Когнитивный аспект готовности студентов-хореографов к здоровьесберегающей деятельности

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Статья посвящена диагностике когнитивной составляющей готовности студентов-хореографов к здоровьесберегающей деятельности. Цель статьи – оценить исходный уровень и целостность знаний студентов-хореографов о профессиональном здоровье и здоровьесберегающей деятельности в хореографии и экспериментально апробировать курс проблемных лекций «Аспекты профессионального здоровья и факторы профессионального нездоровья хореографов» (как интерактивный метод обучения студентов-хореографов здоровой профессиональной деятельности). В статье раскрыта внутренняя составляющая когнитивного аспекта готовности студентов-хореографов к здоровьесберегающей деятельности, определены критерии сформированности когнитивного компонента готовности к здоровьесберегающей деятельности. Выявлены и исследованы показатели информационно-потребностного критерия готовности к здоровьесберегающей деятельности. Представлены результаты диагностики когнитивного компонета готовности к здоровьесберегающей деятельности студентов-хореографов 1-4курсов и специалистов (профессионалов) преподавателей и балетмейстеров на констатирующем этапе и результаты диагностики когнитивного компонета готовности к здоровьесберегающей деятельности студентов-хореографов 1-4курсов экспериментальной группы до и после эксперимента на формирующем этапе. Методом Манна-Уитни между Э1 и Э2 установлены различия по уровню выраженности: знаний (U=294; р≤0,01); потребности (U=226; р≤0,01). Исследование показало, что несмотря на изначальную неосведомленность в вопросах здоровьесбережения студентов-хореографов, их характер и глубина знаний о профессиональном здоровье и здоровьесберегающей деятельности в хореографии зависят от целенаправленного формирования когнитивной составляющей готовности к здоровьесберегающей деятельности с помощью курса проблемных лекций «Аспекты профессионального здоровья и факторы профессионального нездоровья хореографов»и психологического влияния на эмоциональную сферу личности студентов посредством видео- и аудиоматериалов, отражающих мировую статистику последствий обсуждаемых проблем.

Полный текст

Введение. Демократизация системы российского образования еще в 1990-е гг. XX в. создала все предпосылки для возникновения инновационной деятельности по сбережению и развитию здоровья обучающихся. Проблема сохранности здоровья обучающихся, особенно в хореографическом образовании, остается актуальной, поэтому целенаправленная профессиональная деятельность по здоровьесбережению должна быть неотъемлемой частью готовности студентов-хореографов к профессиональной деятельности.

История вопроса. Большое количество исследований посвящено вопросам здоровье-сбережения в хореографическом образовании. Так исследования целого ряда ученых посвящены сохранности физического здоровья: Куркатов С.В., Мельникова Е.А(2013) [2]; Марченков А.Л., Марченкова А.И (2013) [3];сохранности психологического здоровья: Крымина Е.П., [1] Соковикова Н.В. [9, 10],Сосниной И.Г. [11].(2016); формированию ЗОЖ: Попов А.А.(2011)[7]; нравственному воспитанию: Юнусова Е.Б (2011)[13]; регуляции духовно-нравственного поведения: Щербина А. И. (2013) [12]. Данные исследования не дают целостную картину формирования когнитивной составляющей здоровьесберегающего поведения студентов-хореографов, мотивирующей их на потребность сохранения профессионального здоровья.

Методы исследования. Для выполнения задач нашего исследования были использованы следующие методы: теоретические (теоретико-методологический анализ литературы, сравнительный анализ); эмпирические: (индивидуальные и групповые беседы; тестирования; педагогическое наблюдение, изучение, обобщение; констатирующий и формирующий эксперимент; анализ, полученных результатов); методы математической статистики (U-критерий Манна-Уитни) [8].

Как показывает практика, интерес студентов-хореографов к овладению знаниями в области здорового питания, здорового образа жизни, здоровьесберегающих принципов ведения хореографии, так и потребность в их применении на практике, у них отсутствует. Только лично полученный опыт, в том числе и негативный, такой, как повреждения и травмы опорно-двигательного аппарата или факт разрушения здоровья вследствие психотравмирующей педагогической деятельности способствует формированию социального самосохранительного поведения, индивидуальной мотивации на сбережение собственного профессионального здоровья. Исходя из тест-опроса, проведенного нами среди студентов-хореографов 1 – 4 курсов, было обнаружено, что среди студентов 4 курса нет даже 30%, которые владеют знаниями о профессиональном здоровье и здоровьесберегающей деятельности в хореографии. Обучающиеся не владеют знаниями о специфике правильного питания в хореографии и ценности режима труда и отдыха, не знакомы со средствами здоровьесберегающей физической подготовки к профессии, не ориентированы на системную психологическую подготовку, особенно на самостоятельное практическое овладение приемами, методами и техниками психотерапии; большинство студентов взаимодействуют между собой в соответствие со своими представлениями о нормах поведения. Традиционная организации жизнедеятельности в вузе и групповой стиль поведения, характеризующийся отсутствием потребности к ЗОЖ доминируют над личностным интересом к содержанию здорового образа жизни студентов-хореографов.

 Полученный нами низкий показатель уровня знаний студентов о профессиональном здоровье и здоровьесберегающей деятельности в хореографии позволил выделить когнитивный компонент готовности студентов-хореографов к такой деятельности. Сформированность когнитивного компонента готовности студентов-хореографов к здоровьесберегающей деятельности будет характеризоваться нами совокупностью знаний о профессиональных факторах, влияющих на здоровье хореографа: экспертизе трудоспособности, как области знания, изучающем трудоспособность спортсменов и артистов при профессиональных повреждениях и травмах; информацией о последствиях, к которым приводят пищевые расстройства (анорексия, булимия), психические нарушения (стресс, бессонница, профессиональное выгорание); сведения о воздействии алкогольной и наркотической зависимости на организм студентов творческих профессий. Критерием сформированности когнитивного компонента готовности студентов-хореографов к здоровьесберегающей деятельности мы выделили информационно-потребностный критерий, который определяет развитость потребности в нормализации личностного здоровьесберегающего поведения.на основе приобретен-ной системы знаний о здоровой профессиональной деятельности.

Показателями информационно-потребностного критерия готовности к здоровьесберегающей деятельности мы определили:

- целостность знаний о профессиональном здоровье и здоровьесберегающей деятельности в хореографии;

- развитость потребности на ежедневную нормализацию личностного здоровьесберегающего поведения.

В ходе процесса формирования когнитивного компонента готовности студентов-хореографов к здоровьесберегающей деятельности мы определили следующие уровни сформированности информационно-потребностного критерия:

  • недостаточный: базовые знания о здоровьесберегающей деятельности в хореографии без проявления инициативы к их практической реализации;
  • достаточный: углубленные знания о здоровьесберегающей деятельности в хореографии, творчески воспроизводимые в практической деятельности;
  • высокий: глубокие знания о здоровьесберегающей деятельности в хореографии, организаторы в решении здоровьесберегающих проблем, вдохновляющие однокурсников своим примером.

Диагностика суждений студентов-хореографов о профессиональном здоровье и здоровьесберегающей деятельности в хореографии осуществлялась с помощью авторского теста («Самоконтроль знаний о здоровье и здоровьесберегающей деятельности в хореографии»). Целью применения авторского теста является оценка знаний о культуре здоровья артистов хореографических специальностей. Диагностика также проводилась с помощью авторской анкеты «Определение уровня развитости потребности хореографов к здоровьесбережению». Цель применения авторской анкеты является оценка практического отношения студентов-хореографов к своему профессиональному здоровью (Таблица 1).

 

Таб. 1. Оценка практического отношения хореографов к своему профессиональному здоровью (Evaluation of the practical attitude of choreographers to their professional health)

Критерий

Показатели

Уровни

Средства измерения

Информационно-потребностный критерий

(Развитость потребности в нормализации личностного здоровьесберегающего поведения.на основе приобретенной системы знаний о здоровой профессиональной деятельности).

Целостность знаний о профессиональном здоровье и здоровье-сберегающей деятельности в хореографии.

Развитость потребности на ежедневную нормализацию личностного здоровьесберегающего поведения.

Недостаточный – базовые знания о здоровьесберегающей деятельности в хореографии без проявления инициативы к их практической реализации;

 Достаточный – углубленныезнания о здоровьесберегающей деятельности в хореографии, творчески воспроизводимые в практической деятельности

Высокий – глубокие знания о здоровьесберегающей деятельности в хореографии, организаторы в решении здоровьесберегающих проблем, вдохновляющие однокурсников своим примером.

Авторский тест «Самоконтроль знаний о здоровье и здоровьесберегающей деятельности в хореографии»

 

 

 

Авторская анкета «Определение уровня развитости потребности хореографов к здоровьесбережению».

 

На констатирующем этапе эксперимента мы определили группу специалистов (профессионалов) действующих педагогов и балетмейстеров, обучающихся по специализированной программе дополнительного профессионального образования «Здоровьетворение в хореографии - основа долгой профессиональной карьеры» и имеющих практический опыт здоровьесбережения не менее 5 лет, а также выделили группу студентов-хореографов 1-4 курсов. Далее будет обозначено: (ЭГ1 – экспериментальная группа до эксперимента; ЭГ2- экспериментальная группа после эксперимента) [5].

На рисунке 1 представлены результаты информационно-потребностного критерия когнитивного компонента готовности к здоровьесберегающей деятельности. Среднее значение показателя «целостность знаний о профессиональном здоровье и здоровье-сберегающей деятельности в хореографии» (по авторскому тесту «Самоконтроль знаний о здоровье и здоровьесберегающей деятельности в хореографии») у группы ЭГ 1 студентов-хореографов - 33,5 баллов; у специалистов (профессионалов) действующих преподавателей и балетмейстеров - 85,1 балла. По показателю «развитость потребности на ежедневную нормализацию личностного здоровьесберегающего поведения.», который определялся с помощью авторской анкеты «Определение уровня развитости потребности хореографов к здоровьесбережению». Определен средний балл у студентов-хореографов – 23,8, что свидетельствует о том, что развитость практической потребности на ежедневную нормализацию личностного здоровьесберегающего поведения.у них можно назвать достаточной. У специалистов (профессионалов) этот уровень – 42 балла. То есть уровень развитости практической потребности специалистов на ежедневную нормализацию личностного здоровьесберегающего поведения можно назвать высоким. Менее трети студентов имеют недостаточный уровень развитости практической потребности на ежедневную нормализацию личностного здоровьесберегающего поведения.

 

Рис. 1. Сравнение ЭГ 1 студентов-хореографов и профессионалов (преподавателей и балетмейстеров) на первом (констатирующем) этапе по показателям знания и потребность информационно-потребностного критерия готовности к здоровьесберегающей деятельности

 

Различия установлены по всем показателям на высоком уровне значимости (р≤0,01).

Таким образом, группа специалистов (профессионалов) действующих педагогов и балетмейстеров, обучающихся по специализированной программе дополнительного профессионального образования «Здоровьетворение в хореографии - основа долгой профессиональной карьеры» и имеющих опыт здоровьесберегающей деятельности не менее 5лет, более благополучна по всем исследуемым нами характеристикам. Исходя из этого, мы поставили перед собой задачу совершенствовать целостность знаний о профессиональном здоровье и развитость потребности студентов-хореографов на ежедневную нормализацию личностного здоровьесберегающего поведения в целях повышения их готовности к здоровьесберегающей деятельности [6, c.270].

Решение данной задачи позволило нам на формирующем этапе эксперимента предложить студентам курс проблемных лекций о профессиональном здоровье и здоровьесберегающей деятельности в хореографии, включающих аудио- и видеоматериалы, содержание которых влияет на эмоциональную сферу личности с целью формирования у них потребности быть профессионально здоровым. Курс проблемных лекций «Аспекты профессионального здоровья и факторы профессионального нездоровья хореографов» как интерактивный метод обучения студентов-хореографов профессиональной деятельности был проведен с целью сосредоточения внимания студентов на проблемах, связанных со здоровьем и его потерей в профессиональной деятельности. Суть проблемной лекции заключается в том, что по ходу изложения учебно-методического материала преподаватель хореографии специально обращает внимание студентов на проблемы, связанные с потерей здоровья в процессе обучения. Преподаватель втягивает студентов в анализ существующих проблем в хореографии. Студенты при этом находятся в ключевой позиции, они активно отвечают на вопросы преподавателя и однокурсников, высказывают свое мнение по ряду вопросов и противопоставляют его мнению всей аудитории, свободно вступают в полемику с преподавателем. В отличие от традиционной лекции, где знание сообщается как подлежащий запоминанию материал, на проблемной лекции знание устанавливается как неизвестное составляющее, как проблема, которую необходимо разрешить, поэтому при использовании данного метода акт познания студентов приближается к научной, исследовательской деятельности, что порождает активность сознания и творчество мысли студентов. Первостепенной задачей преподавателя, включающего в свою работу проблемные лекции, будет применение психологического влияния на эмоциональную сферу личности студентов, с помощью видео и аудио материалов, демонстрирующих всемирную статистику последствий рассматриваемых проблем. Студентам-хореографам был представлен материал, в котором их ознакомили с причинными факторами, механизмами, закономерностями и следствием профессионального нездоровья хореографов. Особое внимание было уделено развитию потребности студентов-хореографов к ежедневной нормализации личностного здоровьесберегающего поведения и индивидуальной мотивации, в соответствии с практическим опытом здоровьесберегающей деятельности в ходе эксперимента. Применение коллективного метода работы было действенным в целях выявления индивидуальных усилий и способностей каждого, он оказался естественным стимулом здоровой конкуренции и боевого духа состязаний. Применение нами метода индивидуальной работы было действенным в целях сохранения личностного резерва здоровья каждого студента-хореографа и содействия ему в развитии неповторимой индивидуальности. Благодаря использованным нами методам, у студентов стало прослеживаться осознание того, что сохранение профессионального здоровья является необходимым условием профессиональной карьеры хореографа.

На начало экспериментальной деятельности развитость потребности на ежедневную нормализацию личностного здоровьесберегающего поведения и целостность знаний о профессиональном здоровье в хореографии у участников контрольной (КГ 1 – контрольная группа до эксперимента) и экспериментальной групп (ЭГ1 – экспериментальная группа до эксперимента) находились на одном уровне, что свидетельствует об однородности знаний в обеих группах и равноценной развитости потребности на ежедневную нормализацию личностного здоровьесберегающего поведения. Анализ полученных результатов показал, что практически все студенты-хореографы осведомлены о негативном воздействие на организм алкогольной, медикоментозной и наркотической зависимостей. Недостаточную осведомленность показали студенты-хореографы в знании причинных факторов психологических расстройств и в знании принципов здорового образа жизни хореографа. Пробелы обнаружены у студентов-хореографов в знании экспертизы трудоспособности при профессиональных повреждениях и заболеваниях опорно-двигательного аппарата, а также знании особенностей сексуальной культуре в хореографии. Анализ результатов развитости потребности показал, что практически все студенты-хореографы выполняют утренние закаливающие процедуры и испытывают удовольствие от просмотра спектаклей, относящихся к образцам мировой классической хореографии.

Формирующий этап эксперимента показал действенность предложенных нами проблемных лекций (системы знаний о профессиональном здоровье в хореографии). Полученные студентами-хореографами знания, спровоцировали развитие потребности к индивидуальным действиям в аспекте здоровьесбережения, о чем свидетельствуют показатели развитости потребности студентов-хореографов на ежедневную нормализацию личностного здоровьесберегающего поведения. На рисунке 2 представлены результаты формирующего этапа исследования информационно-потребностного критерия готовности студентов-хореографов к здоровьесберегающей деятельности.

 

Рис. 2. Сравнение (ЭГ 1 и ЭГ 2) усредненных результатов информационно-потребностного критерия готовности у студентов-хореографов

 

Результаты исследования информационно-потребностного критерия готовности при помощи авторского теста «Самоконтроль знаний о здоровье и здоровьесберегающей деятельности в хореографии» показали, что знания выше у студентов ЭГ 2 – средний балл в их группе 77,8, тогда как у студентов ЭГ 1– 33,5 балла.

Определение уровня развитости потребности студентов-хореографов ЭГ 1 на ежедневную нормализацию личностного здоровьесберегающего поведения. дало средний балл 23,8. У студентов-хореографов ЭГ 2 средний балл значимо выше - 33,8 [4].

Методом Манна-Уитни [8] между Э1 и Э2 установлены различия по уровню выраженности:

- целостность знаний (U=294; р≤0,01);

- развитость потребности (U=226; р≤0,01) (Таблица2).

Между КГ 1 и КГ 2 различий нет.

 

Таб. 2. Различия в показателях «Знания» и « потребность» к реализации здоровьесберегающей деятельности» информационно-потребностного критерия готовности в экспериментальной группе до и после экспериментального обучения (Differences in the indicators "Knowledge" and " Need for the implementation of health-saving activities" of the information-demand criterion of readiness in the experimental group before and after experimental training)

Параметры сравнения

Средние значения

Критерий достоверности

 

 До и после эксперимента

 

ЭГ1

ЭГ2

U- Критерий

Уровень значимости

Знания

 

33,5

 

77,8

 

294,000

 

P= 0,000

 Потребность

 

23,8

 

33,8

 

226,000

 

P= 0,000

 

Анализ полученных результатов свидетельствует о том, что у студентов-хореографов экспериментальной группы значительно повысился уровень знаний о профессиональном здоровье и здоровьесберегающей деятельности в хореографии, что значительно повлияло и на развитость потребности в их реализации. Повышение показателей информационно-потребностного критерия готовности к здоровьесберегающей деятельности объясняется целенаправленным ориентированием студентов-хореографов на проблемы, связанные с профессиональным здоровьем и здоровьесберегающей деятельностью в хореографии. Также большое значение оказало эмоциональное воздействие на психическую сферу студентов-хореографов, с помощью видео и аудио материалов, демонстрирующих всемирную статистику последствий рассматриваемых проблем.

Выводы. Становится очевидным, что одним из путей подготовки студента-хореографа к долгой здоровой профессиональной деятельности может стать формирование у него когнитивной составляющей готовности к здоровьесберегающей деятельности, которая должна быть сформирована на этапе профессиональной подготовки в вузе, когда закладываются основы профессиональных знаний, умений и навыков, формируются компетенции будущего специалиста.

×

Об авторах

Кристина Владимировна Павинская

Самарский государственный институт культуры

Автор, ответственный за переписку.
Email: kristal-oriental@mail.ru

кандидат педагогических наук, доцент кафедры хореография

Россия, Самара

Список литературы

  1. Крымина, Е. П. Взаимозависимость личностного развития и нервно-психического здоровья студентов-хореографов в процессе социализации дис ... кандидата соц. наук: 14.00.52/ Крымина Елена Павловна. – Волгоград, 2005. – 134 с.
  2. Куркатов, С. В., Мельникова, Е. А. Особенности заболеваемости детей и подростков, обучающихся в специальных об-разовательных учреждениях хореографическому искусству / С.В. Куркатов, Е.А. Мельникова// Наука в центральной России. – 2013. – №12S. – 57-60 c.
  3. Марченкова, А. И. Проблемы травматизма в процессе обучения хореографическому искусству [Текст] / А. И. Марчен-кова, А. Л. Марченков // Педагогика: традиции и инновации: материалы II междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2012 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2012. — С. 172-174.
  4. Павинская, К. В Динамика готовности к здоровьесберегающей деятельности студентов-хореографов после участия их в образовательной программе «Здоровьесбережение в хореографии – основа профессионального долголетия» / К.В. Па-винская // «Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология». –2020. – Т. 9. – № 1(30). – С. 268-273.
  5. Павинская, К. В Модель формирования готовности к реализации здоровьесберегающей деятельности у студентов-хореографов / К.В. Павинская // Международный научно-исследовательский журнал. – 2017. – № 3-1 (57). – С. 43–47.
  6. Павинская, К. В. Формирование готовности студентов-хореографов к здоровьесберегающей деятельности: диссерта-ция..кандидата педагогических наук: 13.00.08/ Павинская Кристина Владимировна;[Место защиты: ФГБОУ ВО «Самар-ский государственный социально-педагогический университет»]. – Самара,2020. – 282 с: ил.
  7. Попов, А. А. Организация здорового образа жизни студентов в вузе как условие профессиональной подготовки: дис ... канд. пед. наук: 13.00.08 / Попов Андрей Александрович. — Кемерово, 2011. – 201 с.
  8. Сидоренко, Е. В. Метод математической обработки в психологии / Е.В. Сидоренко. – СПб: 000 «Речь», 2002. – 350 с.
  9. Соковикова, Н. В. Психология балета. Психология танцевальной деятельности: учебное пособие для студентов хорео-графических отделений в учреждениях высшего образования / Соковикова Наталья Викторовна; Негос. образоват. учреждение (высш. учеб. заведение) Сиб. независимый ин-т. – Новосибирск: Новосибирский издательский дом, 2012.
  10. Соковикова, Н. В Психологические условия оптимизации развития специальных танцевальных способностей: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. псих. наук: 19.00. 01/ Соковикова Наталья Викторовна. - Новосибирск, 2003. – 26 с.
  11. Соснина, И. Г. Специальные способности артиста балета: Природа, структура, диагностика: дис ... канд. пед. наук: 19.00. 01/ Соснина Ирина Григорьевна. – Пермь,1997. – 155 с.
  12. Щербина, А. И. Формирование духовно-нравственной культуры будущих педагогов дошкольных образовательных учреждений: Дис. канд. пед наук. – М., 2013.
  13. Юнусова, Е. Б. Хореографическое искусство как средство нравственного воспитания детей старшего дошкольного воз-раста в дополнительном образовании ДОУ/ Е.Б. Юнусова // Научный потенциал. – 2011. – №2. – С. 78-81.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML
2. Рис. 1. Сравнение ЭГ 1 студентов-хореографов и профессионалов (преподавателей и балетмейстеров) на первом (констатирующем) этапе по показателям знания и потребность информационно-потребностного критерия готовности к здоровьесберегающей деятельности

Скачать (104KB)
3. Рис. 2. Сравнение (ЭГ 1 и ЭГ 2) усредненных результатов информационно-потребностного критерия готовности у студентов-хореографов

Скачать (112KB)

© Павинская К.В., 2023

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах