяти и воображения, развитого художественного вкуса, умения верно оценивать различные явления в музыкальной жизни (применение метода предслышания); принцип индивидуализации – на формирование музыкального слуха, способность восприятия и эмоционального переживания (применение метода сопоставления); принцип мотивации реализуется методом поливариантного художественно-исполнительского замысла для формирования художественного вкуса; способность к самоанализу формируется методом рефлексии деятельности (принцип интеграции).

Результаты исследования. При анализе посещаемости студентов, их самостоятельной работы выяснилось, что наименьшие показатели сформированности способностей были у тех, кто имел трудности с посещением «Ансамбля» и совместной самостоятельной работой по данной дисциплине. В ходе формирующего эксперимента в конце 8 семестра по результатам промежуточной аттестации было выявлено, что комплекс отобранных средств, способствующих формированию способностей к коллективному музицированию у музыкантов-исполнителей, логически включался в общий педагогический процесс. Поэтому результативность разработанной и апробированной системы подтверждена увеличением значений сформированности доминирующих. Формируемые способности позволили в процессе концертных выступлений и подготовки к ним преодолеть психологические трудности, облегчить процесс разучивания музыкального произведения, эмоционально раскрываться, образно мыслить, анализировать собственное выступления и делать выводы.

Выводы. Проведённое исследование по управлению качеством обучения студентов музыкально-исполнительского факультета на основе компетентностного подхода показало, что профессиональная подготовка будущих музыкантов-исполнителей обусловлена социальными, экономическими и культурными изменениями в современном обществе [7]. Управление качеством профессиональной подготовки музыкантов-исполнителей определяется её образовательным результатом, способностями к коллективной творческой деятельности (совокупность свойств личности), что является подтверждением готовности руководить творческим коллективом или быть его участником.

×

Об авторах

Анна Николаевна Арюткина

Самарский государственный институт культуры

Автор, ответственный за переписку.
Email: aryutkinaan@samgik.ru

кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой народных инструментов

Россия, Самара

Список литературы

  1. Бутяева, С. Д. Технология формирования исполнительской культуры школьного хорового коллектива / С. Д. Бутяева // Материалы IV Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум». – URL: https://scienceforum.ru/2012/article/2012003050 (дата обращения: 18.10.2022). – Текст: электронный.
  2. Быданов, В. Е. К вопросу создания фонда оценочных средств учебных достижений студентов уровневой системы образования / В.Е. Быданов, П.В. Чибиряк // Известия СПбГТИ (ТУ). – 2012. – №16. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-sozdaniya-fonda-otsenochnyh-sredstv-uchebnyh-dostizheniy-studentov-urovnevoy-sistemy-obrazovaniya (дата обращения: 18.10.2022) . – Текст: электронный.
  3. Грачев, В. В. Индивидуально-творческий подход в системе высшего профессионального образования: специальность 13.00.01 «Общая педагогика, история педагогики и образования»: диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / В. В. Грачев. – Москва, 1998. – 179 с. – Текст: непосредственный.
  4. Зеленкова, Е. В. Компетентностный подход в высшем музыкально-профессиональном образовании / Е. В. Зеленкова // Высшее образование в России. – 2010. – №11. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kompetentnostnyy-podhod-v-vysshem-muzykalno-professionalnom-obrazovanii (дата обращения: 18.10.2022). – Текст: электронный.
  5. Зимняя, И. А. Ключевые компетенции – новая парадигма результатов образования / И. А. Зимняя. – Текст: непосредственный // Высшее образование сегодня. – 2003. – № 5. – С. 34-44.
  6. Зорина, Ю. П. Актуальные вопросы качества профессионального образования / Ю. П. Зорина. - Текст: непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы II Международной научной конференции (г. Уфа, июль 2012 г.). – Уфа: Лето, 2012. – С. 27-30.
  7. Круглова, М. Г. Профессиональная подготовка музыканта широкого профиля как проблема современного музыкального образования / М.Г. Круглова // Universum: психология и образование. – 2016. – №8(26). – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/professionalnaya-podgotovka-muzykanta-shirokogo-profilya-kak-problema-sovremennogo-muzykalnogo-obrazovaniya (дата обращения: 18.10.2022). – Текст: электронный.
  8. Покровский, Н. Е. Трансформация университетов в условиях глобального рынка / Н. Е. Покровский // ЖССА. - 2004. – № 4. – URL : https://cyberleninka.ru/article/n/transformatsiya-universitetov-v-usloviyah-globalnogo-rynka (дата обращения: 18.10.2022). – Текст: электронный.
  9. О реестре профессиональных стандартов (перечне видов профессиональной деятельности): Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 29 сентября 2014 г. № 667н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 19 ноября 2014 г., регистрационный № 34779) с изменением, внесенным приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 9 марта 2017 г. № 254н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 29 марта 2017 г., регистрационный № 46168 / Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации // КонсультантПлюс : справочно-правовая система. – URL: https://minjust.consultant.ru/documents/12318 (дата обращения: 18.10.2022). – Текст: электронный.
  10. Протасова, С. В. Педагогические условия управления качеством музыкально-инструментальной подготовки студентов в педвузе: автореферат дис. ... кандидата педагогических наук: 13.00.02 / С.В. Протасова; [Место защиты: Московский государственный гуманитарный университет им. М.А. Шолохова]. – Москва, 2009. – 23 с. – Текст: непосредственный.
  11. Смирнов, Б. Ф. К вопросу о художественно-эстетических основах дирижерского искусства (теоретические заметки) / Б. Ф. Смирнов // Вестник ЧГАКИ. – 2011. – № 4 (28). – URL : https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-hudozhestvenno-esteticheskih-osnovah-dirizherskogo-iskusstva-teoreticheskie-zametki (дата обращения: 13.09.2022). – Текст: электронный.
  12. Столярский, П. С. Секреты Столярского / П. С. Столярский. – Текст: непосредственный // В мире музыки. 1991: ежегодник-панорама / редактор-составитель: Л. Григорьев, Я. Платек. – М.: Советский композитор, 1990. – С. 144.
  13. Теплов, Б. М. Избранные труды: в 2-х томах. Том 1 / Б.М. Теплов; Академия педагогических наук СССР. – М.: Педагогика, 1985. – 328 с.
  14. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 53.03.02 музыкально-инструментальное искусство.
  15. Хуторской, А. В. Технология проектирования ключевых и предметных компетенций / А.В. Хуторской. – Текст: непосредственный // Эйдос. – 2005. – № 4. – С. 1.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Арюткина А.Н., 2022

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах